Международные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

В представленной работе будут рассмотрены вопросы влияния внешнеэкономических факторов на конкурентоспособность предприятий, а также понятие «Институт международного экономического сотрудничества», их роль во внешнеэкономических связях.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
І Раздел: теоретический
Вопрос 51.1 Институты международного экономического сотрудничества…...4
Вопрос 51.2 Влияние внешнеэкономических факторов на конкурентоспособность предприятия…………………………………………….10
ІІ Раздел: практический
Задание 51.1 Тест…………………………………………………………………. 18
Задание 51.2 Определение кода товара согласно товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности……………………………………………. 23
Заключение……………………………………………………………………….. 24
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

2.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

Другие  направления сотрудничества

Помимо ЕЕСА и ЕС Беларусь успешно сотрудничает в научно-технической  области с Китаем, Южной Кореей и Индией. Она также развивает  научно-технические связи со Средиземноморским  регионом (Египет, Израиль, Сирия и  т.д.) и Латинской Америкой (Аргентина, Венесуэла).

Для содействия развитию сотрудничества со стратегическими  партнерами и странами-соседями Государственный комитет по науке и технологиям Беларуси создал и поддерживает деятельность  центров двустороннего сотрудничества. В настоящее время такие центры содействуют кооперации республики с  провинциями Китая, Южной Кореей, Казахстаном, Латвией и Венесуэлой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 51.2 Влияние внешнеэкономических факторов на конкурентоспособность предприятия

 

Изучение позиций и возможностей организаций-конкурентов в целом предполагает поиск ответов на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией: каковы основные цели конкурентов? Каковы текущие стратегии достижения этих целей? Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои 
стратегии? Каковы их вероятные будущие стратегии? Ответы на первые три группы вопросов должны обеспечить исходные данные для предвидения будущих стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областям дает достаточно полную картину действий конкурентов.

По сути дела, разговор идет о сборе и анализе информации о потенциале 
организаций-конкурентов и уровне его использования. Имеются в виду такие составляющие потенциала, как финансово-экономическая, производственная, научно-техническая, кадровая, организационно-лоббистская, маркетинговая.

С точки зрения результативности деятельности организаций-конкурентов 
на рынке и завоевания ими там сильных позиций можно выделить следующие основные факторы, требующие изучения: имидж фирмы; концепция продукта, на которой базируется деятельность фирмы; качество продуктов, уровень их соответствия мировому уровню; уровень диверсификации производственно-хозяйственной деятельности (видов бизнеса), разнообразие номенклатуры продуктов; суммарная рыночная доля главных видов бизнеса; мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, характеризующей возможности по разработке новых продуктов; мощность производственной базы, характеризующей возможности перестраиваться на выпуск новых продуктов и наращивать объемы выпуска освоенных продуктов; стабильность финансово-экономического положения; финансы, как собственные, так и привлекаемые со стороны; рыночная цена с учетом возможных скидок или наценок; частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет; предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности организаций привлекать и удерживать потребителей за счет более глубокого 
удовлетворения их потребностей; эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товародвижения; уровень рекламной деятельности; уровень послепродажного обслуживания; политика организаций во внешней предпринимательской среде.

В данном вопроснике указаны только важнейшие направления исследования деятельности организации-конкурентов. Перечень вопросов можно детализировать и дополнить за счет вопросов по изучению конкурентоспособности товаров и эффективности маркетинговой деятельности. Собранную информацию целесообразно представить в виде таблицы,  но с соответствующими показателями.    

Беларусь  придает конкурентоспособности  своих товаров и услуг приоритетное значение [9, с. 74]. Завоевание подобающего места в мировой экономике в современных условиях необходимо для обеспечения устойчивого развития страны, роста благосостояния ее граждан, расширения взаимовыгодного сотрудничества в мире.

В условиях интернационализации  хозяйственной жизни, когда экономика отдельных стран все глубже втягивается в международную хозяйственную систему, изменяются роль и цели национального внешнеэкономического регулирования. Задача защиты внутреннего рынка и проведение политики протекционизма не выдвигается на передний план. Наоборот, обнаруживается тенденция к либерализации внешней торговли и движения капитала, снимаются ограничения, и вводится свободная обратимость национальной валюты. Важнейшей задачей национального механизма регулирования становится повышение международной конкурентоспособности отечественных предпринимателей.

Конкурентоспособность товаров даже самых крупных компаний на мировом рынке зависит не только от технического уровня и организации производства на их предприятиях, но и от национального уровня заработной платы, системы налогообложения, состояния инфраструктуры, уровня образования трудящихся, наличия научно-технического потенциала и т.д.

Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь основана на таких принципах, как открытость экономики, стремление к широкомасштабному и многовекторному сотрудничеству, достижению сбалансированности экономики. Она обусловлена спецификой республики как малой страны, не располагающей к тому же достаточными собственными топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами.

Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государственных  органов власти и управления, так  и на уровне хозяйственных организаций, отдельных субъектов хозяйствования (предприятий, фирм и т.д.).

В первом случае внешнеэкономическая  деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности экономических связей. Во втором случае внешнеэкономическая деятельность проявляется в заключении и исполнении различных договоров гражданского права.

Внешнеэкономическая деятельность в Беларуси регламентируется целым рядом законов, среди которых важное значение принадлежит Закону «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь», принятому Верховным Советом 25 октября 1990 года и введенному в действие с 1 января 1991 года. В сферу действия настоящего Закона входят все виды внешнеэкономической деятельности, включая внешнюю торговлю, экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество. Действие Закона распространяется на специализацию и кооперацию в области производства, науки и техники, строительство и реконструкцию объектов. Осуществление транспортных, экспедиторских, страховых операций, расчетных, кредитных и других банковских операций, туризм и иную деятельность в области международного обмена товарами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности.

К ведению Республики Беларусь как субъекта внешнеэкономической деятельности в соответствии с Законом относятся:

  • разработка и осуществление внешнеэкономической политики, в том числе, валютно-кредитной, порядок квотирования и лицензирования внешнеэкономических операций;
  • установление законодательных основ хозяйственной деятельности во внешнеэкономической сфере;
  • заключение и исполнение международных договоров в области внешнеэкономической деятельности в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • установление порядка создания и регистрации совместных предприятий, международных объединений, ассоциаций, предприятий и организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью;
  • защита экономических интересов республики, предприятий, организаций и граждан Республики Беларусь за рубежом;
  • установление налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет республики и местных Советов от доходов участников внешнеэкономической деятельности, нормы которых устанавливаются законодательством Республики Беларусь;
  • определение зон свободного предпринимательства;
  • установление правовой защиты иностранных инвесторов на территории республики;
  • участие в создании и деятельности международных экономических и научно-технических организаций, а также межправительственных комиссий и комитетов по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству и иных международных органов.

Отношения Республики Беларусь с другими государствами в области внешнеэкономической деятельности строятся на принципах равенства, невмешательства во внутренние дела, сотрудничества между государствами, добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Республики Беларусь, а также недискриминации и взаимной выгоды.

Закон также предоставил право  осуществления внешнеэкономической деятельности всем предприятиям, организациям, их объединениям, другим юридическим и физическим лицам после их регистрации.

Республика Беларусь может учреждать свои представительства за рубежом на основе международных договоров. Одновременно с этим предусматривается возможность открытия в республике представительств иностранных государств, предприятий, других юридических лиц по торгово-экономическим вопросам, а также совместных предприятий, международных объединений и организаций. Субъекты внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь имеют право участвовать в совместных предприятиях, международных объединениях и организациях на территории иностранных государств и осуществлять производственную, научно-производственную и иную хозяйственную деятельность на их территории в соответствии с законодательством Республики Беларусь и этих государств, а также международными договорами Беларуси.

Анализ результатов  современных исследований свидетельствует  о том, что сегодня на первый план выдвинулась проблема конкурентоспособности  отраслей и предприятий. Известный  экономист М. Портер показал, что  термин «конкурентоспособная страна»  не имеет решающего самостоятельного значения для процветания государства, так как цель последнего в экономике — обеспечить гражданам высокий (и повышающийся) уровень жизни. Конкурентоспособность национальной экономики обеспечивают конкретные предприятия, производящие товары и услуги, а предприятие должно прежде всего добиваться основных конкурентных преимуществ- минимизации затрат и дифференциации продукта [6, с. 67].

С другой стороны, в условиях жесткой конкуренции  на мировом рынке успеха отдельного предприятия недостаточно для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность страны. Отдельному предприятию даже с уникальной технологией трудно удерживать конкурентное преимущество, ибо оно зависит от надежных национальных поставщиков и сильных конкурентов. В настоящее время на мировом рынке конкурируют кластеры взаимосвязанных отраслей. Поэтому белорусская конкурентоспособность по сути зависит от конкурентоспособности основных отраслей ее экономики.

Проблемы  конкурентоспособности рассматривались  разными авторами в рамках различных теоретических подходов. Несмотря на методологические различия, было признано, что национальная конкурентоспособность — одна из важных экономических и социальных проблем, находящихся в поле зрения государства. Наиболее подходящими для понимания и объяснения сущности глобальных факторов конкурентоспособности стран можно считать теории международной торговли и инвестиций М. Портера [6], объясняющие движение капитала различиями в условиях предпринимательской деятельности в разных странах и не увязывающие напрямую движение инвестиций с движением товаров. Этот подход вполне адекватен современным тенденциям развития мировой экономики (опережение роста мировой торговли над ростом мирового производства, роста мировых инвестиций над ростом мировой торговли, роста мировых портфельных инвестиций над ростом прямых инвестиций).

Высшей формой конкурентных преимуществ у М. Портера  является «движение инноваций», позволяющее  максимально эффективно использовать любые мировые ресурсы [6, c. 102]. Однако за «движением инноваций» (научно-исследовательскими, маркетинговыми разработками, развитием персонала и организации фирм) чаще всего стоит социальная сфера страны, воспроизводящая основные ресурсы фирм — человеческие. Данные ресурсы воспроизводятся за пределами фирм, но определяют потенциал развития последних. Это специфические страновые ресурсы международной конкуренции, которые представляют собой ключевые ресурсы глобальной конкуренции, ибо за право обладать и пользоваться ими в хозяйственной деятельности фактически разворачивается конкурентная борьба фирм. Но воспроизводят этот ресурс, как правило, не фирмы, а страны. Именно поэтому способность воспроизводить его, а затем пользоваться результатами этого воспроизводства — признак глобальной конкурентоспособности страны. Беларусь как страна с социально ориентированной экономикой может целенаправленно стремиться к достижению подобных целей и тем самым позитивно влиять на свою конкурентоспособность.

Научный подход к проблеме конкурентоспособности  предполагает адекватное теоретико-методологическое ее решение, а именно — выбор приоритетов, соответствующих национальной политике Беларуси, ее основным ориентирам в социально-экономическом развитии. При разработке внешнеэкономической стратегии и политики страны определяющей должна являться базовая национальная стратегия, обращенная к гражданам и предприятиям самой страны. В этой стратегии должны быть сформулированы принципиально важные для субъектов национальной экономики ориентиры деятельности, содержащие непротиворечивый образ будущего хозяйства и социальной сферы страны.

В Республике Беларусь разработана и реализуется  Национальная стратегия устойчивого  развития Республики Беларусь до 2020 года, в рамках которой генеральной  целью устойчивого развития Беларуси определено обеспечение стабильного социально-экономического развития при сохранении благоприятной окружающей среды и рациональном использовании природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений [4]. Основные принципы устойчивого развития, использованные при разработке Национальной стратегии, закреплены в Повестке дня на XXI век, принятой на международной конференции в Рио-де-Жанейро. Данный документ содержит 27 принципов интеграции экологической, экономической и социальной политики в единую политику [5].

Как отмечается в Национальной стратегии устойчивого  социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, для экономики  переходного периода принципиальное значение имеет выбор институциональной  направленности преобразований, касающихся, в частности, такого коренного элемента экономической системы, как институт предпринимательства. Признано, что к основным направлениям осуществления государственной политики в сфере малого предпринимательства относятся, в частности, повышение эффективности функционирования и дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства [4, c. 32].

Информация о работе Международные институты