Основные закономерности и тенденции развития мирового рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая миграция из России определяется следующими факторами. Во-первых, более высоким уровнем жизни в зарубежных развитых странах и выгодными условиями труда, предлагаемыми там. Во-вторых, численность выезжающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации, непризнанием за рубежом российских дипломов о высшем образовании, языковым барьером. Поэтому выезжать будет высококвалифицированная и наиболее мобильная часть населения.

Оглавление

Введение 2
Раздел 1. Основные закономерности мирового рынка труда 5
Понятие мирового рынка труда 5
1.2. Экономические эффекты миграции рабочей силы.
Государственное регулирование миграции 9
Раздел 2. Тенденции развития мирового рынка труда 13
2.1. Трудовые ресурсы России и международная 13
трудовая миграция
2.2. Россия и международная трудовая миграция 16
2.3. Экономические последствия международной
миграции рабочей силы 21
Заключение 23
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.54 Кб (Скачать)

     Эмиграция высококвалифицированной рабочей  силы приводит в снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня.

     Государственное регулирование миграции рабочей  силы призвано защищать интересы трудящихся мигрантов, национальных работников, а также обеспечивать взаимную защиту интересов самих стран – экспортёров и импортёров рабочей силы.

     Государственная миграционная политика подразделяется на эмиграционную и иммиграционную, имеющие различные цели и методы регулирования.

     Эмиграционная политика содержит прямые и косвенные  методы регулирования.

     Прямые  методы направлены на регулирование  объёмов и структуры эмиграционных потоков и включают:

     – требования (ограничительные и поощрительные) к субъектам трудовой миграции;

     – ограничение выдачи загранпаспортов;

     –  введение эмиграционных квот;

     – установление обязательных сроков работы в стране после завершения образования за государственный счёт.

     Косвенные методы призваны создать благоприятный  эмиграционный климат. К ним относятся:

     – льготы для эмигрантов на банковские услуги, продажа необлагаемых ценных бумаг;

     – таможенные льготы для реэмигрантов;

     – эмиграционные программы (стимулирование  реэмиграции, экономическая помощь странам массовой эмиграции).

     Государственная иммиграционная политика призвана ограничить национальный рынок труда от неконтролируемого  притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда.

     Различают три основных типа иммиграционной политики:

  1. Ограничение пребывания иммигрантов в стране;
  2. Разрешение проживания без предельного срока с правом въезда членов семьи;
  3. Разрешение постоянного проживания иммигрантов с правом получения гражданства.

     Инструментами иммиграционной политики являются:

  1. Требования к качеству рабочей силы (образование, знание языка, квалификация, стаж работы по специальности);
  2. Возрастной ценз;
  3. Состояние здоровья;
  4. Ограничения личностного характера;
  5. Квотирования импорта рабочей силы;
  6. Финансовые ограничения (оплата трудоустройства и т. д.);
  7. Временные ограничения (разрешение на временную работу выдается срок – от полугода до пяти лет);
  8. Национально-географические приоритеты;
  9. Санкции в отношении незаконных мигрантов;

     10) Программы репатриации (выплата за досрочный выезд из страны, обеспечение адаптации на родине, помощь странам массовой эмиграции).

       На международном уровне созданы организации, упорядочивающие процессы миграции, – Международная организация труда (МОТ), Международная организация по миграции (МОМ), Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) при ООН, Система постоянного наблюдения за миграцией при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

     Миграция  рабочей силы на мировом рынке труда обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями наиболее динамично развивающихся стран.

     Активное  и предприимчивое население концентрируется  в экономически и культурно развитых районах, играя важную роль в развитии отдельных  стран. Миграция ведет к чрезмерному росту крупных городов, демографическому старению населения в странах  эмиграции.

     Совокупный  объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования  трудовых ресурсов за счет их межстранового перемещения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 2. Тенденции развития мирового рынка труда 

     2.1. Трудовые ресурсы России и международная трудовая миграция

     Численность трудовых ресурсов России имеет тенденцию  к сокращению (за последние четыре года она уменьшилась на 2,5 млн. чел.). Лиц моложе трудоспособного возраста насчитывается 34,5 млн. чел.,  в трудоспособном возрасте – 83,8 млн. чел., старше трудоспособного возраста – 29,7 млн. чел. Численность трудоспособного незанятого населения России растет (с 8,4 млн. чел. в 2000 г. до 12,5 млн. чел. в 2003 г.).

     В Российской Федерации в 2004 году официально зарегистрировано 2,1 млн. безработных.  К регионам с высоким уровнем безработицы относят Ивановскую, Псковскую, Ярославскую, Костромскую, Архангельскую области, Ингушскую и Удмуртскую республики, республику Калмыкию, Ненецкий АО. Потенциалом роста безработицы является неполная занятость (работа не полную неделю, отпуск без сохранения заработной платы).

     Доля  занятых в отраслях нематериального  производства возрастает (до 31,4%) и снижается в промышленности, строительстве, науке и научном обслуживании. Это свидетельствует о развитии рынка услуг.

     Подготовка трудовых ресурсов в России включает два этапа:

  1. Систему традиционного образования (школа, колледж, вуз, аспирантура);
  2. Фирменную подготовку (профессиональная переподготовка, повышение квалификации через учебные центры на производстве).

     Так, профессиональный уровень работников в Московской области, по данным 2004 года не высок: высшее профессиональное образование имеют только 20,5%, среднее – 30% работающих. У остальных – начальное профессиональное образование или его отсутствие.

     Управление  трудовыми ресурсами является центральной  проблемой управления общественным воспроизводством, так как в России естественная убыль трудоспособного населения достигает 1 млн. человек в год. Единственным реальным источником пополнения населения и трудовых ресурсов в будущем может быть только эмиграция.

     Более высокий уровень жизни населения  в России по сравнению с другими  странами СНГ – один из факторов, способствующих притоку в нее иностранной рабочей силы. Другим фактором притока трудовых мигрантов в Россию является устойчивый спрос на иностранную рабочую силу.

     Существует  два канала привлечения иностранной  рабочей силы в Россию:

  1. Официальный – предприятие и организации действуют через федеральную миграционную службу РФ (ФМС) (700 тыс. человек в год);
  2. Нелегальный – объемом от 1,5 до 10 млн. человек.

     Ежегодно  из-за уклонения от уплаты налогов  иностранными гражданами в России государственному бюджету наносятся убытки до 1 млрд. долл. Нелегальные мигранты создают криминогенную обстановку, наносят ущерб национальным интересам России.

     Регулирование внешней трудовой миграции между  странами осуществляется также на основе двусторонних межправительственных соглашений.

     Весьма  жестким методом государственного регулирования трудовой миграции является количественное квотирование, то есть законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий. Стремясь не допустить иммигрантов из нежелательных стран и регионов мира (чаще всего стран Азии и Африки), страны-реципиенты устанавливают количественные квоты на въезд иностранцев из определенных стран.

     Цель  государственного регулирования трудовой миграции населения – достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Россия и международная  трудовая миграция 

     Россия  вышла на международный рынок  труда на рубеже 80–90-х годов. И уже в начале XXI ВЕКА в странах дальнего зарубежья трудилось свыше 100 тыс. россиян. Наибольшая (до половины) часть российских трудовых мигрантов направляется в страны Европы – Австрию, Германию, Польшу, Финляндию, Францию. Остальная часть находит работу в США, Канаде, Австралии, в странах Западной Азии.

     С принятием Закона «О занятости населения  в Российской Федерации» всем гражданам России предоставлено право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя себе работу за границей.

     Экспорт трудовых ресурсов из России с учетом высокой квалификации российских трудовых мигрантов может стать важным фактором валютных поступлений. По оценке, каждая тысяча российских трудовых мигрантов, выезжающих на работу за границу, могла бы ежегодно переводить на родину около 8 млн. долл.

     Внешняя трудовая иммиграция в России получила в значительно большее распространение, чем отъезд россиян на заработки. В 2006 году в России было занято 250-300 тыс. легальных иностранных рабочих, а с учетом нелегальной иммиграции и теневого (незарегистрированного) использования иностранной рабочей силы общая численность трудовых иммигрантов в России оценивается в 400-500 тыс. человек.

     Несмотря  на значительное увеличение притока  в Россию иностранной рабочей силы внешняя трудовая миграция пока не оказывает существенного влияния на российский рынок труда. Удельный вес трудовых мигрантов не превышает 1,5-2% занятого населения. Однако более весомо влияние иностранных работников на локальные рынки труда (Москвы, Ростовской, Белгородской, Тюменской областей, Приморского края).

     Приток  в Россию иностранных работников позволяет решать задачу заполнения свободных рабочих мест, на которые даже в условиях растущей безработицы не идет местное население. Свыше 90% всех трудовых иммигрантов в России заняты малоквалифицированными, непрестижными и тяжелыми видами труда. Так, в 2000 г. 60% иностранной рабочей силы было занято в строительстве, 8,9% – в сельском хозяйстве, 7% – на транспорте и так далее.

     Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан Правительство Российской Федерации предприняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств – участников СНГ.

     Практически все соглашения с государствами  Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян.

     Выход России на международный рынок труда  осложняется рядом факторов, и прежде всего неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран – экспортеров рабочей силы). Кроме того, помимо политики квотирования западные страны в отношении иностранной рабочей силы готовят и другие барьеры.

     Вместе  с тем, несмотря на определенные сложности  в освоении нового международного рынка, Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод  определяется расчетами российских экономистов, которые показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы значительно выше, чем валютная эффективность товарного экспорта.

     Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция  экспорта рабочей силы. По расчетам экономистов, для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы России потребуется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1– 1,5 млн. человек, получая ежегодно 10-20 млрд. долл.

     Максимальный  отток рабочей силы за границу пришелся на 2003г. – 103,5 тыс. человек. В начале XXI века эмиграционный поток колебался на уровне 100–115 тыс.отъезжающих в год. Поток эмигрантов не возрастает в результате существующих систем квотирования приема эмигрантов за рубежом. Поэтому численность этого потока не сможет превышать 0,1% населения России в год.

     Одной из болезненных проблем российской трудовой миграции за рубеж является интеллектуальная миграция, или «утечка  умов».

     В период с 1999 по 2003 г. «утечка умов» из России достигла своего пика. За этот период из страны за рубеж на постоянное место жительства уехало около 10% научных работников разного профиля (примерно 75 тыс. человек). Потеря специалистов отражается на всех отраслях российской науки образования. По данным Совета безопасности Российской Федерации, на 2001 год из 100 всемирно известных российских ученых 50 эмигрировали из России навсегда. Только из МГУ безвозвратно уехало 10% профессорско-преподавательского состава. По некоторым оценкам, страну покинули 70–80% ее математиков, 50% физиков-теоретиков.

Информация о работе Основные закономерности и тенденции развития мирового рынка труда