Знакомство с деятельностью аптечного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:52, практическая работа

Краткое описание

Характеристика аптечной организации:
- по характеру деятельности (отраслевой стандарт от 04.03.2003 №80 пункт 2.4.)
- вид аптечной организации (аптека, аптечный пункт, аптечный киоск, аптечный магазин)
- функции аптечной организации (отраслевой стандарт от 04.03.2003 №80 пункт 2.5.)
- организационно-правовые формы аптечной организации.

Файлы: 1 файл

Знакомство с деятельностью аптечного предприятия.docx

— 57.58 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

Среднего профессионального  образования

САМАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ  ИМ. Н. ЛЯПИНОЙ

 

ДНЕВНИК

СТАЖИРОВКИ (КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ)

ПП.03.по специальности 060108 «Фармация»

студентки 407 группы специальности  «Фармация»

(2-е образование на  базе СПО)

 

Самара 2010г.

Знакомство с  деятельностью аптечного предприятия

 

(С 1 по 13 день) Характеристика  аптечной организации:

- по характеру деятельности (отраслевой стандарт от 04.03.2003 №80 пункт 2.4.)

- вид аптечной организации  (аптека, аптечный пункт, аптечный  киоск, аптечный магазин)

- функции аптечной организации  (отраслевой стандарт от 04.03.2003 №80 пункт 2.5.)

- организационно-правовые  формы аптечной организации.

К аптечным организациям относятся  аптеки, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски. Они различаются  между собой масштабом, объемом  работы, ассортиментом и функциями.

По характеру производственной деятельности аптеки подразделяются:

- на производственные, изготовляющие ЛС по рецептам врачей и требованиям лечебно-профилактических учреждений, и осуществляющие реализацию ЛС;

- готовых форм, осуществляющие реализацию готовых ЛС населению и лечебно-профилактическим учреждениям.

Для оказания лекарственной  помощи населению организовываются аптечные пункты, аптечные киоски и  аптечные магазины. Они составляют в совокупности мелкорозничную сеть и организуются юридическими или  физическими лицами.

Аптеки организуются в отдельно стоящем здании или в структуре здания, где она должна представлять собой изолированный блок помещений с отдельным входом. Требования к оформлению аптеки: зеленый крест, вывеска с названием, адреса и телефоны близлежащих аптек, информацию о дополнительных услугах аптеки, информацию об оказании первой доврачебной помощи. минимальная площадь аптеки – 90 кв.м и должна соответствовать объему выполняемой работы.

Необходимые помещения: торговый зал, помещения для приготовления  ЛС, получения воды очищенной, хранения товаров, моечную, кабинет директора, комнату персонала, гардеробную, туалет. Оснащение аптеки должно соответствовать  Примерным нормам технического и  хозяйственного оснащения аптек  и аптечных пунктов: специальная  аптечная мебель, набор производственного  оборудования, приборы и реактивы.

Штат аптеки делится на четыре группы: руководящие работники, специалисты, производственный персонал. Численность персонала определяется аптекой и зависит от типа аптеки и объема ее работы.

Аптечный пункт организуется при лечебно- профилактических учреждениях, врачебных участках, научно-исследовательских медицинских институтах, фельдшерско-акушерских, на фабриках и заводах, где есть учреждения здравоохранения, и осуществляет отпуск лекарств по рецептам и без рецепта. Аптечный пункт может быть организован, как самостоятельная аптечная организация с правами юридического лица.

Существуют аптечные пункты 1-ой категории (с правом изготовления ЛС и 2-ой категории (без права изготовления ЛС). Вторые организуются как филиал аптеки на фельдшерско-акушерских пунктах. Аптечный пункт должен быть оснащен соответствующим образом: аптечной мебелью, оборудованием и инвентарем, обеспечены условия для хранения товарно-материальных ценностей, условия безопасной работы. Работу аптечного киоска возглавляет заведующий, имеющий фармацевтическое образование.

Аптечный киоск организуется в местах большого сосредоточения людей в зданиях лечебно- профилактического профиля, в магазинах, метро или в отдельно стоящем здании. Он имеет статус юридического лица или быть подразделением аптеки. Внешнее оформление киоска такое же, как в аптечном пункте: вывеска с названием, режим работы, адреса и телефоны близлежащих аптек. Необходим устав, печать и штамп, расчетный счет, лицензия.

Аптечный киоск отпускает  ЛС без рецепта, предметы гигиены, торгует  предметам ветеринарного назначения, косметическими средствами. В киоске обязательно наличие электричества, кассового аппарата, шкафов для хранения ЛС ИМН, холодильника для термолабильных лекарств. Должность заведующего исполняет лицо с фармацевтическим образованием.

Аптечный магазин имеет более широкий ассортимент и большую площадь. Часто в них распространено самообслуживание, в торговом зале находится продавец-консультант. Также здесь существует торговля через прилавок.

Особенность аптечного магазина – пропаганда ЗОЖ и продажа  соответствующих товаров (витамины, БАДы, лечебные напитки и менеральные воды, продукты детского питания и т.д.).

Функции аптечной организации:

- логистическая (прием, хранение, управление товарными запасами);

- производственная (прием рецептов, изготовление, контроль и отпуск ЛС по рецептам);

- информационная (обеспечение населения и врачей ЛПУ информацией о ЛС);

- маркетинговая (формирование и осуществление ассортиментной и ценовой политики);

- медицинская (оказание первой доврачебной помощи при необходимости).

Организационно-правовые формы аптечной деятельности – это комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятия, а также между предприятием и другими хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Хозяйственные товарищества и общества. Это организации с разделенным на доли учредителей уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей и приобретенное товариществом, является собственностью товарищества или общества.

Хозяйственные товарищества создаются в форме полного  товарищества и товарищества на вере. В первом случае все участники  товарищества занимаются предпринимательской  деятельностью и несут ответственность  по его обязательствам. Во втором –  наряду с участниками, осуществляющим предпринимательскую деятельность есть один или несколько вкладчиков, несущих риск убытков в пределах сумм внесенных ими вкладом. Они  не принимают участие в предпринимательской  деятельности.

Хозяйственные общества могут  создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Организация учреждена одним или несколькими лицами, уставной капитал разделен на доли. Участники не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных им вкладов. Число участников должно быть не более 50, уставной капитал - не менее 100-кратной величины МРОТ.

Общество с дополнительной ответственностью. Отличием от ООО является ответственность по обязательствам общества своим имуществом в равном для всех кратном размере к стоимости их вкладов.

Акционерное общество (АО). Уставной капитал разделен на определенное количество акций. Акционеры не отвечают по его  обязательствам и несут риск убытков  в пределах стоимости принадлежащих  им акций.

Акционерное общество бывает закрытым (ЗАО) и открытым (ОАО). Акционеры  ОАО имеют право распоряжаться  акциями без ведома других акционеров. Число акционеров неограниченно. Уставной капитал не менее 1000-кратной суммы МРОТ. В ЗАО акции распределяются только между определенным кругом лиц. Число акционеров не должно превышать 50 человек, минимальный уставной капитал – не менее 100-кратной суммы МРОТ.

Производственный  кооператив(артель). Добровольное объединение граждан для совместной деятельности. Необходимо личное трудовое участие и объединение паевых взносов.

Унитарное предприятие. Имущество такого предприятия неделимо, организация не имеет права собственности на имущество. В форме унитарных могут существовать только государственные и муниципальные предприятия. Имущество такого предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Собственник имущества решает вопросы создания предприятия, определения  предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, а также имеет право на получение прибыли от использования имущества предприятия, но не может распоряжаться данным имуществом без согласия собственника.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, финансируемых собственником учреждений, благотворительных или иных фондов.

Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Общественные  и религиозные организации – это добровольные объединения граждан на основе общности интересов для удовлетворения духовных или других нематериальных потребностей.

Фонд – организация, созданная гражданами или юридическими лицами на основе добровольных взносов и преследующих благотворительные, культурные, образовательные и другие полезные цели.

Учреждение – организация, созданная собственником для управленческих, социально-культурных или иных функций. Полностью или частично финансируется собственником, он же распоряжается имуществом.

Союзы. Коммерческие организации могут объединяться в ассоциации или союзы для координации предпринимательской деятельности и защиты имущественных интересов.

Большинство аптек являются государственными или муниципальными предприятиями, а аптечные пункты и  киоски существуют, как ОАО и ЗАО, а также организуются предпринимателем без образования юридического лица. Существуют аптечные сети, с которыми связывают будущее развитие рынка. Такие аптечные сети создаются, как  альтернатива государственным и  муниципальным объединениям аптечных организаций. Преимущество аптечных сетей: единство принципов работы, снижение издержек производства за счет централизации  закупок, увеличение ассортимента и  снижение цен.

Устройство и оборудование аптечной организации:

(электронный фотоальбом  с комментариями или мультимедийная презентация с комментариями)

- торговый зал

- информационный стенд  для потребителей

- реклама в аптечной  организации (различные виды и  формы)

- витрины

- кассовая зона (со стороны  торгового зала)

- кассовая зона (оборудование  и оснащение для первостольника)

- шкафы-накопители

- холодильники

- материальная комната  или склад

- комната персонала

- помещение для хранения  дез.средств и уборочного инвентаря

Торговый зал оборудован витринами, обеспечивающими возможность обзора и сохранность лекарственных препаратов и товаров других групп, разрешенных к отпуску из аптечных организаций.

Информационные  стенды. Основная информация о работе аптеки располагается на специальном информационном стенде в торговом зале. На стенде присутствует копия лицензии и следующая информация: специализация и профиль ближайших аптек с указанием адреса и телефона; выписки из приказов, регламентирующие сроки хранения лекарственных форм, изготовленных в аптеках; сроки действия рецептов; фамилии и инициалы работников торгового зала на их рабочих местах или нагрудных знаках; фамилия, имя, отчество руководителя аптечного предприятия; о внеочередном обслуживании инвалидов Великой Отечественной Войны (ВОВ) и участников, приравненных к инвалидам ВОВ; фамилия, имя и отчество дежурного администратора или заменяющего его лица и его работе; номера аптек и телефоны всех справочно-информационных отделов в аптеках города, телефон бесплатной городской справочной службы о наличии медикаментов в аптеках, текст Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Реклама в аптечной организации. Задача рекламы - убедить покупателя сделать покупку. Виды рекламы в аптеке:

- реклама на витрине.  Она выставляет товар в выгодном  свете, оказывает большой психологический  эффект на покупателя и в  значительной мере влияет на  объем продаж, поэтому огромное  значение имеет неповторимость (оригинальность) оформления витрин.

- «ненавязчивая» реклама  (стикеры, вымпелы, маленькие афиши, плакаты, флажки);

- реклама на упаковке («коробка-представление», фронтон  с текстом);

- имиджевая реклама (огромные муляжи, светящиеся прилавки);

- практичная реклама (пробники, тестеры);

- информационная и демонстрационная  реклама (видео, звуковая реклама,  специальные представления, выведенные  на дисплеи).

Витрины обеспечивают возможность обзора и сохранность лекарственных препаратов и товаров других групп, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, а также удобство в работе для персонала аптечной организации. При этом возможна открытая выкладка лекарственных препаратов безрецептурного отпуска. Лекарственные препараты на витринах размещаются отдельно: лекарственные препараты для внутреннего употребления и лекарственные препараты для наружного применения. Внутри групп лекарственные препараты располагаются по фармакотерапевтическому признаку.

Кассовая зона со стороны торгового зала. Около касс покупатель проводит время в очереди и ничем не занят. Поэтому зона касс является привлекательной для тех товаров, которые чаще других покупаются под воздействием импульса (жевательная резинка, витамины, мюсли и т.д.).

Таким образом, при расположении основных и дополнительных точек  продажи какого-либо лекарственного средства необходимо задумываться о  поведении покупателей в торговой точке, существующем расположении оборудования и конкурентов в зале, а также  идти на нестандартные решения.

Кассовая зона (оборудование и оснащение для  первостольника). За спиной первостольника расположены открытые полки с товаром. Этот шкаф-стеллаж предназначен для наличествующего в ассортименте товара. Располагается товар на открытых полках в максимально удобном для фармацевта порядке: наиболее востребованный товар - на уровне глаз. Большие и увесистые упаковки располагают пониже, чтобы не напрягать руки. Для хранения товарных запасов предназначены ящики, расположенные внизу шкафа. Здесь же - препараты, нуждающиеся в особых условиях хранения (темнота и т.п.). Не рекомендуется заставлять товаром широкую панель над ящиками. Для крупного товара есть тумба с дверцами.

Витрина - лицо аптеки, и в  то же время граница между зоной  клиента и зоной первостольника. На ней должен царить идеальный порядок. Одна из самых удобных форм витрин - это витрина с трехгранной прозрачной передней стенкой. Она экономит место и увеличивает площадь обзора. Нижняя часть витрины - закрытое место для хранения товарных запасов.

Информация о работе Знакомство с деятельностью аптечного предприятия