Объединение Германии 1990 г.: необходимость комплексного подхода

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:21, творческая работа

Краткое описание

Целью этой работы является исследование столь комплексного вопроса, как объединение Германии. Что стало объективными и субъективными причинами и предпосылками этого процесса? Каковы были возможные сценарии его развития с точки зрения внутренних и внешних факторов? Что послужило нормативно-правовой базой объединения двух немецких государств и как оно отвечало основополагающим принципам международного права? Наконец, к каким последствиям привели указанные последствия и каково их историческое значение? Таковы положения, являющиеся объектом моего пристального внимания.

Файлы: 1 файл

АНАЛИТ МО.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

     В июле 1990 г. было проведено новое территориальное  деление Восточной Германии, а точнее, возвращение к существовавшим до советской оккупации 5 землям вместо управлявшихся из центра 15 округов30. 31 августа 1990 года в Берлине, во дворце "Унтер ден Линден" был подписан. Договор об установлении единства Германии31, представлявший собой объемный и очень основательный документ, регулирующий все внутренние правовые аспекты создания единого Германского государства, а также дававший толкования отдельных статей и положений в протоколе и многочисленных приложениях. Преамбула договора выражает мотивы объединения, а сущность договора определяется в Ст. 1 « С осуществлением вступления Германской Демократической Республики в Федеративную согласно статье 23 Основного закона 3 октября 1990 года земли Брандербург, Мекленбург, Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт и Тюрингия становятся землями Федеративной республики Германии». В этой же статье установлено, что 23 района Берлина образуют «землю» Берлин, который является главным городом (столицей) Германии. Вопрос о пребывании правительства и парламента должен был решаться в особом порядке. Дата вступления ГДР к ФРГ и то, каким образом должно это произойти мучительно дискутировалась в Народной палате ГДР. 23 августа была объявлена окончательная дата – 3 октября 1990 года.

Договорная база объединения: анализ Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии. Начало существования Германии как единого целого

     С 5 мая по 17 июля 1990 г. в Бонне, Берлине  и Париже состоялось три тура многосторонних переговоров по Германии в соответствии с формулой «два плюс четыре», в ходе которых были урегулированы внешние аспекты объединения Германии. 21 июня 1990 г. между ГДР и ФРГ был заключен Государственный договор об объединении Германии, регулирующий вопросы вхождения ГДР в правовую систему ФРГ32.

       12 сентября 1990 г. в Москве председателем Совета министров ГДР Л. де Мезьером и министрами иностранных дел ФРГ Г.-Д. Геншером , СССР (Э. Шеварнадзе), США (Д. Беккером), Великобритании (Д. Хурдом) и Франции (Р. Думасом) в присутствии президента СССР М. С. Горбачева был подписан Договор «Об окончательном урегулировании в отношении Германии», известный также как договор «два плюс четыре33». В международно-правовом отношении он представлял собой окончательное разрешение германской проблемы. Статус Германии как суверенного государства восстанавливался, а права бывших оккупирующих держав отношении обеих частей Германии прекращались.

     Необходимо дать краткий анализ положений Договора. ГДР, при воссоединении поглощенная ФРГ,  исчезла как правовой субъект и не стала стороной Договора. В качестве немецкой стороны Договора согласно ст. 6 - 9 выступает «объединенная Германия». Это наименование было выбрано с целью различения в тексте Договора объединенной Германии от ФРГ до воссоединения. П. 1 ст. 8 предусматривает, что с немецкой стороны договор ратифицирует объединенная Германия. Договор, историческое значение которого состоит, прежде всего, в восстановлении единства двух разделенных в течение более чем 40 лет стран и урегулировании «германского вопроса», содержит решения по всему комплексу внешних аспектов объединения современной Германии. Он прекратил все права и ответственность четырех держав в связи с оккупацией Германии. Восстановление полного суверенитета этой страны провозглашалось по Договору главной обязанностью держав-победительниц. Четырехстороннее "Соглашение между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции по Западному Берлину" от 03.09.1971 потеряло юридическую силу. П. 2 ст. 7 Договора провозглашает обретение объединенной Германией полного суверенитета в области внутренней и внешней политики. Положения о ратификации и вступлении в силу договора содержатся в ст. 8 и 9 договора. Ратификационные документы должны быть отданы на хранение правительству объединенной Германии34. Договор "Об окончательном урегулировании в отношении Германии" от 12.09.1990 вступил в силу в качестве заключительного документа международно-правового урегулирования в отношении Германии. Этим прекращается особый статус Германии, созданный в результате второй мировой войны. Таким образом, политическое устройство, социально-экономическая модель и даже сама система ценностей Западной Германии полностью распространялась на Восточную.

     Значение договора «Об окончательном урегулировании в отношении Германии» определяется прежде всего тем, что он регулирует комплекс вопросов о границах объединенной Германии. Важной составной частью Договора являются и договоренности военно-политического характера. ГДР и ФРГ подтвердили в договоре, что с немецкой земли будет исходить только мир. Накануне 1991 г. ещё никто не мог представить себе слом советской системы и ОВД, тем более, будущего масштабного расширения НАТО на Восток, и в этой связи в настоящее время возникают споры, в должной ли мере учитывал Договор «два плюс четыре» национальные интересы СССР. На мой взгляд, недостаточно, в нём имелся ряд упущений, однако данный Договор, бесспорно, не является худшим из тех, где национальные интересы СССР-России не учитывались практически вообще.

     Гельмут Коль считал объединение Германии «завершением конфликта между Востоком и Западом и вместе с тем окончанием послевоенной европейской истории35». Советский же лидер в ознаменование заслуг в деле укрепления мира (а никак не за проявленную пассивность и дилетантство) был удостоен Нобелевской премии мира за 1990 г.

     Был отрегулирован статус советских  войск: они могли оставаться на территории бывшей ГДР до конца 1995 г. (в 1994 г. они были выведены досрочно). Германия приняла на себя обязательства по финансированию содержания выводимых советских войск и обустройства их в новых местах дислокации. Кроме того, германская сторона после вывода советских войск была обязана воздерживаться от размещения на территории  восточных земель Германии иностранных вооруженных сил, ядерного оружия или его носителей. В этом контексте хотелось бы привести очень уместные, на мой взгляд, слова бывшего посла СССР и России в ФРГ В.П. Терехова36: «Эта история лишний раз напоминает, насколько важно проявлять предельную взвешенность, хладнокровие и стойкость при осуществлении политики государства, особенно на переломных этапах…».

     Объединённая  Германия начала новую жизнь. Уже на 2 декабря были назначены первые общегерманские выборы, которые и подвели черту под процессом объединения. Их особенностью стало то, что 5% барьер был установлен раздельно для территории ФРГ и бывшей ГДР: любая партия, преодолевшая 5% рубеж в той или иной части объединенной страны, автоматически попадала в общегерманский бундестаг. Результаты выборов были таковы: в западной избирательной областипри явке 78.5% избирателей за ХДС/ХСС - 44.3%, СДПГ - 35.7%, СВДП - 10.6%, зеленых - 4.8%,  ПДС - 0.3%, прочих - 4.3%; в восточной избирательной области при явке 77,8 % избирателей за ХДС - 41.8%, СДПГ - 24.3%, СВДП - 12.9%, Союз 90/Зеленых - 6.0%,ПДС - 11.1%, прочих - 3.9% . Общий итог следующий: ХДС/ХСС - 43.8% СДПГ - 33.5% СВДП - 11.0% Зеленые - 3.9% ПДС - 2.4% Союз 90/Зеленые - 1.2% Прочие - 4.2% Участие в выборах приняли 77.8% избирателей.

Аншлюс или объединение?

     Ряд ведущих исследователей37 отстаивает мнение, что изложенные события были ничем иным, как аншлюсом со стороны ФРГ ГДР. Их позиция заслуживает уважения, действительно, как было показано, произошло фактическое поглощение одного государства другим. Однако перед тем, как давать объединению Германии определение аншлюса, необходимо выяснить то, что же это означает. Аншлюс38 (от нем. Anschloß – присоединение) – это понятие, связанное с насильственным присоединением чужих территорий при нарушении принципов международного права. А объединение Германии проходило как раз под эгидой права народа на самоопределение, да и подавляющее большинство восточных немцев горячо его поддерживало. Другое дело, что в дальнейшем, столкнувшись с экономическими трудностями и несовершенствами социальной системы ФРГ  в объединённой Германии, многие из них «запросились назад», давая жизнь так называемому феномену «остальгии», т.е. ностальгии39 по старому доброму Осси (от нем.Ost – восток) в противовес неприветливому и потребительскому Вессу (от нем. West – запад).

Выводы и заключения. Позиция Германии в современном мире

     Германская  Демократическая Республика была присоединена к Федеративной Республике Германии спустя 40 лет самостоятельного независимого раздельного существования. Процесс присоединения оказался непредсказуемым и молниеносным, однако шаги, ступени присоединения тщательно просчитывались и контролировались со стороны правительства ФРГ, продуманная четкая стратегия которого и позволила присоединить ГДР в столь ошеломляющий короткий срок. Западногерманская дипломатия блестяще использовала и такой фактор, как ослабление позиций СССР. Объективным  фактором быстрого объединения Германии, на мой взгляд, следует считать кризисные процессы, происходившие в тот период времени в СССР в странах Восточной Европы.

     Причиной  кризиса ГДР стало соотношение сил в Европе, экономический, политический и социальный кризис в странах социалистического содружества. Особенно следует выделить экономические факторы: в значительной мере ими было определено именно присоединение ГДР к ФРГ, а не развитие процесса в соответствии со ст. 146 Основного закона. К моменту объединения ФРГ превратилась в экономического гиганта, торговый оборот 2-х стран достиг в 1985 году рекордного объема (15.5 млрд. немецких марок40), а во второй половине 80-х годов неуклонно сокращался за счет уменьшения импорта из ГДР. Для выравнивания региональных диспропорций был использован финансовый рычаг – крупномасштабные кредиты.

     Присоединение ГДР существенным образом изменило статус Германии: территория государства увеличилась с 248 тыс.кв.км до 357 тыс.кв.км, а численность населения возросла с 63.5 млн. до 80 млн. человек. Геополитическое положение ФРГ претерпело выгодное изменение за счет экспансии в восточном и северо-восточном направлениях, а также за счёт балтийского побережья. Германия не столько укрепило свое положение как экономического гиганта но и престала окончательно быть политическим карликом, как её назвал в своё время Г.Киссинджер41; и не стоит удивляться, что сейчас она поднимает вопрос о включении ее в число постоянных членов Совета Безопасности ООH. Присоединение ГДР к ФРГ дало последний огромный материальный выигрыш не только в виде увеличения территории и населения, ФРГ получила весьма развитые в промышленном отношении земли. Накопленные ценности в виде предприятий, жилых домов и социально-бытовых сооружений, путей сообщения транспорта и, наконец, научно-технического потенциала в присоединяемых землях исчислялись суммой в 1 триллион 400 млрд. марок, не считая военной техники и вооружений армии ГДР на сумму в 90 млрд. марок. Часть этой техники вскоре попала на мировой рынок вооружений, а самые современные самолеты МИГ-29, сконструированные по советской технологии, были взяты на вооружение бундесвера42.

     В ходе совместного существования  двух разных Германий после их объединения  в одно целое обнаружились определенные трудности и возникли новые «стены» во взаимоотношениях западных и восточных немцев. Порыв последних, энтузиазм объединения были настолько велики, что они сами не успели осознать, какую во многих отношениях ошибку совершают. Выборы 1995 года должны были отразить настроения уже единого германского народа и в лице новоизбранного канцлера выявить, каковы его надежды и устремления. Большинство голосов собрала коалиция ХДС/ХСС и канцлером ФРГ остался Гельмут Коль, архитектор германского единства и личность, уже вошедшая в историю. И это в очередной раз доказывает, что Германия  должна была объединиться и что будущее своей страны немцы обоих частей страны видят в единстве. 

      

       
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Объединение Германии 1990 г.: необходимость комплексного подхода