Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:26, курсовая работа
Цель исследования – исследовать состояние мышечно-связочного аппарата стопы у детей младшего школьного возраста с нарушением психического развития. Задачи исследования:
1) Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2) Исследовать стопу детей младшего школьного возраста с нарушением психического развития.
3) Сравнить результаты исследования, с показателями детей не имеющие отклонения в состоянии здоровья.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..4
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...……………………………………..…..4
1.1.Физиологические особенности детей младшего школьного возраста………….......4
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста……………………………………….11
1.3.Формирование свода стопы у детей младшего школьного возраста……………...18
ГЛАВА II. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….23
2.1. Методика исследования……………………………………………………………23
2.2. Организация исследовния………………………………………………………….26
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………...27
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………………
На первом этапе (сентябрь, 2012 г.) изучались литературные источники, освещающие состояние проблемы исследования, определялось общее направление работы, формировалась и уточнялась цель, задачи и гипотеза исследования.
На втором этапе (октябрь, 2012 г.) определялось содержание исследования стоп у детей младшего школьного возраста с нарушением психического развития с помощью тестирования.
Третий этап (ноябрь, 2012 г.) был посвящен:
1. Организации педагогического эксперимента.
2. Аналитическое обобщение полученных данных.
На четвертом этапе (декабрь-январь, 2012-2013 г.) были обработаны полученные данные и оформлена курсовая работа.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проанализировав научно-методическую литературу, большинство авторов выделяют, что большое значение, здоровый образ жизни, приобретает для детей с нарушением развития, например снижением зрительной функции. Любая степень гипокинезии в детском возрасте отрицательно влияет на развитие сердечно-сосудистой, нервной системы, опорно-двигательного аппарата; снижает функциональные резервы организма, устойчивость к заболеваниям.
Педагогический эксперимент проводился с целью определить состояние мышечно-связочного аппарата стопы у детей младшего школьного возраста с нарушением психического развития
Для определения состояние мышечно - связочного аппарата стопы у детей были сформированы контрольная группа, дети не имеющие психических отклонении, и экспериментальная группа, дети с нарушением психического развития.
Методы исследования стоп контрольной и экспериментальной групп показали следующие результаты. Таблица 1.
Таблица 1.
Результаты исследования стоп.
Соматоскопия |
Плантография |
подометрии по Фридланду | ||||
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ | |
M |
1,80 |
2,10 |
1,90 |
2,20 |
28,00 |
27,90 |
m |
1,03 |
0,57 |
0,57 |
0,42 |
1,05 |
1,29 |
σ |
0,37 |
0,20 |
0,20 |
0,15 |
0,37 |
0,45 |
Как видно из таблицы 1, на момент исследования у детей из экспериментальной группы по результатам соматоскопии 1,88 балла, у детей из контрольной группы было выявлено 2,13 балла, по результатам плантографии 1,94 балла, у детей из контрольной группы было выявлено 2,19 балла, по результатам подометрии Фриланда 27,88 балла, у детей из контрольной группы было выявлено 28,00 балла, значимой разницы между контрольной и экспериментальной группой не наблюдается. Так же по результатам тестировании было выявлено, что у 40 % экспериментальной группы средний уровень нарушения связочно - мышечного аппарата стопы, у 50 % обследуемых, малая выраженность и у 10 % отсутствует нарушения. У контрольной группы 30 % средний уровень нарушения связочно - мышечного аппарата, у 40 % обследуемых, малая выраженность и у 30 % отсутствуют нарушения. Значимой разницы между контрольной и экспериментальной группой не наблюдается. Результаты исследовании указаны в приложении 1.
При определении тонуса мышц стоп, исследование контрольной и экспериментальной группы показали следующие результаты. Таблица 2.
Таблица 2.
Результаты исследования тонуса мышц.
Результаты исследования тонуса мышц | ||
контрольная группа |
экспериментальная группа | |
M |
2,00 |
1,20 |
m |
0,47 |
0,35 |
σ |
0,17 |
0,13 |
Как видно из таблицы 2, на момент исследования у детей из экспериментальной группы тонус мышц мышечно - связочного аппарата стопы 1,13 балла, низкий уровень, у детей из контрольной группы было выявлено 2,38 балла, средний уровень, различия имеют значимость. Результаты исследования указаны в приложении 2.
Состояние тонуса мышц в
контрольной и
Таблица 3.
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | |
Норм. |
90% |
10% |
1 |
10% |
50% |
2 |
- |
40% |
3 |
- |
- |
Рис.2. Состояние тонуса мышц контрольной группы.
По рисунку 2, видно, что у 90 % контрольной группы средний уровень и у 10% легкое снижение тонуса мышц. Это говорит о том что у большенства в контрольной группе, тонус мышц на среднем уровне.
Рис.3. Состояние тонуса мышц экспериментальной группы.
По рисунку 3, видно, что у 40 % экспериментальной группы понижение тонуса мышц среднего уровня, у 50% экспериментальной группы легкое понижение и у 10% без нарушений тонуса мышц. Это говорит о том, что тонус мышц стоп в эксперипментальной группе, в отличии от контрольной, значительно ниже. Отсюда можно предположить, что у детей с нарушением психического развития, на фоне слабого мышечного тонуса стоп, наблюдается нарушения опорно-двигательного аппрата.
Выводы
Соматоскопия: 2,13 балла;
Исследование тонуса мышц: 1,13 балла;
Подометрия по Фридланду: 27,88 балла;
Тестирование (плантография): 2,19 балла.
3. По результатам исследований можно сделать следующий вывод:
У детей экспериментальной группы по результатам соматоскопии выявлено 1,88 балла, у детей контрольной группы 2,13 балла, по результатам плантографии у детей экспериментальной группы выявлено 1,94 балла, у детей контрольной группы 2,19 балла, по результатам подометрии Фриланда у детей экспериментальной группы выявлено 27,88 балла, у детей контрольной группы 28,00 балла, значимой разницы между контрольной и экспериментальной группой не наблюдается. Так же по результатам тестировании было выявлено, что у 40 % экспериментальной группы средний уровень нарушения связочно - мышечного аппарата стопы, у 50 % обследуемых, малая выраженность и у 10 % отсутствует нарушения. У контрольной группы 30 % средний уровень нарушения связочно - мышечного аппарата, у 40 % обследуемых, малая выраженность и у 30 % отсутствуют нарушения. Значимой разницы между контрольной и экспериментальной группой не наблюдается.
По результатам исследования тонуса мышц было выявлено что у 90 % контрольной группы средний уровень и у 10% легкое снижение тонуса мышц. Это говорит о том что у большинства детей контрольной группы, тонус мышц на среднем уровне. А у у 40 % экспериментальной группы понижение тонуса мышц среднего уровня, у 50% экспериментальной группы легкое понижение и у 10% без нарушений тонуса мышц. Это говорит о том, что тонус мышц стоп в экспериментальной группе, в отличии от контрольной, значительно ниже. Отсюда можно предположить, что у детей с нарушением психического развития, на фоне слабого мышечного тонуса нижних конечностей, наблюдается нарушения опорно-двигательного аппарата.