Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 01:04, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании истории и динамики взаимоотношений Республики Белоруссии и Европейского Союза.
Таким образом, тенденция к прогрессу в торговле отражает растущую взаимозависимость экономик Белоруссии и ЕС: в Европе востребована белорусская продукция, в то время как для Белоруссии важны европейские рынки сбыта.
Одной из главных составляющих политического курса, с которым вступила в XXI столетие Россия, стало стремление восстановить во многом утраченное ею в предшествующий период влияние в международных делах. Не заявляя претензий на роль сверхдержавы, задачей стало закрепление в числе ведущих глобальных игроков в рамках отстаиваемой ею концепции многополярного мира8. В то же время, задача реинтеграции постсоветского пространства вокруг России до сих пор не реализована в полной мере. Напротив, продолжаются и даже активизируются процессы «сжатия» этого пространства: «цветные революции», расширение НАТО и ЕС на Восток, реализация транспортно-коммуникационных проектов в обход России, развитие новых форм альтернативной интеграции (ГУАМ) и проч.
В сформировавшейся после распада СССР международной системе Республика Белоруссия, как и любое другое государство, весьма зависима от происходящих за её пределами процессов. Исходя из этого, логичным становится сотрудничество со значимыми участниками международных отношений, тем более что в новых условиях, ее стратегический партнёр - Россия - не только не является противником Запада, но сама налаживает с ним равноценные и равноправные связи.
Важным фактором для преодоления существующих противоречий является то, что Россия и Белоруссия имеют глубокие и долгосрочные национальные интересы в Европе, а партнерство с данным регионом считают стратегически важным. В Концепции внешней политики Российской Федерации Европе впервые отведено центральное место среди внешнеполитических приоритетов государства, наряду со странами СНГ9. Во многом сходные задачи стоят перед Россией и в организации межгосударственных отношений с ее европейскими партнерами, входящими в Содружество Независимых Государств.
Что касается политики нового соседства 2004 года в контексте рассматриваемого нами российского «фактора» белорусско-европейских отношений, то следует отметить, что стремление быть равноправными партнерами объясняет отказ России считать себя как объектом, так и субъектом политики соседства Евросоюза, что обусловлено отношением к статусу «соседства» как к более низкому, чем статус «партнерства». Исходя из того, что концепция ЕС не должна противоречить ни двусторонним договоренностям и соглашениям с Евросоюзом, ни интеграционным процессам на пространстве СНГ, Россия придерживается позиции, что для тех стран, которые готовы воспользоваться инструментами концепции «Широкая Европа – новое соседство», она «призвана играть роль связующего звена во взаимном усилении интеграционных процессов поверх внешней границы Евросоюза, что может вполне эффективно реализоваться на межгосударственном уровне»10.
Если же рассматривать политику Белоруссии в контексте отношений Европейский Союз - Россия, то сближение Российской Федерации и Европейского Союза может отразиться на положении Белоруссии и на состоянии российско-белорусских отношений с положительной стороны. Будущее Европы невозможно без России, без ее участия в происходящих на континенте процессах11. А это, в свою очередь, способно снять существующее на современном этапе противоречие между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия, возникшее по причине стремления тесного сотрудничества с ЕС, в ущерб российско-белорусскому сотрудничеству.
Белоруссия, в данной ситуации, как бы оказывается в тени качественно нового российско-европейского соприкосновения. ЕС выступает основным внешнеэкономическим партнером России и расширение ЕС на восток усилит внешнеэкономическое значение ЕС для России. В ближайшие 10-15 лет Россия будет не в состоянии найти альтернативу рынку ЕС в качестве потребителя продуктов своего экспорта. Усиление европейской интеграции влечет за собою рост потребления странами ЕС российского сырья и дополнительно втягивает России в экономическое сотрудничество с ЕС. Неизбежное усиление экономической связки ЕС и России влечет за собою усиление технологической, финансовой, политической зависимости России от ЕС.
В целом это должно соответствовать проводимой как Россией, так и Белоруссией политике многовекторности, интересам безопасности и стабильности в регионе. Таким образом, дальнейшее укрепление российско-белорусских отношений означает не отход от Европы и европейских ценностей, а сближение с ней, в этом заключается взаимовыгодный и взаимопризнанный стратегический курс обеих стран12.
Поэтому в складывающейся
системе международных отношени
В сложившихся условиях Россия и Белоруссия, на наш взгляд, могут и должны оптимизировать свои отношения в таких направлениях, как политическое сотрудничество, совершенствование нормативно-правовой базы, приднестровское урегулирование, торгово-экономическое партнерство, социальная защита граждан, гуманитарное сотрудничество. При этом не следует забывать, что политические отношения занимают центральное положение во всей системе международных отношений. Взаимодействие стран лишь тогда становится полноценным, когда охватывает наряду с экономической политическую и ценностную сферы. В противном случае любые объемы экономического взаимодействия недостаточны для того, чтобы сохранить мир, безопасность и обеспечить региональную интеграцию14.
Расширения ЕС на Восток моделирует для Беларуси новую геополитическую ситуацию, которую еще предстоит оценить. Возникает целый комплекс новых внутриевропейских противоречий. События последних лет свидетельствуют, что появляется проблема реального равноправия в реформируемом Европейском Союзе. Экономическая специализация новых членов ЕС будет определяться потребностями развитых стран и регионов Союза. Формирование союзного центра неизбежно будет сопровождаться усилением формальной и неформальной иерархии стран-членов ЕС.
Новые члены ЕС изначально оказываются на низших этажах союзной иерархии. Расширение ЕС на восток требует безусловного установления отношений стратегического партнерства между ЕС и Россией.
По мере расширения ЕС на восток Беларусь оказывается в зоне экономического и геополитического притяжения ЕС. Основные параметры развития Белоруссии во все большей степени будут определяться влиянием ЕС.
Экономическая ориентация, развитие политической системы, идеологии, культура Беларуси также во все возрастающей степени будут испытывать давление со стороны ЕС. Беларусь трансформируется в страну, зависимую от процесса европейской интеграции и от ЕС.
В этой связи открывается совершенно новый взгляд на российско-белорусское стратегическое партнерство. Россия выступает фактором, который ослабляет зависимость Беларуси от ЕС. Сохранение тесных белорусско-российских отношений способно ослабить влияние на Беларусь ряда негативных тенденций европейской интеграции и уменьшить степень зависимости Белоруссии от ЕС15.
По прошествии почти двадцатилетнего периода трансформаций пришло время для подведения предварительных итогов сложных и неоднозначных процессов, когда за быстрой потерей старой системы последовала фаза становления новых интересов, которая протекала достаточно противоречиво16. Кроме того, в этот период на ход политических изменений в обеих странах стали заметно влиять глобальные процессы, которые носят все более сложный характер, а их воздействие оказывается неоднозначным.
Судя по последним тенденциям, в ЕС стали более благосклонно относиться к процессам экономической интеграции на постсоветском пространстве. Вместе с тем не стоит полагать, что страны СНГ, в том числе и Белоруссия, учитывая ее новую многоформатную направленность внешней политики, изменят свой внешнеполитический вектор, направленный на сближение с Европейским Союзом. Для подобных шагов Россия должна стать в большей степени привлекательна для государств постсоветского пространства. Поэтому повышение авторитета России на международной арене в стратегическом смысле потребует прежде всего собственных усилий и реформ.
Что касается Европейского Союза, то там подобные реформы носят планомерный характер. Диалог между постсоветскими государствами и странами Евросоюза приобрел новое измерение в связи с реализацией политики нового соседства, начатой еще в 2004 году, и последовавшей за ней программой 2009 года «Восточное партнерство». Главная ее задача – разделить преимущества расширения ЕС с ближайшими государствами-соседями, для которых в обозримом будущем нет перспектив на вступление в ЕС.
23 февраля 2009 г. в Брюсселе главами всех 27 стран – членов ЕС принято решение о включении Белоруссии в инициативу «Восточное партнерство». Это многонациональный форум, созданный странами-членами ЕС и шестью государствами Восточной Европы и Южного Кавказа — Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Молдовой и Украиной. Он предусматривает поэтапные интеграционные процессы, а в перспективе – это и зона свободной торговли, и безвизовый режим. Также планируется усилить региональное сотрудничество между странами — участницами проекта и ЕС на основе европейских стандартов. Эти события стали важным фактом внешней политики современной Белоруссии.
На данном этапе участие Белоруссии в инициативе «Восточное партнерство» ограничивается многосторонним измерением, однако в перспективе Минск имеет все шансы стать полноценным участником двустороннего партнерства.
Инициатива «Восточное партнерство» появилась в результате пересмотра ЕС Европейской политики соседства. В ближайшее время Европейский Союз не планирует расширение границ и включения новых членов в ЕС. А инициатива «Восточное партнерство» хоть и не предусматривает возможности членства в ЕС, но предполагает политическое и экономическое сближение, включая облегчение визового режима.
На начальной стадии существования программы Европейский Союз рассматривал инициативу «Восточного партнерства» как возможность укрепить межгосударственное сотрудничество с соседними странами на Востоке, планируя увеличить объем финансовой помощи Белоруссии, Украине, Грузии, Азербайджану, Армении и Молдове, а также создать там зоны свободной торговли.
В рамках реализации Восточного партнерства предусмотрена дополнительная финансовая поддержка в размере 350 млн. евро на период до 2013 года, а также перераспределение ресурсов в размере 250 млн. евро, которые в сумме составят 600 млн. евро на реализацию этой политики17.
Главные элементы «Восточного партнерства» - свободная торговля со странами ЕС, сотрудничество в вопросах свободного перемещения граждан через границы, финансирование совместных проектов, сотрудничество в области энергетической и социальной политики и оказание содействия в создании структур надлежащего управления.
Формат «круглого стола» - принципиально новый элемент «Восточного партнерства» по сравнению с прежней инициативой в области политики «соседства». Он гласит: все страны будут на равных участвовать в переговорах с ЕС и друг с другом.
21 июня 2009 года Белоруссию впервые посетила Комиссар ЕС по внешним связям и европейской политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер. В ходе визита она встретилась не только с официальным руководством в лице Президента Беларуси Александра Лукашенко, но и с представителями оппозиции и общественных организаций. Комиссар ЕС обсудила c руководством страны, в частности, инициативу ЕС «Восточное партнерство» и ее потенциал для Беларуси. Б. Ферреро-Вальднер заявила, что Европейский Союз сейчас формулирует условия сотрудничества беларусских властей с ЕС, главными из которых являются внесение изменений в избирательное законодательство, свобода слова, свобода ассоциаций, свобода личности и свобода собраний. Комиссар ЕС также напомнила, что, поскольку Европейский Союз базируется на таких ценностях, как права человека, свободные выборы, верховенство закона и свобода личности, именно с прогрессом в этих областях ЕС связывает расширение сотрудничества с Белоруссией.
В ходе визита Бенита Ферреро-Вальднер выдвинула пять условий для развития политических контактов: реформа избирательного права по стандартам ОБСЕ и применение ее уже на следующих выборах, гарантии свободы слова, собраний, улучшение законов в сфере регистрации неправительственных организаций, а также решение проблемы политзаключенных18.
С белорусской стороны необходимость диалога, а значит, и налаживания отношений связана с тем, что Белоруссия ждет от «Восточного партнерства» практических результатов. В частности, Александр Лукашенко заявляет, что самое главное, чего Белоруссия ждет от участия в этой программе, – снятие торговых барьеров. «Нас больше всего привлекает зона свободной торговли с Европейским союзом», – признался Лукашенко. Также, по его словам, перспективно для Белоруссии участие в построении Балто-Черноморского транспортного коридора. Стоимость этого проекта порядка 1 млрд. евро19.
Учитывая все
вышесказанное важно отметить трансформацию
отношений в рамках программы
«Восточное партнерство» и двусторонних
европейско-белорусских
Информация о работе Перспективы и проблемы отношений Белоруссии и Европейского Союза