Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:10, реферат
Среди славных имён прошлого русской науки есть одно особенно нам
близкое и дорогое – имя Михаила Васильевича Ломоносова. Михаил Васильевич
Ломоносов – не просто один из замечательных представителей русской
культуры. Ещё при жизни М. В. Ломоносова образ его засиял для русских
современников светом осуществившейся надежды на силу национального гения.
Введение………………………………………………………3
М. В. Ломоносов об организации медицинского дела и о подготовке врачей
в России……………………………………………………..4
М. В. Ломоносов и медицина……………………………….10
Заключение……………………………………………………15
Список литературы…………………………………………..16
элементарными знаниями о лечении болезней, в первую очередь детских, и о
простейших лекарственных средствах. С этой целью он рекомендовал «положив
за основание великого медика Гофмана и присовокупив из других лучшее,
соединить с вышеописанною книжкою о повивальном искусстве... В обеих
совокупленных сих искусствах в одну книжку наблюдать то, чтобы способы и
лекарства по большей части не трудно было сыскать везде в России... Оную
книжку,
напечатав в довольном
всем церквам, чтобы священники и грамотные люди, читая, могли сами знать и
других наставлением пользовать» .
Эта мысль была подхвачена впоследствии демократически настроенными
врачами-разночинцами XVIII века. Она звучит в сочинениях И. И. Лепехина, Д.
С. Самойловнча и др.
Будучи горячим поборником естественнонаучной пропаганды, в широком
смысле слова, популяризации науки, превращения ее в общенародное достояние,
М. В. Ломоносов был одним из основоположников санитарного просвещения в
России.
Здесь следует становиться еще на одном моменте.
Борясь с невежеством и суевериями, с «вороженьем и шептаниями», М. В.
Ломоносов вместе с тем высоко ценил народную мудрость. Он знал и понимал,
что во многих народных приемах врачевания кроется рациональное зерно, что
многие обычаи так называемой народной медицины являются плодом многовековых
наблюдений, коллективного опыта. Он твердо верил в то, что нужно не только
учить народ, но и учиться у народа. Рекомендуя составить популярное
руководство по акушерству, М. В. Ломоносов советовал не ограничиваться в
качестве ее источников «хорошими книжками о повивальном искусстве», К ним
«необходимо должно присовокупить добрые приемы российских повивальных
искусных бабок; для сего, созвав выборных, долговременным искусством дело
знающих, спросить каждую особливо и всех вообще и, что за благо принято
будет, внести в оную книжицу».
Иначе говоря, ни больше, ни меньше, как созвать «съезд» народных
повитух, расспрашивать их и у них учиться!
М. В. Ломоносов предлагал
но и способам лечения болезнен.
Предлагая составить на основе
сочинений ученых врачей книгу
детских болезней, М. В. Ломоносов и здесь напоминает: «Притом не позабыть,
что наши бабки и лекари с пользою вообще употребляют».
В 1761 г. об этом мог говорить
только М. В. Ломоносов,
мудрость
и творческие силы своего народа.
М. В. Ломоносов и медицина.
Великий ученый, поражающий своей разносторонностью даже среди ученых-
энциклопедистов XVIII века, М. В. Ломоносов не был чужд и медицине.
Интерес к этой крупнейшей отрасли естествознания, в которой находили
практическое приложение его философские взгляды и теоретические воззрения,
был присущ М. В. Ломоносову на протяжении всей его жизни.
Студентом в Марбурге он, как видно из выданных ему свидетельств,
посещал лекции на двух факультетах – философском и медицинском. На
медицинском факультете его привлекала больше всего химия, которая в то
время была неразрывно связана с медициной. Но, слушая химию, он вместе с
тем знакомился и с медициной. Медицинский факультет Марбургского
университета состоял в то время всего лишь из двух профессоров. Одним из
них был Ю. Г. Дуисинг. Это он выдал впоследствии М. В. Ломоносову
свидетельство, в котором писал, что «благороднейший юноша, любитель
философии, Ломоносов, посещал лекции химии с неутомимым прилежанием и
большим успехом»
Ю. Г. Дуисинг – не только химик, но и врач. Ему принадлежит ряд работ
специально медицинского характера. Он сумел привить своему ученику любовь
и интерес к медицине.
По окончании Марбургского
кандидата медицины. Во Фрейбурге, куда переехал Ломоносов для изучения
горного дела, его руководителем был И. Ф. Генкель, который также был
врачом. Так впервые встретился М. В. Ломоносов с медициной. В дальнейшем он
обращался к ней неоднократно.
Занимался ли М. В. Ломоносов
сам врачебной деятельностью?
занимался, то лишь урывками и случайно, вероятнее всего, при исключительных
обстоятельствах.
Так, из его письма И. И. Шувалову мы знаем, что при внезапном поражении
профессора Рихмана молнией в 1753 г. М. В. Ломоносов пытался оживить его.
«Мы старались, писал он, движение крови в нем возобновить, за тем, что он
еще был тепл...».
Специально – или
М. В. Ломоносова, написанные одна в начале, другая – в конце его научной
деятельности. Первая из них это – перевод статьи «О сохранении здравия».
Перевод этот был помещен в «Примечаниях к Ведомостям» за 1741 г. (чч. 80 –
83) за подписью Л. К. Первая буква обозначала фамилию переводчика –
Ломоносова, вторая – фамилию автора, по-видимому, акад. Г. В. Крафта.
Статья вполне соответствует состоянию медицинской науки того времени и
содержит
ряд целесообразных гигиенических
советов и прогрессивных
многим вопросам. Что в статье принадлежит автору, а что – переводчику,
сказать трудно. Но многое (на этом мы специально остановимся ниже)
позволяет предположить творческий характер участия М. В. Ломоносова в
создании указанной статьи.
Вторая из тех работ, о
И. Шувалову 1 ноября 1761 г., получившее впоследствии название «О
размножении и сохранении российского народа». Оно содержит в себе такую
сокровищницу смелых идей, такое обилие гигиенических указаний, так широко
охватывает все стороны жизни и быта России XVIII века, что анализ одного
этого произведения дает обильный материал для нашей работы. Нам
неоднократно придется обращаться к ней в дальнейшем изложении.
Помимо этих двух произведений, отдельные теоретические положения,
гигиенические советы, медицинские наблюдения разбросаны по многим
сочинениям М. В. Ломоносова, даже весьма далеким от медицины.
Пишет ли он «Слово о пользе химии» (1751), он дает в нем обстоятельную
и глубокую характеристику медицины как науки; пишет ли стихотворное «Письмо
о пользе стекла» (1752), он вспоминает частые болезни, поражающие человека,
и роль лекарств; набрасывает ли проект путешествий по северным морям, в
котором предсказывает возможность «проходу Сибирским океаном в Восточную
Индию» (1763), он, посвятив специальную главу вопросу «О приготовлении к
мореплаванию Сибирским океаном», не забывает упомянуть о заготовке
противоцинготных средств. Разрабатывая «Первые основания металлургии или рудных дел» (1763), он намечает основные условия
оздоровления
труда рудокопов и
протяжении всего XVIII века в России, как и в других странах, не было
единодушного мнения, к чему причислить медицину – к знанию или умениям,
считать ли медицину наукой или искусством, «художеством», выражаясь
термином того времени.
Русские врачи порой именовали медицину наукой, порой искусством, причем
нередко оба эти названия встречались буквально в одной фразе.
В «Словаре Российской
необходимо нужна во врачебном искусстве».
Число таких примеров можно многократно увеличить, но знакомство с
медицинской литературой того времени показывает, что теоретические основы
медицины чаще всего признавались наукой, практическое же применение
медицинских знаний, врачевание именовалось «врачебным искусством».
М. В. Ломоносов также признавал разделение человеческих знаний на науки
Информация о работе Влияние трудов М.В.Ломоносова на развитие медицины в России