Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 08:52, курсовая работа
Актуальность этой темы, еще заключается в том, что мы можем со стороны рассмотреть и оценить право, которое существует сейчас в России, используя при этом опыт иностранных государств.
Таким образом при раскрытии темы необходимо: изучить литературу по проблемам правовой карты мира; анализ особенностей Англо-саксонской и романо-германскую правовые системы; характеристика мусульманского права, формулировка выводов.
Введение……………………………………………………………………….
2
1. Понятие и классификация правовых систем………………………….
4
1.1 Определение понятия «правовая система»…………………………..
4
1.2 Основные классификации правовых систем…………………………
6
2. Особенности структуры романо-германских правовых систем…...
8
3. Особенности структуры англосаксонской правовой системы…….
13
4 . Особенности структуры системы религиозно-традиционного права…………………………………………………………………………...
18
Заключение……………………………………………………………………
22
Список используемой литературы………………………………………...
23
Английское право в отличие от континентального развивалось не в университетах, не учеными-юристами, не доктринально, а юристами-практиками. Отсюда некоторая стихийность и необозримость правового массива, отсутствие рациональных начал и строгой логики в его построении.
Для английского права не свойственна строгая отраслевая классификация, хотя базовые отрасли получили устойчивое развитие. Более весомы правовые институты. Бросается в глаза, с одной стороны, отсутствие деления права на частное и публичное, с другой – безусловный приоритет процедурного права над материальным. Формы исков, доказательства, процедурные правила, в частности преимущественно устное и непрерывное судопроизводство, краткость мотивации, строгий ритуал вынесения решения, включение административных дел в орбиту квазисудебного разбирательства, – такова специфика. Понятно, почему нормы права скорее казуистичны, «привязаны» к конкретному делу, чем абстрактны.
Отсюда весьма
своеобразны некоторые
И все же консерватизм постулатов общего права подвергается напору времени. Возрастает роль закона, заметно воздействует международное и наднациональное право. Меняются правовые концепции и подходы английских юристов к правотворчеству и правоприменению.
Как видно, в английском праве много своеобразия, повлиявшего на структуру общего права.
Несмотря на это, в последние десятилетия английское законодательство приобретает все более систематизированный характер. В 1965 г. была создана Правовая комиссия для Англии, которой поручено готовить проекты крупных консолидированных законодательных актов в различных отраслях права, с тем, чтобы в перспективе «провести реформу всего права Англии вплоть до его кодификации».18 Параллельно с ней действуют комитеты по пересмотру гражданского и уголовного законодательства, а также различные королевские комиссии, которым поручается подготовка отчетов о состоянии законодательства по определенному вопросу и вынесение предложений по его совершенствованию. В результате осуществления ряда весьма последовательных реформ, крупными консолидированными актами ныне регулируется подавляющее большинство правовых институтов, хотя до сих пор ни одна отрасль английского права не кодифицирована полностью.
4 Особенности структуры системы религиозно-традиционного права
Мусульманское право оказывает глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в наше время остается весьма широкой, что определяется тесными связями мусульманского права с исламом, как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Из всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с государством и правом. Важное значение мусульманского права в качестве нормативного регулятора и идейно – политического фактора заставляет обратиться к исследованию его специфических черт, как самостоятельной правовой системы. На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе «веры и государства», религия и право, многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и правовая культура, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то по существу совпадают с указанными правилами, и не играют самостоятельной роли. Среди многих ученых утвердилось мнение о неразрывном единстве религиозных и правовых норм.19
Многие исследователи придерживаются мнения, что поведение мусульманина получает прежде всего религиозную оценку, а главным средством обеспечения норм мусульманского права является религиозная санкция за их нарушение. Наказание за нарушение норм мусульманского права, даже если оно исходит от государства, воспринимается в конечном счете как «Божественная кара», поскольку важнейшей задачей мусульманского государства «есть исполнение воли Аллаха на земле».20
Но, однако, соотношение в исламе правовых и не правовых нормативных предписаний сложнее и тоньше, чем может показаться на первый взгляд. Подход к мусульманскому праву, только как религиозному явлению не учитывает того обстоятельства, что несмотря на прочную связь юридических норм ислама с религиозными и нравственными, их переплетения, а иногда и слияния, между данными категориями норм в целом имеются и существенные отличия.
Анализ нормативного содержания мусульманского права позволяет сделать вывод, что не все юридические нормы в равной степени основаны на исламе как религиозной догме, или системе чисто религиозных нормативных предписаний. Наиболее прочно связана с религией лишь те немногочисленные, конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран или сунну. К ним относятся, например, отдельные стороны брачно-семейных отношений или вопросы наследования, несколько условно-правовых предписаний.
Они отличаются от других норм мусульманского права тем, что по существу совпадают по определенным образцам поведения с соответствующими религиозными нормативными положениями и (в отдельных случаях) нравственными требованиями, освещенными исламом. Именно потому, что их религиозные «дубликаты» закреплены в Коране и сунне, сами нормы мусульманского права этой разновидностью рассматриваются как имеющие непосредственно «Божественное произношение» и неизменяемые.21 Однако подобные предписания – весьма скромная часть мусульманского права. Большая часть норм, была введена в оборот правоведами на основе чисто логических, рациональных приемов толковании (иджтихад). По признанию самих мусульманских исследователей, если Коран и сунна содержат все правила религиозного культа (ибадад), то норм взаимоотношения людей (муамалат), закрепленных этими источниками, очень мало по сравнению с нормативным составом мусульманского права в целом. Это значит, что большинство норм «муамалат» не связано непосредственно с «Божественным откровением» и не имеет аналогов в системе мусульманских религиозных правил поведения. Главное их качество (норм муамалат) заключается в рациональной обоснованности и способности изменяться (развиваться).22
Юридические правила поведения тесно связаны с религиозными нормами и взаимодействуют с ними. Однако относительно небольшое число норм мусульманского права возникло на основе соответствующих религиозных предписаний, а преобладающая их часть имеет к религии лишь косвенное отношение. Поэтому связи мусульманского права с религией характеризуются противоречивыми моментами: с одной стороны имеется немало правовых и религиозных норм, совпадающих по своему содержанию и осуществляемых через деятельность как религиозных учреждений (которые являются одновременно элементом государственного механизма) так и собственно государственных органов, участвующих в выполнении регулятивной функции религиозной системы; с другой – наблюдаются существенные различия между религиозной и правовой системами социально-нормативного регулирования. Эти различия проявляются как в том, что государство поддерживает возможностью своего принуждения, отнюдь не все религиозные нормы, так и в формировании большинства норм мусульманского права, без непосредственной связи с религиозными предписаниями, в применении юридических норм не только мусульманскими судами (выполняющими функции религиозных норм в качестве чисто религиозных учреждений) но и светскими (государственными) судебными органами (полиция, светские суды).
Можно поэтому говорить о своеобразном различии и единстве правовых и неправовых норм в исламе. В целом мусульманское право не сливается с религией и не выступает частью ислама, как религиозной системы, хотя многие его нормы совпадают с религиозными правилами поведения.
В 19 веке в положении мусульманского права произошли существенные изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей. К началу 20 века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых арабских стран, с некоторыми отступлениями стали строится по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) – Египет, Сирия, Ливан; и англо-саксонскому – Ирак, Судан.23 За мусульманским правом здесь сохранилась роль регулятора брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений среди мусульман (иногда и не мусульман), что объяснялось все еще сохранившимся пережитком феодализма и глубоким влиянием ислама на общественное сознание.
В настоящее время ни в одной из рассмотренных стран мусульманское право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы действующих правовых норм.
Исключение составляет лишь Турция, где в 20 годы мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа, составленным на основе заимствованных с западно-европейских моделей.24
В конечном счете
направление и глубина
Заключение
В данной работе были рассмотрены основные правовые системы современности. Хотелось бы сказать, что, наверно, нет идеальной правовой системы. Все системы имеют свои плюсы и минусы.
Например, в странах романо-германской правовой системы четко систематизированы нормы права. Юристу в таких странах не представляет особого труда найти ту или иную норму. Существуют и свои минусы. Доктрина, отождествляющая право и закон может сыграть отрицательную роль.
У англосаксонской правовой системы плюс в том, что оно ближе к практике, однако поиск соответствующего прецедента очень затруднен, несмотря на современные электронные технологии.
В последнее время, в ходе развития международного права, торговых и экономический отношений между странами стали появляться «гибридные правовые системы». Таким образом в странах романо-германской правовой системы стал использоваться судебный прецедент, а в странах англо-саксонской правовой системы стала производиться кодификация. Мусульманское право подверглось вестирнезации.
Так же не стоит исключать тот факт, что национальные правовые системы стран, принадлежащих к одной правовой системы имеют существенные различия.
Список используемой литературы
1. Байтам М.И.
Право и правовая система:
2. Мисроков З.Х. Феномен мусульманского права в процессах динамики систем права России (19 – 21 века) // Журнал российского права. 2002ю № 10.
3. Муромец Г.И.
Обычное право в культурно-
4. Козлов Т.Д. Религиозная правовая традиция. Мусульманское право // Право и государство. 2008. №5. С.9
5. Боягова В.В.
Римская правовая традиция и
проблемы строения системы
6. Азнагулова
Г.М. К вопросу о влиянии
глобализации на
7. Ралько В.В.
Трансформация правовых систем:
основные научные подходы,
8. Марочкин С.Ю.
Нормы и источники
9. Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М. Теория государства и права // Право и государство. 1998 г.
10. Алексеев С. С. Теория права // Государство и право 1995 г. № 6
1 Байтам М.И. Право и правовая система: вопросы соотношения // Право и политика. 2000. №4.
2 Алексеев С. С. Теория права // Государство и право 1995 г. № 6
3 Алексеев С. С. Теория права // Государство и право 1995 г. № 6
4 Азнагулова Г.М. К вопросу о влиянии глобализации на взаимодействие правовых систем // Право и государство. 2009. №8. С. 14.
5 Азнагулова Г.М. К вопросу о влиянии глобализации на взаимодействие правовых систем // Право и государство. 2009. №8. С. 14.
6 Азнагулова Г.М. К вопросу о влиянии глобализации на взаимодействие правовых систем // Право и государство. 2009. №8. С. 14.
7 Байтам М.И. Право и правовая система: вопросы соотношения // Право и политика. 2000. №4.
8 Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М. Теория государства и права // Право и государство. 1998 г.
9 Байтам М.И. Право и правовая система: вопросы соотношения // Право и политика. 2000. №4.