НАТО и ЕС. Эволюция вазимоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 16:05, реферат

Краткое описание

Характерной чертой современных международных отношений являются интеграционные процессы, которые развиваются в разных регионах мира в последние десятилетия и охватывают различные сферы отношений государств. Важное значение в развитии этих процессов принадлежит международным организациям, которые содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных прав. Две основные подобные организации- ЕС и НАТО.

Оглавление

Введение
История создания ЕС
История Создания НАТО
ЕС и НАТО: эволюция отношений (этапы)
Итоги
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по ЕС.doc

— 110.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

по  теме: 

«НАТО и ЕС. Эволюция отношений» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2010 г. 
 
 
 
 

План:

  1. Введение
  2. История создания ЕС
  3. История Создания НАТО
  4. ЕС и НАТО: эволюция отношений (этапы)
  5. Итоги
  6. Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Характерной чертой современных международных отношений  являются  интеграционные процессы, которые развиваются в разных регионах мира в последние десятилетия и охватывают различные сферы отношений государств. Важное значение в развитии  этих процессов принадлежит международным организациям, которые  содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных  прав. Две основные подобные организации- ЕС и НАТО.

В 1990-х гг. росло  понимание того, что европейские  страны должны в большей степени брать на себя задачу обеспечения общеевропейской безопасности. Параллельно НАТО признавала необходимость разработки в организации «Европейской составляющей безопасности и обороны», которая одновременно являлась бы составной частью адаптации военно-политических структур НАТО и важным фактором развития европейских оборонных возможностей.

Этот процесс  привел к разработке договоренностей  между НАТО и Западно-европейским  союзом (ЗЕС), который в то время  выполнял задачи Евросоюза в области  безопасности и обороны (Маастрихтский договор 1992 г.). Тем самым был заложен фундамент для последующего развития стратегического партнерства НАТО-ЕС, вслед за тем как в 1999 г. функции ЗЕС по урегулированию кризисов были переданы Евросоюзу.

В январе 2001 г. состоялся  обмен письмами между Генеральным секретарем НАТО и Председателем Евросоюза, который явился официальной основой для начала прямых отношений между НАТО и ЕС. За прошедший период были достигнуты значительные успехи в развитии стратегического партнерства НАТО-ЕС, хотя в полной мере его потенциал еще предстоит реализовать. Тесное сотрудничество между НАТО и Евросоюзом является важной составляющей выработки международного «комплексного подхода» к урегулированию кризисов и проведению операций, требующего эффективного применения, как военных, так и гражданских средств.

НАТО и ЕС являются важными игроками на международной арене и располагают большим политическим , экономическим, идеологическим и другим весом. В данной работе я хочу рассмотреть историю их создания, взаимодействия, их общие проекты  и перспективу. Также проанализировать  плюсы и минусы дипломатии РФ с НАТО и ЕС на нынешнем этапе.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.

Европейский Союз является наиболее продвинутой с  точки зрения форм экономической  интеграции группировкой в мире.

Исходной точкой формирования ЕС принято считать подписание 18 апреля 1951 г. в Париже Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом Договора о создании Европейского объединения угля и стали. Через шесть лет,5 марта 1957 г., в Риме этими же странами были подписаны договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Вместе с Парижским договором Римский договор 1957 г. заложил конституционные основы Европейского сообщества, став фундаментом для создания зоны свободной торговли шести стран. В соответствии с Римским договором цель сообщества заключается в том, чтобы путем создания общего рынка и постепенного сближения экономической политики государств-членов способствовать гармоничному развитию экономической деятельности во всем сообществе, непрерывному и сбалансированному экономическому росту, повышенной стабильности, ускоренному подъему уровня жизни и более тесным связям между государствами, которое оно объединяет. . Конкретные положения договора касаются создания единого рынка товаров, организованного и ограниченного общими правилами и политикой, в особенности в области сельского хозяйства.

В 1950-1958 гг. в  рамках Европейского платежного союза (ЕПС) использовалась система многосторонних расчетов. В сходных условиях преодоления экономического кризиса и перехода от государственной экономики к системе рыночного хозяйства, нехватки валютных резервов и неконвертируемости национальных валют широко практиковались взаимные торговые ограничения. Торговый обмен регулировался двусторонними соглашениями, жестко ограничивающими объемы экспортно-импортных потоков.

ЕПС способствовал  развитию торговли внутри Европы, создал условия для быстрого подъема производства, роста занятости и стабилизации цен. Страны-участницы ЕПС увеличили свои золотовалютные резервы и создали предпосылки, необходимые для введения конвертируемости национальных валют. С 1 января 1959 г., после введения обратимости основных западноевропейских валют по текущим операциям, на смену ЕПС пришло Европейское валютное соглашение. В 60-е годы был создан Таможенный союз, разрабатывалась общая сельскохозяйственная политика и единый механизм оказания помощи развитию африканских государств. В 1967 г. произошло объединение исполнительных органов трех сообществ в единые исполнительные органы – Комиссию и Совет Министров Европейского сообщества.

Европейское строительство  получило новый импульс в начале 70-х годов, когда было выражено пожелание  преобразовать совокупность связей между государствами – членами Европейского Союза. Расширение выразилось в присоединении к сообществу Дании, Ирландии и Великобритании 1 января 1973 г.. Углубление интеграции означало выработку поэтапного плана экономического и валютного союзов, который закончился в 1979 г. созданием Европейской валютной системы и претворением в жизнь региональной политики.

Следующий важный этап начался в 80-х годах, когда  Европейское сообщество расширилось  за счет трех новых государств-членов: Греции – 1 января 1981 г., Испании и Португалии – 1 января 1986 г. В июне 1987 г. вступил в силу Единый европейский акт, предоставивший юридическую основу для создания единого рынка в течение пяти лет.

В 1992 г. сообщество заключает Союзный договор, провозглашающий  создание Европейского Союза, основанного на координации внешней и внутренней политики и гражданства в ЕС - Маастрихтский договор. Внутри ЕС оказывается помощь тем государствам, которые не могут продвигаться по пути интеграции с той же скоростью, что остальные.

1993 г. ознаменовался созданием единого европейского рынка, основанного на свободном перемещении людей, товаров, услуг и капитала. В 1995 г. к ЕС присоединились Австрия, Финляндия и Швеция.

Таким образом, западноевропейская интеграция в своем  развитии прошла следующие этапы:

1958-1969 гг. – этап  создания зоны свободной торговли;

1968-1976 гг. – этап  создания таможенного союза; 

1987-1992 гг. – этап  создания общего рынка; 

с 1993 г. – этап создания экономического и валютного  союза (ЭВС).

Важнейшим элементом механизма западноевропейской интеграции выступает совместное проведение отраслевой и региональной политики.

Наибольшие успехи достигнуты в проведении совместной аграрной политики, которая преследует следующие цели: максимально возможное  снабжение населения продуктами питания собственного производства, защита внутреннего продовольственного рынка, обеспечение конкурентоспособного участия национальных товаропроизводителей в международном разделении труда и т.д.. В результате осуществления согласованной аграрной политики все страны ЕС получили возможность продавать свою продукцию по ценам, значительно превышающим среднемировые в отдельных случаях на 30% и более.

Кроме аграрной формы сотрудничества в рамках ЕС осуществляется единая транспортная, промышленная, торговая политика, политика в области окружающей среды и социальная политика.

В состав организации  входят 27 государств Европы: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. С 1 января 2007 года в состав Европейского Союза официально вошли Болгария и Румыния.

История создания НАТО 

      Вооруженные силы Североатлантического альянса (НАТО) были созданы в 1949 году. Изначально альянс представлял собой «оборонительный союз» двенадцати государств, включая в свои ряды Бельгию, Канаду, Данию, Францию, Исландию, Италию, Люксембург, Голландию, Норвегию, Португалию, Великобританию и США. Штаб-квартира НАТО располагалась в Брюсселе, однако основополагающие политические решения принимались в Вашингтоне. Структура НАТО была призвана главным образом обеспечивать взаимную защиту против угрозы агрессии со стороны СССР. 
НАТО на протяжении около сорока лет оставалось главной ударной силой холодной войны со стороны запада. Именно в это время была сформирована организационная структура альянса. Греция и Турция присоединились к Североатлантическому договору в 1952 году ("Первое расширение НАТО"). Западная Германия, получившая суверенитет, также стала членом НАТО без права обладать собственным ОМП, в 1955 году ("Второе расширение НАТО"). К концу 1950-х гг. в НАТО с инициативы Шарля де Голля начинаются интенсивные попытки реорганизации, в том числе и стратегических сил сдерживания. Постепенно нарастают и внутренние противоречия между членами альянса, основное из которых – скрытое соперничество между США и европейскими державами. Они были связаны прежде всего с тем, что Европа смогла окончательно оправиться после Второй мировой войны и заявить о своей политической субъектности и самостоятельности. 
Дискуссии велись в основном о размещении ядерного оружия и управлении им. Появляются две основные доктрины контроля за стратегическими вооружениями: многонациональности и многосторонности. Согласно концепции многонациональности основной силой НАТО должны были стать войска суверенных государств, переданные под командующего НАТО с правом отзыва последнего. В свете концепции многосторонности, армии НАТО, наоборот, необходимо быть смешанной с самого начала. В конечном итоге возобладала идея многосторонности хотя Франция, всегда отличавшаяся повышенной самостоятельностью в рамках альянса, до сих пор имеет ядерные силы, не подчиняющиеся объединенному командованию. Выход из военного блока НАТО был осуществлен Шарлем де Голлем, считавшим, что СССР уже не представляет угрозы. В 1966 г. помимо высшего органа НАТО – Совета НАТО, был учрежден Комитет военного планирования, собирающийся два раза в год и состоящий из министров обороны стран членов блока. В НАТО существует также Постоянный комитет .В 1967 г. министр иностранных дел Бельгии П. Армель прочел свой доклад о состоянии организации, в котором наметил основные векторы динамики НАТО на будущее. Большая часть из спланированного была реализована на практике, смысл доклада сводился к "разрядке" напряженности как внутри НАТО – между США и Европой, так и между НАТО и СССР. Под влиянием этого доклада и политики Вилли Брандта в 1973 году в Вене были достигнуты первые практические результаты.  
До сих пор основная доля ядерных ресурсов НАТО принадлежит США, но находится в совместном подчинении. Ракетные и авиабазы с возможностью нанесения ядерных ударов размещены в государствах-членах НАТО. Именно эта сила является главным козырем, на который могут рассчитывать неядерные члены Североатлантического договора, и определяет в нем ведущую роль США. К числу конфликтов, поначалу поддержанных НАТО, относится и война во Вьетнаме, которая в конечном итоге серьезно сказалась на авторитете США в самой организации. НАТО так же участвовало в поддержке дружественных сил в Афганистане в борьбе против СССР. 
В 1982 г. к НАТО присоединилась Испания ("Третье расширение НАТО"). После распада СССР, в 1999 году в НАТО вошли Венгрия, Польша и Чехия ("Четвертое расширение НАТО"), в 2004 году – Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония ("Пятое расширение НАТО"). На саммите НАТО в Бухаресте 2008 г. было принято решение о включении в НАТО Хорватии и Албании в 2009 г, которые 1 апреля 2009 года стали полноправными членами Организации Североатлантического договора ("Шестое расширение НАТО"). Также на саммите в Страсбурге благодаря политической слабости нынешнего президента Франции Николя Саркози и серьезного влияния США Франция вернулась во все покинутые ранее структуры НАТО. В настоящий момент в НАТО входит 28 государств и ведутся переговоры о вступлении Македонии, Грузии, Украины, Сербии, которые находятся в различной степени завершенности. 
Военная деятельность НАТО в современный период, цели и задачи НАТО на сегодняшний день: В настоящий момент активность структур НАТО разделена на "военную" и "невоенную" составляющие. К "невоенной" относится: сотрудничество в области экономики, обеспечения безопасности энергетики и окружающей среды, образования, обеспечения занятости. На исходе XX и в начале XXI вв. войска НАТО приняли участие в следующих конфликтах: в войне против Ирака в Кувейте и на территории Ирака в 1991 г. (под эгидой ООН), войнах на территории бывшей Югославии: Боснии и Герцеговине (1995-2004), Сербии (1999), Македонии (2001-2003), в Афганистане (2001-по н.в.), Ираке (2003-по н. в.), во время миротворческой операции в Судане (2005-по н.в.). Самыми масштабными из них оказались обе операции в Ираке, война против движения Талибан в Афганистане и в Сербии.

Стоит отметить двойственность пути развития НАТО, с одной стороны оно провозглашает ценности свободы, прав человека, демократии, но в то же время, поскольку эта организация позволяет осуществлять перераспределение военных ресурсов многих стран, альянс может быть использован в качестве инструмента давления на ту или иную страну в интересах "больших" стран, подписавших Североатлантический договор и, прежде всего, США.

НАТО-Евросоюз : эволюция отношений

Европейский союз (ЕС) и Организация Североатлантического договора (НАТО) являются главными акторами в сфере европейской безопасности, эффективность которой во многом определяется балансом отношений этих двух организаций. За время, прошедшее с момента распада биполярной системы, ЕС и НАТО претерпели существенную трансформацию, которая затронула не только институциональную сферу, но также и их цели и задачи. ЕС стал играть более заметную роль в обеспечении европейской безопасности, а НАТО начала преобразовываться из военно-политического блока в политико-военный.

ЭТАПЫ

В начале 1990-х  гг. после распада СССР и окончания  биполярного противостояния актуализировался вопрос об усилении роли европейских  государств и организаций в обеспечении  безопасности в Европе.

Изменение баланса  в отношениях между ЕС и США было необходимо для решения двух основных задач:

1) перераспределения  экономического бремени обеспечения  европейской безопасности,

2) отражения  усиления европейской политической  идентичности и желания ЕС  развивать собственную оборонную способность.

Влияние на появление такого подхода оказали конфликты в Боснии и Герцеговине и Косово в 1990-е гг. Неспособность Европейского союза вмешаться для предотвращения и урегулирования этих конфликтов привела к осознанию того, что ЕС должен сгладить дисбаланс между своим экономическим и военно-политическим влиянием.

Важный шаг  в этом направлении был сделан еще в 1992 г. с подписанием Маастрихтского договора, включавшего положение  о развитии Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ), которая  должна со временем привести к развитию общей оборонной политики, а впоследствии — и общей обороне ЕС . Инициатива развития оборонных возможностей ЕС через Западноевропейский союз (ЗЕС) получила дальнейшее развитие в Амстердамском договоре 1997 г., в который, в частности, были включены «Петерсбергские задачи» ЗЕС, а именно гуманитарные, спасательные и миротворческие миссии, задачи кризисного урегулирования, включающие принуждение к миру.

Информация о работе НАТО и ЕС. Эволюция вазимоотношений