Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 17:30, реферат
Высокоэффективный труд медицинского коллектива немыслим без соблюдения одного из важнейших положений деонтологии — установления этически обоснованных и профессионально целесообразных взаимоотношений между врачами, средними и младшими медицинскими работниками.
1.Введение ……………………………………………………………………………………………………..3
2.Принципы биомедицинской этики……………………………………………………………..7
3.Врач и пациент……………………………………………………………………………………………16
4.Заключение………………………………………………………………………………………………..29
В медицинской практике на протяжении длительного времени существует этическая проблема информирования пациента о смертельно опасном заболевании. В рамках патерналистского подхода проблема решается однозначно: никакой информации пациенту о его диагнозе и прогнозе лечения, т.к. неприятные переживания больного в связи с полученными сведениями могут ухудшить его состояние. Этот подход получил название «ложь во спасение» («святая ложь»). В данном случае происходит нарушение права пациента на информацию о состоянии здоровья (ст. 31 «Основ законодательства РФ…»), нарушается этический принцип уважения прав и достоинства личности на основании присвоения информации о собственном здоровье пациента. Это относится и к тем случаям, когда пациент не изъявляет желания реализовать свое право на информацию, не хочет знать ее в полной мере. Это своеобразная психологическая защита личности от неприятной информации, которая может поколебать его веру в благоприятный исход лечения. В этом случае пациенту сообщается информация в таком объеме и такого содержания, какая будет способствовать мобилизации его ресурсов на борьбу с заболеванием.
Желание пациента не знать всей правды не означает, что медработник получает при этом право предоставлять недостоверную (лживую) информацию. Данное этическое требование отражено в «Этическом кодексе медицинской сестры Росси»» в статье 6: «Медицинская сестра должна быть правдивой и честной…».
В ст. 30 (п.6) «Основ законодательства
РФ…» зафиксировано право пациента
на конфиденциальность сведений, которые
станут известны медицинским работникам
в ходе лечебно-диагностического процесса.
«…Особое право пациента на конфиденциальность
при получении медицинской
В «Основах законодательства
РФ об охране здоровья граждан» в статье
20 определены условия и государственные
гарантии получения медико-социальной
помощи, а в статьях 21-29 зафиксированы
права различных категорий
В «Основах законодательства
РФ…» отражены также права семьи
в области охраны здоровья её членов.
В статье 22 сказано: «Государство берет
на себя заботу об охране здоровья членов
семьи. Каждый гражданин имеет право
по медицинским показаниям на бесплатные
консультации по вопросам планирования
семьи, наличия социально значимых
заболеваний и заболеваний, представляющих
опасность для окружающих, по медико-психологическим
аспектам семейно-брачных отношений,
а также на медико-гигиенические,
другие консультации и обследования
в учреждениях государственной
или муниципальной системы
В отечественном законодательстве права пациентов выделены в соответствии с принципом социальной справедливости, предполагающем максимальный учет интересов всех категорий граждан, их вклада в жизнедеятельность общества и основанного на равенстве права на жизнь всех людей, независимо от их национальности, социального положения и прочих факторов.
Действующие международные
и отечественные
Отношения между врачом и больным являются основой любой лечебной деятельности. (И.Харди).
Цель контактов
между медицинским работником и
пациентом - медицинская помощь, оказываемая
одним из участников общения по отношению
к другому. Такие отношения обусловлены
в определённой мере и условиями,
в которых ведется лечебная деятельность.
Исходя из основной цели лечебного
взаимодействия, можно предположить
неоднозначность важность контактов
в системе взаимодействия медработник
- пациент. Однако, не следует понимать,
что существует заинтересованность
в таком взаимодействии лишь со стороны
пациента. Медработник, по идее, не в
меньшей мере заинтересован в
оказании помощи больному, ведь эта
деятельность является его профессией.
У медработника есть собственные
мотивы и интересы взаимодействовать
с пациентом, которые позволили
ему выбрать медицинскую
Для того, чтобы процесс
взаимоотношений пациента и медицинского
работника был эффективным, необходимо
изучать психологические
Можно говорить о значимости для эффективного и бесконфликтного взаимодействия пациента с медработниками такого понятия, как коммуникативная компетентность, т.е. способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Этот процесс подразумевает достижение взаимопонимания между партнёрами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Следует отметить, что коммуникативная компетентность является профессионально значимой характеристикой врача и медсестры. Однако, несмотря на то, что в условиях клиники пациент вынужден обращаться за помощью к врачу, коммуникативная компетентность важна и для самого больного.
При хорошем контакте с врачом пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет лучший эффект, гораздо меньше побочных действий и осложнений.
Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека.
В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником, в частности, врачом. Умение выслушать больного человека не только помогает определить-диагносцировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт врача и пациента.
Важно отметить, что необходимо учитывать и особенности (профильность) заболевания при контакте с пациентом, поскольку в распространённых в клинической медицине терапевтических отделениях находятся больные самого различного профиля. Это, например, пациенты с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, органов дыхания, почек и др. И нередко их болезненные состояния требуют длительного лечения, что оказывает влияние и на процесс взаимоотношений медработника и больного. Длительный отрыв от семьи и привычной профессиональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья вызывают у пациентов комплекс различных психогенных реакций.
Но не только эти
факторы сказываются на психологической
атмосфере и состоянии
В клинике внутренних болезней специалисты имеют дело с соматогенными и психогенными нарушениями. И в тех, и других случаях больные высказывают большое число различных жалоб и очень настороженно относятся к своему состоянию.
Соматогенно обусловленные психические нарушения чаще возникают у тревожно-мнительных больных с ипохондрической фиксацией на своём состоянии. В их жалобах, помимо обусловленных основным заболеванием, много неврозоподобных. Например, жалобы на слабость, вялость, быструю утомляемость, головную боль, нарушение режима сна, страх за своё состояние, чрезмерную потливость, сердцебиение и др. Отмечаются даже различные аффективные нарушения в виде периодически возникающей тревоги и тоски различной степени выраженности. Такие нарушения часто наблюдаются у больных с гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, у лиц, страдающих язвенной болезнью желудка и двенадцати перстной кишки. А неврозоподобная симптоматика часто может маскировать клинику основного заболевания. В результате этого феномена больные люди обращаются к специалистам различного профиля.
В обиходе часто приходится слышать о «хорошем» или «правильном» обращении с пациентом. И в противовес к этому, к сожалению, приходится слышать о «бездушном», «плохом» или «холодном отношении к больным людям. Важно отметить, что различного рода жалобы, возникающие этические проблемы свидетельствуют об отсутствии необходимых психологических знаний, а также практики соответствующего общения с пациентами со стороны медработников. Различия взглядов медработника и больного.
Различия точек зрения медработника и пациента могут быть обусловлены их социальными ролями, а также и другими факторами.
Например, врач склонен
искать, прежде всего, объективные признаки
заболевания. Он старается ограничить
анамнез для дальнейшего
Различия же во всех взглядах и точках зрения врача (медсестры) и пациента вполне закономерны и предопределены, в данной ситуации, их различными соцролями. Однако, врачу (медсестре) необходимо следить за тем, чтобы эти различия не перешли в более глубокие противоречия. Поскольку эти противоречия могут поставить под угрозу взаимоотношения медперсонала и больного, и тем самым, затрудняя оказание помощи больному, затрудняя лечебный процесс.
Для преодоления различий во взглядах медработнику необходимо не только выслушивать с большим вниманием пациента, но и постараться как можно лучше его понять. Что происходит в душе, мыслях больного человека? Врач должен откликнуться на рассказ пациента со всеми своими знаниями, разумом во всей полноте своей личности. Реакция медработника должна быть резонансом на услышанное.
Взаимоотношения в коллективе средних медицинских работников определяются, в первую очередь, четким знанием и добросовестным исполнением своих должностных обязанностей любым его членом, каждым медицинским работником. Это позволит уменьшить вероятность упущений в работе, снизит возможность дублирования разными медработниками одних и тех же обязанностей.
Каждая медицинская сестра (палатная, процедурная, перевязочная и др.) должна хорошо знать и выполнять требования ее должностной инструкции, что регулярно контролируется и корректируется старшей медицинской сестрой. Из добросовестной работы каждого медработника складывается успех коллектива в целом.
Этической нормой взаимоотношений
медработников между собой
Следует по-деловому реагировать на замечания врачей и старших коллег и неуклонно их выполнять. Отсутствие разумной терпимости к замечаниям старших по работе, излишнее самомнение, чрезмерное самолюбие, нежелание прислушаться к полезному совету являются показателями низкой общей культуры медработника, результатом недостаточного нравственного воспитания.
Взаимное уважение,
приветливость помогают медработнику
найти свое место в коллективе,
быть готовым к взаимной заменяемости,
когда этого требуют интересы
дела, развивать чувство