Взаимоотношение медицинских работников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 17:30, реферат

Краткое описание

Высокоэффективный труд медицинского коллектива немыслим без соблюдения одного из важнейших положений деонтологии — установления этически обоснованных и профессионально целесообразных взаимоотношений между врачами, средними и младшими медицинскими работниками.

Оглавление

1.Введение ……………………………………………………………………………………………………..3
2.Принципы биомедицинской этики……………………………………………………………..7
3.Врач и пациент……………………………………………………………………………………………16
4.Заключение………………………………………………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

уход курс.docx

— 51.84 Кб (Скачать)

В медицинской практике на протяжении длительного времени  существует этическая проблема информирования пациента о смертельно опасном заболевании. В рамках патерналистского подхода  проблема решается однозначно: никакой  информации пациенту о его диагнозе и прогнозе лечения, т.к. неприятные переживания больного в связи  с полученными сведениями могут  ухудшить его состояние. Этот подход получил название «ложь во спасение» («святая ложь»). В данном случае происходит нарушение права пациента на информацию о состоянии здоровья (ст. 31 «Основ законодательства РФ…»), нарушается этический принцип уважения прав и достоинства личности на основании  присвоения информации о собственном  здоровье пациента. Это относится  и к тем случаям, когда пациент  не изъявляет желания реализовать  свое право на информацию, не хочет  знать ее в полной мере. Это своеобразная психологическая защита личности от неприятной информации, которая может  поколебать его веру в благоприятный  исход лечения. В этом случае пациенту сообщается информация в таком объеме и такого содержания, какая будет  способствовать мобилизации его  ресурсов на борьбу с заболеванием.

Желание пациента не знать всей правды не означает, что  медработник получает при этом право  предоставлять недостоверную (лживую) информацию. Данное этическое требование отражено в «Этическом кодексе медицинской  сестры Росси»» в статье 6: «Медицинская сестра должна быть правдивой и честной…».

В ст. 30 (п.6) «Основ законодательства РФ…» зафиксировано право пациента на конфиденциальность сведений, которые  станут известны медицинским работникам в ходе лечебно-диагностического процесса. «…Особое право пациента на конфиденциальность при получении медицинской помощи является воплощением более масштабной социальной, этико-правовой ценности –  права личности на неприкосновенность частной жизни» [11].

В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» в статье 20 определены условия и государственные  гарантии получения медико-социальной помощи, а в статьях 21-29 зафиксированы  права различных категорий российских граждан на получение соответствующих  видов медико-социальной помощи.

В «Основах законодательства РФ…» отражены также права семьи  в области охраны здоровья её членов. В статье 22 сказано: «Государство берет  на себя заботу об охране здоровья членов семьи. Каждый гражданин имеет право  по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим  аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-гигиенические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной  или муниципальной системы здравоохранения  с целью предупреждения возможных  наследственных заболеваний у потомства».

В отечественном  законодательстве права пациентов  выделены в соответствии с принципом  социальной справедливости, предполагающем максимальный учет интересов всех категорий  граждан, их вклада в жизнедеятельность  общества и основанного на равенстве  права на жизнь всех людей, независимо от их национальности, социального  положения и прочих факторов.

Действующие международные  и отечественные законодательные  документы определяют равные права  граждан в области охраны здоровья и получения медицинских услуг. Однако они не отражают в полной мере всего многообразия реальных проблем современной биомедицины и особенностей функционирования действующей системы здравоохранения.

Отношения между  врачом и больным являются основой  любой лечебной деятельности. (И.Харди).

Цель контактов  между медицинским работником и  пациентом - медицинская помощь, оказываемая  одним из участников общения по отношению  к другому. Такие отношения обусловлены  в определённой мере и условиями, в которых ведется лечебная деятельность. Исходя из основной цели лечебного  взаимодействия, можно предположить неоднозначность важность контактов  в системе взаимодействия медработник - пациент. Однако, не следует понимать, что существует заинтересованность в таком взаимодействии лишь со стороны  пациента. Медработник, по идее, не в  меньшей мере заинтересован в  оказании помощи больному, ведь эта  деятельность является его профессией. У медработника есть собственные  мотивы и интересы взаимодействовать  с пациентом, которые позволили  ему выбрать медицинскую профессию.

Для того, чтобы процесс  взаимоотношений пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо изучать психологические аспекты  подобного взаимодействия. Для медицинской  психологии интересны мотивы и ценности врача, его представление об идеальном  пациенте, а также определённые ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или медсестры.

Можно говорить о  значимости для эффективного и бесконфликтного  взаимодействия пациента с медработниками такого понятия, как коммуникативная  компетентность, т.е. способность устанавливать  и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Этот процесс  подразумевает достижение взаимопонимания  между партнёрами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Следует отметить, что коммуникативная  компетентность является профессионально  значимой характеристикой врача  и медсестры. Однако, несмотря на то, что в условиях клиники пациент  вынужден обращаться за помощью к  врачу, коммуникативная компетентность важна и для самого больного.

При хорошем контакте с врачом пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет лучший эффект, гораздо меньше побочных действий и осложнений.

Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека.

В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником, в  частности, врачом. Умение выслушать  больного человека не только помогает определить-диагносцировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт врача и пациента.

Важно отметить, что  необходимо учитывать и особенности (профильность) заболевания при контакте с пациентом, поскольку в распространённых в клинической медицине терапевтических отделениях находятся больные самого различного профиля. Это, например, пациенты с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, органов дыхания, почек и др. И нередко их болезненные состояния требуют длительного лечения, что оказывает влияние и на процесс взаимоотношений медработника и больного. Длительный отрыв от семьи и привычной профессиональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья вызывают у пациентов комплекс различных психогенных реакций.

Но не только эти  факторы сказываются на психологической  атмосфере и состоянии пациента. В результате психогений может усложняться  течение основного соматического  заболевания, что, в свою очередь, ухудшает психическое состояние больных. И, кроме того, в терапевтических  отделениях на обследовании и лечении  находятся больные с жалобами на деятельность внутренних органов, нередко  даже не подозревая того, что эти  соматические нарушения психогенного характера.

В клинике внутренних болезней специалисты имеют дело с соматогенными и психогенными нарушениями. И в тех, и других случаях больные высказывают  большое число различных жалоб  и очень настороженно относятся  к своему состоянию.

Соматогенно обусловленные психические нарушения чаще возникают у тревожно-мнительных больных с ипохондрической фиксацией на своём состоянии. В их жалобах, помимо обусловленных основным заболеванием, много неврозоподобных. Например, жалобы на слабость, вялость, быструю утомляемость, головную боль, нарушение режима сна, страх за своё состояние, чрезмерную потливость, сердцебиение и др. Отмечаются даже различные аффективные нарушения в виде периодически возникающей тревоги и тоски различной степени выраженности. Такие нарушения часто наблюдаются у больных с гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, у лиц, страдающих язвенной болезнью желудка и двенадцати перстной кишки. А неврозоподобная симптоматика часто может маскировать клинику основного заболевания. В результате этого феномена больные люди обращаются к специалистам различного профиля.

В обиходе часто  приходится слышать о «хорошем»  или «правильном» обращении с  пациентом. И в противовес к этому, к сожалению, приходится слышать  о «бездушном», «плохом» или «холодном  отношении к больным людям. Важно  отметить, что различного рода жалобы, возникающие этические проблемы свидетельствуют об отсутствии необходимых  психологических знаний, а также  практики соответствующего общения  с пациентами со стороны медработников. Различия взглядов медработника и больного.

Различия точек  зрения медработника и пациента могут  быть обусловлены их социальными  ролями, а также и другими факторами.

Например, врач склонен  искать, прежде всего, объективные признаки заболевания. Он старается ограничить анамнез для дальнейшего определения  предпосылок для дальнейшего  соматического исследования и т.д. А для пациента в центре внимания и интересов всегда стоит его  субъективное, личное переживание болезни. В связи с этим, врач должен рассматривать  эти субъективные ощущения как реальные факторы. Он должен даже постараться  прочувствовать или уловить переживания  больного, понять и оценить их, отыскать причины тревог и переживаний, поддерживать их положительные стороны, также  использовать их для более эффективного содействия больному при его обследовании и лечении.

Различия же во всех взглядах и точках зрения врача (медсестры) и пациента вполне закономерны и  предопределены, в данной ситуации, их различными соцролями. Однако, врачу (медсестре) необходимо следить за тем, чтобы эти различия не перешли в более глубокие противоречия. Поскольку эти противоречия могут поставить под угрозу взаимоотношения медперсонала и больного, и тем самым, затрудняя оказание помощи больному, затрудняя лечебный процесс.

Для преодоления  различий во взглядах медработнику необходимо не только выслушивать с большим  вниманием пациента, но и постараться  как можно лучше его понять. Что происходит в душе, мыслях больного человека? Врач должен откликнуться на рассказ пациента со всеми своими знаниями, разумом во всей полноте  своей личности. Реакция медработника должна быть резонансом на услышанное.

                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Заключение

Взаимоотношения в  коллективе средних медицинских  работников определяются, в первую очередь, четким знанием и добросовестным исполнением своих должностных  обязанностей любым его членом, каждым медицинским работником. Это позволит уменьшить вероятность упущений в работе, снизит возможность дублирования разными медработниками одних и  тех же обязанностей.

Каждая медицинская  сестра (палатная, процедурная, перевязочная и др.) должна хорошо знать и выполнять  требования ее должностной инструкции, что регулярно контролируется и  корректируется старшей медицинской  сестрой. Из добросовестной работы каждого  медработника складывается успех коллектива в целом.

Этической нормой взаимоотношений  медработников между собой являются терпимость и взаимоуважение. Этого  требуют интересы общего дела, от этого  зависит выполнение задач, стоящих  перед коллективом. Надо уметь терпимо  относится к личностным и характерологическим  особенностям своих сотрудников.

Следует по-деловому реагировать на замечания врачей и старших коллег и неуклонно  их выполнять. Отсутствие разумной терпимости к замечаниям старших по работе, излишнее самомнение, чрезмерное самолюбие, нежелание прислушаться к полезному  совету являются показателями низкой общей культуры медработника, результатом  недостаточного нравственного воспитания.

Взаимное уважение, приветливость помогают медработнику найти свое место в коллективе, быть готовым к взаимной заменяемости, когда этого требуют интересы дела, развивать чувство ответственности, товарищества и взаимопомощи. 
 
 
 

                                     Список литературы

  1. Матвиенко В.С. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. – М.: Медицина, 2002
  2. Основы медицинской психологии. – М., 2002
  3. Медицинская психология. Учебное пособие для учащихся медицинских училищ. – М., 2006

Информация о работе Взаимоотношение медицинских работников