Перспективы и проблемы отношений Белоруссии и Европейского Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 01:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании истории и динамики взаимоотношений Республики Белоруссии и Европейского Союза.

Файлы: 1 файл

Белоруссия и ЕС.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

Однако, подобные события, конечно, могут повлиять на дальнейшее развитие отношений Белоруссии и  Евросоюза, но существенных изменений в стратегии отношений это не принесет. В частности, белорусский журналист Ю.А. Дракохруст в статье «Белоруссия – форпост «старой» Европы?» полагает, что «даже смена политической ситуации в стране и соответственно идеологических ориентиров может скорректировать эти геополитические предпочтения, но вряд ли изменит их кардинальным образом. На основании имеющихся данных можно выдвинуть осторожную гипотезу: если установки кардинально не изменятся и Белоруссия станет в перспективе членом Европейского союза, то ее место в объединенной Европе будет существенно отличаться от того, какое занимают «новобранцы» 2004 года: Белоруссия превратится в ново-старую Европу, форпост «старой Европы» на востоке нашего континента»21.

Однако, реализация политики «Восточного пространства» способствует не только появлению положительных тенденций, о которых мы упоминали выше, но и во многом усложняет взаимоотношения в связке «Белоруссия – ЕС – Россия».

Данный процесс разворачивается  на том этапе, когда Россия все  больше стремится к консолидации своей позиции как центральной фигуры в сфере безопасности на постсоветском пространстве. А изменившаяся геополитическая ситуация, динамично меняющаяся обстановка на внешних границах этого пространства свидетельствует о наличии угроз безопасности и нерушимости существующих границ. Поэтому, несмотря на очевидную эффективность предлагаемых ЕС конструкции, коренное расхождение в восприятии целей и задач создания такого пространства у Евросоюза и России остается прежним.

 

Глава 3:  Перспективы развития отношений между ЕС и Белоруссией

 

Перспективы отношений  Белоруссии и Евросоюза зависят  от того, насколько ЕС будет самостоятелен  в своей политике от США, заявил президент  Белоруссии Александр Лукашенко. «Перспективы наших отношений с ЕС, к сожалению, не лежат в плоскости ЕС - Белоруссия и дальнейшие перспективы отношений с Евросоюзом зависят, насколько ЕС будет более или менее самостоятелен в своей политике от США. Белоруссия для ЕС очень важное звено для экономики и политики. 20-25% природного газа в ЕС идет через Белоруссию, более 100 миллионов тонн нефти, или 40% всей нефти, которую Россия продает в ЕС, транспортируется через Белоруссию. Мы являемся транспортной артерией, и это ставит Белоруссию в ряд с важнейшими европейскими партнерами»22.

Активный диалог ЕС с Беларусью будет охватывать, в частности, вопросы социально-экономического развития, занятости, социальной политики и структурных реформ. ЕС будет поощрять усилия Беларуси, направленные на снижение бедности, создание рабочих мест, соблюдение основных трудовых норм и социальный диалог, уменьшение дисбаланса между регионами, улучшение условий труда, повышение эффективности социальной помощи и реформирование национальных систем социального обеспечения. Идея заключается в том, чтобы вступить в диалог по всем перечисленным вопросам с тем, чтобы проанализировать и оценить ситуацию, определить основные задачи и содействовать мерам, направленным на их решение.

ЕС будет поощрять усилия Беларуси, направленные на снижение бедности, создание рабочих мест, соблюдение основных трудовых норм и социальный диалог.

Другим важным направлением сотрудничества Евросоюза  и Белоруссии по является гуманитарная сфера взаимоотношений. Как одно из важнейших для будущих отношений ЕС-Беларусь обе стороны рассматривают сотрудничество в образовательной и гуманитарной сферах, в первую очередь, для молодежи: действует программа Erasmus Mundus – это программа сотрудничества и мобильности в области высшего образования, направленная на развитие Европейского Союза как всемирного центра совершенствования образовательного процесса. Ожидается, что число белорусских студентов и молодых ученых, участвующих в стипендиальных программах и программах обмена Европейской Комиссии, заметно возрастет.

Белоруссия начала процедуру присоединения к Болонскому процессу, подписав Конвенцию о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (Лиссабонскую конвенцию). Этот вопрос был обсужден в январе 2005 года и было принято решение о введении двухступенчатой системы с учетом белорусской специфики, а именно, сохранена подготовка специалистов в качестве первой ступени высшего образования, а магистратура сориентирована на подготовку к аспирантуре23.

Уже в 2010 году, по словам А. Лукашенко вступление Белоруссии в общеевропейскую образовательную систему стало реальностью: «Вступление Белоруссии в Болонский процесс будет способствовать сближению образовательных стандартов национальной и европейской систем высшего образования, усилению интеграции сфер науки, образования, повышению привлекательности национальной системы высшего образования для иностранных абитуриентов»24.

Как известно, начало, так  называемому, Болонскому процессу было положено подписанием Болонской  декларации 19 июня 1999 года представителями 29 европейских стран. Болонская конвенция не носит характер международного правового документа, а потому не является обязательной для исполнения. Ни одна страна не может быть принуждена к присоединению к данному процессу.

В качестве основной цели данного процесса его участники декларируют создание к 2010 году единого европейского пространства высшего образования, повышение международной конкурентоспособности европейской системы, продвижение её по всему миру. Болонский процесс – это реакция учебных заведений Европы на явление глобализации. Участвуя в нем, в частности, Российская Федерация и теперь Республика Белоруссия, стремятся к дальнейшему развитию взаимной академической мобильности и сотрудничества в области образования и науки, при этом соблюдая принципы и положения Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе 1997 года.

Участие Белоруссии в данном процессе позволит ее университетам начать интеграцию в европейское образовательное сообщество. Учитывая тот факт, что высшее образование находится на пересечении научно-исследовательской деятельности, обучения и инноваций, оно должно расцениваться как главная опора европейской конкурентоспособности.

Особое внимание уделяется также вопросам приграничного сотрудничества и эффективного управления границами. В частности, в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства ведется работа по ряду проектов, направленных на борьбу с торговлей людьми, наркотиками, нелегальной миграцией.

Другим важным направлением дальнейшего сотрудничества Белоруссии и Евросоюза является сфера прав человека и гражданина, соблюдение на территории Белоруссии мировых стандартов в данной области. Одной из составляющих демократического правового государства является наличие эффективной и независимой судебной власти. В течение последних лет в Республике Белоруссия были приняты новые гражданский, уголовный, уголовно-процессуальный кодексы и другие нормативные правовые акты, направленные на совершенствование судебной системы Белоруссии. В то же время, в целях наиболее полного обеспечения права граждан на судебную защиту представляется важным изучение вопросов дальнейшего совершенствования системы отправления правосудия в Республике Белоруссия в контексте международных стандартов, обеспечивающих право на судебную защиту, передового международного опыта. В этом направлении призван работать совместный проект Белоруссии и ЕС 2007 года «Содействие более широкому применению международных стандартов в области прав человека в процессе отправления правосудия в Республике Беларусь».

 Важно подчеркнуть, что в условиях развития современной международной системы в основе национальной безопасности, экономического процветания и глобальной стабильности лежат надежность и стабильность снабжения энергией25. Ранее призрачная угроза нехватки энергоносителей ныне становится все более реальной для многих стран. А значение транзитного пути через Причерноморье в ближайшие годы и десятилетия будет возрастать по мере того, как Европа займется диверсификацией поставок и попытками смягчить последствия российской монополии на энергию.

Поэтому важным элементом Европейской политики соседства является укрепление стратегического энергетического партнерства с соседними странами. «Газовый кризис» начала 2006-го, 2007-го, 2008-го и 2009-го годов, в ходе которого из-за разногласий, возникших между российскими и украинскими газовыми компаниями относительно цен и условий транзита российского газа, пострадал ряд стран — членов ЕС, еще раз подтвердил необходимость обеспечения бесперебойных, надежных и безопасных поставок энергоресурсов в ЕС.

Европейский Союз, являясь крупнейшим в мире импортером энергоресурсов (нефти и газа), окружен наибольшими запасами нефти и газа (Россия, Каспийский бассейн, Ближний Восток и Северная Африка). Его зависимость от импорта энергоресурсов будет постоянно возрастать: по текущим прогнозам, она увеличится с 50% в настоящее время до 70% в 2030 году. Соседние страны играют жизненно важную роль в обеспечении надежного снабжения ЕС энергоресурсами. Многие страны стремятся расширить свой доступ на энергетический рынок ЕС, выступая как действующие или будущие поставщики. Ключевые страны — транзитеры энергоресурсов – Украина и Беларусь.

Однако российская политика, учитывая стратегическую важность данного  рынка, не может строиться на самопожертвовании, а должна исходить из прагматических национальных интересов26. Адекватным же ответом на диверсификацию путей поставок топлива в ЕС в обход России и политику двойных стандартов в отношении российских энергокомпаний является коррекция сложившейся асимметрии энергоэкспорта в пользу восточного и южного направлений. Но по мере того как Москва будет стремиться сохранить свои позиции, а Запад – диверсифицировать поставки нефти и газа, сохранится и даже обострится соперничество не только вокруг альтернативных маршрутов, получения и транспортировки углеводородов, но и по ряду политических и экономических вопросов27. Данное предположение тем более очевидно, что осуществляемая в настоящее время политика серьезно портит конъюнктуру рынка и делает его менее привлекательным.

В этом контексте следует  учесть, что Россия, будучи практически полностью изолирована от международных процессов после окончания биполярного противостояния, столкнулась с попытками ее «сдерживания» в рамках новой формирующейся системы безопасности: политической, экономической, гуманитарной, энергетической. Быстрое расширение евроатлантических структур за счет бывших союзников Москвы и жесткое противодействие реинтеграционным тенденциям на основе добровольности и взаимной выгоды на территории постсоветского пространства обернулись ухудшением отношений в конце 90-х – начале 2000-х годов28.

Возвращаясь к современной  ситуации, следует отметить, что  позитивной переменой последних  лет на обоих политических полюсах  стало осознание того, что наличие ряда общих интересов в сфере региональной и внутренней безопасности – важный фактор будущего партнерства. Поэтому все стороны весьма заинтересованы в том, чтобы улучшить инфраструктуру, соединяющую энергосети ЕС и его партнеров, а также в сближении нормативно-правовых баз. Кроме того, расширение сотрудничества в энергетической сфере открывает взаимные возможности для предпринимательства и может способствовать социально-экономическому развитию и улучшению состояния окружающей среды.

В идеале - формирование системы, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов, взаимный учет интересов, при котором отношения основываются на устойчивых механизмах решения проблем – это гарантия эффективности и надежности. Подобная модель в долгосрочной перспективе возможна и во взаимоотношениях Белоруссии и Евросоюза с учетом российского «фактора», доминирующего на постсоветском пространстве в силу исторических, геополитических, экономических и гуманитарных предпосылок.

Таким образом, оперируя данными белорусского эксперта В. Улаховича, можно согласиться с его предложениями  по перспективам развития белорусско-европейских  отношений. С позиций рационализма, исходя из вышеуказанных факторов, можно спрогнозировать наиболее адекватную обстоятельствам международную ориентацию Беларуси в среднесрочной перспективе. Здесь следует опереться на три основных положения:

1. Максимально способствовать  прохождению через территорию  РБ трансъевропейских коммуникационных проектов.

2. Сохранить привилегированные отношения РБ с Россией и усилить прямой доступ к эксплуатации российских природных ресурсов. Стремиться сохранить роль одного из ведущих индустриальных регионов на российском экономическом пространстве.

3. Развивать двусторонние  экономические и политические связи с ЕС, стремясь при этом к установлению отношений стратегического партнерства между крупными промышленными предприятиями РБ и крупными корпорациями ЕС и формируя собственную идеологическую, культурную, политическую ниши в процессе европейской интеграции.

 

 

Заключение

 

Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать  вывод о том, что развитие политических и экономических отношений между  Европой и Белоруссией объективно соответствует общеевропейским интересам, что неоднократно декларировалось на самых различных уровнях как со стороны Белоруссии, так и со стороны ЕС, а также всех сопредельных с Белоруссией государств. Особое значение при этом имеет географическое положение Беларуси как транзитной страны и все более очевидная значимость стратегического сотрудничества Белоруссии с Россией. Недаром особого исследования заслуживает, так называемый, российский «фактор» во взаимоотношениях современной постсоветской Белоруссии и Европейского Союза.

Дальнейшие белорусско-европейские отношения будут, как и прежде, во многом определяться политической конъюнктурой, как в Европе, так и в самой Белоруссии. Свидетельством этому является и начальный этап установления взаимоотношений на двустороннем уровне, и последние события конца 2010 – начала 2011 годов на внутриполитическом поле Белоруссии, отразившиеся на состоянии белорусско-европейских связей.

Информация о работе Перспективы и проблемы отношений Белоруссии и Европейского Союза