Межнациональные браки в России: характер взаимоотношений в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:48, контрольная работа

Краткое описание

Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей.
Семья — это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.

Оглавление

Введение
1. Теоретическое обоснование вопроса межнациональных браков в России
1.1. История межнациональных браков
1.2. Социологические особенности межнациональных браков
2. Взаимоотношения, конфликты и способы их решения в межнациональных браках
2.1. Взаимоотношения в межнациональных браках
2.2. Основные причины конфликтов в межнациональных браках
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Межнациональные браки.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Межнациональные браки  в России: характер взаимоотношений  в семье

 

Введение

1. Теоретическое  обоснование вопроса межнациональных  браков в России

1.1. История  межнациональных браков

1.2. Социологические  особенности межнациональных браков

2. Взаимоотношения,  конфликты и способы их решения в межнациональных браках

2.1. Взаимоотношения  в межнациональных браках

2.2. Основные  причины конфликтов в межнациональных  браках

Заключение

Список  использованных источников

 

Содержание

 

 

Введение

 

 

Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей.

Семья — это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.

В России в последнее время все большее распространение получают межнациональные брачно-семейные отношения, что является прямым следствием демократизации нашего общества.

Сегодня тема межэтнического супружества  актуальна как никогда, это, прежде всего, заключается в том, что  национально – неоднородные семьи  могут играть сегодня позитивную роль в сохранении и развитии межнациональных отношений, в стабилизации общества, в воспроизводстве культуры разных народов и т.д.

Этим обусловлен выбор темы курсовой работы - «Межнациональные браки в России: характер взаимоотношений в семье».

Изучение межнациональных браков - одно из наиболее важных направлений  в социологии, потому что такие  браки являются каналом изменения  этно-демографической структуры  российского общества.

Теоретико-методологические основы межэтнических  семей и браков представлены в работах таких ученых, как: М. Арутюнян, Р.А. Ачылова, А.Г. Волков, и др. Сегодня же в данной области работают такие ученые, как: Ф.Б. Бурханова, Л.М. Дробижева, И. Заянчковский, Н.Л. Крылова, С.В. Прожогина, Фотиева и др.

 

1. Теоретическое обоснование вопроса межнациональных браков в России

1.1. История  межнациональных браков

 

Исследование межнациональных  браков как одной из разновидности  брака было очень популярно несколько  лет назад, в период существования  СССР, когда в его состав входили все республики и национальности. Рост численности межнациональных браков в этот период трактовался как показатель развития дружественных межнациональных отношений, а также как одна из характеристик этнической адаптации. В этот временной период также наблюдалась высокая степень репрезентативности источника, потому что графа «национальность» включалась в формуляры записи актов о браке (сейчас эта графа заполняется по желанию лиц, вступающих в брак). Это обстоятельство позволяло получать информацию о национальном составе брачных пар по всем регионам страны.

Наиболее активно в этот период исследовались межнациональные  браки в союзных республиках (Казахстан, Туркменистан, Украина, Молдавия, Киргизия, Узбекистан и т.д.). Однако в современных  условиях интерес к проблематике межнациональных браков заметно упал. Сегодняшние немногочисленные научные исследования представлены изучением межнациональных браков в автономных республиках в составе России (Башкортостан, Якутия, Ханты-Мансийский АО и т.д.).

А между тем, изучая и анализируя динамику, характер развития межнациональных браков в обществе можно не только глубоко понять социальную сущность межнациональных взаимоотношений между народами, но и иметь научное обоснование при разрешении межнациональных конфликтов, при формирование новых локальных субкультур, при исследовании взаимодействия этнических и социальных процессов. Особенно это относится к России, на территории которой близко друг к другу проживает большое и разнообразное количество национальностей, которые в процессе повседневной жизни достаточно тесно взаимодействуют между собой.

В нашей стране каждая шестая семья  включает людей разных национальностей. Это один из ярких показателей  дружественных межнациональных  отношений, сложившихся в за годы сосуществования разных народов на территории современной России.

Развитие межнационального общения  до революции сдерживалось экономическими, политическими и социально-культурными  факторами. Так, например, в 1908 г. в Петербургской  губернии производилось промышленной продукции на одного жителя в 15 раз больше, чем в Туркестанском крае, и в 4 раза больше, чем в Закавказье.

Соответствовал экономическому и  культурный разрыв. По данным переписи 1897 .г., на территории России были грамотными 44% мужчин и 15% женщин, а в Узбекистане —5,6 и 1,2% соответственно. Из 105 высших учебных заведений, функционировавших в 1914— 1915 гг. в Российской Империи, 99 располагались в городах современной России, 5—в Прибалтике. На всю же остальную огромную территорию приходились только одни женские курсы, открытые в Тифлисе (старое название Тбилиси) в 1908 г.

Но разрыв в  экономике и образовании был  лишь платформой, на которой держались  глубочайшие различия в образе жизни  народов. И эти различия не ослаблялись, а лишь более четко ощущались, когда люди разных национальностей оказывались в ситуации непосредственного общения. Крупные индустриальные города—Петербург, Ревель (ныне Таллин), Киев, почти феодальные Ташкент и Самарканд, а северовосточнее—система отгонного скотоводства, которой несколько сот, а то и тысяч лет. Могли ли сочетаться браком представители столь разных в своей основе культур, даже если бы не было других барьеров?

А таких барьеров было предостаточно.

Были еще границы юридические  и религиозные. Свод законов Российской Империи не допускал браков христиан с представителями другой веры. Но и другие религии «не оставались в долгу». Так, согласно мусульманской идеологии, запрещались браки с немусульманами. Правда, были возможны браки мужчин-мусульман с женщинами христианской и иудейской веры, а также с принадлежащими к некоторым религиозным сектам, но только при условии обращения их в мусульманство.

Многие слышали  унизительный термин «инородец». К  этой категории населения в прошлые  времена относились народы Сибири и  европейского Севера, большинство народов Поволжья и горцы Кавказа. Напомним, что термин «инородец» был не только обиходным, но и юридическим. Инородцы «по закону» лишались и тех немногочисленных прав, которыми пользовалось остальное население Империи. Способствовало ли такое положение развитию межнациональной брачности? Конечно, нет.

Но даже тогда, когда можно было бы преодолеть религиозные  и юридические препоны, мало кто  решался на подобный брак. Против межнациональных  браков было и общественное мнение. Вспомните чеховскую пьесу «Иванов». Ее герой — русский дворянин — женат на крещеной еврейке. Он рассказал, что ради него она переменила веру, бросила отца и мать, ушла от богатства, и, если бы потребовалась еще сотня жертв, она бы принесла их, не моргнув глазом. Оказывается, межнациональный брак был подвигом!

Известны случаи, когда мусульманские  фанатики убивали своих же соплеменников  только за намерение жениться на женщине  другой веры. Происходило и такое: в 1909 г. молодой таджик А. Адильбаев  был посажен в тюрьму—«местный  народный судья в действиях Ачильбая усмотрел грубое нарушение шариата и «за то, что он, Ачильбай, живет гражданским браком с русской женщиной», приговорил его к 6 месяцам тюрьмы». А оформить брак по религиозным канонам не позволяло местное духовенство и общественное мнение.

Из сказанного ясно, какой огромный переворот произошел  с тех пор в устоявшейся  системе межнациональных перегородок  и взаимной неприязни. Ведь необходимо было преодолеть три барьера: юридический, экономический, культурно-психологический.

Уже через неделю после установления Советской власти в Центральной России была принята «Декларация прав народов России», отменявшая всякие национальные и национально-религиозные привилегии и ограничения и провозглашавшая равенство и суверенность народов России. На VIII и Х съездах партии обсуждались принципы организации многонационального социалистического государства, намечались конкретные меры помощи ранее угнетенным народам в развитии экономики, государственности, культуры. Огромное значение имело принятие ряда законодательных актов, запрещающих не только деятельность, нарушающую принципы равенства народов, по и любую пропаганду шовинизма. Эти акты нашли обобщенное выражение в Конституции СССР: «Граждане СССР различных рас и национальностей имеют равные права... Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения—наказываются по Закону» .

 О безусловной  эффективности советской национальной  политики в области формирования  психологического климата межнационального  общения говорят результаты специальных  этносоциологических обследований, проводимых в стране с конца  60-х годов. Они показали, что абсолютное большинство населения нашей страны положительно относится к общению с людьми других национальностей.

 С тех давних  времен, когда вступление в межнациональный  брак в большинстве случаев  было настоящим гражданским подвигом, в корне изменился психологический климат вокруг межнациональных браков. Все это привело к росту численности национально-смешанных семей. К сожалению, достоверные статистические данные о межнациональной брачности в дореволюционное время отсутствуют. Однако безусловно, в тот период такие браки были очень редким явлением. Но уже в первые десятилетия Советской власти происходит быстрый рост межнациональной брачности. Так, в Белорусской ССР среди браков, заключенных белорусами в 1925—1927 гг., межнациональные составляли 3—4%, а в Якутске в 1927— 1930 гг.—более 7%. В 1936 г. в республиках Средней Азии было зарегистрировано почти 16 тыс. межнациональных браков. Из них около 70% составляли браки с участием коренных народов Средней Азии.

В послевоенные годы национально-смешанные семьи превратились в массовое явление. По данным переписи 1959 г., они составляли 10% всех семей нашей страны, в 1970 г. их было 13,5%, а в 1979 г.— около 15%. Причиной увеличения доли национально-смешанных семей стал рост межнациональной брачности.

Изучение национально-смешанных  семей, безусловно, может способствовать решению многих задачи. Общественный интерес стимулирует научные  исследования межнациональной брачности. Конечно, далеко не на все встающие здесь вопросы есть ответ —  слишком много вопросов и слишком мало пока надежных результатов исследований.

 

 

1.2. Социологические особенности  межнациональных браков

 

Социальная природа межнациональных  браков заложена в национальной принадлежности супругов к тому или иному этносу как исторически сложившейся устойчивой совокупности людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры (язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки и т.д.) и психологического склада.

Этнические свойства (язык, культура, сознание) формируются только в соответствующих условиях - территориальных, природных, социально-экономических, правовых. В научной литературе выделяется достаточно много признаков этноса, но главными можно назвать следующие: язык, культура, территория, общность происхождения. Разность и специфика традиционных, национальных культур, основанных на этнических особенностях и образе жизни тех наций, к которым относятся супруги, проявляется в межнациональном браке довольно активно и выражается на уровне повседневного взаимодействия. Этническое самосознание выступает важным компонентом взаимоотношений супругов в процессе их совместной жизнедеятельности, потому что оно сформировалось в социальной общности их происхождения и представляет собой совместную историческую практику его членов.

Этническое самосознание не сводится только к пониманию этнической (национальной) принадлежности супруга. Оно проявляется  также в осознании индивидом  своих действий, чувств, мотивов  поведения и т.д. Этническое самосознание возникает в процессе длительной совместной жизни людей и сильное воздействие на его формирование оказывает социальная среда, представление об общем происхождении, общих исторических судьбах и т.д. Благодаря ему, во многом, решение о вступлении в брак с человеком другой национальности связано с большой личной ответственностью, и в принципе, не может быть принято без достаточных морально-психологических оснований. Таким образом, можно сказать, что межнациональные браки - это брачные союзы, заключение которых связано с преодолением тех или иных предрассудков и требует большего субъективного вмешательства со стороны его участников (супругов).

Русские являются самым крупным  этносом, значительно превосходящим  по численности остальные народы России. Специальные расчеты, проведенные  по материалам ЗАГСов и переписей, показали, что среди русских частота межнациональных браков значительно превышала количество таких браков у большинства других народов, у которых внутриэтнические брачные связи были сильнее межнациональных [1].

Межнациональные браки чаще встречаются в среде городского населения. По данным статистики, в Москве количество межнациональных браков между русскими и другими национальностями (украинцы, белорусы, армяне, татары, грузины, азербайджанцы и т.д.) в 1980 году составляло 16,82%, а в 1994-1995 годах процент заключенных межнациональных браков увеличился до 22,09% [4]. В основном, это связано с миграцией населения. Тенденция межнациональных браков такова, что результатом брачного выбора русских невест становятся партнеры других национальностей.

Наряду с вышеперечисленными межнациональными браками в условиях социкультурных трансформаций, когда «открытые» границы  расширили социальное пространство для взаимодействия между народами и для отдельного индивида открылись  новые возможности свободы выбора жизненных стратегий в различных сферах деятельности (в том числе и в сфере брачного выбора), явилось появление и распространение в обществе новой формы межнациональных браков - браков с иностранным партнером, при котором межличностные взаимоотношения между мужчиной и женщиной разных национально-культурных общностей выходят за территориальные пределы России и проявляются на международном уровне. Взаимоотношения между мужчиной и женщиной через границы носят сегодня не единичный характер, как это было раньше, а достаточно массовый. Межнациональные браки с иностранным партнером - относительно новое социальное явление в российском обществе, которое достаточно активно развивается, и число таких браков по данным архива Московского дворца бракосочетания (единственного в Москве, который осуществляет регистрацию браков с иностранными гражданами) за период с 1993 года по 2002 год возросло на 37% [6]. В условиях социокультурных трансформаций проявление межнационального брака в обществе стало разрешенным и безопасным для его членов. Характерной чертой брачного выбора на сегодняшний день является то, что стало возможным самостоятельно выбрать брачного партнера другой национальности за пределами России и вступить с ним в брак.

Информация о работе Межнациональные браки в России: характер взаимоотношений в семье