Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:23, курсовая работа
Целью данной работы является изучение международной миграции рабочей силы. Определение её теоретических аспектов, а так же анализ особенностей современной миграции рабочей силы в мире и рассмотрение ситуации на Украине. 
  Цель исследования предусматривает выполнение следующих задач: 
-Определить причины возникновения миграции, выделить основные центры и направления трудовой миграции.
-Произвести анализ динамики рабочей силы на современном рынке труда и установить основные тенденции
Введение………………………………………………………………………………………….. 
1.Теоретические аспекты международной миграции рабочей силы………….                           
1.1.Причины возникновения и виды миграции рабочей силы………………….                         
1.2. Основные направления и центры трудовой миграции ……………………..                       
2. Анализ особенностей современной международной миграции трудовых ресурсов…………………………………………………………………………………………… 
2.1.Динамика миграции рабочей силы на современном рынке труда………...                      
2.2.Современные тенденции миграции рабочей силы…………………………..                         
3. Миграционная система в Украине……………………………………………...                           
3.1.Миграционные процессы в Украине…………………………………………                           
3.2. Пути улучшения структуры Украинской миграции………………………..                           
Выводы……………………………………………………………………………...                         
Список литературы…………………………………………………………………
    Миграция рабочей 
силы как из так и в государство может 
принести экономическую выгоду Украине, 
но для этого требуются более совершенные 
технологии социальной работы с мигрантами 
которые принесут положительные результаты 
при наличии четкой и продуманной государственной 
политики и программы по прогнозированию 
миграционных процессов и конкретных 
миграционных потоков, региональных миграционных 
программ, содействии мигрантам и беженцам 
в адаптации к новым мест поселения. Решение 
подобных проблем возможно при условии 
совместной работы Государственного комитета 
по делам национальностей и миграции и 
других органов власти (центральных и 
местных), выделение для мигрантов квот 
и определенных территорий для поселения. 
В следующей пункте курсовой работы будут 
предложены пути улучшения структуры 
Украинской миграции.  
   
                              
3.2. Пути улучшения структуры Украинской 
миграции
   Структура Украинской 
миграции требует значительных изменений 
и основные эти изменения должны происходить 
на законодательном уровне. Законы регулирующие 
трудовую миграцию были приняты в парламенте 
в 1993 году (Закон Украины о Гражданстве 
, Закон Украины о миграции,) И с тех пор 
не претерпел никаких изменений и улучшений. 
В связи с этим в 2011 году президент Украины 
В.Ф. Янукович издал указ о «Создании надлежащих 
условий для реализации государственной 
политики в сфере миграции». 
   Данная Концепция определяет направления, 
стратегические задачи государственной 
миграционной политики, принципы и приоритеты 
деятельности государственных органов 
в сфере миграции, направления совершенствования 
ее законодательного институционального 
обеспечения, а также механизмы реализации 
Концепции.[ 22,1]. Одним из условий построения 
правового государства на современном 
этапе является определение направлений 
его миграционной политики и совершенствования 
системы государственного управления 
миграционными процессами в соответствии 
с международными стандартами в сфере 
реализации прав человека.
    Украинское правительство 
пока не утвердило национальной миграционной 
политики, направленной на решение всех 
миграционных проблем и определяющей 
общие направления для всех компетентных 
учреждений. Несмотря не некоторые первые 
предпринятые шаги (проект закона о миграционной 
политике был утвержден Парламентом, но 
еще не вступил в силу), окончательный 
документ, содержащий национальную миграционную 
политику пока отсутствует. Ситуация усложняется 
фрагментацией обязанностей в сфере управления 
миграцией между компетентными органами 
власти. Регулирование внешней трудовой 
миграции должно предусматривать экономическое 
планирование, определение приоритетов 
политики найма, разработку инвестиционных 
программ и другие аспекты социальной 
политики. Основные направления, которые 
следует разрабатывать в рамках миграционной 
политики, должны включать:                     
- защиту прав трудовых мигрантов за рубежом, 
в том числе тех, кто находится за рубежом 
незаконно, в частности, жертв торговли 
людьми;
-разработку программ 
по трудоустройству за рубежом 
через подписание и выполнение 
международных и 
-привлечение иностранных 
работников в Украину для 
  Необходимость сделать рынок труда 
притягательным для собственных граждан 
уже осознана властями Украины. Но в качестве 
первого практического шага, должны быть 
приняты изменения в законодательстве 
и предприняты определенные меры. Необходимо 
рассмотреть дальнейшие шаги по борьбе 
с торговлей людьми и незаконным ввозом 
мигрантов и их предотвращению. Несмотря 
на то, что Правительство предприняло 
некоторые усилия для усовершенствования 
нормативно-правовой базы по вопросам, 
борьбы с торговлей людьми, и оказания 
помощи пострадавшим от торговли людьми, 
но государство реализует и финансирует 
только около 5% всех программ помощи, направленных 
на потребности жертв (остальная часть 
реализуется международными и общественными 
организациями). Министерство Украины 
по делам семьи, молодежи и спорта, при 
поддержке Координатора проектов ОБСЕ 
в Украине, инициировало процесс разработки 
проекта комплексного закона о борьбе 
с торговлей людьми. В нем должны быть 
предусмотрены все аспекты торговли людьми 
и гарантии того, что всем пострадавшим 
от торговли людьми лицам будет предоставлен 
доступ к помощи и защите.  
   Еще одной областью в сфере миграции, 
которая нуждается в дальнейшем развитии 
политики, является реализация соглашений 
о реадмиссии, включая прием вернувшихся 
лиц. Препятствиями для эффективной реализации 
Украиной157 соглашений о реадмиссии являются 
недостаточные возможности организаций, 
правовая неопределенность и финансовые 
трудности. Для реализации соглашений 
о реадмиссии и создания дополнительных 
условий для вернувшихся лиц, в том числе 
граждан Украины, государственная миграционная 
политика должна предусматривать следующее:
- механизмы обмена информацией с соседними странами, в том числе государствами-
членами ЕС, о практических аспектах реадмиссии;
- наличие в Украине 
межведомственного 
управлению миграцией, в рамках которого особое внимание будет уделяться как правам
человека, так и аспектам государственной безопасности;
- разработка, регламентирование и реализация соответствующих процедур выявления и
выдворения;
- создание материально-
процедур;
- создание комплексной 
системы регистрации 
- разработка и реализация 
условий и процедур 
 Так же Целенаправленно создавать рабочие 
места в таких отраслях, как сельское  
хозяйство, легкая, текстильная и химическая 
промышленность, то есть там, где сегодня 
используется труд мигрантов в Европе. 
Следует радикально пересмотреть механизм 
оплаты труда внутри страны. Важно не забывать, 
что чем стабильнее будет национальное 
бизнес - среда и динамичным рынок, тем 
сильнее будут мотивы иммигрантов вернуться 
на родину. 
Так как миграция рабочей силы является 
сложным и масштабным явлением, которое 
охватило весь мир и вызывает неоднозначные 
результаты: ликвидируя дефицит рабочей 
силы в некоторых регионах, она обостряет 
конкуренцию на рынке труда.                        
    В данном разделе курсовой работы 
мы проанализировали миграционные процессе 
на территории Украины .Было установлено, 
что Украина с обретением независимости 
столкнулась с проблемой формирования 
миграционной политики и с отсутствием 
нормативной базы . Правительству понадобилось 
не мало времени для организации органов 
регулирования потоков миграции и формирования 
какой либо миграционной политики. Мы 
установили , что Украина является одним 
из лидеров по миграции трудового населения 
в мире, что имеет как положительные так 
и отрицательные стороны для государства.  
   К первым можно отнести денежные 
перечисления рабочих, которые осуществляют 
вклад в ВВП страны. Спрос на мировом рынке 
труда как на малоквалифицированную т 
рабочую силу, так и на высококвалифицированных 
работников из является существенным, 
что создает хороший имидж для Украины. 
Но существует и тенденция такого вида 
миграции как «Утечка мозгов» и иммиграция 
целых семей которые уезжают на постоянное 
место жительство в другую страну, что 
негативно сказывается на демографическом 
ситуации в Украине. 
   Так же мы определи что основные 
регионы иммиграции из Украины являются 
западная и восточная часть государство 
это такие области как: Львовская , Тернопольская, 
Ивано-Франковская, восточную часть представляет 
Донецкая и Луганская область. Центрами 
эмиграции из Украины являются: Россия 
, Польша, Чехия , Италия и др. Помимо давно 
сформировавшихся потоков иммигрантов 
из страны , в наши дни образуется нарастающая 
динамика потока эмигрантов в Украину. 
На основе статистики мы определи, что 
с 2010 года образуется обратная динамика 
миграции в Украине. Тем не менее, миграционные 
процессы в Украине требует значительных 
изменений и улучшений.                               
 В рамках данной работы мы предлагаем 
следующее направления развития миграционной 
структуру международной рабочей силы:                         
1. Разработка правовой базы и выполнения 
правовых норм , для обеспечения защиты 
прав мигрирующих рабочих.                      
2.Создание программ по трудоустройству 
иммигрирующих работников и по привлечению 
квалифицированных работников для компенсации 
«Утечки умов»                         
3. Создание исполнительных органов регулирующих 
потоки мигрантов проводящих их регистрацию 
,а так же проводящих статистическое отслеживание 
динамики миграции и др. 
   Итак, можно сделать вывод, что 
миграция рабочей силы в Украине является 
сложным и масштабным явлением, которое 
охватило весь мир и вызывает неоднозначные 
результаты: ликвидируя дефицит рабочей 
силы в некоторых регионах, она обостряет 
конкуренцию на рынке труда. Безусловно 
для правильного функционирования в государстве 
данное требует постоянного контроля 
со стороны власти.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                              
 
    На основе всего выше рассмотренного 
о международной миграции рабочей силы 
в заключении мы можем сделать ряд выводов:                      
    1. Международная трудовая миграция 
рабочей силы является очень сложным постоянно 
развивающимся явлением, в котором участвуют 
практически все государства на планете. 
История трудовой миграции развивалось 
параллельно развитию человечества. Оно 
приобретало новые масштабы вместе с новыми 
географическими открытиями, которые 
сыграли важнейшую роль в миграции как 
таковой. В данной работе мы выявили, что 
миграция как и большинство явлений имеет 
ряд причин и мотивов, ведь основным составляющим 
международной трудовой миграции является 
сам человек.                      
    Мы установили, что катализатором 
к миграции может стать определенный ряд 
причин, основной из ни без условно является 
экономические это:            
     -Различия в уровне  экономического 
развития отдельных стран;                               
     -Наличие национальных различий 
в размерах заработной платы;                               
     -Существование органической 
безработицы в развивающихся странах 
и др.                        
   Все они безусловно являются очень 
важным, но тем не менее причиной миграции 
может послужить большое количество неэкономических 
причинных таких как : существенные различия 
в уровне демографического прироста населения, 
политические репрессии и войны, религиозные 
противоречия и конфликты, экологические 
факторы и др.                        
   Мы рассмотрели и установили ряд 
видов международной миграции , что помогло 
установить различия в самом процессе 
трудовой миграции.                     
   2. Было выяснено, что в процессе развитии 
трудовой миграции благодаря историческим 
и рядом других факторов возникли определенные 
миграционные потоки, а так же центры трудовой 
миграции. С изменением экономических 
процессов, развитием технологий и преобразованием 
политических форм правления центры и 
потоки все время изменялись, но существует 
ряд государств, которые на протяжении 
многих лет являются главными центрами 
миграционных процессов это - США а так 
же страны «Старого Света». Эти государства 
на протяжении многих лет успешно используют 
миграционную политику.
  3.Анализируя особенности 
современной международной миграции трудовых 
ресурсов было выяснено, что с развитием 
международных экономических отношений 
трудовая миграция стала занимать все 
более значительное место в развитии общества. 
Все большее число государств вовлекается 
в миграционные процессы, но несмотря 
на масштабы этого явления современная 
наука не имеет единой концепции в данной 
проблеме в связи ряда перечисленных ранее 
причин.                       
  Но, не смотря на это нам удалось четко 
установить при анализе динамики миграции 
рабочей силы на современном рынке, что 
существует разграничение на регионы 
доноры и реципиенты трудовых мигрантов. 
Существуют так же страны которые являются 
одновременно поставщиками иммигрантов 
, но с большем показателем эмигрантов 
это прежде всего Россия , в последнее 
время Украины . Что подчеркивает сложность 
миграционного процесса в современном 
мире.                         
  Для современной трудовой миграции  
мы определи существенное омоложение 
работников осуществляющих миграцию, 
а так же тенденцию к миграции на постоянной 
основе с дальнейшим принятием гражданства. 
На современном рынке рабочей силы существует 
большой процент нелегальных эмигрантов, 
точный подсчет которых невозможен. Так 
называемые нелегалы вносят вклад в развитее 
теневой экономики, так как работают предприятия, 
которые относятся к теневому сектору 
экономики.                               
  В связи с этим было определенно, что 
государства тратят бюджетные средства 
на борьбу с эмигрантами, помимо этого 
большой поток эмигрантов вызывает негодования 
со стороны населения. Но полный запрет 
въезд эмигрантов невозможен так как мы 
выяснили что мигранты являются в основном 
малоквалифицированными рабочими и занимают 
мало престижные рабочее места с низкой 
заработной платой, которые местное население 
не имеет мотивации занимать. В этих вопросах 
и проявляется сложность миграционных 
процессов рабочей силы.                         
   4. В последней части курсовой работы 
мы рассматривали процессы международной 
трудовой миграции в Украине. Мы рассмотрели 
миграционную систему Украины после чего 
выдвинули ряд предложений по улучшению 
миграционных процессов в Украине и выяснили, 
что Украина является относительно молодым 
государством, но тем не менее на международном 
рынке рабочей имеет довольно крепкое 
положение. Государство занимает лидирующие 
места по показателю иммиграции рабочей 
силы в другие страны. Мы определили, что 
согласно статистке Украина занимает 
5 место в мире по этому показателю. 
   В данной работе было установлено, 
что существует тенденции к большому количеству 
эмигрантов из средней Азии и соседних 
стран, с целью трудоустройства на молооплачиваемые 
работы. В приложении №2 мы привели статистику 
согласно опросу о предпочтениях мигрантов 
при выборе страны для миграции, и здесь 
была замечена тенденции к изменению предпочтений 
рабочих. На сегодняшний люди при осуществлении 
миграции начали отдавать предпочтения 
странам, находящимся за пределами бывшего 
СССР чем Росси и расположенных по соседству 
стран. Большие потоки эмигрантов осуществляют 
положительный вклад в развития экономики 
перечисляя денежные средства в Украину. 
Но структура Украинской международной 
миграции требует значительных изменений.  
  Мы установили, что государство регулирует 
миграционные процессы довольно хаотично. 
Полностью отсутствует четкая политика 
миграции рабочей силы , существенно устарели 
правовые нормы требующие изменений на 
законодательным уровне , а так же отсутствие 
органов четко контролирующих миграционные 
процессы ( отслеживание потоков , обеспечение 
эмигрантов правой защитой, функционирование 
статистических миграционных   служб.                      
В связи с этим в последней части курсовой 
работы мы выдвинули ряд путей по улучшению 
миграционной системы в Украине.                      
  -Во первых необходимо разработать 
четкую политики международной миграции 
рабочей силы. Куда предлагается включить: 
защиту прав трудовых мигрантов за рубежом, 
разработку программ по трудоустройству, 
привлечение иностранных работников в 
Украину для компенсации «Утечки мозгов»                       
   -Во вторых необходимо сделать 
более привлекательным собственный рынок 
труда , что будет способствовать высокой 
конкуренции и уменьшению нежелательных 
потоков эмигрантов в страну.                       
   -В третьих соблюдать выполнение 
соглашений о реадмиссии и создания дополнительных 
условий для вернувшихся лиц, в том числе 
граждан Украины.                      
   Так же Целенаправленно создавать 
рабочие места в таких отраслях, как сельское 
хозяйство, легкая, текстильная и химическая 
промышленность, то есть там, где сегодня 
используется труд мигрантов в Европе. 
Для всего этого по указу президента разработана 
программа о создании концепции государственной 
миграционной политики.  Потому, что 
при правильном подходе со стороны государства 
миграция рабочей силы как явление  может 
серьезно способствовать развитию и процветанию  
любого государства.
Информация о работе Международная миграция рабочей силы её виды и динамика