Международная миграция рабочей силы её виды и динамика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение международной миграции рабочей силы. Определение её теоретических аспектов, а так же анализ особенностей современной миграции рабочей силы в мире и рассмотрение ситуации на Украине.
Цель исследования предусматривает выполнение следующих задач:
-Определить причины возникновения миграции, выделить основные центры и направления трудовой миграции.
-Произвести анализ динамики рабочей силы на современном рынке труда и установить основные тенденции

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………..
1.Теоретические аспекты международной миграции рабочей силы………….
1.1.Причины возникновения и виды миграции рабочей силы………………….
1.2. Основные направления и центры трудовой миграции ……………………..
2. Анализ особенностей современной международной миграции трудовых ресурсов……………………………………………………………………………………………
2.1.Динамика миграции рабочей силы на современном рынке труда………...
2.2.Современные тенденции миграции рабочей силы…………………………..
3. Миграционная система в Украине……………………………………………...
3.1.Миграционные процессы в Украине…………………………………………
3.2. Пути улучшения структуры Украинской миграции………………………..
Выводы……………………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!! (Автосохраненный).docx

— 121.91 Кб (Скачать)

    Миграция рабочей силы как из так и в государство может принести экономическую выгоду Украине, но для этого требуются более совершенные технологии социальной работы с мигрантами которые принесут положительные результаты при наличии четкой и продуманной государственной политики и программы по прогнозированию миграционных процессов и конкретных миграционных потоков, региональных миграционных программ, содействии мигрантам и беженцам в адаптации к новым мест поселения. Решение подобных проблем возможно при условии совместной работы Государственного комитета по делам национальностей и миграции и других органов власти (центральных и местных), выделение для мигрантов квот и определенных территорий для поселения. В следующей пункте курсовой работы будут предложены пути улучшения структуры Украинской миграции.  
 
                              3.2. Пути улучшения структуры Украинской миграции

   Структура Украинской миграции требует значительных изменений и основные эти изменения должны происходить на законодательном уровне. Законы регулирующие трудовую миграцию были приняты в парламенте в 1993 году (Закон Украины о Гражданстве , Закон Украины о миграции,) И с тех пор не претерпел никаких изменений и улучшений. В связи с этим в 2011 году президент Украины В.Ф. Янукович издал указ о «Создании надлежащих условий для реализации государственной политики в сфере миграции». 
   Данная Концепция определяет направления, стратегические задачи государственной миграционной политики, принципы и приоритеты деятельности государственных органов в сфере миграции, направления совершенствования ее законодательного институционального обеспечения, а также механизмы реализации Концепции.[ 22,1]. Одним из условий построения правового государства на современном этапе является определение направлений его миграционной политики и совершенствования системы государственного управления миграционными процессами в соответствии с международными стандартами в сфере реализации прав человека.

    Украинское правительство пока не утвердило национальной миграционной политики, направленной на решение всех миграционных проблем и определяющей общие направления для всех компетентных учреждений. Несмотря не некоторые первые предпринятые шаги (проект закона о миграционной политике был утвержден Парламентом, но еще не вступил в силу), окончательный документ, содержащий национальную миграционную политику пока отсутствует. Ситуация усложняется фрагментацией обязанностей в сфере управления миграцией между компетентными органами власти. Регулирование внешней трудовой миграции должно предусматривать экономическое планирование, определение приоритетов политики найма, разработку инвестиционных программ и другие аспекты социальной политики. Основные направления, которые следует разрабатывать в рамках миграционной политики, должны включать:                                      
- защиту прав трудовых мигрантов за рубежом, в том числе тех, кто находится за рубежом незаконно, в частности, жертв торговли людьми;

-разработку программ  по трудоустройству за рубежом  через подписание и выполнение  международных и межправительственных  соглашений о трудоустройстве  и социальной защите работников;

-привлечение иностранных  работников в Украину для компенсации  потенциальной "утечки мозгов" и балансирования ситуации в  сфере трудовой миграции; создание  условий для возвращения украинских  трудовых мигрантов на родину, что усилит положительное влияние  внешней трудовой миграции за  счет передачи трудовыми мигрантами  своих знаний и опыта, полученных  за рубежом, обратно в Украину.[ 23,77 ]                                   
  Необходимость сделать рынок труда притягательным для собственных граждан уже осознана властями Украины. Но в качестве первого практического шага, должны быть приняты изменения в законодательстве и предприняты определенные меры. Необходимо рассмотреть дальнейшие шаги по борьбе с торговлей людьми и незаконным ввозом мигрантов и их предотвращению. Несмотря на то, что Правительство предприняло некоторые усилия для усовершенствования нормативно-правовой базы по вопросам, 
борьбы с торговлей людьми, и оказания помощи пострадавшим от торговли людьми, но государство реализует и финансирует только около 5% всех программ помощи, направленных на потребности жертв (остальная часть реализуется международными и общественными организациями). Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта, при поддержке Координатора проектов ОБСЕ в Украине, инициировало процесс разработки проекта комплексного закона о борьбе с торговлей людьми. В нем должны быть предусмотрены все аспекты торговли людьми и гарантии того, что всем пострадавшим от торговли людьми лицам будет предоставлен доступ к помощи и защите.  
  Еще одной областью в сфере миграции, которая нуждается в дальнейшем развитии политики, является реализация соглашений о реадмиссии, включая прием вернувшихся лиц. Препятствиями для эффективной реализации Украиной157 соглашений о реадмиссии являются недостаточные возможности организаций, правовая неопределенность и финансовые трудности. Для реализации соглашений о реадмиссии и создания дополнительных условий для вернувшихся лиц, в том числе граждан Украины, государственная миграционная политика должна предусматривать следующее:

- механизмы обмена информацией  с соседними странами, в том  числе государствами-

членами ЕС, о практических аспектах реадмиссии;

- наличие в Украине  межведомственного сотрудничества  и сбалансированного подхода  к

управлению миграцией, в  рамках которого особое внимание будет  уделяться как правам

человека, так и аспектам государственной безопасности;

- разработка, регламентирование  и реализация соответствующих  процедур выявления и

выдворения;

- создание материально-технической  базы для приема лиц и разработка  соответствующих

процедур;

- создание комплексной  системы регистрации иностранцев;

- разработка и реализация  условий и процедур реинтеграции  для вернувшихся граждан. 
Так же Целенаправленно создавать рабочие места в таких отраслях, как сельское хозяйство, легкая, текстильная и химическая промышленность, то есть там, где сегодня используется труд мигрантов в Европе. Следует радикально пересмотреть механизм оплаты труда внутри страны. Важно не забывать, что чем стабильнее будет национальное бизнес - среда и динамичным рынок, тем сильнее будут мотивы иммигрантов вернуться на родину. 
Так как миграция рабочей силы является сложным и масштабным явлением, которое охватило весь мир и вызывает неоднозначные результаты: ликвидируя дефицит рабочей силы в некоторых регионах, она обостряет конкуренцию на рынке труда.                                 
    В данном разделе курсовой работы мы проанализировали миграционные процессе на территории Украины .Было установлено, что Украина с обретением независимости столкнулась с проблемой формирования миграционной политики и с отсутствием нормативной базы . Правительству понадобилось не мало времени для организации органов регулирования потоков миграции и формирования какой либо миграционной политики. Мы установили , что Украина является одним из лидеров по миграции трудового населения в мире, что имеет как положительные так и отрицательные стороны для государства.  
   К первым можно отнести денежные перечисления рабочих, которые осуществляют вклад в ВВП страны. Спрос на мировом рынке труда как на малоквалифицированную т рабочую силу, так и на высококвалифицированных работников из является существенным, что создает хороший имидж для Украины. Но существует и тенденция такого вида миграции как «Утечка мозгов» и иммиграция целых семей которые уезжают на постоянное место жительство в другую страну, что негативно сказывается на демографическом ситуации в Украине. 
   Так же мы определи что основные регионы иммиграции из Украины являются западная и восточная часть государство это такие области как: Львовская , Тернопольская, Ивано-Франковская, восточную часть представляет Донецкая и Луганская область. Центрами эмиграции из Украины являются: Россия , Польша, Чехия , Италия и др. Помимо давно сформировавшихся потоков иммигрантов из страны , в наши дни образуется нарастающая динамика потока эмигрантов в Украину. На основе статистики мы определи, что с 2010 года образуется обратная динамика миграции в Украине. Тем не менее, миграционные процессы в Украине требует значительных изменений и улучшений.                                 
В рамках данной работы мы предлагаем следующее направления развития миграционной структуру международной рабочей силы:                                                                                
1. Разработка правовой базы и выполнения правовых норм , для обеспечения защиты прав мигрирующих рабочих.                                                                                                                     
2.Создание программ по трудоустройству иммигрирующих работников и по привлечению квалифицированных работников для компенсации «Утечки умов»                                             
3. Создание исполнительных органов регулирующих потоки мигрантов проводящих их регистрацию ,а так же проводящих статистическое отслеживание динамики миграции и др. 
   Итак, можно сделать вывод, что миграция рабочей силы в Украине является сложным и масштабным явлением, которое охватило весь мир и вызывает неоднозначные результаты: ликвидируя дефицит рабочей силы в некоторых регионах, она обостряет конкуренцию на рынке труда. Безусловно для правильного функционирования в государстве данное требует постоянного контроля со стороны власти.  

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                              Выводы 
 
   На основе всего выше рассмотренного о международной миграции рабочей силы в заключении мы можем сделать ряд выводов:                                                                         
    1. Международная трудовая миграция рабочей силы является очень сложным постоянно развивающимся явлением, в котором участвуют практически все государства на планете. История трудовой миграции развивалось параллельно развитию человечества. Оно приобретало новые масштабы вместе с новыми географическими открытиями, которые сыграли важнейшую роль в миграции как таковой. В данной работе мы выявили, что миграция как и большинство явлений имеет ряд причин и мотивов, ведь основным составляющим международной трудовой миграции является сам человек.                             
    Мы установили, что катализатором к миграции может стать определенный ряд причин, основной из ни без условно является экономические это:                                                             
     -Различия в уровне  экономического развития отдельных стран;                                        
     -Наличие национальных различий в размерах заработной платы;                                        
     -Существование органической безработицы в развивающихся странах и др.                        
   Все они безусловно являются очень важным, но тем не менее причиной миграции может послужить большое количество неэкономических причинных таких как : существенные различия в уровне демографического прироста населения, политические репрессии и войны, религиозные противоречия и конфликты, экологические факторы и др.                        
   Мы рассмотрели и установили ряд видов международной миграции , что помогло установить различия в самом процессе трудовой миграции.                                                     
  2. Было выяснено, что в процессе развитии трудовой миграции благодаря историческим и рядом других факторов возникли определенные миграционные потоки, а так же центры трудовой миграции. С изменением экономических процессов, развитием технологий и преобразованием политических форм правления центры и потоки все время изменялись, но существует ряд государств, которые на протяжении многих лет являются главными центрами миграционных процессов это - США а так же страны «Старого Света». Эти государства на протяжении многих лет успешно используют миграционную политику.

  3.Анализируя особенности современной международной миграции трудовых ресурсов было выяснено, что с развитием международных экономических отношений трудовая миграция стала занимать все более значительное место в развитии общества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы, но несмотря на масштабы этого явления современная наука не имеет единой концепции в данной проблеме в связи ряда перечисленных ранее причин.                                                                                                       
  Но, не смотря на это нам удалось четко установить при анализе динамики миграции рабочей силы на современном рынке, что существует разграничение на регионы доноры и реципиенты трудовых мигрантов. Существуют так же страны которые являются одновременно поставщиками иммигрантов , но с большем показателем эмигрантов это прежде всего Россия , в последнее время Украины . Что подчеркивает сложность миграционного процесса в современном мире.                                                                          
  Для современной трудовой миграции мы определи существенное омоложение работников осуществляющих миграцию, а так же тенденцию к миграции на постоянной основе с дальнейшим принятием гражданства. На современном рынке рабочей силы существует большой процент нелегальных эмигрантов, точный подсчет которых невозможен. Так называемые нелегалы вносят вклад в развитее теневой экономики, так как работают предприятия, которые относятся к теневому сектору экономики.                                         
  В связи с этим было определенно, что государства тратят бюджетные средства на борьбу с эмигрантами, помимо этого большой поток эмигрантов вызывает негодования со стороны населения. Но полный запрет въезд эмигрантов невозможен так как мы выяснили что мигранты являются в основном малоквалифицированными рабочими и занимают мало престижные рабочее места с низкой заработной платой, которые местное население не имеет мотивации занимать. В этих вопросах и проявляется сложность миграционных процессов рабочей силы.                                                                                                                 
   4. В последней части курсовой работы мы рассматривали процессы международной трудовой миграции в Украине. Мы рассмотрели миграционную систему Украины после чего выдвинули ряд предложений по улучшению миграционных процессов в Украине и выяснили, что Украина является относительно молодым государством, но тем не менее на международном рынке рабочей имеет довольно крепкое положение. Государство занимает лидирующие места по показателю иммиграции рабочей силы в другие страны. Мы определили, что согласно статистке Украина занимает 5 место в мире по этому показателю. 
   В данной работе было установлено, что существует тенденции к большому количеству эмигрантов из средней Азии и соседних стран, с целью трудоустройства на молооплачиваемые работы. В приложении №2 мы привели статистику согласно опросу о предпочтениях мигрантов при выборе страны для миграции, и здесь была замечена тенденции к изменению предпочтений рабочих. На сегодняшний люди при осуществлении миграции начали отдавать предпочтения странам, находящимся за пределами бывшего СССР чем Росси и расположенных по соседству стран. Большие потоки эмигрантов осуществляют положительный вклад в развития экономики перечисляя денежные средства в Украину. Но структура Украинской международной миграции требует значительных изменений.  
Мы установили, что государство регулирует миграционные процессы довольно хаотично. Полностью отсутствует четкая политика миграции рабочей силы , существенно устарели правовые нормы требующие изменений на законодательным уровне , а так же отсутствие органов четко контролирующих миграционные процессы ( отслеживание потоков , обеспечение эмигрантов правой защитой, функционирование статистических миграционных   служб.                                                                                                                                         
В связи с этим в последней части курсовой работы мы выдвинули ряд путей по улучшению миграционной системы в Украине.                                                                                                
  -Во первых необходимо разработать четкую политики международной миграции рабочей силы. Куда предлагается включить: защиту прав трудовых мигрантов за рубежом, разработку программ по трудоустройству, привлечение иностранных работников в Украину для компенсации «Утечки мозгов»                                                                                   
   -Во вторых необходимо сделать более привлекательным собственный рынок труда , что будет способствовать высокой конкуренции и уменьшению нежелательных потоков эмигрантов в страну.                                                                                                                        
   -В третьих соблюдать выполнение соглашений о реадмиссии и создания дополнительных 
условий для вернувшихся лиц, в том числе граждан Украины.                                             
   Так же Целенаправленно создавать рабочие места в таких отраслях, как сельское хозяйство, легкая, текстильная и химическая промышленность, то есть там, где сегодня используется труд мигрантов в Европе. Для всего этого по указу президента разработана программа о создании концепции государственной миграционной политики.  Потому, что при правильном подходе со стороны государства миграция рабочей силы как явление  может серьезно способствовать развитию и процветанию  любого государства.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы её виды и динамика