Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 11:25, курсовая работа
Италия — наследница великого государства древности Римской империи. Это государство возникло на земле современной Италии, а город, который был у колыбели империи - Рим, - теперь тоже столица. Но Италия, конечно, уже другая страна. Достойна ли она своих предков?
1. Введение …………………………………………………………………...3
2. Глава 1. СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ
Общие сведения об экономике Италии ..………………………....6
Историческое развитие модели итальянской экономики ……….8
Изменения в механизме управления экономикой ………………10
Особенности итальянской модели развития экономики. Структура и характерные черты экономики …………………….17
3. Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ИТАЛЬЯНСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Особенности корпоративной структуры …………………………30
Основные проблемы экономики Италии ………………………...34
Пути решения проблем итальянской экономики ……………......37
4. Заключение………………………………………………………………..39
5. Список литературы ………………………………………………………40
Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить в Европе ЕС, которая до 1 ноября 1993 г. называлась Европейские сообщества, так как она появилась после слияния в 1967 г. органов трех ранее самостоятельных региональных организаций:
После вступления в силу Маастрихтских соглашений, официальное название этой группировки – Европейский союз. Италия – член Европейского союза.
Структура производства ВВП и занятости в экономике Италии следующая:
- сельское хозяйство: 3,3% ВВП и 8% всех трудовых ресурсов страны;
- промышленность: 28,2% ВВП и 32% занятых;
- сфера услуг: 68,2% ВВП и 60% занятых.
Из такой структуры видна не слишком большая эффективность итальянец кого сельского хозяйства, в котором также действует большое число малых и средних фирм, поэтому и занято гораздо большее количество трудовых ресурсов, чем в других ведущих странах мира.7
Структура
экономики (2006 г., доля
в ВВП, %)
Отрасли экономики | Процентная доля (округленная) |
Промышленность | 27 |
Строительство | 6 |
Сельское и лесное хозяйство, рыболовство | 2 |
Торговля, банки и страховые компании | 69 |
Прирост реального ВВП составил: в 2000 г. – 2,8%, 2005 г. – 0,1%, 2007 г. – 1,8% (по предварительным оценкам). В 2008 и 2009 (согласно прогнозам) он будет равен 1,3%. 8
Сельское хозяйство. Он развивается в основном на юге страны, где для этого есть очень благоприятные климатические условия. Основная специализация Италия в сельском хозяйстве – это растениеводство.
В сельском хозяйстве используется 37,9% территории страны, пастбища занимают 15,4% (1994). Ведущая отрасль — растениеводство (ок. 60% сельскохозяйственной продукции) специализируется на выращивании овощей и фруктов, оливок и винограда. Италия входит в первую пятерку крупнейших мировых производителей плодов, ягод, цитрусовых и винограда (всего 17,5 млн. т в 1996), овощей и бахчевых (13,6 млн. т). Наряду с Францией страна является одним из мировых лидеров по сбору винограда (9,5 млн. т в 1997, обл. Апулия, Венето, Сицилия) и производству виноградных вин (св. 60 млн. гл в год); по сбору оливок (2,45 млн. т) и цитрусовых в Западной Европе Италия уступает только Испании. Италия — крупнейший производитель и практически единственный экспортер риса в Западной Европе. 9
Для итальянского сельского
Основные
культуры — пшеница, кукуруза,
рис (1-е место по сбору в
Европе; свыше 1 млн. т. в год), сахарная
свёкла. Италия — один из крупнейших в
мире и ведущий в Европе производитель
цитрусовых (свыше 3,3 млн. т. в год), томатов
(свыше 5,5 млн. т.), винограда (около 10 млн.
т. в год; свыше
90 % перерабатывается в вино), оливок, в
хорошем состояние находится цветоводство.
Развито птицеводство.
Достаточно слабо в Италии развито рыболовство. Окружающие ее моря не очень богаты рыбой, так как континентальный шельф невелик по площади, мало отмелей. Половина всего улова (сардин, скумбрии, анчоусов, тунцов, а также моллюсков и ракообразных) добывается в адриатических водах. Другая важная рыболовная зона — Тирренское море, особенно в районе Тосканского архипелага и у берегов Сицилии.
Промышленность. В промышленности наибольшее значение имеют обрабатывающие отрасли. Италия специализируется на производстве:
-
текстильного оборудования (Италия
здесь занимает третье место
в
мире после Германии и Швейцарии);
- сельскохозяйственных машин;
- дорожно-строительного оборудования (четвертое место в мире);
автомобилей (Fiat, Iveco, Ferrari, Lombargini);
-
железнодорожного подвижного
Франции);
-
судостроение (Монфалькон, Триест, Венеция,
Генуя, Специя,
Неаполь);
Основные
показатели развития
индустрии моды Италии.
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | |
Общие продажи (млн. евро) | 55297 |
53528 |
51923 |
52860 |
Экспорт (млн. евро) | 26335 |
26600 |
26572 |
27547 |
Импорт (млн. евро) | 14244 |
14909 |
15568 |
17306 |
Количество
предприятий |
68857 |
64376 |
61624 |
60665 |
Число
занятых (тыс.) |
567,0 |
543,1 |
524,9 |
520,9 |
Доля
экспорта
в общих продажах (%) |
47,6 |
49,7 |
51,2 |
52,1 |
Одним из новых явлений в данной отрасли считается возврат заграничного производства многих итальянских фирм одежного сектора в страну. Ныне оно рассматривается не как замена внутреннего производства, а как дополнительный шанс для укрепления позиций на мировом рынке. В частности, модный дом Э. Зенья, основавший в КНР СП, производит там (не под собственной маркой) ткани и одежду среднего ценового ассортимента, тогда как в Европе он специализируется на выпуске одежды высокой моды.11
Италия
специализируется на продукции средней
наукоемкости, поскольку имеет
Энергетика Италии остается крайне уязвимой от действия внешних факторов, поскольку на 80% зависит от импорта. Примерно на 2/3 итальянская энергетика зависит от нефти, на 15% от угля, на 13% от газа и только около 5% всей электроэнергии вырабатывается на атомных станциях.12 В энергетическом балансе Италии очень большую роль играет жидкое топливо, резкое удорожание которого после 1973 года поставило страну в тяжелое положение. В общем, потреблении первичного топлива в Италии, доля отдельных его видов составляет: нефть - 56%, природный газ - 25%, твердое топливо - 8%, электроэнергия - 11%.
Сфера услуг. В этой сфере преобладают туризм и банковская деятельность. Важнейшим источником доходов страны является туризм. Италию ежегодно посещает свыше 50 млн. туристов (практически столько же, сколько людей проживает постоянно в самой Италии). Местом паломничества туристов являются города Рим, Венеция, Флоренция, Милан, многочисленные замки, монастыри, морские и горнолыжные курорты. Развивается и т.н. «шоппинговый туризм», привлекающий оптовых торговцев продукцией итальянских малых и средних предприятий, а также индивидуальных потребителей итальянской одежды и обуви. Не меньшее значение имеет и банковская деятельность. Италия является родиной банков, в 67% ее населенных пунктов есть банковские учреждения.13
Внешняя торговля. Внешняя торговля Италии занимает место в соответствии с рейтингом страны в мировой экономике. Италия является шестым экспортером и импортером товаров в мире (по данным за 1998 г.), а также пятым в мире экспортером и импортеров услуг. Экспорт товаров составил в 1998 г. 240,9 млрд. долл. Экспортирует Италия продукцию машиностроения и металлообрабатывающей промышленности, швейные, текстильные и обувные изделия, химическую продукцию, продовольствие, строительные материалы, офисную оргтехнику, руды черных и цветных металлов. Ассортимент импорта, пожалуй, за исключением энергоносителей, полностью совпадает с экспортом. 14
Отношение экспорта и импорта к ВВП Италии составляет соответственно 26-28 и 27-29%. Доля импортных товаров, поступающих в дальнейшую переработку, превосходит 70% всего объема зарубежных поставок. Италия располагает и значительным экспортным потенциалом. За рубеж вывозится от 40 до 80% всей продукции различных отраслей машиностроения.
Внешнеэкономические связи имеют жизненно важное значение для экономики Италии. Большая зависимость от внешней торговли определяется с одной стороны, тем, что основные отрасли итальянской промышленности используют главным образом привозное сырье, топливо и полуфабрикаты, а с другой - относительной узостью внутреннего рынка, которая обусловливает необходимость сбыта за рубежом значительной части национального продукта. Очень велика зависимость Италии от импорта иностранной технологии (лицензии, патенты). Внешняя торговля страны по этим статьям характеризуется хронически отрицательным сальдо. Главными партнерами Италии по торговле технологиями являются промышленно развитые страны. На их долю приходится основная часть платежей и примерно половина поступлений. Крупнейшими партнерами Италии в области торговли технологиями являются США, Франция, Швейцария и Германия. Ведущими торговыми партнерами Италии являются страны ЕС. На их долю приходится около 44% импорта и 48% экспорта Италии. Основными контрагентами внешней торговли Италии выступают ФРГ (16% импорта и 18% экспорта), Франция (14 и 15%), США (7 и 5%), Великобритания (4 и 7%). Партнеры по импорту Германия (16,7 %), Франция (9,2 %), Нидерланды (5,6 %), Китай (5,2 %), Бельгия (4,2 %), Испания (4,1 %) (2006).
Италия, однако, имеет положительное
сальдо в торговле ноу-хау с
развивающимися странами и
Отношения Италии и России. Италия – традиционно один из ведущих торговых партнеров России: 2-е место среди европейских стран и 4-е место в мире. Поскольку итальянская сторона заинтересована в продолжении долгосрочных отношений с Россией по импорту товаров, прежде всего, энергосырьевого комплекса (степень импортной зависимости Италии по энергоснабжению – 80%). Учитывая сложившуюся конъюнктуру (прогнозируется значительный рост потребностей экономики Италии в природном газе) и экономическую политику итальянского правительства, направленную на увеличение в энергобалансе страны доли природного газа, угля и электроэнергии, имеется хорошая перспектива для увеличения российского экспорта энергоносителей и, прежде всего, поставок природного газа (главной статьи российского экспорта).