Влияние наследственных факторов на развитие ребёнка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 14:48, реферат

Краткое описание

Гены и хромосомы. Человеческая жизнь начинается с одной-единственной оплодотворенной клетки – зиготы. После того как сперматозоид проникает в яйцеклетку, пронуклеус яйцеклетки, содержащий 23 хромосомы (буквально – «окрашенные тела»), за несколько часов перемещается к ее центру. Здесь происходит его слияние с пронуклеусом сперматозоида, который также содержит 23 хромосомы.

Файлы: 1 файл

Влияние наследственных факторов на развитие ребёнка.docx

— 63.92 Кб (Скачать)

Как социальное окружение содействует формированию Я-концепции индивидуума, так и Я-концепция, в свою очередь, влияет на социализацию. Мы склонны изучать свое поведение и свои установки и следить за тем, чтобы они соответствовали нашим представлениям о самих себе. Если нам кажется, что какая-то установка или ценность им отвечают, мы с готовностью ее принимаем. Если же она идет в разрез с нашими представлениями о себе, мы, скорее всего, не пропустим ее через наш «фильтр», независимо от того, какие выгоды приносит нам эта неприемлемая установка и насколько сильны и притягательны воплощающие ее ролевые модели. Когда мы отфильтровываем навязываемые культурой модели поведения, несовместимые с нашим Я-образом, происходит процесс интеграции. Другими словами, когда Я-концепция укореняется настолько, что начинает определять наше поведение, тогда она становится фактором социализации в той же мере, что и ее продуктом. 

Я-концепция может выполнять как функцию самообвинения, так и функцию самопоощрения. Когда поведение человека согласуется с его Я-образом, он часто может обойтись и без одобрения со стороны окружающих: он доволен собой и ему не надо других наград. Например, мальчику, считающему себя хорошим спортсменом, будет приятно услышать слова похвалы от своих ровесников после удачно проведенной игры, но он будет удовлетворен результатами, соответствующими его представлению о собственных возможностях, даже в том случае, когда он всего лишь тренируется один. Я-концепция может нести в себе самообвинительные тенденции. Люди, считающие себя неудачниками, могут подсознательно подрывать свои усилия по исправлению ситуации, с тем чтобы сохранить прежний образ. Резкая перемена образа – даже в лучшую сторону – может восприниматься человеком очень болезненно. 

Взаимодействие  наследственности и среды. Исследования приемных детей и близнецов показывают, что наши гены в определенной мере влияют на такие социальные качества человека, как социабельность, эмоциональность и уровень активности. Эти наследуемые черты, в свою очередь, влияют на то окружение, к которому мы стремимся, на то, чему мы уделяем внимание, и на то, как много мы узнаем и усваиваем. 

Другие исследования подтверждают взаимосвязь среды  и наследственности: в зависимости  от своей генетической предрасположенности  дети подстраивают под себя окружающую их среду. Сандра Скарр и Катлин Маккартни считают, что дети взаимодействуют со своим окружением тремя различными способами.

При пассивном  взаимодействии родители передают, а  дети принимают от них и гены, и условия среды (благоприятные  или неблагоприятные), которые позволяют им развить определенные способности. Например, в семье музыкантов для музыкально одаренного ребенка создаются все необходимые условия для того, чтобы он мог развить свой талант.

При стимулирующем  взаимодействии ребенок своим генетически  обусловленным поведением вызывает ответную реакцию со стороны родителей  и окружающих. Активный, общительный  ребенок-экстраверт будет привлекать к себе внимание родителей и учителей. Тихому, застенчивому ребенку достанется гораздо меньше внимания.

Наконец, между  ребенком и его окружением могут  установиться активные отношения, когда  ребенок стремится стать частью какой-то конкретной среды (искать и  находить друзей, какие-то возможности), отвечающей его темпераменту, способностям или наклонностям. 

Наша внешность: рост, цвет кожи и волос, черты лица – генетически обусловлена, но то, как эти физические особенности  оцениваются в нашем обществе, может оказать сильное воздействие  на развитие личности. Так, например, в  нашем обществе высокорослым людям  зачастую предоставляется больше власти и возможностей – не в силу каких-то их особых заслуг, а потому, что они, в буквальном смысле этого слова, «возвышаются» над другими людьми. По тем же культурно обусловленным  причинам к миловидному, но непослушному и плохо успевающему ребенку  могут относиться так, будто он лишен  каких-либо недостатков. Таким образом, унаследованные качества могут либо вызывать, либо не вызывать положительную  реакцию со стороны окружающих –  все зависит от того, какие культурные установки существуют в отношении  тех или иных внешних данных. Тем  самым провести грань между влиянием наследственности и культуры становится еще сложней. 

Мы наследуем  свой пол, но уже с момента зачатия  на него начинает влиять окружающая нас  социальная среда. 

Развитие полоролевой идентичности. Что значит для человека родиться девочкой или мальчиком? Пол генетически обусловлен, и некоторые полагают, что мужчины и женщины резко отличаются друг от друга по своим интеллектуальным способностям, чертам личности, манере поведения, способам адаптации к взрослой жизни, прежде всего, в силу заложенной в них генетической программы. Сторонники противоположной точки зрения утверждают, что отличия между мужчинами и женщинами имеют внешние причины и определяются главным образом тем, что на протяжении всей жизни представители мужского и женского пола испытывают различное отношение к себе со стороны родителей, учителей, друзей и общества. Когда мы рассуждаем о том, что важнее в процессе полоролевой идентификации – наследственность или культура, – мы, вероятно, неверно ставим вопрос. Наследственность и культура могут устанавливать какие-то внешние рамки полоролевой идентичности, но при формировании личности или психосексуальной идентичности они взаимодействуют, переплетенные между собой, как две нити одной веревки. Нам необходимо будет посмотреть, как осуществляется это взаимодействие на протяжении всей человеческой жизни. 

Хотя полоролевая идентичность и устанавливается в раннем детстве, процесс полоролевой идентификации продолжается еще долгие годы. Полоролевая идентичность, возможно, образует самую важную часть нашей Я-концепции, но это вовсе не какая-то постоянная, раз и навсегда укоренившаяся особенность личности. 

Различия между  мужчинами и женщинами. Исследования показывают, что мальчики рождаются, в среднем, более крупными, чем девочки. Новорожденные девочки немного обгоняют мальчиков в созревании скелета и, по всей видимости, обладают несколько более высокой кожной чувствительностью. Начавшие ходить мальчики немного более агрессивны, а девочки имеют небольшое преимущество в темпах освоения речи. Мальчики к 8-10 годам начинают превосходить девочек в оперировании пространственными представлениями и решении арифметических задач. К 12 годам средняя девочка – это уже подросток, который быстро растет и созревает, тогда как считается, что средний мальчик в физическом отношении в этот момент еще не вышел из доподросткового возраста. К 15-16 годам девочки начинают еще больше превосходить мальчиков в вербальных навыках, то же самое происходит с мальчиками по части пространственного воображения и математических задач. К 18 годам средний юноша физически сильнее средней девушки примерно в 2 раза. Взрослый мужчина более мускулист и имеет более прочную костную систему, а на теле средней женщины образуется более толстая жировая прослойка. Организм женщин имеет ряд врожденных преимуществ, в частности большую эластичность кровеносных сосудов и способность более эффективно вырабатывать жировые вещества. В среднем возрасте мужчины гораздо больше, чем женщины, рискуют стать жертвой таких заболеваний, как эмфизема и артериосклероз, они более подвержены сердечным приступам, чаще погибают, кончают жизнь самоубийством, становятся наркоманами. 

По всей видимости, многие из этих отличий между мужчинами  и женщинами генетически обусловлены. 

В том, что ребенок  узнает о своей половой принадлежности, имеется по крайне мере два взаимозависимых  компонента: связанное с полом  поведение и представления о  половых особенностях. Сторонники теории социального научения направляют свое внимание на то, как ребенок усваивает элементы связанного с полом поведения и как они объединяются в его половую, или гендерную, роль. (Поскольку термин половая имеет множество значений, то, когда говорят о различиях между мужскими и женскими качествами, чаще отдают предпочтение слову гендерная. Тем не менее некоторые видные специалисты продолжают пользоваться и первым, и вторым термином как синонимами. В противоположность этому, сторонники когнитивного подхода изучают в первую очередь то, как ребенок приходит к пониманию пола, как складываются его представления о половых различиях – гендерные понятия – и формируется половая идентичность. Начнем с рассмотрения того, как ребенок усваивает культурно обусловленные модели поведения, которые лежат в основе половой (гендерной) роли. 
 

В большинстве  культур дети начинают демонстрировать  соответствующее их полу поведение  к 5-летнему возрасту. Но некоторые  специфические для своего пола модели поведения многие из них усваивают  уже к трем годам. В детских  садах, например, девочек чаще всего  можно видеть играющими с куклами, помогающими накрывать на стол; они  проявляют больший, нежели мальчики, интерес к рисованию и музыке. Мальчики этого же возраста строят из конструктора, играют с машинками, шалят. 

Иногда это  типичное для пола поведение излишне  подчеркивается или превращается в обязательное. Полоролевые стереотипы – это укоренившиеся, твердые представления о том, каким должно быть мужское и женское поведение. 

За ними стоит  предположение, что «маскулинность» и «феминность» – это две различные, исключающие друг друга категории и что поведение человека должно соответствовать либо одной из них, либо другой. Подобные представления преобладают почти во всех культурах. Некоторых детей просто вынуждают принять эти полоролевые стереотипы, независимо от их природных склонностей. 

Как происходит усвоение половых ролей? С образцами  для подражания и с системой поощрений  и наказаний, помогающей отличить приемлемое для их пола поведение от неприемлемого, дети сталкиваются уже в младенческом возрасте. Мальчиков с первых лет жизни общество подталкивает к принятию маскулинных стереотипов физической активности и отваги. По мере того как дети становятся старше, родители будут относиться к ним тем благосклоннее, чем более их поступки будут соответствовать изначально принятым половым ролям. 

Роль отца в  усвоении ребенком половой роли может  быть особо значимой. Отцы даже в  большей степени, чем матери, приучают детей к соответствующим половым  ролям, подкрепляя развитие женственности  у своих дочерей и мужественности – у сыновей. Одно время считалось, что влияние отцов сказывается  только на обучении сыновей маскулинным моделям поведения, и, кажется, это утверждение действительно верно для дошкольного периода. Если отец покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи. На девочках отсутствие отца сказывается в первую очередь в подростковый период. Хорошие отцы способны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителями противоположного пола адекватно ситуации. 

Обычно считается, что развитие гендерных схем – обусловленных полом социокультурных норм и/или стереотипов – является отчасти следствием уровня когнитивного развития ребенка, отчасти – результатом влияния отдельных сторон культуры, которые ребенок может наблюдать. Частью гендерных схем является представление о половой идентичности, которая в определенной последовательности развивается у ребенка на протяжении первых 7-8 лет его жизни. Дети начинают называть себя «мальчиком» или «девочкой» в очень раннем возрасте. Однако они еще не понимают, что будут оставаться мужчинами и женщинами всю свою жизнь и что пол нельзя изменить, как одежду, прическу или род занятий. Дошкольник вполне может поинтересоваться у своего отца, кем тот был – мальчиком или девочкой, когда был маленьким. К 6-7 годам большинство детей уже не делают подобных ошибок Они достигают ступени, которую можно охарактеризовать как кoнcmaнmнocmь пола. 

Гендерные понятия формируются у детей на основании того, чему их учат, а так же за счет подражания тем моделям, которые их окружают. Кроме того, в развитии этих понятий вносят определенный вклад литературные произведения, кино и телевидение. Современные исследования стереотипных моделей свидетельствуют о том, что полоролевые образы, появлявшиеся на телеэкранах в течение прошедших 10-15 лет, остаются в целом устойчивыми, традиционными и соответствующими стереотипным ролям. Не приходится удивляться, что представления детей о половых особенностях часто бывают стереотипными и характеризуются противопоставлением одного пола другому. 

Андрогинная личность. Три десятилетия назад родителям  и учителям советовали прилагать  усилия к тому, чтобы дети усвоили  характерное для своего пола поведение  к моменту поступления в школу. Как их убеждали, не справившихся с  этой задачей детей могли ожидать  в дальнейшем серьезные проблемы, связанные с психологической дезадаптацией. Однако в настоящее время в психологической литературе берет верх иная точка зрения, сводящаяся к тому, что однозначный упор на маскулинность или феминность в моделях поведения ограничивает эмоциональное и интеллектуальное развитие как мужчин, так и женщин. 

Многие психологи  начинают понимать, что в одном  и том же человеке могут сосуществовать позитивные мужские и женские  качества. Мужчины и женщины в  равной мере способны быть и честолюбивыми, и преданными, и самостоятельными, и нежными, и решительными, и чуткими. Эта смесь человеческих качеств  и образует то, что называют андрогинной  личностью. При этом указанные качества вовсе не ограничивают андрогинную  личность в ее проявлениях. В зависимости  от обстоятельств, мужчины с андрогинными чертами личности могут быть независимыми и решительными, но вместе с тем  способными приласкать младенца или  внимательно выслушать другого  человека. Женщины с такими чертами  личности могут быть деятельными, разбираться  в материальных вопросах и тем не менее свободно выражать свои чувства и одаривать окружающих своей заботой. 

Андрогинная личность формируется под воздействием специфического воспитания и благодаря особой позиции  родителей, поощряющих ребенка усваивать  модели поведения, характерные для  обоих полов.

Информация о работе Влияние наследственных факторов на развитие ребёнка