Правовые системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 08:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этой темы, еще заключается в том, что мы можем со стороны рассмотреть и оценить право, которое существует сейчас в России, используя при этом опыт иностранных государств.
Таким образом при раскрытии темы необходимо: изучить литературу по проблемам правовой карты мира; анализ особенностей Англо-саксонской и романо-германскую правовые системы; характеристика мусульманского права, формулировка выводов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….
2
1. Понятие и классификация правовых систем………………………….
4
1.1 Определение понятия «правовая система»…………………………..
4
1.2 Основные классификации правовых систем…………………………
6
2. Особенности структуры романо-германских правовых систем…...
8
3. Особенности структуры англосаксонской правовой системы…….
13
4 . Особенности структуры системы религиозно-традиционного права…………………………………………………………………………...

18
Заключение……………………………………………………………………
22
Список используемой литературы………………………………………...
23

Файлы: 1 файл

конституционное кр.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

Английское  право в отличие от континентального развивалось не в университетах, не учеными-юристами, не доктринально, а юристами-практиками. Отсюда некоторая стихийность и необозримость правового массива, отсутствие рациональных начал и строгой логики в его построении.

Для английского  права не свойственна строгая отраслевая классификация, хотя базовые отрасли получили устойчивое развитие. Более весомы правовые институты. Бросается в глаза, с одной стороны, отсутствие деления права на частное и публичное, с другой – безусловный приоритет процедурного права над материальным. Формы исков, доказательства, процедурные правила, в частности преимущественно устное и непрерывное судопроизводство, краткость мотивации, строгий ритуал вынесения решения, включение административных дел в орбиту квазисудебного разбирательства, – такова специфика. Понятно, почему нормы права скорее казуистичны, «привязаны» к конкретному делу, чем абстрактны.

Отсюда весьма своеобразны некоторые нормативные  понятия 'и термины, которые имеют  неадекватное континентальному праву  содержание либо присущи только или преимущественно английскому праву. Например, институт «траста» (доверительной собственности) является традиционно английским, общее понятие «вина» не имеет значения при оценке конкретных видов неправомерного поведения. Давняя и систематическая публикация сборников судебной практики, сборников статутов, обзоров компенсирует отсутствие официального органа опубликования законов.

И все же консерватизм постулатов общего права подвергается напору времени. Возрастает роль закона, заметно воздействует международное и наднациональное право. Меняются правовые концепции и подходы английских юристов к правотворчеству и правоприменению.

Как видно, в  английском праве много своеобразия, повлиявшего на структуру общего права.

Несмотря на это, в последние десятилетия английское законодательство приобретает все более систематизированный характер. В 1965 г. была создана Правовая комиссия для Англии, которой поручено готовить проекты крупных консолидированных законодательных актов в различных отраслях права, с тем, чтобы в перспективе «провести реформу всего права Англии вплоть до его кодификации».18 Параллельно с ней действуют комитеты по пересмотру гражданского и уголовного законодательства, а также различные королевские комиссии, которым поручается подготовка отчетов о состоянии законодательства по определенному вопросу и вынесение предложений по его совершенствованию. В результате осуществления ряда весьма последовательных реформ, крупными консолидированными актами ныне регулируется подавляющее большинство правовых институтов, хотя до сих пор ни одна отрасль английского права не кодифицирована полностью.

 

 

4 Особенности структуры системы религиозно-традиционного права  

 

Мусульманское право оказывает глубокое влияние  на историю развития государства  и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в наше время остается весьма широкой, что определяется тесными связями мусульманского права с исламом, как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Из всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с государством и правом. Важное значение мусульманского права в качестве нормативного регулятора и идейно – политического фактора заставляет обратиться к исследованию его специфических черт, как самостоятельной правовой системы. На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе «веры и государства», религия и право, многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и правовая культура, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то по существу совпадают с указанными правилами, и не играют самостоятельной роли. Среди многих ученых утвердилось мнение о неразрывном единстве религиозных и правовых норм.19

Многие исследователи  придерживаются мнения, что поведение  мусульманина получает прежде всего  религиозную оценку, а главным  средством обеспечения норм мусульманского права является религиозная санкция  за их нарушение. Наказание за нарушение норм мусульманского права, даже если оно исходит от государства, воспринимается в конечном счете как «Божественная кара», поскольку важнейшей задачей мусульманского государства «есть исполнение воли Аллаха на земле».20

Но, однако, соотношение в исламе правовых и не правовых нормативных предписаний сложнее и тоньше, чем может показаться на первый взгляд. Подход к мусульманскому праву, только как религиозному явлению не учитывает того обстоятельства, что несмотря на прочную связь юридических норм ислама с религиозными и нравственными, их переплетения, а иногда и слияния, между данными категориями норм в целом имеются и существенные отличия.

Анализ нормативного содержания мусульманского права позволяет  сделать вывод, что не все юридические нормы в равной степени основаны на исламе как религиозной догме, или системе чисто религиозных нормативных предписаний. Наиболее прочно связана с религией лишь те немногочисленные, конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран или сунну. К ним относятся, например, отдельные стороны брачно-семейных отношений или вопросы наследования, несколько условно-правовых предписаний.

Они отличаются от других норм мусульманского права  тем, что по существу совпадают по определенным образцам поведения с соответствующими религиозными нормативными положениями и (в отдельных случаях) нравственными требованиями, освещенными исламом. Именно потому, что их религиозные «дубликаты» закреплены в Коране и сунне, сами нормы мусульманского права этой разновидностью рассматриваются как имеющие непосредственно «Божественное произношение» и неизменяемые.21 Однако подобные предписания – весьма скромная часть мусульманского права. Большая часть норм, была введена в оборот правоведами на основе чисто логических, рациональных приемов толковании (иджтихад). По признанию самих мусульманских исследователей, если Коран и сунна содержат все правила религиозного культа (ибадад), то норм взаимоотношения людей (муамалат), закрепленных этими источниками, очень мало по сравнению с нормативным составом мусульманского права в целом. Это значит, что большинство норм «муамалат» не связано непосредственно с «Божественным откровением» и не имеет аналогов в системе мусульманских религиозных правил поведения. Главное их качество (норм муамалат) заключается в рациональной обоснованности и способности изменяться (развиваться).22

Юридические правила  поведения тесно связаны с  религиозными нормами и взаимодействуют  с ними. Однако относительно небольшое  число норм мусульманского права возникло на основе соответствующих религиозных предписаний, а преобладающая их часть имеет к религии лишь косвенное отношение. Поэтому связи мусульманского права с религией характеризуются противоречивыми моментами: с одной стороны имеется немало правовых и религиозных норм, совпадающих по своему содержанию и осуществляемых через деятельность как религиозных учреждений (которые являются одновременно элементом государственного механизма) так и собственно государственных органов, участвующих в выполнении регулятивной функции религиозной системы; с другой – наблюдаются существенные различия между религиозной и правовой системами социально-нормативного регулирования. Эти различия проявляются как в том, что государство поддерживает возможностью своего принуждения, отнюдь не все религиозные нормы, так и в формировании большинства норм мусульманского права, без непосредственной связи с религиозными предписаниями, в применении юридических норм не только мусульманскими судами (выполняющими функции религиозных норм в качестве чисто религиозных учреждений) но и светскими (государственными) судебными органами (полиция, светские суды).

Можно поэтому  говорить о своеобразном различии и  единстве правовых и неправовых норм в исламе. В целом мусульманское  право не сливается с религией и не выступает частью ислама, как  религиозной системы, хотя многие его  нормы совпадают с религиозными правилами поведения.

В 19 веке в положении  мусульманского права произошли  существенные изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному  на заимствовании буржуазных правовых моделей. К началу 20 века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых арабских стран, с некоторыми отступлениями стали строится по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) – Египет, Сирия, Ливан; и англо-саксонскому – Ирак, Судан.23 За мусульманским правом здесь сохранилась роль регулятора брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений среди мусульман (иногда и не мусульман), что объяснялось все еще сохранившимся пережитком феодализма и глубоким влиянием ислама на общественное сознание.

В настоящее  время ни в одной из рассмотренных  стран мусульманское право не является единственным действующим  правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы действующих правовых норм.

Исключение  составляет лишь Турция, где в 20 годы мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством буржуазного  типа, составленным на основе заимствованных с западно-европейских моделей.24

В конечном счете  направление и глубина воздействия  мусульманского права на современные  правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым  ею уровнем экономического и культурного  развития.

 

Заключение

 

В данной работе были рассмотрены основные правовые системы современности. Хотелось бы сказать, что, наверно, нет идеальной  правовой системы. Все системы имеют  свои плюсы и минусы.

Например, в  странах романо-германской правовой системы четко систематизированы нормы права. Юристу в таких странах не представляет особого труда найти ту или иную норму. Существуют и свои минусы. Доктрина, отождествляющая право и закон может сыграть отрицательную роль.

У англосаксонской  правовой системы плюс в том, что оно ближе к практике, однако поиск соответствующего прецедента очень затруднен, несмотря на современные электронные технологии.

В последнее  время, в ходе развития международного права, торговых и экономический  отношений между странами стали  появляться «гибридные правовые системы». Таким образом в странах романо-германской правовой системы стал использоваться судебный прецедент, а в странах англо-саксонской правовой системы стала производиться кодификация. Мусульманское право подверглось вестирнезации.

Так же не стоит  исключать тот факт, что национальные правовые системы стран, принадлежащих  к одной правовой системы имеют  существенные различия.

 

Список  используемой литературы

 

1. Байтам М.И.  Право и правовая система: вопросы  соотношения // Право и политика. 2000. №4.

2. Мисроков З.Х.  Феномен мусульманского права  в процессах динамики систем  права России (19 – 21 века) // Журнал  российского права. 2002ю № 10.

3. Муромец Г.И.  Обычное право в культурно-историческом  контексте // История государства  и права. 2010. №13. С.И. с.17

4. Козлов Т.Д.  Религиозная правовая традиция. Мусульманское право // Право и  государство. 2008. №5. С.9

5. Боягова В.В.  Римская правовая традиция и  проблемы строения системы права  в странах романо-германской правовой  семьи // Право и государство. 2009. №9. С.Л 10.

6. Азнагулова  Г.М. К вопросу о влиянии  глобализации на взаимодействие  правовых систем // Право и государство. 2009. №8. С. 14.

7. Ралько В.В.  Трансформация правовых систем: основные научные подходы, перспективы  процесса // Государство и право. 2010. №1. С. 111.

8. Марочкин С.Ю.  Нормы и источники международного  права в правовой системе России: проблема освоение в теории  и развития в законодательстве  конституционного принципа // Государство  и право. 2010. №11. С.26.

9. Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М.  Теория государства и права // Право и государство. 1998 г.

10. Алексеев С. С.   Теория права // Государство и право 1995 г. № 6

1 Байтам М.И. Право и правовая система: вопросы соотношения // Право и политика. 2000. №4.

2 Алексеев С. С.   Теория права // Государство и право 1995 г. № 6

3 Алексеев С. С.   Теория права // Государство и право 1995 г. № 6

4 Азнагулова Г.М. К вопросу о влиянии глобализации на взаимодействие правовых систем // Право и государство. 2009. №8. С. 14.

5 Азнагулова Г.М. К вопросу о влиянии глобализации на взаимодействие правовых систем // Право и государство. 2009. №8. С. 14.

6 Азнагулова Г.М. К вопросу о влиянии глобализации на взаимодействие правовых систем // Право и государство. 2009. №8. С. 14.

7 Байтам М.И. Право и правовая система: вопросы соотношения // Право и политика. 2000. №4.

8 Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М.  Теория государства и права // Право и государство. 1998 г.

9 Байтам М.И. Право и правовая система: вопросы соотношения // Право и политика. 2000. №4.

Информация о работе Правовые системы