Межнациональные браки в России: характер взаимоотношений в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:48, контрольная работа

Краткое описание

Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей.
Семья — это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.

Оглавление

Введение
1. Теоретическое обоснование вопроса межнациональных браков в России
1.1. История межнациональных браков
1.2. Социологические особенности межнациональных браков
2. Взаимоотношения, конфликты и способы их решения в межнациональных браках
2.1. Взаимоотношения в межнациональных браках
2.2. Основные причины конфликтов в межнациональных браках
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Межнациональные браки.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Почему  при однотипной социальной структуре  и уровне межэтнической контактности представители разных народов неодинаково  часто вступают в национально-смешанные  браки, можно ответить, только заглянув в их «этнографическое» прошлое. Но с другой стороны, понять причины сохранности «этнографических» особенностей образа жизни невозможно без учета экономической ситуации, в которой происходит развитие семьи. Национально-смешанные браки, как и любой социально значимый объект исследования, могут изучаться только комплексом наук.

Однако  основную роль в этом процессе играют демография и социология. Почему? Прежде всего потому, что именно в этих науках поставлены наиболее значимые в практическом и научном отношении вопросы изучения межнациональной брачности

Именно демографии и социологии присуще стремление объединить усилия разных дисциплин.

 Однако межнациональные браки  имеют особое значение для  так называемых этногенетических  процессов. Конечным результатом этногенетических процессов является образование новых этнических общностей. Процессы эти очень медленные по сравнению с длительностью человеческой жизни и поэтому не всегда заметны для невооруженного глаза. Этногенетические процессы бывают двух видов — этноразделительные и этнообъединительные.

В результате этноразделительных процессов  из одного единого в прошлом этноса в процессе его «расщепления»  под влиянием социальных или природных  факторов возникают два или более  новых народа. Так, этноразделительные процессы лежали в основе формирования трех братских восточнославянских народов—русских, украинцев и белорусов из единого этноса—древнерусской народности. Однако процессы такого рода значительно чаще встречались в прошлом.

В настоящее время в мире преобладают этнообъединительные процессы. Среди них принято выделять две разновидности: процессы этнической ассимиляции и консолидации. К процессам этнической ассимиляции относят процессы растворения небольших групп одного народа (этнодисперсных групп) в среде другого.

Сравнение антропологических и  этнографических материалов показало, что часть сельского русского населения ряда автономных республик  Поволжья представляют собой ассимилированные группы коренных национальностей региона (чувашей, марийцев, мордвы). Процессы консолидации—это когда на базе близкородственных народов-этносов возникает новая этническая общность. Такие процессы продолжаются даже в XXI в. Например, социалистическая туркменская нация окончательно сложилась на основе туркменских племенных групп уже в XX в. Процессы этнической консолидации продолжаются и среди некоторых коренных народов Поволжья.

Даже  значительное число национально-смешанных  браков в среде народа-этноса совсем не обязательно сопровождается его  ассимиляцией или консолидацией. Но сами эти процессы без участия межнациональных браков невозможны.

Именно  в семье закладываются основы формирования этнического самосознания личности. Здесь человек усваивает  язык, который становится его родным языком, нормы поведения, общения между людьми, характерные для членов его этноса. Здесь он впервые узнает об исторических и культурных ценностях своего народа. Поэтому ясно, что ребенок, растущий в национально-смешанной семье, неизбежно получает более разнообразную этнокультурную информацию.

Именно  в результате таких процессов  может происходить ассимиляция  отдельных малочисленных этнодисперсных групп. Значительный рост численности  межнациональных браков означает, что  культурные границы между двумя  этническими общностями стираются  и люди перестают воспринимать друг друга как представителей разных этносов. И тогда рост межнациональных браков является одновременно и показателем и фактором развития процессов этнической ассимиляции и консолидации.

Здесь мы вводим еще одно чрезвычайно важное для нас понятие—«этническая эндогамия», т. е. преимущественное заключение браков внутри каждого этноса. Явление этнической эндогамии играет существенную роль в воспроизводстве культуры и самосознания этноса. В современном обществе не существует полностью эндогамных этносов.

Более того, определенный процент  национально-смешанных браков, вероятно, необходим для нормального развития современного народа-этноса. Если нам  будет позволено такое сравнение, благодаря национально-смешанным  бракам этнос находится не в статическом, а в динамическом равновесии с окружающей этнической средой, состоящей из других народов-этносов.

Очень высокая доля межнациональных  браков, когда их численность превышает  число однонациональных, внутриэтнических браков, говорит о так называемом прорыве эндогамии этноса, который может в конечном счете привести к частичной или даже полной его ассимиляции. Однако явление «прорыва эндогамии» обычно относится не ко всему народу-этносу, а лишь к отдельным этнодисперсным группам.

В науке под браком понимается «исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям»".

Межэтнический брак—это союз представителей двух национальностей. Однако обычное право и юридические нормы в прошлом (а в некоторых государствах и сейчас) допускали многоженство и многомужество. Так что многонациональный гарем из сказок «Тысяча и одна ночь»—это тоже пример межнационального брака.

В пределах нашей страны действуют единые нормы брачности, основанные на Законе о браке и семье и допускающие только моногамные браки. И тем не менее, что такое «брак», многими людьми понимается по-разному. Не всегда одинаково, в частности, отношение к юридическому оформлению брака. Так, по материалам переписей населения, устойчиво отмечается превышение числа женщин, состоящих в браке, над числом мужчин. Здесь дело в том, что в переписи фиксируется не юридическое, а фактическое состояние в браке. А тут уже многое зависит от самооценки: видимо, в целом ряде случаев отношения, которые женщины оценивают как фактический брак, мужчины склонны воспринимать как безбрачие.

К сожалению, количественное соотношение  юридически оформленных и фактических  браков среди однонациональных и национально-смешанных не изучалось. Вполне может быть, что это соотношение влияет на точность учета доли и численности национально-смешанных браков. Однако социологу приходится мириться с тем, что, пользуясь материалами загсов и другими официальными документами, он изучает браки в юридическом смысле, а обращаясь к материалам переписей населения или социологических обследований, — фактические браки.

Данные  разных источников и мнения исследователей не вполне совпадают и при определении  того, как соотносятся категории «брак» и «семья».

Например, в отечественных переписях населения  под семьей понимается группа людей, связанных друг с другом по трем признакам: 1) брачным или кровнородственным  связям' между всеми членами; 2) совместному  проживанию в одном помещении (указывается даже конкретный срок—не менее полугода); 3) общему семейному бюджету.

Как видим, данное определение не предполагает обязательности юридической фиксации и вообще наличия брачных пар  в качестве необходимого элемента семьи. Наряду с таким подходом существует и другой, в котором семья рассматривается как социальная группа, ядром которой является брак.

Помимо  статистических источников и данных социологических опросов могут  привлекаться художественная литература, материалы личной переписки (при  согласии адресатов, конечно), личные архивы, материалы судов и т. д.

 

2. Взаимоотношения,  конфликты и способы их решения  в межнациональных браках

2.1. Взаимоотношения  в межнациональных браках

 

Семья является одним из наиболее сложных социальных явлений. Ее характер определяется не только отношениями между супругами, между родителями и детьми, но и общественно-экономическими, историческими, политическими, национальными и другими условиями. Семья как социальный институт обеспечивает взаимодействие личности и общества, интегрирует и определяет важнейшие интересы и потребности человека.

Между тем, взаимная связь семьи  и межнациональных отношений  еще не получила должного внимания исследователей, хотя общепризнано, что  именно в семье происходит первоначальная социализация личности, а, следовательно, формируются ее убеждения в области национализма и интернационализма. В семье, как в капле воды, отражаются, воспроизводятся в специфической форме все коллизии социума, в том числе и национальные. Однако семья не просто объект социальной политики, но и субъект. Государственная политика как бы отражается, «преломляется» в духовном климате семьи, создавая у ее членов определенные убеждения, взгляды, симпатии и антипатии. В полной мере это относится и к национальной политике, которая во многом благодаря семье выливается в практические межнациональные отношения. Под воздействием тех или иных государственных актов (не всегда, как мы знаем, продуманных и мудрых) у детей возникают интернационалистические или националистические взгляды, национально-патриотические или космополитические позиции. Конечно, реальная жизнь каждого человека с течением времени может вносить в эти взгляды определенные коррективы, однако то, что заложено в человеке с детства, игнорировать нельзя. Наивно думать, к примеру, что нынешние межнациональные конфликты с применением оружия не вызовут или уже не вызвали у детей противоборствующих сторон чувства национального недоброжелательства к «врагам», желания мести за потерянных, быть может самых дорогих людей, членов родной семьи.

Следует подчеркнуть, что все позитивное, присущее современной семье, ее воспитательный потенциал могут служить в  качестве консолидирующего фактора  общества. Если семья здорова, если родители заинтересованы в правильном, гуманистическом воспитании детей, формировании у них благородных качеств, то такая семья может выполнить роль источника национального согласия и мира. К сожалению, наше общество по сей день не сумело придать подобной семье универсальный характер. И, как показывает социальная практика последних лет, семья не сумела в полной мере выполнить миссию ячейки, объединяющей народы многонационального государства. Ведь общество не существует вне семьи. В ее арсенале имеются такие рычаги воздействия на властные структуры, как обращение и протест женщины - матери, голос и мнение джамаата, учебных и трудовых коллективов, мудрость аксакалов, воплощенная в традициях, слово религиозного деятеля и т. д. В совокупности все сказанное и другие аспекты, которые могут быть использованы семьей как социальным институтом, призваны способствовать сохранению национального согласия в обществе в целом и в его отдельных регионах.

Семье, в частности национально-смешанной, принадлежит немаловажная роль в  гуманизации общества, сохранении его  стабильности и целостности, а дети этой семьи составляют социальную группу, объективным интересом которой является сохранение политической и экономической стабильности, поддержание интеграционных процессов. Межнациональные семьи, уже в силу объективной социальной структуры, обеспечивают наиболее тесное взаимодействие между представителями разных народов, формируют терпимость и уважение к национальной специфике, к положительным традициям и обычаям других народов, к их культуре, языку, очеловечивают внутрисемейные отношения, гуманизируют личность как взрослых членов семьи, так и детей. Все это вместе взятое позволяет рассматривать смешанные семьи как позитивный фактор нашей социальной действительности. Образование смешанных семей открывает возможности передачи информации между супругами и их друзьями, родственниками как в пределах поколения, так и между поколениями, т. е. между детьми от смешанных браков. Следовательно, межэтнические семьи функционируют как канал, связующее звено взаимной информации о культурных особенностях контактирующих этносов.

Межнациональная семья играет в  этнокультурных процессах не столько  роль инициатора, сколько «катализатора», ускорителя уже идущих процессов. Смешанная  семья является уникальной структурой, где на микроуровне происходит формирование не только межличностных, но и межнациональных отношений. Поэтому от степени формирования в ней национального сознания и самосознания супругов, представителей разных национальностей, в определенной степени зависят не только особенности личностных взаимоотношений супругов, но и специфика их межнациональных связей в значительно широкой, внесемейной социальной среде.

Сказанное дает основание высказать  идею о том, что межнациональная  семья в известной степени  может быть использована как микромодель  для изучения межнациональных отношений.

Межэтнические семьи – один из важных элементов в процессе биосоциальной  и социокультурной саморегуляции  общества. Изучение проблем смешанного супружества позволяет проанализировать как сегодняшнее состояние семейно  – брачных отношений, так и прогнозировать их развитие в будущем, оценить реально - сложившуюся этнодемографическую ситуацию, выявить направления процессов межэтнического взаимодействия в быту, языкового и культурного взаимовлияния и т.д.

Межэтнические семьи представлены как первичные ячейки общества, где осуществляется преобразование этнического (национального) самосознания, фиксируется и совершенствуется все то, что было накоплено этносами в сфере культуры, традиций, языка, обрядов, обычаев, искусства и т.д.[2].

Образование этнически смешанной семьи делает возможной передачу информации между взаимодействующими этносами в пределах поколения (сами супруги, их друзья, родственники), так и между поколениями (в первую очередь через детей от таких браков). Дети от смешанных браков в той или иной степени усваивают элементы культуры обоих этносов. Более того, в межэтнических семьях воспитываются некоторые черты интернационализма, внутрисемейная атмосфера в подобных семьях больше способствует выработке толерантности в самосознании детей, что особенно важно для развития здорового гражданского общества в условиях полиэтничности, при таких условиях межэтнические семьи наиболее эффективно смогут выполнять стабилизирующую функцию, способствуя его укреплению и культурному обогащению.

Говоря о динамике межэтнических браков, следует отметить, что в 50 – годы в бывшем СССР межнациональным был каждый десятый брак, а в 80 – годы – каждый седьмой, а в некоторых республиках каждый пятый брак. На рубеже 90-х годов появились новые тенденции во взаимовлиянии миграционной обстановки и состояния межнациональных семей. Распад СССР привел к разрыву не только хозяйственных, но и родственных связей. Многие межэтнические семьи рушатся или становятся неполными. Тем самым подрываются общественные нормы, растет ксенофобия, ослабевают этнокультурные связи, ухудшается демографическая картина.[2].

Информация о работе Межнациональные браки в России: характер взаимоотношений в семье