Нетарифные ограничения внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 10:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать различные виды нетарифных ограничений и выявить перспективы их использования во внешней торговле РФ. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:

1. изучить особенности применения нетарифных инструментов во внешнеторговых отношениях;

2. разработать классификацию форм и разновидностей нетарифных ограничений;

3. определить эффективность применения нетарифных ограничений;

4. проанализировать влияние данных методов ограничения на внешнеторговую политику РФ;

5. рассмотреть эффективность использования нетарифных методов регулирования в российской экономике;

6. выявить перспективные направления использования нетарифных инструментов в РФ.

Оглавление

\ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТАРИФНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ. 4
1.1. НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ КАК ЧАСТЬ ПРОТЕКЦИОНИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ. 5
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ НЕТАРИФНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ. 6
1.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТАРИФНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ. 19
ГЛАВА 2. НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РФ. 24
2.1. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТАРИФНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ РФ. 25
2.2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТАРИФНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ. 27
2.3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТАРИФНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 30
ПРИЛОЖЕНИЯ. 31

Файлы: 1 файл

Понятие нетарифных мер регулирования.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

     3. По итогам проведенного анализа эффективности применения нетарифных ограничений можно сделать вывод, что как тарифные, так и нетарифные ограничения внешней торговли приводят к чистым потерям благосостояния, но, несмотря на это, они широко применяются практически всеми государствами, в том числе и Россией. Это можно объяснить во-первых тем, что при применении таких методов возникает эффект перераспределения дохода, значит, в результате, всегда некоторой группе населения или государству это будет выгодно. Во-вторых, нетарифные барьеры являются более скрытыми, чем тарифы, и их действие сложнее измерить и отразить в статистических показателях, и,  следовательно,  нетарифные ограничения – мощный метод воздействия на внешнюю торговлю. В-третьих, такие методы дают возможность странам быстро среагировать на изменения экономической ситуации и принять эффективные меры в краткосрочном периоде, в силу упрощенного процесса введения их правительственными органами;

     4. В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что на сегодняшний день нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности РФ представляет собой достаточно отработанный механизм;

     5. В разделе 2.3. были рассмотрены перспективы использования нетарифных ограничений в РФ в процессе присоединения России к ВТО. В соответствии с одним из основополагающих принципов системы ГАТТ/ВТО, ограничения экспорта и импорта, должны элиминироваться.

       Однако, сейчас, как и до возникновения  ГАТТ, в России и во многих  других странах с помощью нетарифных  ограничений продолжает регулироваться  значительная доля внешнеторгового  оборота. Ведь, впрочем, и условия  как ГАТТ, так и других соглашений, заключенных между странами — членами ВТО, дают немало возможностей для использования нетарифных ограничений в торговле.

 

      Список использованной литературы.

 

1. Федеральный  Закон от 08.12.2003 №164 – ФЗ «Об  основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности» (ред. от 22.08.2004).

2. Постатейный  комментарий к Федеральному Закону  «Об основах государственного  регулирования внешнеторговой деятельности»  / под ред. А.Н. Козырина. // ЗАО  Юстицинформ. – 2005.

3. Аконова Е.С. Международная экономика и МЭО. – Ростов н/Д: Феникс. – 2001.

4. Доклад  руководителя Департамента нетарифного  регулирования Минэконоразвития  РФ Буйкина Ю.А. от 18.02.2001.

5. Доклад руководителя Департамента поддержки и защит отечественных товаропроизводителей на товарных рынках и сотрудничества с международными торговыми организациями Минпромнауки РФ Степановой С. от 10.06.2001.

6. Внешнеэкономическая  деятельность предприятия. Учебник  для студентов вузов, обучающихся  по экономическим специальностям. / под ред. Л.Е. Стровского. –  М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2007.

7. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Учебное пособие для вузов. – М.: Международные отношения. – 2002.

8. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. Учебное пособие для вузов. – М.: «Дело и Сервис». – 2004.

9. Покровская В. В. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. – М.: Экономистъ. – 2006.

10. Пугель Т.А., Линдерт П. Х. Международная экономика. Учебник: Пер. с англ. – М.: Дело и сервис. – 2003.

11. Синецкий  Б.И. Основы коммерческой деятельности. Учебник. – М.: Юристъ. – 2000.

12. Оболенский В. Присоединение России к ВТО и ее участие в интеграции. // МЭ и МО. - 2004, №3.

13. Рубан О. Русский бизнес/Промышленная политика: Перевооружить немедленно. // Эксперт. – 2005. - №33.

14. Татаркин А. Региональные последствия вступления России в ВТО. // Эксперт. – 2003. - №5.

15. Шохин А. Экономика и финансы/за и против. // Эксперт. – 2005. - №13.

16. Щебарова Н. Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма. // МЭ и МО. – 2003. - №3.

17. http: //www.wto.ru/ (Россия и ВТО)

18. http: //www.есоnomy.gov.ru/ (Минэкономразвития и торговли РФ)

 

      Приложения.

 

     Приложение 1. 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2003 г. N 48 

О МЕРАХ  ПО ЗАЩИТЕ РОССИЙСКОГО ПТИЦЕВОДСТВА 

(в ред.  Постановлений Правительства РФ от 19.06.2003 N 348,

от 29.11.2003 N 724, от 30.12.2004 N 880) 

 

В целях  защиты экономических интересов  российского птицеводства, на основании  статей 4 и 6 Федерального закона "О  мерах по защите экономических интересов  Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", статьи 15 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и с учетом решения Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике от 30 декабря 2002 г., принятого по результатам расследования, проведенного Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить  на ввоз на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежих, охлажденных или мороженых (код ТН ВЭД России 0207), в том числе обваленных (коды ТН ВЭД России 0207 14 100 0 и 0207 27 100 0), далее именуемых мясом домашней птицы, сроком на 4 года импортную квоту в размере согласно приложению N 1.

(в ред.  Постановления Правительства РФ  от 29.11.2003 N 724)

Распределить  между государствами-поставщиками импортную квоту на ввоз мяса домашней птицы в 2003 году в пропорции, сложившейся в 1999 - 2001 годах, на основе общего количества мяса домашней птицы согласно приложению N 2.

Распределить  между государствами-поставщиками импортную квоту на ввоз мяса домашней птицы в 2004 году согласно приложению N 3.

(абзац  введен Постановлением Правительства  РФ от 29.11.2003 N 724)

2. Ввоз  мяса домашней птицы в таможенном  режиме выпуска для внутреннего  потребления сверх квоты, установленной  пунктом 1 настоящего Постановления, запрещен.

(в ред.  Постановления Правительства РФ  от 29.11.2003 N 724)

3. Государственному  таможенному комитету Российской  Федерации осуществлять в 2003 году  таможенное оформление мяса домашней  птицы, ввезенного на основании  лицензий Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, выданных участникам внешнеэкономической деятельности в установленном порядке.

4. Государственному  таможенному комитету Российской  Федерации в 3-дневный срок  представить в Министерство экономического  развития и торговли Российской Федерации перечень участников внешнеэкономической деятельности, ввозивших в 2000 - 2002 годах на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения мясо домашней птицы (код ТН ВЭД России 0207), в том числе обваленное (коды ТН ВЭД России 0207 14 100 0 и 0207 27 100 0), с указанием его объемов.

 

Участники внешнеэкономической деятельности, имеющие лицензии на ввоз мяса домашней птицы свежей, охлажденной или  мороженой (код ТН ВЭД России 0207), в случае введения Государственной ветеринарной службой Российской Федерации полного или частичного запрета на ввоз указанного товара из какого-либо государства-поставщика (союза государств) по причине неблагоприятной эпизоотической обстановки имеют право переоформить ее на лицензию на ввоз этого же товара из другого государства-поставщика (союза государств) в том же количестве вне зависимости от общего объема квоты, установленной для этого государства-поставщика (союза государств) (Постановление Правительства РФ от 05.03.2004 N 137).

 

5. Министерству  экономического развития и торговли  Российской Федерации в 6-месячный  срок осуществить на основании  заявлений участников внешнеэкономической  деятельности, указанных в пункте 4 настоящего Постановления, выдачу лицензий на ввоз мяса домашней птицы в объеме, пропорциональном среднегодовому объему мяса домашней птицы, ввезенному ими на таможенную территорию Российской Федерации в 2000 - 2002 годах.

(в ред.  Постановления Правительства РФ  от 19.06.2003 N 348)

6. Государственному таможенному комитету Российской Федерации представлять в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации ежемесячно, не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетным, сведения об импорте мяса домашней птицы, ввезенного в соответствии с настоящим Постановлением.

7. Министерству  экономического развития и торговли  Российской Федерации и Государственному  таможенному комитету Российской  Федерации в IV квартале 2003 г. внести  в установленном порядке в  Правительство Российской Федерации предложения о дальнейшем применении импортной квоты на ввоз мяса домашней птицы.

8. Министерству  экономического развития и торговли  Российской Федерации уведомить  в установленном порядке заинтересованные  государства и Интеграционный  комитет Евразийского экономического сообщества о введении импортной квоты на ввоз мяса домашней птицы.

9. Настоящее  Постановление вступает в силу  со дня его официального опубликования,  за исключением пунктов 1 - 3, вступающих  в силу по истечении 3 месяцев  со дня официального опубликования настоящего Постановления.

 

Председатель  Правительства

Российской  Федерации

М.КАСЬЯНОВ

 

РАЗМЕР  ИМПОРТНОЙ КВОТЫ НА ВВОЗ МЯСА ДОМАШНЕЙ ПТИЦЫ

 

(в ред.  Постановления Правительства РФ  от 29.11.2003 N 724)

 
 

   ────────────┬──────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐

│  Код ТН ВЭД │   Наименование товара    │       Размер импортной квоты (тыс. тонн)        │

│              │                          ├────────────────┬──────────┬──────────┬──────────┤

│              │                          │с 30 апреля 2003│с 1 января│с 1 января│с 1 января│

│              │                          │г. по 31 декабря│2004 г. по│2005 г. по│2006 г. по│

│              │                          │      2003 г.   │31 декабря│31 декабря│30 апреля │

│              │                          │                │  2004 г. │  2005 г. │  2006 г. │

└──────────────┴──────────────────────────┴────────────────┴──────────┴──────────┴──────────┘

0207           Мясо и пищевые субпродукты        744          1050       1050       306

                домашней  птицы, указанной

                в  товарной  позиции 0105,

                свежие,  охлажденные   или

                мороженые

                  в том числе:

0207 14 100 0  обваленные                        190            -          -         -

0207 27 100 0

-------------------------------------------------------

 
 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

ИМПОРТНОЙ КВОТЫ НА ВВОЗ МЯСА ДОМАШНЕЙ ПТИЦЫ

МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ-ПОСТАВЩИКАМИ В 2003 ГОДУ

 

┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐

│   Государство    │     Размер импортной квоты (тыс. тонн)      │

│      (союз       ├────────────────┬────────────────────────────┤

│   государств)    │ мясо домашней  │   в том числе обваленное   │

│                  │   птицы (код   │(коды ТН ВЭД 0207 14 100 0, │

│                  │ ТН ВЭД 0207) - │       0207 27 100 0)       │

│                  │     всего      │                            │

└──────────────────┴────────────────┴────────────────────────────┘

Информация о работе Нетарифные ограничения внешней торговли