Перспективы и проблемы отношений Белоруссии и Европейского Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 01:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании истории и динамики взаимоотношений Республики Белоруссии и Европейского Союза.

Файлы: 1 файл

Белоруссия и ЕС.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа:

Перспективы и  проблемы отношений Белоруссии и  Европейского Союза

 

 

Содержание:

 

 

Введение

 

Актуальность  темы. Среди основных перемен, появившихся на европейском континенте в начале 90-х годов, следует отметить отношения Евросоюза с постсоветскими государствами. Даже при весьма динамичном характере развития связей многие проблемы по-прежнему остаются нерешенными. Одна из них заключается в желании усилить влияние на постсоветском пространстве, как со стороны России, так и со стороны Европейского Союза. Это во многом определяет динамику и белорусско-европейских отношений, на которые значительное влияние оказывает российский «фактор».

На протяжении всего периода взаимоотношений Белоруссии и Европейского Союза главное место, безусловно, занимают вопросы региональной безопасности. Основной целью внешней политики на европейском направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества. Для этого необходима нормализация отношений в сфере политики, экономики, в социокультурной сфере и сфере энергоресурсов.

Цель курсовой  работы состоит в исследовании истории и динамики взаимоотношений Республики Белоруссии и Европейского Союза.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

    • проанализировать положение современной Белоруссии в системе международных отношений;
    • рассмотреть истории отношений Белоруссии и Евросоюза;
    • выявить особенности российского «фактора» в белорусско-европейских отношениях;
    • дать характеристику основным аспектам участия Белоруссии в программе Евросоюза «Восточное партнерство»;
    • раскрыть возможные перспективы дальнейшего сотрудничества Белоруссии и Европейского Союза  в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

   Методологической основой работы послужили системный, сравнительный, социокультурный и конкретно-исторический подходы.

Структура курсовой работы соответствует ее содержанию и включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

 

Глава 1: Белоруссия в современных международных отношениях

 

Современное состояние отношений между странами некогда входящими в состав СССР, а также их отношений с основными западными партнерами проецируется не только на процессы на пространстве СНГ, но и на европейские процессы, на геополитические интересы евроатлантических структур в целом.

Многие из стран постсоветского пространства, в том числе и  Белоруссия, в во второй половине 2000-х  годов стали ближайшими соседями Европейского Союза, в силу его расширения.  При этом Россия по-прежнему является их крупнейшим партнером, а у России с ЕС связаны основные интересы на европейском направлении.

На мировой арене  ЕС выступает в качестве второго  по мощи экономического центра (83% ВВП  США) и одного из основных акторов  в системе международных отношений1. Несмотря на замедление темпов евроинтеграции, он остается мощным геополитическим фактором, который необходимо учитывать при выстраивании российской линии на европейском направлении и в международных делах в целом.

Следовательно, на современном этапе возникает потребность в обновленных подходах, ориентированных на формирование нового качества отношений. Это связано как с укреплением позиций России, так и с тем, что основные европейские и евроатлантические объединения – ЕС, СЕ, ОБСЕ, НАТО – переживают период трансформации, поиска ими своих ниш в изменившихся международных реалиях2. В этих условиях точкой опоры на европейском пространстве  становятся двусторонние отношения. Реализация потенциала двусторонних связей, в свою очередь, должна помочь определиться со шкалой приоритетов относительно многосторонних организаций.

 

1.1. История отношений с ЕС

 

Отношения Европейского Союза и Белоруссии начали формироваться сразу после признания Европейским Союзом независимости Белоруссии в 1991 году. Однако после президентских выборов 1994 года в Белоруссии уровень отношений между ЕС и Белоруссии снизился. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное в 1995 году между Европейским Союзом и Белоруссией, не было ратифицировано и не вступило в силу из-за несоблюдения основных демократических прав и свобод в стране.

Расширение Европейского союза на Восток привело к тому, что он имеет с Белоруссией общую границу протяженностью в несколько сот километров. Этот факт наполняет новым содержанием и новой энергией как европейскую политику Беларуси, так и политику ЕС по отношению к Белоруссии.

Вступление в ЕС ближайших белорусских соседей, а именно Польши, Литвы, Латвии, дало основания выразить надежду на начало нового этапа взаимодействия Белоруссии с объединенной Европой. Проблемы общей границы, вопросы экологии, торговли, транзита между ЕС и Россией просто невозможно обсуждать без участия белорусской стороны.

По мнению директора  Центра международных исследований Белорусского государственного университета В. Улаховича, несмотря на расхождение взглядов на политическую ситуацию в Белоруссии со стороны белорусской власти и политической элиты Европы, официально Минск никогда не заявлял о вторичности отношений с ЕС. При всей остроте политических расхождений, тем не менее, на протяжении двух последних лет белорусской стороной была разработана и официально предложена система подходов к развитию отношений с Евросоюзом, известная как концепция «ответственного соседства с ЕС»3.

Тезисно официальная  позиция Республики Беларусь в вопросе развития отношений с Европейским Союзом выглядит следующим образом:

1) Выработка общегосударственной  комплексной стратегии взаимодействия Республики Беларусь с Евросоюзом, причем это официально признается «не простоодним из главных внешнеполитических приоритетов, но и насущной потребностью определения устойчивых параметров и ориентиров внутреннего строительства страны».

2) Республика Беларусь  признает, что ее «интересам, как  и интересам членов ЕС, соответствует создание самодостаточной системы общеевропейской безопасности. Система европейской безопасности должна обеспечивать справедливый учет интересов всех государств континента. Сам факт ее строительства объективно снижает атлантическую (американскую) составляющую баланса сил и интересов на Европейском континенте».

3) Стимулирование перехода  Европейского Союза от политики  ограничений по отношению к Беларуси к политике вовлечения Беларуси в конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество и процессы, связанные с европейской интеграцией.

Таким образом, Беларусь уверена, что дальнейшее развитие сотрудничества с Евросоюзом должно основываться на цивилизованном взвешенном компромиссе  между сторонами по вопросам, представляющим взаимный интерес4.

«Уже созданы предпосылки  для выравнивания отношений между Беларусью и ЕС, заложена база для возобновления полноценного политического диалога. Беларусь заинтересована в сотрудничестве с ЕС в сферах взаимных интересов с упором на экономическую составляющую»5, - отмечал в 2009 году А. Кобяков, заместитель Премьер-министра Белоруссии.

На сегодняшний день основой взаимоотношений между ЕС и странами-соседями являются Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Такое соглашение было подписано с Беларусью еще в 1995 году, но оно до сих пор не ратифицировано. Не вступило в силу и Временное соглашение о торговле, подписанное между ЕС и Беларусью также в 1995 году. Поэтому принципиальное значение в будущем будет иметь внедрение программ юридической основы для этих документов.

Однако это не означает полного отсутствия контактов европейских стран с Беларусью. Во-первых, ЕС занимает первое место среди импортеров белорусской продукции, а торгово-экономические отношения в целом находятся на достаточно высоком уровне. Во-вторых, ЕС выступает основным донором технической помощи Беларуси: благодаря программе Европейской политики соседства (ЕПС) реализовано свыше 320 проектов в различных сферах. В-третьих, с 1993 г. Беларусь является участником программы Евросоюза «ТЕМПУС», направленной на содействие проведению социальных и экономических реформ и развитию систем высшего образования в странах — партнерах ЕС (в том числе и в настоящий момент – ТЕМПУС IV 2007 – 2013 гг.). До 2006 г. ЕС выделил на эту программу свыше 12 млн. евро, и таким образом Беларусь заняла третье место по уровню финансирования среди стран — участниц программы на постсоветском пространстве.

В последнее время европейские лидеры демонстрируют интерес к сотрудничеству в экономической сфере с Минском. В частности, важен тот факт, что в Беларуси (до начала мирового экономического и финансового кризиса) наблюдался процесс активного экономического роста – ВВП увеличивался на 10% - 11% в год, рост заработной платы сохраняется на уровне 15%, упрощена налоговая система. Основная часть предприятий еще не приватизирована, вскоре планируется реализация ряда экономических реформ. При этом на белорусском рынке почти отсутствуют международные игроки, за исключением России. Все эти факторы, бесспорно, интересны европейским инвесторам и ЕС в целом. Беларусь обладает огромным потенциалом для реализации частных инициатив, что открывает новые возможности для международного сотрудничества.

Геополитическое положение Беларуси дает возможность развивать транзитную сферу, причем как транспортную (автомобильные и железнодорожные пути), так и трубопроводную (газ и нефть). Европейский Союз заинтересован в транзитных возможностях Беларуси, чтобы обеспечить надежность поставок энергоресурсов. Кроме российских ресурсов, через Беларусь в ЕС поступает украинская электроэнергия, и этот вопрос рассматривается европейской стороной с особым вниманием.

Европейский Союз очень  заинтересован в транзитных возможностях Белоруссии: причем не только транспортных (для свободного движения товаров и услуг), но и трубопроводных - для обеспечения надежных поставок энергоресурсов.

Диалог между постсоветскими государствами и странами Евросоюза  приобрел новое измерение в связи  с реализацией политики нового соседства, начатой в 2004 году. Главная ее задача – разделить преимущества расширения ЕС с ближайшими государствами-соседями, для которых в обозримом будущем нет перспектив на вступление в ЕС. Данная политика задумана таким образом, чтобы не допустить появления разделительных линий между расширенной Европой и ее новыми соседями, а также углубить политическое и экономическое сотрудничество. Одним из краеугольных камней является принцип «обусловленности», согласно которому продвижение по пути интеграции возможно лишь в случае выполнения претендующей на более тесные отношения с Европейским Союзом страной определенных условий. В частности, степень открытости европейских рынков, благоприятности торговых и визовых режимов напрямую зависит от успехов внутреннего развития государства.

Следует подчеркнуть, что  целью данной политики соседства ЕС не является членство новых соседей в этой организации в ближайшем будущем. ЕС подчеркивает дифференцированность подхода к каждой из стран-соседей вследствие различного уровня двусторонних отношений и степени стремления к углублению сотрудничества между Европейским Союзом и каждой из стран. Политика соседства в отношении новых независимых государств предполагает разноуровневое и разноскоростное сотрудничество в зависимости от достигнутых результатов6.

С 2007 г. основной объем международной технической помощи ЕС Белоруссии предоставляется и будет предоставляться до 2013 г. через, так называемый, Европейский инструмент соседства и партнерства, предназначенный для реализации Европейской политики соседства по отношению к странам-соседям и заменивший собою программу «Тасис». Объемы финансирования, адресуемого Евросоюзом в этот период соседним странам, составят порядка 12 млрд. евро. Размер выделяемых средств зависит от нужд стран, их готовности поставить перед собой и реализовать согласованные с ЕС задачи, в частности, в области государственного управления и реформ, от их способности к освоению фондов и реализации намеченных реформ.

Подобная структура Евросоюза является новым единым механизмом сотрудничества для семнадцати восточных и южных соседей ЕС, включая и Белоруссию. На сегодняшний день объем такой помощи значительно меньше, чем в других странах, соседствующих с ЕС. Это объясняется наличием разногласий в подходах ЕС и Беларуси к вопросам защиты прав человека и развития демократического общества, что ограничивает возможности полноценного вовлечения Беларуси в сферу действия Европейской политики соседства.

7 мая 2009 года был дан старт новой политике программы Европейского Союза «Восточное партнерство». На основе этой программы Белоруссии, наряду с другими государствами, граничащими с Евросоюзом, запланировано оказание поддержки в области демократизации, эффективного государственного управления, экономической интеграции, энергетической безопасности и контактов между людьми. В данном контексте вопрос об упрощении визового режима и снижении консульского сбора за шенгенские визы — также часть процесса нормализации двусторонних отношений. Для заключения соответствующих соглашений Белоруссии необходимо выполнить ряд специфических технических требований, в частности, в вопросе управления границами и управления миграцией.

Ныне ЕС является крупнейшим инвестором в экономику Белоруссии после Российской Федерации. Белоруссия экспортирует нефтепродукты, сырую нефть, сжиженный газ, полуфабрикаты из углеродистой стали, минеральные удобрения, проволоку, лесоматериалы, тракторы, трубы и профили, а также медицинские приборы и автомобильные шины. Наиболее крупными торговыми партнерами Белоруссии из числа стран — членов ЕС являются Нидерланды (26,6 % от товарооборота с ЕС), Германия (17,3%), Польша (12,9%), Великобритания (11,9%) и Литва (4,3%)7.

За последние годы торговые отношения Белоруссии с ЕС существенно продвинулись. По данным белорусского МИД, начиная с 1997 г. товарооборот между ними вырос почти в 7 раз, а объемы белорусского экспорта увеличились более чем в 18 раз. Отрицательное сальдо торгового баланса Белоруссии с ЕС, которое в 1997 г. составляло около 713 млн. евро, в 2003 г. впервые сменилось положительным (358 млн. евро) и в 2006 г. увеличилось до 2 млрд. 800 млн. евро. В 2007 году общий объем экспорта в Белоруссию из стран ЕС составил 4,83 миллиарда евро, а импорта из Белоруссии – 4,34 миллиарда евро.

Информация о работе Перспективы и проблемы отношений Белоруссии и Европейского Союза