Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 11:25, курсовая работа
Италия — наследница великого государства древности Римской империи. Это государство возникло на земле современной Италии, а город, который был у колыбели империи - Рим, - теперь тоже столица. Но Италия, конечно, уже другая страна. Достойна ли она своих предков?
1. Введение …………………………………………………………………...3
2. Глава 1. СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ
Общие сведения об экономике Италии ..………………………....6
Историческое развитие модели итальянской экономики ……….8
Изменения в механизме управления экономикой ………………10
Особенности итальянской модели развития экономики. Структура и характерные черты экономики …………………….17
3. Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ИТАЛЬЯНСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Особенности корпоративной структуры …………………………30
Основные проблемы экономики Италии ………………………...34
Пути решения проблем итальянской экономики ……………......37
4. Заключение………………………………………………………………..39
5. Список литературы ………………………………………………………40
По
новому законодательству, вступившему
в силу с 1994 г., специализированные кредитные
институты преобразуются в
Реформа ввела и новый тип корпорации - многоотраслевую инвестиционную компанию, а также поэтапно модернизировала систему расчетов, по финансовым операциям. Были введены в обращение новые финансовые инструменты, предоставлено трехлетнее сокращение налога на корпорации с 36 до 20%, чтобы побудить более широкий круг компаний, особенно мелких и средних, к выходу на фондовую биржу. Начался процесс создания сети местных финансовых рынков для МСП.
Для
оздоровления финансовой ситуации правительство
разработало среднесрочную
С помощью чрезвычайных налоговых и иных усилий, в том числе введения временного «европейского налога» на активы предприятий, Италии удалось относительно быстро снизить величину бюджетного дефицита с 12,1% ВВП в 1992г. до 2,8% в 1998 г.. годовые темпы инфляции - до менее чем 2%, размеры государственного долга - до 123% ВВП. Это дало основание странам-партнерам согласиться на присоединение Италии к ЭВС уже с января 1999 г.
Законом 1992 г. была прекращена финансовая деятельность Агентства по делам Юга, а его ресурсы были переданы в ведение фонда при казначействе, откуда они будут распределяться между министерствами в соответствии с приоритетами бюджета. Государственную поддержку Югу, оказываемую в форме льгот по социальным отчислениям предприятий, предполагалось в течение пяти лет снизить более чем в пять раз (с 10 трлн. до 1,8 трлн. лир), компенсируя связанный с этим ущерб для предпринимателей ускорением реализации инфраструктурных проектов на Юге и более полным использованием средств Структурного фонда ЕС, а также дерегулированием местного рынка труда и режима заработной платы.5
Законом 1995 г. с согласия ЕС были введены льготы для новых капиталовложений на Юге - субсидии и изъятия из налогообложения, предоставляемые на 18 месяцев и варьирующиеся в зависимости от размера предприятия и его местонахождения. Создан гарантийный фонд для содействия местным МСП путем поддержки венчурного кредитования и мер по увеличению капитала предприятий. Вводимые льготы сопровождаются ограничениями, направленными на повышение степени избирательности в проведении этой политики поддержки. Самой сложной проблемой остается реформа рынка труда. Для его модернизации в 1996 г. введено законодательство, предусматривающее систему льгот для предпринимателей и комплекс мер, расширяющих сферу применения трудовых контрактов. Важнейшие из них - более широкое использование нестандартных контрактов (ученичество, неполный рабочий день, временная занятость); развертывание деятельности частных агентств по найму (до сих пор в Италии в отличие от других стран ОЭСР эта сфера находилась в руках государства); в депрессивных районах - заключение соглашений между местными властями и социальными партнерами с целью координации усилий по созданию новых рабочих мест; расширение использования упорядоченных контрактов, вводящих льготный налоговый режим для теневых предприятий, чтобы побудить их выйти из тени.
Подписанное в том же году соглашение – «Пакт труда» - предложило новую систему налоговых льгот в увязке с реформой региональных и местных бюджетов. Целью является снижение социальных расходов предприятий в течение трех лет на общую сумму 16 трлн. лир. В бюджет 1999 г. были включены ассигнования на обязательное обучение молодежи до 18 лет, там же содержалась установка на усиление государственного начала в сфере подготовки кадров.
Хозяйственная реформа продолжает политику поддержки малого предпринимательства, проводившуюся на протяжении всего послевоенного периода. Главное значение придается мерам, направленным на увеличение капитала малых фирм, стимулирование НИОКР, приобретение оборудования и развитие межфирменной кооперации. Основной закон о поддержке малого бизнеса, принятый в 1991 г., определил схему приоритетов и норм государственной политики в отношении этого сектора. Существенное значение для малого бизнеса имели «закон Тремонти» (1994 г.), направленный на стимулирование роста производства и занятости на МСП путем снижения ставок налогов для начинающих фирм и освобождения от налогообложения операций по реинвестированию капитала, и «закон Оссола» (1977 г.), установивший систему страхования экспортных кредитов.
Опыт
начального этапа проведения реформ
говорит о том, что итальянская
социально-экономическая модель претерпевает
существенные изменения, особенно заметные
в верхнем звене
Деловые и политические круги ведут дискуссию о сравнительных преимуществах зарубежных моделей роста. Наряду со сторонниками американской модели имеются адепты немецкой и французской хозяйственных систем. Однако, как отмечает в этой связи английский журнал «Экономист», оба последних варианта предполагают наличие в стране сильной и единой элиты, каковой Италия не обладает. Кроме того, существует проблема конкурентоспособности ее крупного бизнеса на внешних рынках. Как уже отмечалось, итальянский монополистический капитал слишком долго злоупотреблял своим льготным статусом внутри страны, одновременно утрачивая внешнюю конкурентную мобильность, чтобы его будущее могло считаться надежным без слияния или тесной кооперации с иностранными компаниями-лидерами. Все это ставит определенные ограничения в плане выбора итальянской элитой пути дальнейшего развития страны.
Рассматривая
положение итальянской
Модернизация
итальянской модели, очевидно, будет
происходить при возрастающем влиянии
на нее внешнего фактора, в первую
очередь ЕС. Но вряд ли даже по прошествии
длительного времени эта модель будет
в меньшей степени, чем сейчас, производить
впечатление «другого капитализма». Специфика
южно-европейской общественной среды
останется превалирующей основой любых
изменений, связанных с внешними импульсами,
и сохранит своеобразие этой части Европы,
как в рамках регионального интеграционного
процесса, так и в русле глобализации.
1.4.
Особенности итальянской
модели развития экономики.
Структура и характерные
черты экономики.
Италия принадлежит к южно-европейскому типу национального режима. Эта модель развивающаяся, переходная. Как правило, уровень социального обеспечения был относительно низок, а социальная защита находилась в сфере заботы родственников, семьи и церкви при ограниченном участии государства, что плохо сочетается с нынешними тенденциями к индивидуализации в социальной структуре.6
На первый взгляд представляется, что Италия в своем экономическом развитии отстает от Франции, Германии и Великобритании. Однако это далеко не так. Италии удалось добиться значительных успехов в своем развитии. В течение последних нескольких лет страна справилась с инфляцией, стала сокращаться безработица, создаются новые предприятия, растет занятость молодежной среде, растут инвестиции Особых успехов, Италия добилась в создании рабочих мест для молодежи. Закон 1986 г. О создании молодежных фирм С. Берлускони удалось распространить на всю страну. В результате только в 1998 г. В Италии было создано 12 тыс. малых и средних предприятий, немалая часть которых составляли молодежные фирмы, а всего малые и средние фирмы обеспечивают примерно 30% всех рабочих мест в стране. Италии удалось добиться согласия в обществе. Заработная плата, как и число создаваемых рабочих мест растет, прежний «черный рынок» труда постепенно ликвидируется. Происходит постепенная трансформация нелегальных видов работ в официальную занятость. В настоящее время примерно 30% дает т.н. «серый рынок», обеспечивающий полуофициальную занятость. Наличие такого большого количества нелегальных и полулегальных форм занятости в итальянской экономике объясняется жестоким регулированием рынка труда, в связи, с чем предприниматели предпочитают «серую» занятость.
В настоящее время на базе предприятий малого и среднего бизнеса возникла «третья Италия» - регион страны, охватывающий Центр и Восток. Здесь сконцентрировано наибольшее число небольших компаний, производящих текстиль, одежду, обувь, мебель, керамику. Кроме того есть и высокоэффективные современные производства в таких областях как механика и машиностроение. Урбанизированные районы сосредоточения малых и средних предприятий создают целые зоны, кластеры отраслей легкой промышленности и машиностроения. Малое и среднее предпринимательство в настоящее время стимулирует экономический рост в Центре и на Северо-востоке страны, в то время как исконно промышленный Север и аграрный Юг находятся в состоянии экономического спада. Возглавляет региональное развитие Италии в настоящее время область Венеция, где наблюдается наибольшая концентрация малых и средних предприятий.
Итак, итальянская модель развития экономики характерна, прежде всего, силой малого и среднего бизнеса в стране. Итальянские малые и средние предприятия чрезвычайно эффективны. Около 70% занятости в стране обеспечивают компании с числом персонала меньше 50 человек, в том числе 30% всех занятых в экономике - это индивидуальные предприниматели, развивающие семейный, фамильный бизнес. С помощью относительно небольших компаний осуществляется активное привлечение молодежи к труду. Итальянские законы особенно благоприятны к созданию небольших, а в особенности молодежных фирм. Если регистрация крупной компании может занять годы, то небольшие фирмы создаются в кратчайшие сроки. Итальянские малые и средние предприятия обладают грандиозным экспортным потенциалом, они очень чувствительны к изменениям конъюнктуры на мировом товарном рынке. Экспорт итальянских малых и средних фирм примерно вдвое превышает экспорт аналогичных предприятий во Франции. Одновременно с активизацией малого и среднего бизнеса крупные итальянские компании постепенно теряют свою значимость для национальной экономики, в особенности они, проигрывают тем, что не создают новые рабочие места.
Новые условия мирового экономического развития, глобализация мировой системы, углубление европейской интеграции и введение в действие евро открывают Италии новый шанс, расширяя сферу предпринимательской деятельности для ее многочисленных высокоэффективных и конкурентоспособных малых и средних предприятий. Позиции Италии в ЕС в отличие от Великобритании отличаются своим постоянством и настойчивостью на пути построения и развития политического и экономического союза. Однако самой трудной задачей для Италии останется нормализация ситуации в государственных финансах, в особенности приведение в соответствие маастрихтским критериям уровня государственного долга, который в 1997 г. равнялся 121,6% ВВП.
Одной из главных особенностей итальянской экономики, напомним, является неравномерность экономического развития, которая порождает противостояние промышленно развитых областей Севера и Центра страны аграрному и относительно слаборазвитому Югу. Подобное противоречие особенно опасно из-за того, что европейская Италия с богатой культурой и традициями предпринимательства противостоит средиземноморской Италии с ее клановостью и сращиванием с бизнесом и государственным аппаратом организованной преступности - знаменитой сицилийской и неаполитанской мафии.
Место Италии в Мировой экономике. В наши дни весь ход воспроизводственного процесса в Италии вплетен в систему интернационального разделения труда и производственной кооперации. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.