Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 20:07, реферат

Краткое описание

На рубеже 19-20 вв. углубился раскол Европы. Усилилась борьба великих держав за передел мира, сферы влияния и колонии. Россия проявляла инициативы в вопросах разоружения, войны и мира, так как она понимала опасность вооружённых столкновений для внутренней модернизации страны (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин)1. В результате, по инициативе Николая II в 1899 и 1907 гг. в Гааге были проведены две конференции, на которых были приняты международные конвенции о законах и обычаях войны, включённые в комплекс норм международного гуманитарного права.

Оглавление

Введение 3
Гаагская конференция 1899 года 3
Гаагская конференция 1907 года 3
Конвенция о мирном разрешении международных столкновений (1907г.) 5
Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны (1907) 8
Конвенция об открытии военных действий 11
Конвенция о правах и обязанностях нейтральных Держав и лиц в случае сухопутной войны 12
Конвенция об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам 13
Заключение 14
Приложение 1 15
Приложение 2 15
Конвенция о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий 15
Конвенция об обращении торговых судов в суда военные 16
Конвенция о применении к морской войне начал Женевской Конвенции 16
Конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны 18
Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской
войне 19
Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин 20
Конвенция о Правах и Обязанностях Нейтральных Держав и Лиц в Случае Морской Войны 20
Список литературы и источников 24

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 67.35 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Факультет:

«УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Специальность:

031701 

«Международные отношения»

   
         

реферат

Гаагские конвенции 1899 и 1907гг.


Оглавление

Введение

На рубеже 19-20 вв. углубился раскол Европы. Усилилась борьба великих держав за передел мира, сферы влияния и колонии. Россия проявляла инициативы в вопросах разоружения, войны и мира, так как она понимала опасность вооружённых столкновений для внутренней модернизации страны (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин)1. В результате, по инициативе Николая II в 1899 и 1907 гг. в Гааге были проведены две конференции, на которых были приняты международные конвенции о законах и обычаях войны, включённые в комплекс норм международного гуманитарного права.

  Гаагская конференция 1899 года

Мирная конференция была созвана по инициативе императора России Николая II 29 августа 1898 года. Открылась конференция 18 (6) мая, в день рождения Императора, и проходила по 29 (17) июля. Участвовало 26 государств (Россия, Османская империя, Германия, Австро-Венгрия, Италия, Франция, Испания, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Швеция, Дания, Болгария, Сербия, Черногория, Греция, Португалия, Лихтенштейн, Люксембург, Япония, Китай, Сиам, Персия, США, Мексика). Председатель — барон Стааль.

Приняла 3 конвенции:

• О мирном решении международных столкновений;

• О законах и обычаях сухопутной войны;

• О применении к морской войне начал Женевской конвенции 10 августа 1864 года

а также 3 декларации:

• О запрещении на пятилетний срок метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов;

• О неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы;

• О неупотреблении пуль, легко разворачивающихся или сплющивающихся в человеческом теле.

Гаагская конференция 1907 года

Мирная конференция проходила со 2/15 июня по 5/18 октября. Участвовали представители 44 государств (Австро-Венгрия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Германия, Греция, Дания, Доминиканская Республика, Италия, Испания, Китай, Колумбия, Куба, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Никарагуа, Норвегия, Османская империя, Панама, Парагвай, Персия, Перу, Португалия, Россия, Румыния, Сальвадор, Сербия, Сиам, США, Уругвай, Франция, Черногория, Чили, Швейцария, Швеция, Эквадор, Япония).

Председатель конференции — “Первый уполномоченный” российской делегации, российский посол в Париже, действительный тайный советник А. И. Нелидов.

Было принято 13 конвенций:

• О мирном решении международных столкновений;

• Об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам;

• Об открытии военных действий;

• О законах и обычаях сухопутной войны;

• О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны;

• О положении неприятельских торговых судов при начале военных действий;

• Об обращении торговых судов в суда военные;

• О постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин;

• О бомбардировании морскими силами во время войны;

• О применении к морской войне начал Женевской конвенции (впоследствии заменена Женевской конвенцией 1949 года);

• О некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне;

• Об учреждении Международной призовой палаты (не вступила в силу);

• О правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны.

Принята декларация:

• О запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров.2

Цель конференций была чрезвычайно актуальна в тот исторический период. Благие намерения государств не остались без результата: были установлены определенные правила ведения войны, обращения с военнопленными, запрет определенных видов оружия, предусмотрены следующие средства мирного разрешения споров: переговоры, добрые услуги, посредничество, следственная комиссия, арбитраж.

Эти конвенции стали переломным моментом в области гуманитарного права, началом которого является Женевская конвенция 1864г.3 Лучше всего цель государств (прежде всего России) изложена в циркулярной ноте графа Муравьёва, министра иностранных дел, с которой можно ознакомиться в приложении.

  Конвенция о мирном разрешении международных столкновений (1907г.)

Данная конвенция состоит из 5 разделов: 1. О сохранении всеобщего мира; 2. О добрых услугах и посредничестве; 3. О международных следственных комиссиях; 4. О международном третейском суде; 5. Заключительные постановления.

Первый раздел состоит из всего лишь одной статьи, но её значение очень существенно: «С целью предупредить, по возможности, обращение к силе в отношениях между государствами, Договаривающиеся державы соглашаются прилагать все свои усилия к тому, чтобы обеспечить мирное решение международных несогласий».

Второй раздел состоит из 7 статей (со второй по восьмую). «Договаривающиеся державы» могут обратиться к добрым услугам и посредничеству «дружественных держав» в случае конфликта, чтобы предотвратить вооружённое столкновение (статья 2). Также не участвующие в конфликте государства имеют возможность предлагать добрые услуги и посредничество «спорящим Сторонам», при этом последние не должны воспринимать это как «действие недружелюбное» (статья 3). Задача посредника заключается в согласовании противоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно возникло между государствами, находящимися в споре (статья 4).

Обязанности посредника прекращаются с того времени, когда одна из спорящих Сторон или сам посредник удостоверятся, что предложенные средства примирения не были приняты (статья 5).

Кроме того, добрые услуги и посредничество не должны считаться обязательными и они не могут остановить ход военных действий (статьи 6, 7). В особом случае, «представляющим опасность для мира», спорящие стороны избирают себе посредников и прекращают всякие сношения между собой на срок в 30 дней, посредники «должны приложить все свои старания к решению несогласия» (статья 8).

Порядок формирования и функционирования международных следственных комиссий установлен по инициативе России в Гаагских конвенциях о мирном решении международных столкновений 1899 и 1907 годов (третий раздел, ст. 9-36)4. Цель их создания определяется девятой статьёй конвенции: «В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов, и проистекающих из разногласия в оценке фактических обстоятельств дела, Договаривающиеся державы признают полезным и желательным, чтобы Стороны, не достигшие соглашения дипломатическим путем, учреждали, насколько позволят обстоятельства, международную следственную комиссию, на коей будет лежать обязанность облегчать разрешение этих споров, выяснением вопросов факта посредством беспристрастного и добросовестного их расследования».

Следственная комиссия создается на основе особого соглашения между спорящими сторонами, в котором должны быть точно определены подлежащие расследованию факты, установлены порядок и срок образования комиссии, объем полномочий комиссаров. В соглашении могут быть также определены место пребывания комиссии, ее право на перемещение, язык, которым она будет пользоваться, и т.д. (ст. 10). Если стороны не согласились об ином, то в соответствии со ст. 12 и 45 каждая сторона назначает в комиссию из общего списка членов Постоянной палаты третейского суда двух комиссаров, из которых только один может быть ее гражданином. Четыре члена комиссии выбирают пятого — председателя комиссии. В Конвенциях 1899 и 1907 годов установлены правила следственного производства: следствие производится состязательным порядком; заседания комиссии являются, как правило, закрытыми; решения принимаются большинством голосов членов комиссии. Комиссия составляет доклад, который подписывается всеми ее членами и передается сторонам. В ст. 35 подчеркивается, что доклад комиссии, ограничиваясь лишь установлением фактов, не имеет характера третейского решения. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться по своему усмотрению этими фактическими выводами.5

Раздел четвёртый включает статьи 37-90 и делится на четыре главы: 1. О третейском разбирательстве, 2. О Постоянной палате третейского суда, 3. О порядке третейского разбирательства, 4. О сокращённом третейском разбирательстве.

Международный третейский суд имеет предметом решение споров между государствами, судьями по их выбору и на основании уважения к праву.

Обращение к третейскому суду влечет за собою обязанность добросовестно подчиниться третейскому решению (статья 37).

В вопросах юридического свойства и преимущественно в вопросах толкования или применения международных договоров, третейский суд признается Договаривающимися державами самым действительным и вместе с тем самым справедливым средством решения споров, не улаженных дипломатическим путем.

Поэтому желательно, чтобы, в спорах по указанным вопросам, Договаривающиеся державы обращались в случае надобности к третейскому суду, поскольку то позволят обстоятельства (статья 38).

В 1901 году на основании Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов была создана Постоянная палата третейского суда, которая начала работать в 1902 г. и существует поныне, расположена в Гааге (Нидерланды). Ее цель – облегчить государствам обращение к третейскому суду в случае, если между ними возникает спорная ситуация.6 В структуре Палаты имеется два постоянных органа: Международное бюро и Распорядительный (Административный) совет. Бюро выполняет функции канцелярии: стороны сообщают ему свое решение обратиться к третейскому суду. Бюро осуществляет связь между сторонами в спорах, переданных на рассмотрение в Палату. Наблюдение за деятельностью Международного бюро осуществляет Распорядительный совет, состоящий из аккредитованных в Гааге дипломатических представителей государств — участников Гаагских конвенций. Председателем совета является министр иностранных дел Нидерландов. Что касается самого третейского суда, то он существует в виде списка лиц, из числа которых спорящие государства могут выбирать арбитров. Список третейских судей составляется следующим образом: каждое государство — участник Гаагских конвенций (их на сегодня более 80) назначает сроком на 6 лет не более 4 лиц, которые, согласно ст. 44, «были бы известны своими познаниями в вопросах международного права, пользовались бы полнейшим личным уважением и выразили бы готовность принять на себя обязанности третейского судьи». Палата компетентна рассматривать любой спор между государствами — участниками Конвенций. За время своего существования Палата рассмотрела более 30 споров между государствами. Спорящие государства, пожелавшие обратиться в третейский суд, составляют компромисс, или третейскую запись. Третейское разбирательство, по общему правилу, состоит из двух частей: письменного следствия и прений. Совещания суда проходят при закрытых дверях. В течение времени, когда спор является предметом арбитражной процедуры, стороны обязаны воздерживаться от каких-либо действий, способных отрицательно повлиять на рассмотрение спора. Решение выносится большинством голосов и должно быть мотивировано.

Согласно Гаагским конвенциям 1899 и 1907 годов, допускается пересмотр арбитражного решения, если после его вынесения обнаружились новые важные обстоятельства, могущие оказать решающее влияние на исход дела. 7

Пятый раздел содержит статьи о ратификации Конвенции, о присоединении к ней государств, о её вступлении в силу и об отказе от неё.

Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны (1907)

Данная конвенция состоит из преамбулы, 9 статей и приложении («Положение о законах и обычаях сухопутной войны»), о котором будет сказано ниже.

Стоит подчеркнуть, что Конвенция не осуждает сам факт войны как «средство сохранения мира», что определено в самом её начале: наряду с изысканием средств к сохранению мира и предупреждению вооруженных столкновений между народами надлежит равным образом иметь в виду и тот случай, когда придется прибегнуть к оружию в силу событий, устранение которых при всем старании оказалось бы невозможным.

При этом нужно учесть благие намерения государств, заключивших эту Конвенцию, а именно их желание следовать моральным нормам, смягчить существующие на тот момент законы войны и «уменьшить бедствия войны»: желая и в этом крайнем случае служить делу человеколюбия и сообразоваться с постоянно развивающимися требованиями цивилизации; признавая, что для сего надлежит подвергнуть пересмотру общие законы и обычаи войны как в целях более точного их определения, так и для того, чтобы ввести в них известные ограничения, которые, насколько возможно, смягчили бы их суровость; Постановления эти, внушенные желанием уменьшить бедствия войны, насколько позволят военные требования, предназначаются, согласно видам Высоких Договаривающихся Сторон, служить общим руководством для поведения воюющих в их отношениях друг к другу и к населению.

Основные положения Конвенции содержатся в Положении о законах и обычаях сухопутной войны, который состоит из трёх отделов: 1. О воюющих, 2. О военных действиях, 3. О военной власти на территории неприятельского государства.

Первый отдел включает три главы: первая определяет статус воюющего (комбатанта), вторая посвящена военнопленным, а третья – больным и раненым и состоит из 1 статьи, которая отсылает нас к Женевской конвенции 1964г.

Армии, ополчения и добровольческие отряды, подпадающие под действие Конвенции: 1) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; 2) имеют определенный и явственно видимый отличительный знак; 3) открыто носят оружие; 4) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны (ст. 1). Сражающимся считается также население незанятой территории, которое при приближении неприятеля добровольно возьмется за оружие и, не имея времени устроиться, будет открыто носить оружие и соблюдать законы и обычаи войны (ст. 2).

Информация о работе Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг