Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Обязательное медицинское страхование - главное направление развития системы охраны здоровья населения Российской Федерации в условиях перехода России к рыночной экономике. Долгое время единственным источником финансирования отечественного здравоохранения был государственный бюджет. Сложное экономическое положение в России и растущая неспособность государства обеспечить за свой счет оплату медицинской помощи населению привели к новому этапу в развитии здравоохранения - созданию и развитию бюджетно-страховой медицины.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………………………. 1
Глава 1. Основные источники финансирования здравоохранения в условиях ОМС. ……………………………………………………………………………………………… 3
1.1 Принципы, задачи, участники и субъекты системы ОМС …………………….. 3
1.2 Обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС ……………………….10
1.3 Финансирование фондов ОМС ……………………………………………………………15
Глава 2. Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи(далее программа) ………………………………………………………………………………………………… 17
2.1 Основные разделы территориальной программы ОМС Самарской области. ………………………………………………………………………………………………………. 17
2.2 Перечень видов медицинской помощи, предоставляемых
населению Самарской области в рамках Программы бесплатно……….18
2.3 Территориальная программа ОМС населения Самарской области..20
Заключение …………………………………………………………………………………………………. 23
Список использованной литературы ……………………………………

Файлы: 1 файл

ворд2003.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

     Страховые медицинские организации вправе одновременно проводить обязательное и добровольное медицинское страхование, но не вправе осуществлять иные виды страховой деятельности.

     Страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения. Органы управления здравоохранением и органы управления фондов ОМС не имеют права быть их учредителями.

     Таким образом, СМО является стороной, которая  участвует во всех договорах системы  ОМС и взаимодействует со всеми  участниками и субъектами ОМС.

     Страховая медицинская организация несет  правовую и материальную ответственность перед застрахованной стороной или страхователем за невыполнение условий договора медицинского страхования.

     За  необоснованный отказ в заключении договора ОМС страховая медицинская организация по решению суда может быть лишена лицензии на право заниматься данным видом деятельности.

     Страховые медицинские организации используют полученные от территориальных фондов ОМС по дифференцированным подушевым нормативам средства на оплату медицинской помощи, формирование резервов и оплату расходов по ведению дела по ОМС.

     Страховые компании, осуществляющие обязательное медицинское страхование, не имеют  права выбирать клиентов. Чтобы сделать  пожилых клиентов более привлекательными, правительства используют практику доплат из бюджета и внебюджетных фондов тем страховым компаниям, в которых велика доля пенсионеров.

      Другой  субъект системы ОМС – страхователи.

      Для неработающих граждан страхователем  являются органы исполнительной власти субъектов РФ и администрации  местных образований.

      Для работающих – предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью и другие лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой.

     Страхователь  выступает в качестве стороны  договора ОМС со страховой медицинской  организацией, заключаемого в пользу застрахован-

ных граждан. Он имеет право на свободный выбор  страховой медицинской организации.

      Договоры  предусматривают обязательства  страховой медицинской организации  по организации и финансированию медицинской помощи, которая предоставляется застрахованному гражданину в соответствии с территориальной программой ОМС. Они дают возможность страхователю эффективно влиять на страховую медицинскую организацию и медицинское учреждение в случае невыполнения или некачественного выполнения ими обязательств по организации и оказанию медицинской помощи. Влиять на организацию медицинской помощи позволяет и участие представителей страхователей в работе правлений фондов ОМС, что способствует стабильности государственной системы ОМС.

      В качестве субъектов ОМС выступают также медицинские учреждения. Медицинские учреждения в системе ОМС — это имеющие лицензии ЛПУ, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, которые осуществляют медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

     Особенности включения медицинских учреждений в систему ОМС определялись традициями их функционирования в условиях советской  административной системы управления. Медицинские учреждения финансировались по смете, которая утверждалась вышестоящим органом управления здравоохранения сметы формировались по установленным свыше нормативам, не было опыта заключения договоров, нагрузка медицинского персонала и оплата труда определялись мощностью медицинского учреждения.

     Включение ЛПУ в систему ОМС предполагало повышение их ответственности за результаты своей деятельности. Предполагалось также, что введение медицинских  учреждений в новую для них  систему гражданских отношений  потребует изменения их организационно-правовой формы и повлияет на качество медицинской деятельности.

     Деятельность  медицинских учреждений в системе  ОМС предполагает их взаимодействие со страховыми медицинскими организациями, территориальными фондами ОМС, их филиалами, если они выполняют функцию страховщика. Основой указанных взаимодействий являются договоры на предоставление медицинской помощи, которые предполагают ее оплату по согласованным тарифам. При этом тарифы на медицинские услуги должны обязательно согласовываться с представителями территориальных фондов ОМС, органов исполнительной власти субъектов РФ, профессиональных медицинских ассоциаций, страховых медицинских организаций, участвующих в работе специально созданных тарифных комиссий.

      Таким образом, деятельность медицинских учреждений в системе ОМС потребовала от них не только повышенной ответственности за результаты своей деятельности, но и изменения организационно-правовых форм учреждений.

      Медицинские учреждения, выполняющие программы  ОМС, имеют право оказывать медицинскую помощь и вне этой системы. Кроме того они имеют право на выдачу документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность застрахованных лиц.

      И наконец, основной субъект ОМС –  граждане РФ, ради которых собственно и осуществляется обязательное медицинское страхование как часть государственной социально политики Российской Федерации и форма защиты интересов граждан в области здравоохранения. 
 
 
 

1.2 Обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС. 

      Функционирование  всех участников и субъектов системы ОМС невозможно без обеспечения его финансовой устойчивости. Поэтому одной из основных функций фондов ОМС является аккумулирование финансовых средств.

      Финансовые  средства системы ОМС образуются путем отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование и формируются за счет:

  1. части единого социального налога, который отчисляется страхователем за работающих граждан, в размере 3,6% всех доходов, выплаченных в пользу работника. Внутри системы ОМС единый социальный налог распределяется следующим образом: 3,4% поступают в территориальные фонды ОМС, 0,2% - в Федеральный фонд ОМС. Единый социальный налог взимается с 1 января 2001 г. До этого времени страхователи-работодатели отчисляли на обязательное медицинское страхование страховые взносы в том же размере. Уплата единого социального налога в частях, зачисляемых в Федеральный фонд и территориальные фонды ОМС, осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
  2. единого сельскохозяйственного налога в части, подлежащей зачислению в фонды ОМС в соответствии с налоговым законодательством;
  3. страховых платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан, страхователями которого являются органы исполнительной власти субъекта РФ и местного самоуправления. Эти средства поступают только в территориальные фонды ОМС.

     Кроме того, финансовые средства обязательного  медицинского страхования формируются  и за счет:

  1. доходов от использования временно свободных финансовых средств;
  2. финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, юридических и физических лиц по предъявленным регрессным искам (штрафы, пени);
  3. добровольных взносов юридических и физических лиц.

     В состав расходной части бюджета  Федерального фонда включаются: расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программы ОМС, на выполнение целевых программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, на обеспечение целевых мероприятий по развитию и совершенствованию системы ОМС, осуществляемых Федеральным фондом в централизованном порядке.

     Из  поступивших на основные счета территориального фонда средств части единого  социального налога, подлежащего  зачислению в территориальный фонд, страховых платежей на обязательное медицинское страхование неработающего  населения, а также иных поступлений,

     предусмотренных законодательством РФ, территориальный  фонд осуществляет:

  1. финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным среднедушевым нормативам для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС;
  2. оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам, застрахованным территориальным фондом ОМС (в случае осуществления обязательного медицинского страхования территориальным фондом);
  3. финансирование мероприятий по здравоохранению в рамках региональных целевых программ, утвержденных в установленном порядке, для медицинских учреждений, функционирующих в системе ОМС;
  4. формирование нормативного страхового запаса, предназначенного для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС на территории субъекта РФ;
  5. формирование средств, предназначенных для обеспечения им управленческих функций по нормативу, устанавливаемому исполнительным директором по согласованию с правлением территориального фонда в процентах к размеру всех поступивших средств без учета остатка финансовых средств на начало года.

     Страховые медицинские организации, имеющие  лицензию на проведение обязательного медицинского страхования используют поступившие от территориальных фондов средства ОМС на оплату медицинских услуг, формирование резервов, на оплату расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию по нормативам, установленным территориальным фондом.

     Медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие лицензию на право оказания определенных видов лечебно-профилактической помощи, используют поступившие средства в соответствии с заключенными договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта РФ.

      Движение  финансовых средств в системе  ОМС происходит следующим образом:

  1. Страхователь-работодатель перечисляет в фонды ОМС налоги в виде части единого социального налога от всех доходов, выплаченных в пользу работников, в размере 3,6%, в том числе: 0,2 - в Федеральный фонд ОМС, 3,4% - в территориальный фонд ОМС или единый сельскохозяйственный налог в тех же пропорциях. Страхователь неработающих граждан - орган исполнительной власти субъекта РФ или местная администрация перечисляет в территориальный фонд ОМС страховые платежи за неработающих граждан из средств бюджета.
  2. Территориальный фонд ОМС осуществляет финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным среднедушевым нормативам для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы.

     Страховая медицинская организация производит оплату медицинских услуг по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта РФ.

     Федеральный фонд ОМС направляет на выравнивание условий финансирования территориальных  программ ОМС субвенции территориальному фонду ОМС.

     Общие принципы финансового взаимодействия органов исполнительной власти, фондов ОМС, субъектов обязательного медицинского страхования приведены во Временном порядке финансового взаимодействия и расходования средств в системе ОМС граждан, утвержденном Федеральным фондом ОМС, Минздравом и Минфином России.

     Практика  внедрения ОМС в субъектах РФ показывает, что в настоящее время полного соответствия функционирующих территориальных систем ОМС требованиям законодательства кока не удается. На сегодняшний день можно назвать четыре варианта организации ОМС в различных субъектах Федерации.

                                                                                  Первый вариант в основном соответствует законодательной базе и наиболее полно учитывает основные принципы реализации государственной политики в области медицинского страхования. Средства от страхователей (предприятий и органов исполнительной власти) поступают на счет ТФОМС. Фонд аккумулирует собранные средства и по заключении договоров со СМО переводит этим организациям причитающиеся им доли на финансирование ОМС. СМО непосредственно работают с медицинскими учреждениями и населением. Наибольшие проблемы при такой организации ОМС возникают при заключении договоров на страхование населения.

Информация о работе Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи