Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 16:05, реферат
Характерной чертой современных международных отношений являются интеграционные процессы, которые развиваются в разных регионах мира в последние десятилетия и охватывают различные сферы отношений государств. Важное значение в развитии этих процессов принадлежит международным организациям, которые содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных прав. Две основные подобные организации- ЕС и НАТО.
Введение
История создания ЕС
История Создания НАТО
ЕС и НАТО: эволюция отношений (этапы)
Итоги
Список использованной литературы
В то же время на саммите НАТО в Брюсселе в 1994 г. было принято решение развить в рамках НАТО Европейскую составляющую безопасности и обороны (ЕСБО). Это решение привело к заключению ряда практических соглашений (известных как Берлинские соглашения) о поддержке НАТО военных операций, предпринимаемых ЗЕС. Эти соглашения включали:
— содействие НАТО в процедурах военного планирования;
— введение процедур по определению сил, средств и ресурсов НАТО, которые могли быть использованы ЗЕС с согласия Североатлантического совета НАТО;
— создание многонациональных механизмов командования в рамках НАТО для подготовки, поддержки, проведения операции и управления ею под политическим контролем и стратегическим управлением ЗЕС;
— делегирование заместителю Верховного главнокомандующего Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе особых функций в отношении формирований, подлежащих передаче в распоряжение ЗЕС, как в обычное время, так и при операциях под руководством ЗЕС;
— разработку механизмов консультаций и обмена информацией для обеспечения координации операций ЗЕС, проводимых при поддержке НАТО;
— подготовку военных планов и учений для типовых операций ЗЕС.
Соответствующие решения были приняты НАТО на последующих встречах министров иностранных дел и министров обороны в Берлине и Брюсселе в июне 1996 г. и на саммите НАТО в Мадриде в 1997 г. .
В этом направлении ЗЕС развивался одновременно в качестве оборонного компонента Европейского союза и как инструмент усиления европейской «опоры» НАТО. Европейские государства — члены НАТО признали, что в процессе создания собственных военных «возможностей» не должно быть допущено дублирование командных структур, штабов планирования и военных сил и средств, уже имеющихся в рамках НАТО. Более того, такой подход должен усиливать вклад ЗЕС и Евросоюза в миссии и мероприятия НАТО, что также отвечает цели ЕС, направленной на развитие ОВПБ, как и общей потребности в более сбалансированных трансатлантических отношениях.
Договоренности, достигнутые в рамках сотрудничества НАТО—ЗЕС в 1990-е гг., заложили фундамент для последующего развития отношений по линии НАТО—ЕС. На практике эти договоренности были созданы на тот случай, если в рамках НАТО будут приняты решения не участвовать в том или ином конфликте, а ЗЕС решит вмешаться. В таких условиях Западноевропейский союз мог рассчитывать на выделение сил и средств НАТО для проведения операции под собственным командованием.
На саммите
Франции и Великобритании в Сен-Мало
в декабре 1998 г. были достигнуты соглашения
о том, что Европейский союз должен
иметь возможности для
Передача функций ЗЕС Европейскому союзу.
Начало формированию ЕПБО было положено на юбилейном Вашингтонском саммите НАТО (23—24 апреля 1999 г.), на котором была выражена поддержка «решимости ЕС обладать способностью к самостоятельным действиям, предполагающим принятие решений и утверждение военных акций тогда, когда альянс как таковой не задействован» . Лидеры НАТО также отметили, что по мере расширения этого процесса НАТО и ЕС должны обеспечить развитие эффективных взаимных консультаций, сотрудничества и партнерства, основанных на существующих механизмах между НАТО и ЗЕС .На Вашингтонском саммите были также сформулированы принципы будущего сотрудничества с ЕС, среди которых необходимо отметить следующие:
— обеспечение эффективных взаимных консультаций, сотрудничества и партнерства между ЕС и НАТО, основанных на механизмах, которые были установлены между НАТО и ЗЕС;
— участие членов НАТО, не являющихся одновременно членами ЕС, в принятии решений и операциях, которые будет проводить ЕС;
— практические договоренности для обеспечения доступа ЕС к возможностям планирования, силам и средствам НАТО .
На саммите
ЕС в Кёльне в июне 1999 г. была высказана
поддержка решению франко-
На встрече в Хельсинки Европейский совет принял «основополагающую цель» по развитию военных возможностей для проведения операций ЕС по управлению кризисами. Данная цель предполагала создание к 2003 г. собственных сил на базе Еврокорпуса — Европейских сил быстрого реагирования (ЕСБР) численностью 50—60 тыс. человек, способных к развертыванию в двухмесячный срок и готовых к оперативной переброске в зоны локальных конфликтов для осуществления миротворческих миссий .
На саммите ЕС в Ницце было положено начало формированию механизмов принятия решений в области ЕПБО, создан ряд постоянных руководящих политических и военных органов, действующих на временной основе с середины 2000 г. и выполняющих следующие функции:
— Комитет по политическим вопросам и безопасности (КПВБ) состоит из представителей высокого уровня и послов, рассматривает все вопросы ОВПБ, включая ЕПБО, под эгидой Совета ЕС осуществляет политический контроль и стратегическое руководство военной операцией в случае ее проведения;
— Военный комитет собирается на уровне руководителей генштабов или их представителей, высказывает рекомендации КПВБ и руководит общим Генштабом;
— Штаб ЕС занимается военной проблематикой, в частности проведением операций по урегулированию кризисов .
Таким образом, саммит в Ницце заложил основу формирования институциональной структуры ЕПБО. Однако не были определены сроки и формы наполнения этой структуры практическим содержанием. В связи с этим возник вопрос об эффективности ЕПБО и автономности Европейского союза при решении вопросов безопасности. Одним из решений этой проблемы стала постепенная интеграция ЗЕС в структуру ЕС.
На саммите ЕС в Хельсинки (1999 г.) Европейскому союзу была передана роль ЗЕС в управлении конфликтами: в итоговом коммюнике встречи министров иностранных дел стран — членов ЗЕС в Порту (май 2000 г.) декларируется «начало процесса передачи структур и функций» этой военно-политической организации Евросоюзу .
Таким образом, ЗЕС, созданный в 1954 г., вошел в финальную фазу своего существования, однако он до сих пор остается единственной европейской автономной структурой обороны. В конце 2000 г. с формальной передачей функций ЗЕС Европейскому союзу отношения между НАТО и ЕС перешли на качественно иной уровень.
Переговоры между ЕС и НАТО, инициированные в сентябре 2000 г., привели к обмену письмами между Генеральным секретарем НАТО и Президентом Совета ЕС в январе 2001 г. с целью определения области сотрудничества и модальности «консультаций и сотрудничества в вопросах безопасности, обороны и управления кризисами» . Обмен письмами обеспечил условия для совместных встреч на различных уровнях. В частности, речь шла о двух ежегодных совместных встречах министров иностранных дел ЕС и НАТО и, как минимум, трех совместных встречах Североатлантического совета и Комитета по политике и безопасности ЕС (встречи САС—ПКБ) каждые полгода на уровне послов. Предполагалось также каждые полгода проводить два совместных заседания Военного комитета и заседания между подчиненными комитетами и договориться о регулярных встречах на уровне штабов. С этого момента встречи в формате САС—ПКБ стали обычной процедурой сотрудничества двух организаций.
Террористические
атаки на США в сентябре 2001 г. явились
дальнейшим стимулом для развития сотрудничества.
На следующий день после терактов
Генеральный секретарь НАТО принял
участие в консультациях в
Совете по общим делам ЕС с целью
анализа международной
На Пражском саммите НАТО в ноябре 2002 г. лидеры стран-участниц подтвердили свое обязательство усилить сотрудничество между НАТО и ЕС, эффективность которого уже стала очевидной в совместных действиях на Балканах.
В декларации ЕС и НАТО по ЕПБО, распространенной в декабре 2002 г., организации «приветствуют стратегическое партнерство, установленное между ЕС и НАТО в области кризисного регулирования и основанное на разделяемых ценностях, неделимости безопасности и решимости отвечать на вызовы нового столетия» . Несколькими месяцами позднее НАТО и ЕС наполнили содержанием это стратегическое партнерство, подписав серию документов, которые призваны обеспечить обмен секретной информацией и сотрудничество в кризисном регулировании, в том числе и через договоренности «Берлин Плюс» .
Договоренности «Берлин Плюс» базируются на признании того, что члены обеих организаций имеют один и тот же набор сил и ограниченные оборонные ресурсы, которые они могут выделять для проведения операций. В этих условиях, а также для того чтобы избежать дублирования ресурсов, было договорено, что в операциях, проводимых под эгидой ЕС, могут использоваться силы и средства НАТО. Реально эти договоренности позволяют НАТО поддерживать операции, проводимые Европейским союзом, в которых Альянс в целом не задействован. Договоренности прошли первичную апробацию во время передачи ответственности от НАТО к ЕС в военной операции в Македонии (2003 г.) и в Боснии и Герцеговине (2004 г.). Кроме этого, с 19 по 25 ноября 2003 г. состоялись первые совместные учения по урегулированию конфликтов , основанные на механизме, предусмотренном договоренностями «Берлин Плюс».
Механизм договоренностей «Берлин Плюс» состоит из следующих основных элементов:
— гарантии доступа
ЕС к возможностям планирования НАТО,
что позволяет планировать
— презумпции доступности для ЕС заранее определенных сил и средств НАТО для использования в операциях под командованием ЕС;
— определения
диапазона европейских
— дальнейшей адаптации системы оборонного планирования НАТО с тем, чтобы упростить доступ к силам, выделяемым для проведения операций под командованием ЕС;
— соглашения между ЕС и НАТО, охватывающего обмен секретной информацией на основе взаимных правил безопасности;
— процедуры для выделения, мониторинга, возврата и отзыва сил и средств НАТО;
— договоренности о консультациях между НАТО и ЕС в контексте операций ЕС по урегулированию конфликтов, которые предполагают использование сил и средств НАТО .
Первоначально существовало две основные модели развития взаимодействия НАТО и ЕС: либо проводить целиком самостоятельные операции, изначально предполагающие ограниченный спектр задач и используемых сил, либо — более сложные под эгидой ЕС, но с опорой на силы и средства НАТО. Если первая модель закрепляет за ЕС определенную миротворческую нишу, то вторая не позволяет говорить о реальной самостоятельности ЕС. Принимая участие в реализации договоренностей «Берлин Плюс», Европейский союз делает выбор в пользу второй модели. Однако картина усложняется тем, что обе организации реализуют практически идентичные по смыслу и целям программы создания сил быстрого реагирования, что в недалеком будущем может привести к ситуации соперничества между ЕС, НАТО и США за проведение той или иной операции в Европе.
Одним из путей выхода из такой сложной ситуации может быть расширение зоны ответственности НАТО, в то время как усилия ЕС сосредоточатся на обеспечении безопасности на европейском континенте. Возможно также «разделение труда» в зависимости от степени интенсивности конфликта. К примеру, формирующиеся боевые группы ЕС могли бы в будущем участвовать в решении нижнего спектра «Петерсбергских задач», а участие в конфликтах высокой интенсивности осталось бы за НАТО.
Существует также проблема релевантности НАТО современным вызовам и угрозам, которая связана с изменением характера внешнеполитических действий США. Многие исследователи отмечают потерю значимости НАТО в глазах Соединенных Штатов. Это, в частности, явилось следствием оценки американской стороной операции в Косово в 1999 г., которая проводилась многосторонними силами НАТО и выявила огромный разлом между США и Европой. Так, 80% всех боевых вылетов было осуществлено американцами. У европейских союзников по НАТО наблюдается серьезный недостаток в транспортной авиации, ограничены возможности коммуникации, отсутствуют необходимые силы и средства для тылового обеспечения военной операции .