Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:10, реферат
Среди славных имён прошлого русской науки есть одно особенно нам
близкое и дорогое – имя Михаила Васильевича Ломоносова. Михаил Васильевич
Ломоносов – не просто один из замечательных представителей русской
культуры. Ещё при жизни М. В. Ломоносова образ его засиял для русских
современников светом осуществившейся надежды на силу национального гения.
Введение………………………………………………………3
М. В. Ломоносов об организации медицинского дела и о подготовке врачей
в России……………………………………………………..4
М. В. Ломоносов и медицина……………………………….10
Заключение……………………………………………………15
Список литературы…………………………………………..16
они, да и то не все, с грехом пополам выполняли свои прямые
профессиональные обязанности, то от передачи своих знаний, от подготовки
себе смены из русских учеников они всячески уклонялись. Лишь некоторые из
них, например Н. Бидлоо, честно и охотно обучали русских учеников
госпитальных школ. Большинство же не только не содействовало появлению
русских лекарей, но открыто ему препятствовало. Они были настолько
беззастенчивы, что это не могло остаться незамеченным.
Нужны были русские врачи,
М. В. Ломоносов считал, что стране нужны не только узкие специалисты-
лекари, но и дипломированные врачи, облеченные почетным званием доктора
медицины. Поэтому наряду с требованием усилить существовавшую подготовку
врачей, он настойчиво добивался создания нового источника их подготовки –
университета с медицинским факультетом.
При Петербургской академии
в 1725 г. Но он влачил жалкое существование, и до того, как был передан в
ведение М. В. Ломоносова (1758), дал стране лишь незначительное число
специалистов. В одном из своих обличительных документов, направленных
против «неприятелей наук российских», М. В. Ломоносов ставил им в особую
вину малое число студентов в Академическом университете. «А сие, коль
надобно в России, показывает великий недостаток природных докторов,
аптекарей и лекарей, механиков, юристов, ученых металлургов, садовников и
других...»
Показательно, что в перечне необходимых стране специалистов М. В.
Ломоносов называл в первую очередь представителей медицины. Не удивительно
в связи с этим, что он считал медицинский факультет обязательной составной
частью университета. Еще в 1748 г., когда было запрошено его мнение об
университетском регламенте, (речь шла об университете при Академии наук),
М. В. Ломоносов ответил: «Думаю, что в университете неотменно должно быть
трем факультетам – юридическому, медицинскому и философскому (богословский оставляю синодальным училищам)».
Такую же структуру спустя несколько лет (1754) предложил М. В.
Ломоносов и для московского университета. Он твердо
придерживался мнения о целесообразности именно этой структуры университета
и, составляя в 1755 г. «Всенижайшее мнение об исправлении Санкт-
Петербургской императорской академии наук», писал: «В Европейских
государствах университеты разделяются на 4 факультета: на богословский,
юридический, медицинский, философский. Здесь, хотя богословский оставляется
святейшему синоду, однако, прочих трех порядочное учреждение необходимо
нужно: для обучения студентов прав вообще, для умножения в России
российских докторов и хирургов, которых очень мало, для приумножения прочих
ученых.. .» .
В 1764 г. в «Предположениях об устройстве и уставе Петербургской
академии», говоря о «единокровном брате» Академии наук – Петербургском
университете, М. В. Ломоносов снова подчеркнул, что в нем «для сохранения
людского здоровья и для попечения о нем нужно основать факультет
медицинский».
Во всех этих документах
отечественных врачей, о подготовке их через университеты.
Академический университет М. В. Ломоносов так и не успел преобразовать
по своему намерению. Московский же университет был создан по плану М. В.
Ломоносова и состоял из трех факультетов, в том числе медицинского. Что
касается структуры медицинского факультета, то, по мнению М. В. Ломоносова,
этот факультет должен был состоять из трех профессоров. Такое мнение он
высказывал неоднократно, но вопрос о специальности этих профессоров решал
по-разному.
В проекте Московского университета он намечал следующий состав
медицинского факультета:
1) доктор и профессор химии
2) доктор и профессор
3) доктор и профессор анатомии
В проекте Академического
профессора натуральной истории профессором ботаники. По его словам, на
медицинском факультете должно быть:
1) Профессору Анатомии и
2) Профессору Ботаники;
3) Профессору Химии (из которых
одному обучать общую медицину)
В проекте 1764 г. М. В. Ломоносов выделил практическую медицину как
специальный предмет: «На медицинском факультете должны читаться:
1) анатомия и физиология;
2) химия;
3) ботаника;
4) практическая медицина» .
Академический университет, однако, так и не получил надлежащего
развития. Лекции в нем читались нерегулярно и не систематически. Из
медицинских предметов при бдительном надзоре самого М. В. Ломоносова
читалась только анатомия.
Для лекций А. П. Протасова по анатомии М. В. Ломоносов приказал
«отвесть на Бокове дворе удобный покой, какой г. адъюнктом Протасовым за
способный признан будет» .
Регламент Московского
Ломоносова.
Его медицинский факультет
химии, натуральной истории и анатомии, причем обязанности их
формулировались в регламенте следующим образом:
«1. Доктор и профессор химии
должен обучать химии
аптекарской.
2. Доктор-профессор натуральной истории должен на лекциях показывать
разные роды минералов, трав и животных.
3. Доктор и профессор анатомии обучать должен и практически показывать
строение тела человеческого на анатомическом театре и приучать студентов к
медицинской практике»1.
М. В. Ломоносову не пришлось
увидеть полностью
Московского университета. На медицинском факультете до 1759 г. не было ни
одного профессора, в 1759 г. весь факультет олицетворял один профессор
Керстенс, читавший минералогию. В 1764 г. к нему присоединился профессор
Эразмус, читавший анатомию и акушерство. Лишь с 1765 г., с появлением в
Москве проф. С. Г. Зыбелина, начавшего читать «все части медицины
теоретической», т. е. физиологию, диететику, патологию и общую терапию, а
через несколько лет анатомию, хирургию и химию, медицинский факультет стал
отвечать своему назначению и выполнил предначертания своего великого
создателя.
Стремясь к увеличению числа врачей, М. В. Ломоносов требовал открыть
доступ в науку разночинцам. Он прекрасно понимал, что дворянские дети
стремятся к чинам и знатности – к тому, чего врачебная и научная
деятельность в то время не давала.
Представители же народа, нарождающейся разночинной интеллигенции,
такие, как он сам и его ближайшие помощники, и ученики – С. П.
Крашенинников, А. П. Протасов, Н. Н. Поповский, бескорыстно тянулись к
знанию. Однако регламент академии ставил перед ними непреодолимые
препятствия. М. В. Ломоносов горячо восставал против этих ограничений,
фактически отдававших русскую науку на откуп иностранцам.
«Во всех европейских
обучаться на своем коште, а иногда и на жалованье всякого звания людям, не
выключая посадских и крестьянских детей, хотя там уже и великое множество
ученых людей. А у нас в России при самом наук начинании уже сей источник
регламентом по 24 пункту1 заперт, где положенных в подушный оклад в
университете принимать запрещается. Будто бы сорок алтын толь великая и
казне тяжелая была сумма, которой жаль потерять на приобретение ученого
природного россиянина, и лучше выписывать!».
Он предлагал открыть доступ
в университет для лиц
хотя бы для тех, которые могут учиться «на своем коште».
Заботясь о подготовке через университет русских врачей, пытаясь, таким
Информация о работе Влияние трудов М.В.Ломоносова на развитие медицины в России