Межнациональные браки в России: характер взаимоотношений в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:48, контрольная работа

Краткое описание

Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей.
Семья — это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.

Оглавление

Введение
1. Теоретическое обоснование вопроса межнациональных браков в России
1.1. История межнациональных браков
1.2. Социологические особенности межнациональных браков
2. Взаимоотношения, конфликты и способы их решения в межнациональных браках
2.1. Взаимоотношения в межнациональных браках
2.2. Основные причины конфликтов в межнациональных браках
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Межнациональные браки.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Но, несмотря на это, с началом перестроечных  процессов и демократизацией  общества как показывает статистика, наблюдается рост межэтнических  семей.

На формирование и развитие сегодняшних межнациональных семей влияет множество факторов (степень толерантности населения, интенсивность миграции, тип расселения людей, уровень брачности, национальные традиции, и т.д.). В современном обществе существует масса процессов, противостоящих развитию межнациональных семей, это так называемые негативные факторы (рост преступности этнического характера, снижение уровня толерантности населения, межнациональные конфликты и т.д.). Можно выделить и позитивные факторы, способствующие развитию межэтнических семей (длительное проживание различных этносов на одной территории, культурное взаимовлияние, «старые – добрые» традиции и т.д.). Можно предположить, что число межэтнических браков будет продолжать расти, чему будут способствовать как объективные факторы (например, национальная структура населения), так и субъективные (положительные установки молодых людей на межнациональные браки).

Сегодня в ряде регионов России межнациональные  отношения характеризуются, как спокойные, и примерно 25% населения живет в многонациональных семьях. Следует отметить, что число межэтнических браков именно с ближними этническими группами будет расти, а вот с представителями далеких этнических групп, наоборот – снижаться.

Какова же сегодня общая тональность  межнациональных супружеских отношений? В таблице 2.1 представлены данные о степени важности «национальности» при выборе мужа/жены, а в таблице 2.2 - мнения о лучшем браке.

 

Таблица 2.1 Степени важности национальности при выборе мужа/жены

Опрашиваемые категории  населения

важности

Высокая степень

В равной мере важно и не важно

Низкая степень важности

Молодежь, студенты университетов

старших курсов, не состоящие  в браке

22,7%

17,6%

54,9%

Семейные - люди, состоящие  в браке

18,2%

15,6%

59,6%

Разведенные – люди, пережившие

развод

16%

18,6%

66,2%




 

 

Исходя из данных, можно увидеть  следующую противоречивую ситуацию: с одной стороны есть заявление  о том, что лучше учитывать  национальность при выборе мужа/жены, а когда «вышли замуж/женились», не учитывают, считают, что не было для них важным. По степени значимости, национальность как качество будущей жены /мужа у юношей занимает 12 место, у девушек – 14.

 

Таблица 2.2 Мнение о лучшем сочетании  национальностей для брака

 

Утверждение о лучшем для брака сочетании национальности мужчины и женщины, которые вступают в брак

Молодежь, студенты университетов старших курсов, не сост. в браке

Семейные -люди, состоящие в браке

Разведенные – люди,

пережившие развод

Муж и жена обязательно  должны быть одной

национальности

63,6%

60,3%

58,1%

Разница или совпадение национальности не

имеют значения

34,8%

36,9%

41%




 

Из таблицы 2.2 можно увидеть, что россияне считают однонациональный брак лучшим браком, однако «остепеняясь», наблюдается небольшой спад в таком мнении и люди начинают отмечать, что лучшим для брака не имеет значения совпадение или разница в национальности.

 

2.2. Основные причины  конфликтов в межнациональных  браках

 

К решению личных проблем общество сегодня готово подходить как  с психологической, так и с социологической стороны.

Бесспорно то, что на фоне увеличившегося числа обращений российских граждан за психологической помощью вообще, увеличилось и число обращений к психологам именно в связи с проблемами межэтнических конфликтов в отдельно взятой семье. И это при том, что число межэтнических браков между представителями республик бывшего Советского Союза по сравнению с союзным прошлым заметно уменьшилось.

Национальные проблемы на бытовом  уровне, как утверждают и психологи, и этнографы, и социологи, искоренить ничуть не легче, чем на государственном. Более того, именно на бытовом уровне, в семье, и формируется тот тип мировоззрения, который человек затем будет проецировать на все свои личные и общественные отношения. Соответственно, человеку, выросшему в семье, где в межэтническом браке счастливо проживали его родители, не нужно будет втолковывать азы толерантности и убеждать его не вступать в РНЕ. Напротив, тому, в чьей семье бушевали нешуточные национальные страсти, вполне обоснованной покажется идеология националистических группировок и дискриминационная политика тоталитарных режимов.

Можно ли разрешить все национальные проблемы, имеющие такие "долгоиграющие" последствия, на личном уровне - в отдельно взятом межэтническом браке?

Ответ на этот вопрос во многом связан со способностью человека адекватно интерпретировать сложившуюся в семье ситуацию, что в итоге поможет найти из нее выход.

Каковы же особенности межэтнических? Как возможно разрешение внутрисемейных конфликтов между членами семей, в которых супруги принадлежат  к разным национальностям?

Нельзя сказать, что конфликты в семье начинается именно в связи с национальностью. Просто если семейные разногласия заходят слишком далеко, национальный вопрос на их фоне встает острее. То есть начинаться все может с самого обычного - с чего начинается любой семейный разлад. Но при развитии конфликтной ситуации ей начинают придаваться национальные характеристики. Самое больное - ударить человека по его национальности. Смысл именно в этом - найти уязвимую сторону.

Например, в семьях, где один из супругов - выходец с Кавказа, сам факт присутствия в семье другой национальности - например, русской жены - тщательно вуалируется. Есть, как бы, негласное правило максимально принимать все требования семьи. Жена в этом случае даже внешне пытается выглядеть, как все другие родственники в семье: красит волосы в черный цвет, соответствующим образом одевается. В принципе, с точки зрения психолога, такая семья стабильна - в этой семье одна из линий достаточна сильна, чтобы сохранить семью.

Потому что в их традиции - помогать каждому члену своего клана всей семьей.

Напряженность часто возникает  в семье, когда кто-либо из молодого поколения пытается из нее уйти. Это тоже не связано непосредственно  с национальностью. Но как только в поле зрения семьи появляется человек другой национальности, этому сразу придается национальный характер. Даже внешние факторы - социальная ситуация, среда в целом - так или иначе связаны с семьей. То, что происходит на уровне поселения, города - это та же внутрисемейная ситуация. В городе, допустим, доминирует некая диаспора, род, как в семье - кто-либо из супругов или его родственники. В целом о влиянии среды на межэтнические браки можно говорить там, где происходит обострение национальной ситуации - одна национальность начинает доминировать над другой, в зоне военных конфликтов, например. Если же ситуация ровная, как в большинстве крупных российских городов (Москва в данном случае является исключением), то и существенного влияния на семью не происходит. Менталитет столицы воспитывался веками: Москва - великая, Москва - Третий Рим, - втолковывали нам. К сожалению, это и сейчас поддерживается властями. В итоге "москвич" - это уже некая национальность с менталитетом превосходства. И такая ситуация прямым образом отражается на межэтнических браках, часто даже перекрывая межэтнический фон. То есть важно уже не соотношение "русский" - "украинец", а "москвич" и "не москвич". Отдаленно подобное начинает происходить с Питером, возвеличивающемся благодаря стараниям чиновников. Однако даже браки представителей редких национальностей имеют полное право на счастливое существование. Если в семье неблагополучно в целом, национальность - это уже частность, которая исполняет роль маркера, выделяющего, обостряющего проблему.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что внутрисемейные проблемы межэтнических браков, как и любых других, всегда коренятся во вненациональных причинах.

Конструктивность разрешения супружеских  конфликтов, как никаких других, зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать.

Одно из условий завершения конфликта  любящих супругов — не добиваться победы. Победу за счет поражения любимого человека трудно назвать достижением. Важно уважать другого, какая бы вина ни лежала на нем. Нужно быть способным честно спросить у самого себя (и главное, честно ответить себе), что же тебя на самом деле волнует. При аргументации своей позиции стараться не проявлять неуместный максимализм и категоричность. Лучше самим придти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты других — родителей, детей, друзей, соседей и знакомых. Только от самих супругов зависит благополучие семьи.

Отдельно стоит остановиться на таком радикальном способе разрешения супружеских конфликтов, как развод . По мнению психологов, ему предшествует процесс, состоящий из трех стадий: а) эмоциональный развод, выражающийся в отчуждении, безразличии супругов друг к другу, утрате доверия и любви; б) физический развод, приводящий к раздельному проживанию; в) юридический развод, требующий правового оформления прекращения брака.

Многим развод приносит избавление от враждебности, неприязни, обмана и  того, что омрачало жизнь. Конечно, он имеет и негативные последствия. Они различны для разводящихся, детей  и общества. Наиболее уязвима при  разводе женщина, у которой обычно остаются дети. Она больше, чем мужчина, подвержена нервно-психическим расстройствам.

Негативные последствия развода  для детей гораздо значительнее по сравнению с последствиями  для супругов. Ребенок теряет одного (подчас любимого) родителя, ибо во многих случаях матери препятствуют отцам встречаться с детьми. Ребенок часто испытывает давление сверстников по поводу отсутствия у него одного из родителей, что сказывается на его нервно-психическом состоянии. Развод ведет к тому, что общество получает неполную семью, увеличивается число подростков с отклоняющимся поведением, растет преступность. Это создает для общества дополнительные трудности.

 

Заключение

 

В заключение резюмируем материал курсовой работы и сделаем определенные выводы.

Можно предположить, что межнациональные браки в определенной мере способствуют укреплению отношений между народами, в налаживании социального сотрудничества.

Межнациональный брак меняет национально-культурное начало супругов под влиянием объективных  и субъективных факторов, и ставит их в условия разрешения проблемы этнической идентификации посредством индивидуальных уступок и конкретных социально-обусловленных действий для обеспечения функционирования брачных отношений.

Таким образом, можно сказать, что  межнациональные браки - это брачные союзы, заключение которых связано с преодолением тех или иных предрассудков и требует большего субъективного вмешательства со стороны его участников (супругов).

Материалы  этносоциологических  обследований показали, что развод в межнациональной семье— часто отнюдь не следствие отрицательных явлений в развитии межнациональных отношений, а результат того, что и сами супруги, и их родственники обычно считают правильным поведение, которое кажется им знакомым, привычным, и с настороженностью относятся к. малознакомым обычаям, нормам общения. Подобную трудность в развитии межнациональной брачности, в жизни национально-смешанных семей нельзя преодолеть только «сверху», через систему законодательства и средства массовой информации. Таким образом, мы можем сделать вывод, что внутрисемейные проблемы межэтнических браков, как и любых других, всегда коренятся во вненациональных причинах.

Конструктивность разрешения супружеских  конфликтов, как никаких других, зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать.

Можно сделать вывод, что изучение межнациональных браков становится важным не только с академической точки зрения, но и для решения практически значимых проблем развития нашего общества (например, межрегионального перемещения трудовых ресурсов, стабилизации браков, оптимизации рождаемости, дальнейшего развития дружественных межнациональных отношений).

 

 

Список использованных источников

 

  1. Арутюнян Ю. Симптомы исторической трансформации социально-политического сознания русских // Отечественная история, № 3, 1994.
  2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М., 1999.
  3. Белова В. А., Дарский Л. Е. Статистика мнений в изучении рождаемости. М, 1972.
  4. Бойко В. В. Рождаемость: Социально-психологические аспекты;
  5. Босанец М. Внебрачная семья. М., 1981.
  6. Винер Б. К построению качественной регрессионной модели этнической идентичности // Журнал социологии и социальной антропологии. Выпуск 3. Т. 1. 1998.
  7. Волков А. Г. Эволюция российской семьи в XX веке // Мир России. 1999. № 4. С. 47-57. |
  8. Волков А. Г., Сороко Е. Л. Типология семьи и домохозяйств России: развитие и анализ (по данным микропереписи 1994 года) // Вопросы статистики. 1999. №5.
  9. Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспект. Ленинград, 1984.
  10. Гурко Т. А. Трансформация института современной семьи // СоцИС. 1995. № 10.
  11. Елизаров А. Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Соц ИС. 1995. № 7. С. 93-99.
  12. Козлова А. Формирование толерантного сознания у подростков в смешанных семьях // Южно-российское обозрение, выпуск 6, 2002.
  13. Кравченко А.И. Социология. Учебник. М., 2001.
  14. Краткий словарь по социологии/Под общ. ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина; Сост. Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова. М., 1989.
  15. Кризис семьи и депопуляция в России: круглый стол // СоцИС. 1999. № 11.
  16. Курбатова О.Л. «В 2050 году в столице не останется русских» // Комсомольская правда, 2003, 20 января.
  17. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А-Я: словарь-справочник. М., 2000.
  18. Молодые россияне и национальный вопрос // Власть и общество в новой России. Молодежь в России и ценности гражданского общества. Владимир, 2002.
  19. Павличенко М. В. К проблемам брачного выбора (по материалам специального пилотажного исследования) //Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 2.
  20. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 603 от 21 декабря 2006 года.
  21. Руткевич М. О демографических факторах интеграции // Социологические исследования, №1, 1992.
  22. Рыбаковский Л. Русские: этническая гомогенность? (Опыт социологического исследования). Москва: Институт социально-политических исследований, 1998
  23. Солодников В. В. Семья: социологические и социально-психологические парадигмы // Социологические исследования. 1994. № 6.
  24. Статистические материалы Московского дворца бракосочетания, единственного в Москве, осуществляющего регистрацию браков с иностранными гражданами.
  25. Титова М. А. Социально-символическая интерпретация функции отца в процессе социализации ребенка // Вестник Московского университета. Сер 18. Социология и политология. 1997. № 3.
  26. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.
  27. Хуснутдинова Э. Этногеномика и генетическая история народов Восточной Европы // Вестник Российской Академии Наук, том 73, № 7, 2003.

Информация о работе Межнациональные браки в России: характер взаимоотношений в семье