Взаимоотношение медицинских работников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 17:30, реферат

Краткое описание

Высокоэффективный труд медицинского коллектива немыслим без соблюдения одного из важнейших положений деонтологии — установления этически обоснованных и профессионально целесообразных взаимоотношений между врачами, средними и младшими медицинскими работниками.

Оглавление

1.Введение ……………………………………………………………………………………………………..3
2.Принципы биомедицинской этики……………………………………………………………..7
3.Врач и пациент……………………………………………………………………………………………16
4.Заключение………………………………………………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

уход курс.docx

— 51.84 Кб (Скачать)

  ГОУ ВПО БГМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВОХРАЕНИЮ И

                                      СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ     
 
 
 
 
 
 

      Тема: « Взаимоотношение медицинских работников» 
 
 
 
 
 
 

                                 Выполнила: Усманова Лилия студентка лечебого

                                                          факультета Л-201А  (В)                
 
 

                                                         Уфа  2010 

                                               Оглавление

1.Введение ……………………………………………………………………………………………………..3

2.Принципы биомедицинской этики……………………………………………………………..7

3.Врач и пациент……………………………………………………………………………………………16

4.Заключение………………………………………………………………………………………………..29 

 

Введение

Современный уровень  развития медицины предусматривает  как одновременное, так и последовательное участие в лечебно-профилактической работе не только медиков многих специальностей и профессиональных уровней, но и  разных медицинских учреждений.

Сам медицинский  труд приобрел коллективный характер. Достаточно сказать, что в системе  советского здравоохранения в настоящее  время существует около 170 врачебных  специальностей и более 100 специальностей средних медицинских работников.

Высокоэффективный труд медицинского коллектива немыслим без соблюдения одного из важнейших  положений деонтологии — установления этически обоснованных и профессионально  целесообразных взаимоотношений между  врачами, средними и младшими медицинскими работниками.

В основе этических  норм взаимоотношений в медицинском  коллективе лежат принципы коммунистической морали, изложенные в моральном кодексе  строителя коммунизма.

Закон Союза ССР  о трудовых коллективах, вступивший в силу в 1983 г., гласит: «В трудовых коллективах  совместный труд осуществляется на началах  товарищеского сотрудничества и  взаимопомощи, обеспечивается единство государственных, общественных и личных интересов, утверждается принцип ответственности  каждого перед коллективом и  коллектива за каждого работника. 
 
 
 
 
 
 
 

 Коллектив (от  латинского “колективус” - собирательный) - высший уровень развития и  фукционувания группы людей, которые  характеризуются общими целями. В медицинском коллективе такими  общими целями являются диагностика  и лечение больных. Успех в  лечении больных во многом  определяется взаимоотношениями  медицинских работников между  собой, то есть социально-психологическим  климатом в медицинском коллективе. Положительный социально-психологический  климат в медицинском коллективе  способствует формированию у  каждого медицинского работника  чувство удовлетворенности от  участия в совместной деятельности, а отсюда - желание работать, а,  следовательно, повышается эффективность  труда и соответственно осуществляется  благо приятный влияние на  больных.

И, наоборот, негативный социально-психологический климат способствует чувству неудовлетворенности, понижается эффективность труда, и  это негативно влияет на больных. Профессиональный состав медицинского коллектива: 1 - врача, 2 - средний медицинский  персонал; 3 - младший медицинский  персонал; 4 - административно-хозяйственный  персонал.

Главные определители нужных взаимоотношений в коллективе: 1) творческая деловитость и целеустремленность, 2) взаимное уважение, честность, 3) доверие  и принципиальная критика. Медицинский  коллектив на высшем уровне своего развития становится коллективом лечебным, который непосредственно осуществляет терапевтическое воздействие на больных (если в медицинском коллективе положительный социально-психологический  климат).

Коллегами называют людей, объединенных общностью деловых (профессиональных) интересов. Быть коллегами - значит придерживаться принципов  взаимоуважения и взаимопомощи, взаимно  обогащать друг друга искренностью и красотой т.д. Если у медицинского работника возникают сомнения, неуверенность  в правильности мероприятий по осуществлению  больному помощи, он обратится за советом  к своим коллегам, в первую очередь  к более опытным и знающим, и с их помощью выделит трудности, которые возникли. В борьбе с недостатками в работе важное место занимает дружеская, здоровая критика (но только здесь условии  отсутствия больных).

Если медицинский  работник умеет преодолевать свои слабости, самокритичный, то и справедливая критика  в его адрес вовсе не как  личное оскорбление, а как необходимая  помощь. Дружеская критика заставляет тщательно проанализировать причины  дефектов в своей работе, наметить пути их устранения, сделать определенные выводы, усилить самоконтроль. Начинающий медицинский работник нуждается  в помощи старших и более опытных  коллег по работе. Повышение деловой  уровня среднего медицинского работника  должна быть постоянной заботой врача (например после обхода врач должен рассказать медицинской сестре об изменениях в состояниях больных, дать ей объяснение с назначениями и т.п.).

Обязанности каждого  врача и медицинской сестры же взаимное обогащение накопленным опытом, выводами своих наблюдений и размышлений  т.д.

Основные причины  ссор в медицинском коллективе: Строго не установлены точные границы профессиональной деятельности и обязанности, тогда  возникают трудности и напряженность  в отношениях медицинских работников (такие ссоры осуществляются в  основном между медицинскими сестрами, которые заменяют друг друга).

В условиях стационара взаимоотношение медицинских работников имеет особое значение. Любое нарушение  этики взаимоотношений медицинских  работников, невыполнение ими профессиональных обязанностей сказывается на эффективности  лечебного процесса. Недопустимо  выяснение отношений между медицинскими работниками любых должностей в  присутствии больных детей или  их родственников. Замечание младшему по должности должно быть сделано  тактично. Необходимо соблюдать субординацию в отношениях между медицинскими работниками, т.е. подчинение младшего по должности работника более  старшему: младшая медицинская сестра — постовая медицинская сестра —  процедурная сестра — старшая  медицинская сестра — врач —  заведующий отделением.

Медицинские работники  не должны вести разговоры на профессиональные темы при больных . Важно учитывать, что некоторые отличаются мнительностью, легко внушаемы и у них могут развиться ятрогении, т.е. заболевания, спровоцированные действием медицинского работника и относящиеся к психопатиям.

Моральные принципы выражают в обобщенной форме выработанные обществом требования, касающиеся моральной  сущности человека и его деятельности. Они задают общее направление  нравственной деятельности человека и  служат основанием для выработки  частных моральных требований и  норм. Моральные принципы выдвигаются  в соответствии с общей концепцией миропонимания, которой придерживается ученый. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            Принципы биомедицинской этики 

В настоящее время  в биоэтике наиболее признанной является система этических принципов, предложенная американскими учеными Т. Бичампом и Д. Чилдресом в книге «». Она  включает принцип «не навреди» (модель Гиппократа), принцип «делай добро» (модель Парацельса), принцип «соблюдения  долга» (деонтологическая модель), принцип  уважения прав и достоинства человека (принцип информированного согласия, уважения автономии пациента и принцип  справедливости). 

I.     Принцип «не навреди» (модель  Гиппократа).

Этот принцип был  провозглашен Гиппократом и зафиксирован в его «Клятве». Обязательство  «воздерживаться от причинения всякого  вреда» стало со времен Гиппократа не только главным моральным принципом  медицинской деятельности, но и моральным  основанием модели взаимодействия медицинских  работников с пациентами, их родственниками, своими коллегами и учителями.

В «Клятве Гиппократа»  отражены все области деятельности врача, в которых он должен следовать  принципу «не навреди»: физическом (правильно лечить, выбирать метод  лечения, который принесет наименьший вредный побочный эффект, не способствовать ускорению смерти и абортам), социально-психологическом  и правовом (неразглашение врачебной  тайны), нравственном (уважение и благодарность  своим учителям, коллегам). В «Клятве» говорится: «Я направлю режим больных  к их выгоде сообразно с моими  силами и моим разумением, воздерживаясь  от причинения всякого вреда и  несправедливости».

Пациент обращается к медицине, чтобы получить пользу для себя. Откуда вред? Вред, который  могут принести пациенту действия врача  или другого медицинского работника, может быть намеренным и ненамеренным. О намеренном вреде говорят в  случаях как преступного (со злым умыслом) причинения вреда, так и  тогда, когда по медицинским показаниям вред объективно необходим (неизбежен). Его можно предвидеть заранее  и оценить его возможные масштабы. Наиболее часто встречается ненамеренный вред. Ненамеренный вред может быть следствием нежелания задуматься о возможных негативных для пациента последствиях или быть следствием неконтролируемых внешних обстоятельств.

Но как определить, что является вредом применительно  к сфере деятельности медицинского работника? В настоящее время  выделяются следующие формы вреда, которые могут быть причинены  пациенту:

1. Вред, вызванный  бездействием, неоказанием помощи  тому, кто в ней нуждается. Этот  вид вреда относится к наиболее  тяжким проступкам медицинского  работника и влечет за собой  не только моральное осуждение,  но и административный санкции,  а в ряде случаев и уголовное  наказание.

2. Вред, вызванный  небрежностью, либо злым умыслом,  например, корыстной целью. В зависимости  от последствий для пациента  такой вид вреда также может  повлечь все виды наказания. 

3. Вред, вызванный  неверными, необдуманными или  неквалифицированными действиями. Это вред, который является следствием  профессиональных ошибок медицинских  работников. В зависимости от  степени причиненного вреда он  влечет за собой различные  виды наказания. 

4. Вред, вызванный  объективно необходимыми в данной  ситуации действиями. Единственная  форма вреда, которая причиняется  практически всегда, но в различной  степени. Это вред, за причинение  которого медицинский работник  не несет никакого наказания. 

Причинение вреда  первых трех видов свидетельствует  о профессиональной некомпетентности медицинского работника и различной  степени деформации его нравственности.

Каждое обращение  пациента к врачу несет в себе вероятность причинения того или  иного вреда пациенту. Оказание медицинской  помощи включает в себя и такие  процедуры, которые причиняют физический вред ради достижения конечного блага  пациента – спасения его жизни, сохранения здоровья. Визит к врачу требует  затрат времени (и материальных затрат), которые человек мог бы потратить  на что-то другое. Врач рекомендует  определенный режим жизни, а это ограничение возможностей человека, его свободы. Особенно ярко это выражено при госпитализации.

Информация о прогнозе заболевания может выступать  в качестве источника вреда. В  данном случае вред может быть причинен как утаиванием информации, так и  правдивым ее сообщением.

С одной стороны, обманывая кого-либо, мы тем самым  наносим ему вред, поскольку унижаем  его достоинство. С другой стороны, человек, обладающий недостаточной  или неверной информацией, может  невольно причинить ущерб и себе, и окружающим. Кроме этого, правдивая  информация без учета эмоционального состояния больного, также может  принести ему вред, особенно в случае диагнозов смертельно опасного заболевания.

Вред может пациенту может быть причинен нарушением врачебной  тайны. Разглашение конфиденциальной информации («врачебной тайны»), с одной  стороны, наказывается в соответствии с действующим законодательством, а с другой стороны, законодательство требует сообщения сведений о  ряде заболеваний в соответствующие  органы здравоохранения.

Таким образом, соблюдение принципа «не навреди» возможно только при условии сформированности у  медицинского работника нравственных убеждений и качеств личности, соответствующих требованиям биомедицинской этики.

В соответствии с  этим принципом сформировали представления  о враче как человеке, который  в силу своих профессиональных знаний и опыта, лучше знает, что является для пациента благом, а что вредом. Такое представление впоследствии было перенесено и на других медицинских  работников. Модель Гиппократа – это  тип взаимоотношений медицинского работника и пациента в соответствии с этическим принципом не причинения вреда пациенту и этическим нормам традиционной медицинской этики  Гиппократа. 

Информация о работе Взаимоотношение медицинских работников