Влияние трудов М.В.Ломоносова на развитие медицины в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:10, реферат

Краткое описание

Среди славных имён прошлого русской науки есть одно особенно нам
близкое и дорогое – имя Михаила Васильевича Ломоносова. Михаил Васильевич
Ломоносов – не просто один из замечательных представителей русской
культуры. Ещё при жизни М. В. Ломоносова образ его засиял для русских
современников светом осуществившейся надежды на силу национального гения.

Оглавление

Введение………………………………………………………3
М. В. Ломоносов об организации медицинского дела и о подготовке врачей
в России……………………………………………………..4
М. В. Ломоносов и медицина……………………………….10
Заключение……………………………………………………15
Список литературы…………………………………………..16

Файлы: 1 файл

Ломоносов.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

образом, хоть  относительно  удовлетворить  потребность  страны  в  лечебной

помощи, М. В.Ломоносов этим не ограничивался. Его не  удовлетворяло  положение,  при

котором медицинская наука только практически  применялась  бы  в  стране.  Он

стремился к тому, чтобы она и развивалась  в России.

    Всю свою жизнь, борясь «за  общую пользу, а особливо за  утверждение наук

в отечестве», М. В. Ломоносов настойчиво добивался того, чтобы Россия  имела

не  только врачей, но и врачей-ученых, докторов и профессоров медицины.

    «Честь российского народа требует,  –  утверждал он,  –  чтоб  показать

способность и остроту его в науках и  что наше отечество  может  пользоваться

собственными  своими сынами не токмо в военной  храбрости и  в  других  важных

делах, но и в рассуждении высоких знаний». Он  взывал  к

русским юношам:

    «Дерзайте ныне ободренны

    Раченьем вашим показать,

    Что может собственных Платонов

    И быстрых разумов Невтонов

    Российская земля рождать».

    Он горячо обвинял немецких  заправил академии  –  Тауберта  и Шумахера  –

в том, что  они  ставили  препятствия  к  появлению  русских  профессоров  и

адъюнктов из боязни утратить монополию в науке. «Шумахеру,  –  писал  М.  В.

Ломоносов в 1759 г. – было опасно происхождение  в науках и  произвождение  в

профессоры  природных россиян, от которых он  уменьшения  своей  силы  больше

опасался» .

    М.  В.  Ломоносов  не  только  негодовал  против   этого   безобразного

положения, но и прилагал все усилия к тому, чтобы подготовить  отечественных

ученых  медиков. Показательны в этом смысле его заботы об  обучении  медицине

академического  студента Г. Шпынева.

    М. В. Ломоносова  возмущали   препятствия,  которые  ставились на  пути

молодежи  к  науке.  Так,  среди  обстоятельств,  характеризующих  плачевное

состояние  академии,  М.  В.  Ломоносов  упомянул  (1758),  что  адъюнкт  по

анатомии  М. Клейнфельд «по большей части  переводил Бургаву при больных  и  в

науке своей анатомической далее простираться не имел времени».

    М. В. Ломоносов  прекрасно   понимал,  что  широкая  подготовка  русских

ученых  возможна не за границей, а только в  России. Поэтому он  настаивал  на

том,  чтобы  Академии  наук  и  ее   университету   было   присвоено   право

«инаугурации», т. е. возведения в ученые степени.

    М. В. Ломоносов настойчиво  хлопотал  о  предоставлении  Петербургскому

университету  этой привилегии. Он собственноручно  составил проект  привилегии

Академии  паук, который собирался вручить  императрице  на  подпись.  В  этом

проекте говорилось: «Дозволяем и повелеваем нашей  академии  и  университету

производить нашим именем и указом всех достойных  студентов в ученые  градусы

по  примеру европейскому, то есть в  юридическом и  медицинском  факультете  в

лиценциаты  и в докторы, а в философском  –  в магистры и в докторы...»

.Характерно  для М. В. Ломоносова, что он  и здесь  остался  верен   своему

стремлению  к демократизации науки и ввел в  свой  проект  следующее  отличие

(«такую  отмену») от иностранных правил: «не брать за произвождение   в  казну

нашу  ни малейшия платы».

    Недоброхоты русской науки   и  русских  ученых,  вроде   Тауберта,  всеми

силами  препятствовали осуществлению требований М. В, Ломоносова,  доказывали

их безполезность. Тауберт, например, утверждал, что России не нужны  ученые,

что докторы, получившие это звание в  России, не будут признаны  в  Европе  и

т. д.

    М. В. Ломоносов, однако, продолжал  настаивать, убеждать, хлопотать.

    Желание его было уже близко к осуществлению. Елизавета, видимо, обещала

«даровать»  Петербургской академии и ее университету вполне  заслуженное  ими

право. Во всяком  случае  в  1760  г.  М.  В.  Ломоносов  подготовил  «Слово

благодарственное»   Елизавете   «на   торжественной    инаугурации    Санкт-

Петербургского  университета». Черновик плана  этого  «Слова»  сохранился.  В

своем  выступлении  М.  В.  Ломоносов  собирался  снова   полемизировать   с

Таубертом  и  его  присными,  доказывающими  никчемность  создания   русских

ученых.

    М. В. Ломоносов хотел указать  конкретно потребность  России  в  ученых,

перечислить те отрасли народной жизни, которые  ждут ученых людей:

    «1. Сибирь пространна.

    2. Горные дела.

    3. Фабрики.

    4. Ход севером.

    5. Сохранение народа.

    6. Архитектура.

    7. Правосудие.

    8. Исправление нравов.

    9. Купечество и сообщение со  ориентом.

    10. Единство чистыя  (дружба) веры.

    11. Земледельство, предзнание погод.

    12. Военное  дело.  И  так   безрассудно  и  тщетно  от  некоторых  речи

произносились: куда с учеными людьми деваться?».

    Показательно, что и здесь сохранение  народа указано на одном из  первых

мест.

    М. В.  Ломоносов  надеялся,  что,  добившись  права  присвоения  ученой

степени  для   Академического   университета,   он   сможет   в   дальнейшем

распространить  его и на другие университеты, в  частности Московский.

    Хлопоча о присвоении  Академическому  университету  права  инаугурации,

первым  кандидатом для возведения в ученую степень М. В.  Ломоносов,  вопреки

проискам  Тауберта, выдвигал своего талантливого ученика  –   анатома  А.  П.

Протасова, будущего профессора и академика, а  тогда адъюнкта Академии  наук.

Он  послал А. П. Протасову в Голландию  «ордер»,  «чтобы,  не  ставясь  там  в

докторы, ехал в Санкт-Петербург для поставления  при инаугурации» .

    Долгожданный день инаугурации,  однако, все откладывался и откладывался.

Лишь  в  феврале  1761  г.  привилегия  Академического   университета   была

утверждена  канцлером  М.  И.  Воронцовым.  Осталось  еще  получить  подпись

императрицы.  М.  В.  Ломоносов  неоднократно  лично  ездил  к  Елизавете  в

Петергоф  просить о подписании привилегии,  но  тщетно.  В  декабре  1761  г.

Елизавета умерла, так и не подписав привилегии. Инаугурация университета  не

состоялась. Речь М. В. Ломоносова не была произнесена.

    Немецкие заправилы академии, воспользовавшись  происшедшей    заминкой,

отправили   вызванного М. В.  Ломоносовым  из-за  границы  А.  П.  Протасова

обратно в Голландию и, даже когда он вернулся оттуда доктором медицины,  его

долго не назначали профессором.

    Право возводить в ученую  степень  доктора  медицины  и  1764  г.  было

присвоено  Екатериной  II   новосозданному   высшему   органу   медицинского

управления  в России 11 Медицинской коллегии.

    Однако  Медицинская  коллегия,  в  которой  долгое  время   влиятельное

большинство составляли иностранцы, не стремилась осуществлять свое  право  и

в течение нескольких лет никому звания доктора медицины не  присвоила.  Лишь

в 1768 г., преодолев сопротивление  Медицинской  коллегии,  добился  от  нее

этого звания талантливый русский врач (финн по происхождению) Г. Орреус.

    Остальные русские врачи, желавшие получить звание доктора медицины, по-

прежнему  обращались за ним в иностранные  университеты.

    Право возводить в степень  доктора медицины было  присвоено   Московскому

университету  лишь в 1791 г. Впервые он  использовал  это  право  в  1794  г.

Таким образом, мечта М. В. Ломоносова осуществилась  лишь 35 лет спустя.

    Заботясь об увеличении числа  врачей, М. В.  Ломоносов,  тем   не  менее,

сознавал, что силами  одних  врачей  не  может  быть  осуществлено  оказание

медицинской  помощи  населению.  Возникала  настоятельная  необходимость   в

подготовке  других медицинских работников, в  особенности  –  акушерок.

    Анализируя причины медленного  прироста населения, М. В. Ломоносов,  как

уже указывалось, справедливо видел  одну  из  существенных  причин  этого  в

гибели  детей при рождении, происходящей от неумения повивальных бабок.

    Трезво оценивая возможности  России в 60-х годах XVIII столетия,  М.  В.

Ломоносов понимал,  что  обучение  врачей  и  повивальных  бабок  еще  очень

нескоро удовлетворит огромную потребность в медицинской помощи.  Поэтому  он

Информация о работе Влияние трудов М.В.Ломоносова на развитие медицины в России