Объединение Германии 1990 г.: необходимость комплексного подхода

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:21, творческая работа

Краткое описание

Целью этой работы является исследование столь комплексного вопроса, как объединение Германии. Что стало объективными и субъективными причинами и предпосылками этого процесса? Каковы были возможные сценарии его развития с точки зрения внутренних и внешних факторов? Что послужило нормативно-правовой базой объединения двух немецких государств и как оно отвечало основополагающим принципам международного права? Наконец, к каким последствиям привели указанные последствия и каково их историческое значение? Таковы положения, являющиеся объектом моего пристального внимания.

Файлы: 1 файл

АНАЛИТ МО.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

     Промах Кренца, отправленного в отставку, запустил в движение цепь событий, которые положили конец истории ГДР в качестве коммунистического государства. В ночь с 7 на 8 декабря состоялся внеочередной съезд СЕПГ, преобразованной в Партию Демократического Социализма.1В результате возникшего вакуума власти 2 ноября на пост временного главы государства был избран Ганс Модров, известный своей умеренностью. Принятие его кандидатуры ознаменовало собой успех реформистского движения, которое проникло уже в высшие эшелоны СЕПГ; прошла чистка в рядах старых аппаратчиков, обвинявшихся в коррупции и злоупотреблении служебным положением. С изъятием из Конституции положения о монополии СЕПГ на власть ГДР становится демократическим государством парламентского типа. К работе приступил Круглый стол, организованный по примеру польского и в состав которого вошли такие политические движения и контактные группы, как Инициативная группа за мир и права человека, Hовый Форум, Демократия сегодня, Демократический Прорыв, Социал-демократическая партия, партия зеленых и "Объеденение левых сил". Благодаря работе Круглого стола был принят новый избирательный закон и ликвидирована печально известная Штази (аббревиатура от немецкого Ministerium für Staatssicherheit  - Министерства государственной безопасности ГДР).

«Свободные  выборы» в марте 1990 г.

     Мартовские  выборы в ГДР стали своего рода референдумом по объединению, а также  первыми и последними свободными демократическими выборами в истории  ГДР.  За голоса избирателей боролись традиционные политические партии, теперь сопряжённые и получающие поддержку от соответствующих партий в западной Германии, и разнообразные объединения гражданской инициативы, всего же их насчитывалось 24. По мере приближения даты голосования большинство экспертов, исходя из того, что электорат, скорей всего, сохранит существовавшие при коммунизме традиции общественно-политической жизни, ожидали победы социал-демократов, чьё традиционное внимание к социальным вопросам должно было бы склонить избирателей в их пользу. Более того, СДПГ открыто выступало за объединение, хотя его руководство неофициально одобряло постепенность и неспешность переговорного процесса. В свою очередь ХСС/ХДСС пользовалось поддержкой правящих кругов ФРГ, о чём свидетельствует факт выступления Гельмута Коля во время его визита в Дрезден 19-20 декабря 1989 г. в поддержку восточногерманских кандидатов от ХДС/ХСС. Во время выступления Коль обратил внимание на множество знамён и заголовков, призывающих к немедленному объединению, а не к постепенному процессу, предусмотренному политическими деятелями. Естественно, канцлер был должным образом этим впечатлён и, рискуя своей способностью к восприятию воли общества, он отказывается от не получивших поддержки «Десяти пунктов», положения которых будут изложены ниже, и берёт на свою партию обязательства по скорейшему объединению Германии в соответствии со статьёй 23 Основного Закона ФРГ19. В феврале 1990 им было создано новое политическое объединение под именем «Альянс за Германию», который на выборах в марте одержал ошеломительную победу, получив почти что половину всех голосов восточных немцев, а именно 47,1% (40, 6 % отдано за ХДС, 6, 3 % - за ХСС соответственно). Поразительно, что в самых «красных зонах» ГДР – Саксонии, Тюрингии, Саксонии-Ангальте – христианские демократы показали наилучшие результаты20. «Альянсу за Германию» пришлось пойти на коалицию с социал-демократами и либералами для получения квалифицированного большинства в Народной палате, необходимого для изменения Конституции. В результате выборов председатель восточногерманского ХДС Лотар де Мезьер стал первым и последним в истории ГДР свободно избранным председателем Совета министров. По его воспоминаниям21, тогда он сказал членам правительства: «Перед нами стоит странная цель – ликвидировать своё государство». Примечательно, что его сотрудницей и пресс-секретарём в 1990 г. была Ангела Меркель.

Внутреннее  измерение объединения  Германии

     Реакции в ФРГ на неизбежный распад ГДР был смешанными. Несмотря на то, что многие люди приветствовали открытие границ и либерализацию режима ГДР, вопрос объединения представлялся комплексным. Консерваторы, в их числе Коль, считали объединение той возможностью, которая предоставляется один раз целому поколению, и не хотели её терять. Оппозиционная партия была осторожнее: принимая в принципе идею объединения, СДПГ не желала того, чтобы этот проект обернулся возросшими издержками для Западной Германии. Если оставить в стороне партийную идеологию, каждый  признавал, что на объединение потребуются годы переговорного процесса и компромиссов.

     И Коль, и Модров разработали проекты объединения, отражавшие эту идею. План Модрова22 предусматривал создание федерации отдельных государств с постепенной интеграцией двух немецких обществ. Концепция германского единства Г. Модрова в дальнейшем получила название «Германия – единое отечество». Особое значение имела "Программа из десяти пунктов по преодолению раскола Германии и Европы" Гельмута Коля от 1989 года, которая предусматривала создание конфедеративных структур с последующим объединением ГДР и ФРГ. Эта программа стала новым импульсом для дебатов по проблеме объединения Германии. В «Десяти пунктах» канцлера Коля23, который в феврале 1990 г. создал особый комитет Бундестага по выяснению возможностей объединения, на переговорный процесс с целью окончательного объединения отводилось 4 года. Это программа содержала 3 основные идеи: учреждение договорного союза между ФРГ и ГДР, создание конфедеративных структур, а затем образование федерации.

     Дальнейший  ход событий показал, что объединение двух Германий стало восприниматься как естественный процесс, стремительно утверждающаяся реальность. Правовой аспект в области объединения проявился в создании и адаптации уже имеющейся правовой базы. Основным «внутренним» правовым вопросом в ГДР и ФРГ стал вопрос о способе предстоящего объединения. В преамбуле Основного закона, принятого 23 мая 1949 года, была провозглашена идея национального и государственного единства немцев24, обосновывалось их право на свободное самоопределение, закреплённое в статье 1 Устава ООН 1945 г., Хельсинском заключительном акте 1975 г., Итоговом документе Венской встречи 1986 г.  Основной закон ФРГ содержал две статьи, регулировавшие объединение Германии: статью 23 и статью 146 (впоследствии, в связи с воссоединением, убранную из Основного закона). 
           Ст. 23 Основного закона гласила: "Этот Основной закон действует вначале на территории земель Баден, Бавария, Бремен, Большой Берлин, Гамбург, Гессен, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Шлезвиг-Гольштейн, Вюртемберг-Баден и Вюртемберг-Гогенцоллерн. В других частях Германии он должен вступить в силу после их присоединения". Ст. 146 закрепляла следующее: "Этот Основной закон прекращает действовать в день вступления в силу Конституции, которая принята немецким народом путем свободного волеизъявления". Таким образом, в случае реализации первого варианта произошло бы простое расширение ФРГ до общегерманского государства путём включения в её состав ГДР и трансформации её политического и общественно-экономического уклада с сохранением существующего правового и экономического порядка «витрины капиталистического мира». Во втором случае возникло бы другое государство, новый субъект международного права, что означало бы конец и ГДР, и ФРГ. 
           Путь к единству двух Германий в соответствии со ст. 23 значительно ускорял процесс объединения, так как в этом случае не требовались предварительные переговоры о новой Конституции и предполагалось автоматическое распространение политических, правовых и экономических структур ФРГ на Восточную Германию.

     В этом контексте необходимо обозначить «внутренние» и «внешние» моменты  процесса объединения. Внутренние, как было уже обозначено выше на примере статей Основного закона, касались германско-германских отношений; «внешнее» измерение объединения затрагивало государственный, территориальный и военный статус Германии и могло быть урегулировано только при согласовании с державами-победительницами по антигитлеровской коалиции и Польшей. «Процесс объединения Германии сразу же поставил вопросы международной жизни: будущее стратегической ситуации в Европе, включая военно-блоковую политику на континенте; перспективы строительства «общеевропейского дома», иными словами, европейского мирного порядка; создание единого германского государства, его статус и в связи с этим - нерушимость европейских границ25».

Внешнее измерение объединения Германии

     Принципиальная  договоренность об объединении Германии была достигнута между СССР и США  во время встречи М. С. Горбачева  и Дж. Буша на Мальте в декабре 1989 г.. когда стало ясно, что в ГДР  к власти пришли сторонники демократизации и реформирования страны по либеральному образцу. Решение «германского вопроса», который на протяжении 40 лет создавал очаг напряжённости в Европе, не могло быть пущено на самотёк; необходимо было договориться об условиях объединения.

     Во-первых, следовало определить формулу переговорного процесса. Имелось два ее варианта - «два плюс четыре», когда основными участниками выработки соглашения становились два германских государства, к которым на каком-то этапе должны были присоединиться великие державы, или «четыре плюс два», положения которого были следующими: условия объединения должно было вырабатываться только указанными выше государствами-союзниками по антигитлеровской коалиции, а ФРГ и ГДР был бы предложен для присоединения к нему уже подготовленный документ. Как мы увидим в дальнейшем, переговоры пошли по первому варианту.

     Во-вторых, нужно было прояснить вопрос о  границах единой Германии. В этом вопросе не было оснований ждать осложнений, так как оба германских государства давно подтвердили признание границ по Одеру и Западной Нейсе (рр. Одра и Ныса-Лужицка в польском варианте Договора об основах нормализации отношений ФРГ и ПНР 1970 г.). Требовалось лишь найти форму, в которой это признание было бы зафиксировано объединявшейся Германией. И вскоре она была найдена: по настоянию Г. Коля в марте 1990 г. бундестаг ФРГ принял специальную резолюцию о нерушимости послевоенных границ Германии с Польшей. В этой связи некоторые исследователи полагают, что юридически некорректно говорить о воссоединении Германии, т.к. земли Восточной Пруссии и Силезии к ней отойти не могут26
            В-третьих, было необходимо договориться о статусе будущей единой Германии - станет ли она нейтральным государством, как долгое время настаивал Советский Союз, или сохранит право входить в военно-политические союзы. Заручившись поддержкой Вашингтона, явно желавшего видеть объединённую Германию в НАТО, западногерманское руководство вело переговоры с советскими представителями на протяжении первой половины 1990 г. и к маю 1990 г. ФРГ добилась от Советского Союза не только понимания в вопросе о политико-правовых механизмах объединения с ГДР, но и согласия на участие в Североатлантическом альянсе.

     В-четвёртых, особое значение имело европейское  измерение проблемы. М.С. Горбачев подчеркивал, что «процесс объединения Германии органически связан и должен быть синхронизирован с общеевропейским процессом, с его стержневой линией - формированием принципиально новой структуры европейской безопасности, которая придет на смену блоковой27». Вопрос объединения тревожил западноевропейские государства, в особенности, Францию, т.к. Париж опасался, что с возникновением немецкого гиганта соотношение сил в тандеме Франция—ФРГ изменится в пользу последней, и, к тому же, было не ясно, как отнесется будущая единая Германия к предложенному Францией плану углубления валютно-финансового союза западноевропейских стран и введению в перспективе единой европейской валюты. И Ф. Миттеран, и М. Тэтчер вначале холодно отнеслись к проекту объединения Германии; но после продолжительных заверений правительства ФРГ в том, объединённая Германия будет тесно интегрирована в НАТО, а также видя, что со стороны СССР не поступит этому решительного противодействия, в Париже и Лондоне поняли: им уже не удастся схорониться за спиной доживающего последние годы Советского Государства и противостоять курсу на объединение, взятому Бонном.

     В апреле 1990 г. на сессии Европейского совета в Дублине было достигнуто соглашение о едином подходе стран Европейского сообщества к вопросу объединения Германии. ФРГ на этом заседании согласилась ускорить работу по созданию валютного союза западноевропейских государств, а также она присоединилась к Шенгенским соглашениям 1985 г. В ответ Франция, Великобритания, Италия, Бенилюкс и другие страны ЕС высказались в поддержку объединения Германии.

Договорная база объединения Германии: от Валютного, Экономического и Социального Союза к единой Германии

     Важнейшим этапом процесса восстановления внутреннего немецкого единства явился первый государственный договор "О создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР" от 18.05.1990 г., вступивший в силу 01.06.1990. Это был первый шаг на пути к государственно-правовому объединению28.

     13 февраля 1990 года тогдашний премьер-министр ГДР Ганс Модров и канцлер ФРГ Гельмут Коль встретились в Бонне для переговоров. Они договорились о создании совместной комиссии для подготовки экономического и валютного союза. ГДР выдвинула требование о представлении ей кредита в 15 млрд марок, однако это требование было отклонено ФРГ. Итогом переговоров было разочарование делегатов со стороны ГДР. Один из них подчеркнул слишком резкие тона в поведении партнеров из Западной Германии. Он сказал, что Бонн пытается "сбить цену" за объединение Германии, представляя положение в ГДР в слишком темных красках. 18 мая в Бонне был подписан государственный договор о создании Экономического, Социльного и Валютного союза с ФРГ. Договор, состоящий из преамбулы и 38 статей, регулировал прежде всего экономические аспекты государственного объединения. Основой дальнейшего экономического и общественного развития ГДР согласно абзацу 3 преамбулы Договора становилась социальная рыночная экономика, а соответствующие установки конституции ГДР относительно ее социалистического и государственного устройства теряли силу. Обе стороны в абзаце 4 преамбулы Договора закрепляли свое желание посредством создания валютного, экономического и социального союза осуществить «первый значительный шаг в направлении к установлению государственного единства в соответствии со статьей 23 Основного закона ФРГ».

     Экономический, Социальный и Валютный союз вступил  в силу 1 июля 1990 года. Восточная марка на территории ГДР обменивалась на западногерманскую, которая становилась отныне единственным платежным средством, а Deutsche Bundesbank –единственным центральным банком. Обмен валюты производился в следующем соотношении: заработная плата, стипендии, оклады, пенсии обмениваются по курсу 1:1, остальные поступления – по курсу 2:1 в пользу Deutsch Marka. С созданием союза в ГДР должны были возникнуть предпосылки, необходимые для развития социальной рыночной экономики. Их образуют частная собственность, появление которой не только не возбраняется, но, наоборот, вводилися принцип свободного ценообразования, конкуренция, свободное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы, свобода частного предпринимательства. Перед ГДР ставилась задача создания функционирующих при рыночной экономике системы налогообложения, финансовой и бюджетной системы. Кроме того одной из задач было прилаживание аграрного сектору к сельхозсектору стран - участниц Европейского Экономического Сообщества. ГДР перенимала принятую в ФРГ систему страхования: пенсионного, по болезни, в случае безработицы или от несчастного случая, а также развитую в ФРГ систему социальной помощи. ГДР по примеру ФРГ была обязана предоставлять право забастовок, право участия в рабочем самоуправления, а также право обеспечить условия для появления юридически закрепленных уставов предприятий. Для финансирования системы социального страхования ФРГ гарантировала выделение средств из федерального бюджета, а для выравнивания бюджета ГДР – дополнительную сумму из так называемого "Спецфонда Единство Германии" в размере 115 млрд DM.

     Ряд исследователей, к примеру, Дороти Дж. Розенберг29, отмечают, что договор ограничил экономический суверенитет ГДР, привел к передаче значительной части полномочий по управлению экономикой федеральным органам ФРГ, усугубил региональную отсталость, различия в доходах, условиях труда и быта. Переход к западногерманской валюте подорвал существовавшие в ГДР защитные механизмы противодействия экономической дезинтеграции и социальной поляризации в стране. Однако последний Премьер Министр ГДР Лотар де Мезьер, чьё интервью уже приводилось, придерживается другого мнения: экономики двух стран находились в «разных весовых категориях», в последние годы существования ГДР соотношение обменного курса было 20:1 в пользу DM, и при заключении Договора о валютном, экономическом и социальном союзе восточным немцам удалось избежать инфляции, которая затем захлестнула восточноевропейские страны при переходе на новую капиталистическую модель. Кроме того, в будущем, вплоть до восточного расширения ЕС,  до 60 % дотаций шло на развитие и выравнивание региональных диспропорций бывшей ГДР.

Информация о работе Объединение Германии 1990 г.: необходимость комплексного подхода