Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 17:30, реферат
Высокоэффективный труд медицинского коллектива немыслим без соблюдения одного из важнейших положений деонтологии — установления этически обоснованных и профессионально целесообразных взаимоотношений между врачами, средними и младшими медицинскими работниками.
1.Введение ……………………………………………………………………………………………………..3
2.Принципы биомедицинской этики……………………………………………………………..7
3.Врач и пациент……………………………………………………………………………………………16
4.Заключение………………………………………………………………………………………………..29
ГОУ ВПО БГМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВОХРАЕНИЮ И
Тема:
« Взаимоотношение медицинских
работников»
1.Введение ………………………………………………………………………………
2.Принципы биомедицинской
этики……………………………………………………………..
3.Врач и пациент……………………………………
4.Заключение………………………………………………
Введение
Современный уровень
развития медицины предусматривает
как одновременное, так и последовательное
участие в лечебно-
Сам медицинский
труд приобрел коллективный характер.
Достаточно сказать, что в системе
советского здравоохранения в настоящее
время существует около 170 врачебных
специальностей и более 100 специальностей
средних медицинских
Высокоэффективный
труд медицинского коллектива немыслим
без соблюдения одного из важнейших
положений деонтологии —
В основе этических норм взаимоотношений в медицинском коллективе лежат принципы коммунистической морали, изложенные в моральном кодексе строителя коммунизма.
Закон Союза ССР
о трудовых коллективах, вступивший
в силу в 1983 г., гласит: «В трудовых коллективах
совместный труд осуществляется на началах
товарищеского сотрудничества и
взаимопомощи, обеспечивается единство
государственных, общественных и личных
интересов, утверждается принцип ответственности
каждого перед коллективом и
коллектива за каждого работника.
Коллектив (от
латинского “колективус” - собирательный)
- высший уровень развития и
фукционувания группы людей,
И, наоборот, негативный
социально-психологический
Главные определители
нужных взаимоотношений в коллективе:
1) творческая деловитость и
Коллегами называют людей, объединенных общностью деловых (профессиональных) интересов. Быть коллегами - значит придерживаться принципов взаимоуважения и взаимопомощи, взаимно обогащать друг друга искренностью и красотой т.д. Если у медицинского работника возникают сомнения, неуверенность в правильности мероприятий по осуществлению больному помощи, он обратится за советом к своим коллегам, в первую очередь к более опытным и знающим, и с их помощью выделит трудности, которые возникли. В борьбе с недостатками в работе важное место занимает дружеская, здоровая критика (но только здесь условии отсутствия больных).
Если медицинский работник умеет преодолевать свои слабости, самокритичный, то и справедливая критика в его адрес вовсе не как личное оскорбление, а как необходимая помощь. Дружеская критика заставляет тщательно проанализировать причины дефектов в своей работе, наметить пути их устранения, сделать определенные выводы, усилить самоконтроль. Начинающий медицинский работник нуждается в помощи старших и более опытных коллег по работе. Повышение деловой уровня среднего медицинского работника должна быть постоянной заботой врача (например после обхода врач должен рассказать медицинской сестре об изменениях в состояниях больных, дать ей объяснение с назначениями и т.п.).
Обязанности каждого врача и медицинской сестры же взаимное обогащение накопленным опытом, выводами своих наблюдений и размышлений т.д.
Основные причины
ссор в медицинском коллективе: Строго
не установлены точные границы профессиональной
деятельности и обязанности, тогда
возникают трудности и
В условиях стационара
взаимоотношение медицинских
Медицинские работники не должны вести разговоры на профессиональные темы при больных . Важно учитывать, что некоторые отличаются мнительностью, легко внушаемы и у них могут развиться ятрогении, т.е. заболевания, спровоцированные действием медицинского работника и относящиеся к психопатиям.
Моральные принципы
выражают в обобщенной форме выработанные
обществом требования, касающиеся моральной
сущности человека и его деятельности.
Они задают общее направление
нравственной деятельности человека и
служат основанием для выработки
частных моральных требований и
норм. Моральные принципы выдвигаются
в соответствии с общей концепцией
миропонимания, которой придерживается
ученый.
Принципы биомедицинской
этики
В настоящее время
в биоэтике наиболее признанной является
система этических принципов, предложенная
американскими учеными Т. Бичампом
и Д. Чилдресом в книге «». Она
включает принцип «не навреди» (модель
Гиппократа), принцип «делай добро»
(модель Парацельса), принцип «соблюдения
долга» (деонтологическая модель), принцип
уважения прав и достоинства человека
(принцип информированного согласия,
уважения автономии пациента и принцип
справедливости).
I. Принцип «не навреди» (модель Гиппократа).
Этот принцип был провозглашен Гиппократом и зафиксирован в его «Клятве». Обязательство «воздерживаться от причинения всякого вреда» стало со времен Гиппократа не только главным моральным принципом медицинской деятельности, но и моральным основанием модели взаимодействия медицинских работников с пациентами, их родственниками, своими коллегами и учителями.
В «Клятве Гиппократа» отражены все области деятельности врача, в которых он должен следовать принципу «не навреди»: физическом (правильно лечить, выбирать метод лечения, который принесет наименьший вредный побочный эффект, не способствовать ускорению смерти и абортам), социально-психологическом и правовом (неразглашение врачебной тайны), нравственном (уважение и благодарность своим учителям, коллегам). В «Клятве» говорится: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости».
Пациент обращается
к медицине, чтобы получить пользу
для себя. Откуда вред? Вред, который
могут принести пациенту действия врача
или другого медицинского работника,
может быть намеренным и ненамеренным.
О намеренном вреде говорят в
случаях как преступного (со злым
умыслом) причинения вреда, так и
тогда, когда по медицинским показаниям
вред объективно необходим (неизбежен).
Его можно предвидеть заранее
и оценить его возможные
Но как определить, что является вредом применительно к сфере деятельности медицинского работника? В настоящее время выделяются следующие формы вреда, которые могут быть причинены пациенту:
1. Вред, вызванный
бездействием, неоказанием помощи
тому, кто в ней нуждается. Этот
вид вреда относится к
2. Вред, вызванный
небрежностью, либо злым умыслом,
например, корыстной целью. В
3. Вред, вызванный
неверными, необдуманными или
неквалифицированными
4. Вред, вызванный
объективно необходимыми в
Причинение вреда первых трех видов свидетельствует о профессиональной некомпетентности медицинского работника и различной степени деформации его нравственности.
Каждое обращение пациента к врачу несет в себе вероятность причинения того или иного вреда пациенту. Оказание медицинской помощи включает в себя и такие процедуры, которые причиняют физический вред ради достижения конечного блага пациента – спасения его жизни, сохранения здоровья. Визит к врачу требует затрат времени (и материальных затрат), которые человек мог бы потратить на что-то другое. Врач рекомендует определенный режим жизни, а это ограничение возможностей человека, его свободы. Особенно ярко это выражено при госпитализации.
Информация о прогнозе заболевания может выступать в качестве источника вреда. В данном случае вред может быть причинен как утаиванием информации, так и правдивым ее сообщением.
С одной стороны, обманывая кого-либо, мы тем самым наносим ему вред, поскольку унижаем его достоинство. С другой стороны, человек, обладающий недостаточной или неверной информацией, может невольно причинить ущерб и себе, и окружающим. Кроме этого, правдивая информация без учета эмоционального состояния больного, также может принести ему вред, особенно в случае диагнозов смертельно опасного заболевания.
Вред может пациенту
может быть причинен нарушением врачебной
тайны. Разглашение конфиденциальной
информации («врачебной тайны»), с одной
стороны, наказывается в соответствии
с действующим
Таким образом, соблюдение
принципа «не навреди» возможно только
при условии сформированности у
медицинского работника нравственных
убеждений и качеств личности,
соответствующих требованиям
В соответствии с
этим принципом сформировали представления
о враче как человеке, который
в силу своих профессиональных знаний
и опыта, лучше знает, что является
для пациента благом, а что вредом.
Такое представление