Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:21, творческая работа
Целью этой работы является исследование столь комплексного вопроса, как объединение Германии. Что стало объективными и субъективными причинами и предпосылками этого процесса? Каковы были возможные сценарии его развития с точки зрения внутренних и внешних факторов? Что послужило нормативно-правовой базой объединения двух немецких государств и как оно отвечало основополагающим принципам международного права? Наконец, к каким последствиям привели указанные последствия и каково их историческое значение? Таковы положения, являющиеся объектом моего пристального внимания.
Аналитическая справка на тему:
«Объединение
Германии 1990 г.: необходимость комплексного подхода»
Объединение Германии в 1990 г. можно рассматривать как эпохальное событие, ознаменовавшее собой прекращение глобальной конфронтации Запада и Востока, завершающий этап холодной войны. Есть что-то символическое в том, что началом холодной войны считают момент произнесения У.Черчиллем его знаменитой речи в Фултоне, когда, по словам лидера британской оппозиции «от Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес1», кульминацией – физическое установление 13 августа 1961 г. Берлинской стены, этого «железного занавеса» в самом сердце расколотой Европы – оккупированной союзными державами германской столице, а окончанием – падение Берлинской стены и последовавшее за ним объединение Германии.
Целью этой работы является исследование столь комплексного вопроса, как объединение Германии. Что стало объективными и субъективными причинами и предпосылками этого процесса? Каковы были возможные сценарии его развития с точки зрения внутренних и внешних факторов? Что послужило нормативно-правовой базой объединения двух немецких государств и как оно отвечало основополагающим принципам международного права? Наконец, к каким последствиям привели указанные последствия и каково их историческое значение? Таковы положения, являющиеся объектом моего пристального внимания.
Для написания справки был задействован комплекс исследований и монографий, мемуарной литературы участников и очевидцев рассматриваемых событий, интервью, периодика, нормативно-правовые акты, статистические сведения и прочие источники на русском, английском, немецком и итальянских языках, ссылки на которые будут даны в работе.
Для
понятия закономерностей
Во второй половине 80-х гг. наметилась активация политики ФРГ, концентрировавшейся в руках «канцлера объединения» Гельмута Коля и его ближайшего окружения, в отношении ГДР. «Восточная политика» ФРГ опиралась на СМИ, сыгравшие важную роль в том, чтобы западные немцы поддержали официальный курс правительства на объединение, а восточные – сравнивали существующие у себя в стране реалии не в пользу социалистической модели. Более того, на решающих этапах объединения двух Германий, летом-осенью 1989 гг., вся государственная машина ФРГ была направлена против ГДР, а телевидению, как средству агитации и пропаганды уделялось повышенное внимание. Здесь надо отметить, что телевизоры, выпускавшиеся в СССР и ГДР, были настроены на французскую систему SECAM, что затрудняло приём западногерманского ТВ; однако ещё в начале 80-х в продаже в ГДР появились конвертеры для переключения телевизоров на PAL, а во второй половине 80-х телевизоры имели уже автоматическое переключение3. Таким образом, жители ГДР получили возможность смотреть западные каналы. СМИ ГДР проигрывали Западу информационную войну; преувеличение успехов, преуменьшение трудностей, искажение фактов социалистической прессой порождало реакцию неприятия. Вместе с тем, обратной стороной такого позитивного восприятия было доверчивое отношение к передачам западного телевидения и радио. У восточногерманских обывателей утвердились крайне идеализированные представления о ФРГ и Западном Берлине, что в дальнейшем подтолкнуло многих людей к поискам своего счастья в Западной Германии, а затем стало причиной нетерпеливых требований скорейшего объединения с ФРГ.
Одной из ключевых причин коллапса ГДР можно считать глубокие перемены, проходившие в то время в социалистическом лагере. Зачатки недовольства граждан ГДР существующим строем, закоснелостью партийно-государственного аппарата и неэффективностью, в сравнении с соседней процветающей ФРГ, социально-экономической системы стали появляться гораздо раньше осени 1989 г. Катализатором смены настроений стали лозунги перестройки, гласности, нового политического мышления и демократизации, широко использовавшиеся в СМИ и публицистике как в странах Восточной Европы, так и в СССР, но о которых в ГДР даже и слышать было запрещено. Ответом властей на новые веяния стала жесточайшая цензура, однако, диссиденты нашли пути борьбы с ней путём публикации своих работ в церковных изданиях Евангелической церкви.
Кроме того, курс советского руководства на преодоление холодной войны, подкреплённый выводом войск из Афганистана, начавшимся в феврале 1989 г., недвусмысленно оценивался на Западе как признание Кремлём ошибочности своей политики.
Одновременно
накапливались кризисные
В конце лета разразился кризис правящих СЕПГ и правительства ГДР, вызванный возмущением жителей страны ограничениями прав человека в ГДР, в частности, практическим запретом гражданам ГДР выезжать на Запад. В начале мая Венгрия открыла границу с Австрией7, что повлекло за собой массовое бегство восточных немцев в ФРГ через эти страны. В конце июля неофициальная статистика зафиксировала безвизовой выезд 150 граждан ГДР, к середине августа поток увеличился до 1600 человек, а к концу сентября количество уехавших составило 2500. Огромное количество «невозвращенцев» оседало в Варшаве; они обращались в посольство ФРГ с просьбой предоставить им политическое убежище. Посольства не могли отказывать гражданам ГДР – хотя бы потому, что правительство Коля не желало отступать от позиции, занятой ещё Конрадом Аденауэром, согласно которой любой гражданин ГДР имел право на получение гражданства ФРГ.
К числу субъективных факторов можно отнести активную роль Запада и контрастные с ней податливость и безволие руководства СССР - М.С. Горбачева и Э.А. Шеварднадзе.
Подводя итоги, можно сказать, что процесс объединения Германии имел сложную природу: спровоцированной горбачёвской перестройкой и политической импотенцией восточногерманского режима, он был вовремя подхвачен умелым дирижёром – Г.Колем, который позже говорил: «История дала нам хорошие карты, и я хотел их умело разыграть8».
На
начало октября 1989 г. приходилось празднование
40-й годовщины образования
В результате этого кризиса октября в правящей СЕПГ происходят изменения: 18 октября от власти устранён Хонекер и ряд его приспешников, гнувших жёсткий политический курс; новым секретарём партии становится секретарь ЦК по вопросам безопасности Эгон Кренц, который не преминул в скорейшем времени избрать себе роль восточногерманского Горбачёвы, сторонника перестройки. В течение нескольких дней Кренцом открыта чешская граница и обещана реформа закона о выезде, а сам он ищет диалог с группами гражданского действия, встречаясь, к примеру, с ведущими представителями церкви и профсоюзного движения для обсуждения сложившейся обстановки. Снимается запрет на издание журнала «Спутник», объявленный год назад. Государственный Совет амнистирует всех тех, кто был приговорён к тюремному заключению за нелегальный переход границы, амнистия распространяется также на политических заключённых. Однако для многих инакомыслящих эти меры оказались недостаточны.
С каждой неделей всё больше восточных немцев присоединяется к маршам протеста, и это «отнюдь не «дебоширы и недовольные», которыми объявляло их правящая верхушка, а среднестатистические граждане, имеющие семью и рабочее место11». Западное телевидение и радио заранее оповещает слушателей ГДР о времени и местах сбора на митинг и о требующихся лозунгах. К концу месяца некоторые демонстрации насчитывают до 200 тыс. участников, и бегство из ГДР на Запад не прекращается. Коллапс обуславливается ещё тем, что восточные немцы не испытывали большого доверия к новому политическому руководству. Выбор Кренца в качестве нового секретаря СЕПГ не был удачным: у многих было на памяти его участие в фальсификации коммунальных выборов 1 мая 1989 г. и поддержка им правительства КНР после событий на площади Тень Ань Мень.
Кренцу пришлось прибегнуть к отчаянным мерам, чтобы завоевать популярность среди населения. 6 ноября 1989 г. Политбюро составило план внесения изменений в закон о выезде, согласно которым все граждане ГДР получали право иметь заграничный паспорт и совершать поездки продолжительность в 30 дней. В этот же день в ГДР впервые была создана должность секретаря ЦК СЕПГ по вопросам информации, соответствующая должности представителя правительства, которую занял Гюнтер Шабовски – единственный из руководителей СЕПГ, выступивший двумя днями раньше в грандиозной демонстрации на берлинском Александерлаце и освистанный демонстрантами как представитель «реакционных сил». Ему и довелось на пресс-конференции в прямой трансляции по телевидению ГДР в ответ на вопрос итальянского журналиста Рикардо Эрманна12 зачитать сообщение о новом свободном порядке выезда граждан ГДР за рубеж, а именно, о том, что любой желавший посетить Западный Берлин мог немедленно получить визу на границе. Подобное заявление для всех оказалось неожиданностью. И.Ф. Максимычева, бывшего советника-посланника посольства СССР в ГДР, вспоминал: «В тот вечер я испытал глубокое разочарование в Кренце и его соратниках, которые оказались неспособными на корректное ведение дел13…» Тем более, что накануне с Кремлём был согласован проект «дырка в границе». Сообщение Гюнтера Шабловски стало катализатором, который привёл к падению Берлинской стены: тысячи берлинцев устремились к командно-пропускным пунктам, и пограничники, пришедшие в растерянность от сообщения и испытывающие недостаток в точных распоряжениях, пропускали их. За ночь Берлинская стена, ставшая анахронизмом, нелепым пережитком холодной войны, была разнесена по кусочкам14, предназначавшимся для продажи ценителям истории или на личную память самих её сломщиков. В скором времени вдоль всей германской границы были открыты пропускные пункты.
Активная работа ФРГ по воссоединению с ГДР, как закрепилось за этим событием название, или по присоединению последней, как считают ряд исследователей, сопровождалась необычайной пассивностью и безразличием руководителей Советского Союза к данному процессу. Чрезвычайный и полномочный посол СССР в ГДР В.И. Кочемасов вспоминал, что в день открытия границы с Западным Берлином он неоднократно пытался связаться с Горбачёвым или Шеварднадзе, но руководители были заняты, времени для ГДР у них не находилось15. Н.В. Павлов отмечает: "Советская сторона предпочитала отдать решение германской проблемы на откуп истории, о чем неоднократно заявлял генеральный секретарь ЦК КПСС16…" Обуславливается это также тем, что внешней политикой СССР заправляли непрофессиональные дипломаты, дилетанты, готовые в ответ на собственные промахи незамедлительно пойти на односторонние уступки17. По мнению ведущего советского эксперта по Германии и «лучшего ученика Громыко» В. М. Фалина18, это иллюстрирует хотя бы одна из имеющихся деталей: когда на переговорах в Архызе в 1990 г. Г.Коль предложил назвать имена или категории лиц из руководства ГДР, в отношении которых после объединения следует отказаться от судебного преследования, то М.Горбачёв, демонстрируя безразличие к своим союзникам по ОВД, судьба которого была уже предрешена, ответил, что немцы сами справятся с этой проблемой.
Информация о работе Объединение Германии 1990 г.: необходимость комплексного подхода