Влияние наследственных факторов на развитие ребёнка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 14:48, реферат

Краткое описание

Гены и хромосомы. Человеческая жизнь начинается с одной-единственной оплодотворенной клетки – зиготы. После того как сперматозоид проникает в яйцеклетку, пронуклеус яйцеклетки, содержащий 23 хромосомы (буквально – «окрашенные тела»), за несколько часов перемещается к ее центру. Здесь происходит его слияние с пронуклеусом сперматозоида, который также содержит 23 хромосомы.

Файлы: 1 файл

Влияние наследственных факторов на развитие ребёнка.docx

— 63.92 Кб (Скачать)

Несмотря на сходные результаты, полученные в  ряде других исследований, обнаружилась одна интересная деталь: азиатские  дети, усыновленные американскими семьями, показывали такие же успехи в учебе, какие демонстрировали азиатские  дети, воспитывавшиеся их биологическими родителями. 

Этот результат  оказался довольно неожиданным, учитывая те ужасные условия, в которых  протекали первые годы жизни многих из этих усыновленных впоследствии детей. До того как они были переданы на воспитание американским семьям, многие из них испытали на себе, что значит остаться без родителей, жить в приюте, испытывать нехватку во всем, даже в  еде. 

Данное исследование свидетельствует о поразительной  жизнеспособности детей, подвергшихся крайне неблагоприятным воздействиям среды, и о благоприятном влиянии  семейной обстановки на их восстановление. Все эти дети были взяты на воспитание семьями, где они стали основным объектом внимания и любви со стороны  хорошо образованных, обеспеченных родителей, долго ждавших возможности усыновить  ребенка. Такие исследования показывают, что соответствующее окружение  ребенка играет решающую роль в преодолении  последствий неблагоприятных внешних  воздействий, имевших место в первые годы его жизни. 

Проводя исследования приемных детей, ученые в последнее  время уделяют особое внимание изучению различий в установках, интересах, чертах личности и моделях поведения, которые  могут способствовать развитию, например, алкогольной зависимости. Можно  предположить, что такие особенности  психического склада и поведения  прививаются ребенку, главным образом, в рамках воспитывающего окружения, то есть в его приемной семье. 

Тем не менее, существуют свидетельства в пользу того, что  некоторые социальные установки, профессиональные интересы и черты личности проявляются  у детей вопреки влиянию приемных семей. Это особенно характерно для тех случаев, когда генетическая предрасположенность ребенка не соответствует таковой у его приемных родителей. Как правило, подобные интересы и привычки не проявляются до тех пор, пока эти дети не подрастут и не станут менее восприимчивы к запретам родителей и их личному примеру. 

Исследования  близнецов нередко показывают, что  многие черты личности обусловлены  генетически – по крайней мере, частично. К трем наиболее часто  связываемым с генетическим фактором свойствам относятся: эмоциональность, социабельность и уровень активности. Эмоциональность – это склонность легко поддаваться страху или гневу. Социабельность – это то, насколько люди предпочитают проводить время или заниматься любимым делом вместе с другими людьми, вместо того чтобы делать это в одиночку. Такие черты личности, как эмоциональность и социабельность, обычно оцениваются с помощью объемных опросников, которые предлагают заполнить либо взрослым близнецам, либо родителям или учителям детей-близнецов. Уровень активности определяется либо исследователем посредством наблюдения, либо оценивается родителями и учителями. Сходство в степени эмоциональности отмечается у близнецов на протяжении всей их жизни. Что же касается активности и социабельности, то сходство между близнецами уменьшается вплоть до зрелого возраста, что, вероятно, можно объяснить различными жизненными обстоятельствами, в которые они попадают после того, как начинают жить отдельно друг от друга. 

Один из наиболее популярных методов изучения влияния  генетического фактора на личность – сравнение различий, выявляемых между моно и дизиготными близнецами. Монозиготные близнецы развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки, и поэтому наследуют идентичные гены. Дизиготные близнецы развиваются из двух различных оплодотворенных яйцеклеток, поэтому общих генов у них не больше, чем у любых других родных братьев и сестер. Поскольку у монозиготных близнецов отмечается в целом больше общих черт, чем у дизиготных, предполагается, что эти сходства обусловлены генетическими факторами. 

Хотя в ходе подобных исследований обнаруживается немало свидетельств, подтверждающих влияние наследственности на темперамент  и склад личности человека, ученые не могут сказать, как именно гены взаимодействуют с окружающей средой. Спокойный, послушный ребенок испытывает на себе воздействие иной среды, нежели та, что окружает импульсивного, раздражительного, своенравного ребенка. Ребенок способствует созданию вокруг себя определенной среды  и провоцирует воздействие с  ее стороны, что в свою очередь  накладывает отпечаток на то, как  он выражает свои чувства. Таким образом, личность ребенка оказывает огромное влияние на ту среду, в которой  он живет. 

Отношения в  семье. То, как люди взаимодействуют  между собой в семейном кругу, сказывается на развитии ребенка  самым непосредственным образом. Каждый член семьи может играть какую-то определенную роль во взаимодействии с другими ее членами. Старший  брат или сестра могут опекать  младших. Каждый член семьи более  охотно вступает в союз с одними членами семьи, чем с другими. Например, две сестры, скорее всего, объединятся против своего брата. Система  взаимоотношений и непрерывных  взаимных ожиданий оказывает основное влияние на социальное, эмоциональное  и когнитивное развитие ребенка. 

Взаимовлияния внутри семьи имеют крайне сложный  характер. Это утверждение верно  и применительно к малочисленным  семьям. Родные братья и сестры могут  испытывать на себе одно и то же воздействие  со стороны других членов семьи, например, если у них очень строгая мать или если им навязываются ценности, почитаемые среди представителей среднего класса. Однако, помимо общего опыта  внутрисемейных отношений, у каждого  члена семьи накапливается сугубо личный опыт жизни в семье. В серии  исследований сравнивалось развитие отношений  между родителями и их первенцем  и родителями и вторым ребенком на протяжении длительного периода  времени. Как и следовало ожидать, отношения между матерью и  первым ребенком были очень близкими и эмоциональными, по крайней мере, до рождения второго ребенка. Далее  ситуация осложнилась. Если с отцом  у первенца устанавливалась прочная  эмоциональная связь, которая с  годами только крепла, то отношения  с матерью становились все  более натянутыми, перерастая в конфронтацию. Если мать уделяла второму ребенку  повышенное внимание, конфликт между  ней и первым ребенком только обострялся. Чем больше мать играла со вторым ребенком, когда тому был один год, тем больше дети ссорились между собой год  спустя. 

Очевидно, что  члены одной семьи далеко не всегда получают одинаковый опыт совместной жизни. Когда подростков попросили  сравнить свой жизненный опыт с опытом их братьев или сестер, они чаще указывали на различия, чем на сходства. Хотя они и могут испытывать на себе влияние каких-то общих семейных правил и привычек, имеется и множество  различий, связанных с тем, в каком  возрасте они становятся свидетелями  тех или иных событий в жизни  семьи, например развода, и тем, насколько  сильно эти события на них сказываются. Еще больше различий можно усмотреть  в отношениях между родными братьями и сестрами. Становится ясно, что  с появлением в семье каждого нового ребенка меняется не только уклад жизни, но и последующие взаимоотношения между членами семьи. 

Помимо того, что родители помогают ребенку стать  частью семьи, именно с их подачи он знакомится с окружающим обществом  и его культурой. Религиозные  традиции, этнические стереотипы и  моральные ценности дети усваивают  с ранних лет. В сплоченном, гомогенном социуме люди, не входящие в состав семьи, подкрепляют и дополняют  родительские наставления. Образ жизни  семьи и обычаи общины в целом  хорошо согласуются между собой. Однако в более разнородном, многонациональном  обществе отдельные культурные традиции часто находятся в противоречии друг с другом. Некоторые родители стремятся привить детям собственные  ценности, чтобы оградить их от влияния  культуры большинства. Родители демонстрируют  детям свои культурные ценности на примере таких повседневных реалий, как пища, одежда, круг общения, образование, игры. 

Передача культурных ценностей – процесс весьма не простой. Трудности здесь обусловлены, с одной стороны, сложной организацией самой семьи, а с другой – сложным  устройством общества, в котором  мы живем. Чем более разнородна социальная структура, тем большее внешнее  давление испытывает на себе семья. Кроме  того, когда ценности размыты и  непостоянны, затрудняется их передача из поколения в поколение. Возможно, это основная трудность, с которой  сталкиваются сегодня семьи. Важно  осознать, что, хотя мы и говорим  о семье, социальной среде и культуре, ни одно из этих понятий не обозначает какую-то единую, устойчивую систему. Окружающая человека социальная среда, представляющая собой сложный организм уже на момент его рождения, постоянно меняется. Дети, появившись на свет, вливаются  сразу в несколько социальных групп – семью, племя, общину, социальный класс, расу или этнос, религиозную группу. Представители каждого из этих социальных организмов разделяют общие взгляды, верования и ожидания, придерживаются определенных моделей поведения. Эти общие ценности формируют культуру данной группы. 

Хотя отдельные  культурные обычаи свойственны почти  всем народам – к примеру, табу, наложенное на инцест, – у каждого  этноса имеются свои традиции, которые  в ряде случаев могут привести к этноцентризму – стремлению считать собственные верования, представления и ценности истинными и оправданными, а ценности другого народа – ложными, непонятными или странными. Особенно трудно человеку объективно относиться к культурному многообразию в том случае, если он часто сталкивается с ним в повседневной жизни. Стесненная в средствах мать-одиночка, живущая в центре города и вынужденная обращаться к собственной матери за помощью по уходу за ребенком, может привить последнему не менее уважительное отношение к семейным ценностям, чем полная семья, живущая в городском предместье. 

Влияние родителей  и семьи в целом является всего  лишь одним из элементов более  обширного процесса социализации. Социализация – продолжающийся на протяжении всей жизни человека процесс, в ходе которого он учится быть членом определенной социальной группы – будь то семья, община или  племя. Стать членом группы – значит признать и принять социальные ожидания других людей: членов семьи, своих ровесников, наставников и руководителей. 

Наши взаимоотношения  с этими посредниками социализации могут быть как напряженными, конфликтными, так и дружескими, безмятежными. От характера этих отношений зависит, чему и как мы научаемся. В процессе социализации человек постоянно  попадает в новые ситуации. Младенец рождается в семье; ребенок идет в школу; семья переезжает на новое  место жительства; подросток начинает ходить на свидания; люди женятся и  заводят семью; пожилой человек  уходит на пенсию; друзья и родственники заболевают или умирают. Приспособление к меняющимся обстоятельствам, продолжающееся в течение всей жизни, – важная составная часть процесса социализации. 

В процессе социализации меняющееся представление человека о самом себе, или Я-концепция, служит в качестве буфера, смягчающего воздействие внешней среды, и своеобразного фильтра. В отличие от фотокамеры, которая фиксирует любой освещенный предмет и запечатлевает его на пленке, Я-концепция вбирает в себя лишь какой-то ограниченный ряд образов. В конечном счете, отношение каждого из нас к тому, что нас окружает, разнится по многим показателям. 

Такие термины, как эго, идентичность и самореализация стали общеупотребительными; стоящие  за ними понятия отражают значимые личные установки человека по отношению  к самому себе. 

Поначалу младенцы неспособны провести грань между  собой и окружающим миром. Однако постепенно они развивают свое телесное Я или, иначе, начинают все больше сознавать свое собственное тело, убеждаясь, что оно существует независимо от внешнего мира и принадлежит только им. Большая часть младенческого  периода уходит у ребенка на это  разграничение. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками. Они узнают, что они младше своих старших братьев и сестер, что у них более темные или светлые волосы, что они более упитанные или более худощавые. 

Они могут демонстрировать  свои способности, а также заявлять о своих предпочтениях и правах на личную собственность. К школьному  возрасту их знания о себе расширяются  настолько, что уже включают целый  ряд оценок собственных качеств. Пятиклассник может характеризовать  себя, как пользующегося любовью  и уважением сверстников, всегда готового помочь, хорошо успевающего  в школе и спортивного. Эти  самоатрибуции логически обоснованы и организованы в непротиворечивую в целом систему. 

В отрочестве и  юности самооценка принимает более  отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность  тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики  знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек  первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет  им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким  ему следует быть. 

С обнаружением в себе этих новых познавательных способностей юноши и девушки  развивают эго-идентичность – целостное, связное представление о себе. На протяжении всего взрослого периода  жизни Я-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии – заставляют нас пересматривать отношение к себе. 

Я-концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте (не говоря уж о взрослом периоде жизни) должны быть согласованными (не противоречащими друг другу), иначе произойдет фрагментация личности, и человек будет страдать от смешения ролей. Я-концепция включает в себя как реальное, так и идеальное «Я» – наши представления о том, каковы мы на самом деле, и о том, какими бы нам следовало быть. Человек, воспринимающий эти два «я» как не слишком далеко отстоящие друг от друга, скорее станет зрелым и приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное «я» намного ниже «я» идеального. 

Информация о работе Влияние наследственных факторов на развитие ребёнка