Состояние мышечно-связочного аппарата стопы у детей младшего школьного возраста с нарушением психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – исследовать состояние мышечно-связочного аппарата стопы у детей младшего школьного возраста с нарушением психического развития. Задачи исследования:
1) Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2) Исследовать стопу детей младшего школьного возраста с нарушением психического развития.
3) Сравнить результаты исследования, с показателями детей не имеющие отклонения в состоянии здоровья.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..4
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...……………………………………..…..4
1.1.Физиологические особенности детей младшего школьного возраста………….......4
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста……………………………………….11
1.3.Формирование свода стопы у детей младшего школьного возраста……………...18
ГЛАВА II. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….23
2.1. Методика исследования……………………………………………………………23
2.2. Организация исследовния………………………………………………………….26
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………...27
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

aziza.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

Из-за непосильности предъявляемых  требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

Все эти особенности  психических процессов умственно  отсталых учащихся влияют на характер протекания их деятельности.

Психология деятельности глубоко изучена дефектологами. Отмечая несформированность навыков учебной деятельности, следует, прежде всего, отметить недоразвитие целенаправленности деятельности, а также трудности самостоятельного планирования собственной деятельности.

Умственно отсталые приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием.

Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей, а также в случаях, когда ведущими являются ближайшие мотивы деятельности ("лишь бы сделать"). Умственно отсталые не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение. Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности этих детей.

Таковы наиболее характерные  особенности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов  умственно отсталых.

Нарушения высшей нервной  деятельности, недоразвитие психических  процессов являются причиной ряда специфических  особенностей личности умственно отсталых. Психологи указывают, что, в отличие  от сверстников с нормальным интеллектом, умственно отсталых характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Снижена активность всей деятельности. Эти черты личности затрудняют формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные).[16]

1.3. Формирование свода стопы у детей младшего школьного возраста

Стопа является дистальным (дальним) сегментом нижней конечности, при стоянии и ходьбе выполняет  опорную или толчковую, рессорную, балансировочную функцию.

В обеспечении рессорной  функции кроме стопы участвуют  суставы, подвздошно – крестцовые сочленения, позвоночник и межпозвоночные диски. Снижение функции одной из названных структур повышает нагрузку на другие составные части рессорной системы. Например, при выраженном плоскостопии у детей увеличивается поясничный лордоз (лордотическая осанка), которой компенсаторно сохраняет рессорную функцию позвоночника. С точки зрения биомеханики здоровая стопа имеет функционально целесообразное анатомо – физиологическое строение и от её состояния зависят плавность, лёгкость ходьбы и экономичность энергозатрат.

Нормальная здоровая стопа имеет один поперечный и  два продольных свода. Поперечный свод стопы образован тремя клиновидными костями, кубовидной костью и основаниями плюсневых костей, которые принимают участие в образовании свода стопы, его выпуклая часть обращена кверху, вогнутая книзу. Поперечный свод расположен от подошвенной поверхности 1 – й плюсневой кости.

Продольные  своды. Внутренний(медиальный) свод образован таранной, ладьевидной, тремя клиновидными и первыми тремя плюсневыми костями. Расположен от подошвенной поверхности и пяточной кости до подошвенной поверхности 1 – й плюсневой кости. Высота свода составляет 5 – 7 см. внутренний продольный свод стопы выполняет рессорную функцию.

Наружный (латеральный) свод образован пяточной, кубовидной и двумя

Наружными плюсневыми костями. Расположен между подошвенными поверхностями  пяточной кости и 5 –й плюсневой  кости. Высота свода около 2 см. наружный продольный свод стопы выполняет  опорную функцию.

Стопу образуют кости, мелкие суставы и мышечно - связочный  аппарат. Основными мышцами, формирующими свод стопы, являются передняя и задняя большеберцовые мышцы, общий сгибатель пальцев и длинный сгибатель большого пальца.

Возрастные особенности  детской стопы по сравнению со взрослой стопой.

1.         Стопа более короткая.

2.         В пяточной области стопа сужена.

3.         Пальцы расходятся(у взрослого плотно налегают друг на друга)

4.         На подошве сильно развита подошвенная клетчатка, заполняющая внутренний свод стопы.

5.         Объём движений детской стопы больше вследствие большей эластичности мышечно – связочного аппарата. В и.п. стоя разгибание стопы составляет 15 – 25 градусов, сгибание – 45 – 50 градусов, отведение и приведение – по 12 градусов, пронация (вращение стопы, при котором внутренний край опускается, а наружный поднимается) и супинация (вращение стопы, при котором наружный край опускается, а внутренний поднимается) в пределах 13 градусов.

У детей, особенно новорождённых, отмечается большая подвижность  в стороны тыльной поверхности  стопы, у взрослых уже большая подвижность в сторону подошвенной поверхности.

6.         Стопа ребёнка, особенно первого года жизни, имеет более выраженное супинаторное положение. При ходьбе дети часто ставят ногу не на всю подошвенную поверхность, а на её наружный край. С возрастом отмечается пронация стопы.

7.         Детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам (прыжкам, соскокам). При указанных нагрузках свод стопы несколько уплощается после нагрузки, под действием активного сокращения мышц возвращается в исходное положение. У ослабленных, физически плохо развитых детей связки и мышцы стопы систематически перенапрягаются, растягиваются и теряют пружинящие свойства, поэтому бег, прыжки, подскоки противопоказаны, так как стопа расплющивается, опускается её внутренний свод и развивается плоскостопие.

Плоскостопие – это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода, в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы.

Плоскостопие достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.

При плоскостопии, в результате снижения высоты свода стопы и некоторого отклонения ее кнаружи теряется способность стопы противостоять нагрузкам, то есть нарушается ее рессорная функция.

Если ребенок стоит, то область внутреннего свода  касается поверхности опоры и  на него падает общий вес тела. Расположенные на уровне свода мышцы, сосуды, нервы растягиваются, вследствие чего возникают неприятные ощущения в стопах и мышцах голени: чувство усталости, онемения и даже боли.

Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо  переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.

При движении ударяя стоп о поверхность земли передаются вверх почти без изменений  и, достигая головного мозга, приводят к его микротравмам. Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли; они часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются. Общий результат всего этого - нарушение сна.

Наиболее распространено продольное плоскостопие, которое составляет более 55% всех деформаций стопы. Поперечное плоскостопие встречается реже и  у детей является следствием относительной слабости и недостаточности мышечно – связочного аппарата стопы и голени.

По происхождению различают  врождённое и приобретённое плоскостопие. В свою очередь, приобретённое плоскостопие бывает рахитическим, паралитическим, травматическим и статическим.

Врождённое  плоскостопие. Врождённая деформация стопы встречается у 3 % детей. Причины: аномалии развития эмбриона, недоразвитие или отсутствие малоберцовых мышц и т.д. Одним из ранних клинических признаков плоскостопия можно считать отклонение пятки кнаружи, так как врождённое плоскостопие часто сочетается с вальгусной деформацией стопы. Последними исследованиями учёных доказано: утверждение, что человек рождается плоскостопым и лишь впоследствии формируется свод стопы, оказалось несостоятельным. В результате исследования сводов стопы у эмбрионов, плодов и детей грудного и раннего возраста были сделаны следующие выводы: признаки формирования сводчатости стопы выявляются у эмбрионов в 9 – 10 недель; значительное увеличение угла свода стопы происходит в 17 – 20 недель; величина свода стопы у плода превышает подобные значения у детей грудного и раннего возраста. Преобладание повышенного тонуса мышц сгибателей у плодов до рождения играет определённую роль в значительной выраженности сводов стопы на этом этапе развития; - у детей раннего возраста несформированный мягкий свод стопы симулирует плоскостопие при плантографии. Заполнение подсводного пространства жировой клетчаткой увеличивает площадь опоры конечностей, что является важным элементом перехода ребёнка из горизонтального в вертикальное положение; - и у мальчиков, и у девочек в 2 – 3 года отмечено физиологическое снижение сводчатости стопы, стабилизация которой выявлена в возрасте 4,5 – 5 лет.

Таким образом, до 4,5 – 5 –летнего возраста у большинства детей  отмечается функциональное плоскостопие. У детей старше указанного возраста наличие плоской стопы в сочетании с отклонением пятки внутрь или наружу является патологией, и имеет серьезные последствия.

Дети  с нарушением интеллекта такие же полноправные граждане и достойны большого внимания. Вопросы, касающиеся их здоровья не менее важны.[15]

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

2.1. Методика  исследования

2.1.1. Анализ научно-методической литературы:

Анализ научно методической литературы позволил сформулировать цель, определить задачи и гипотезу исследования, выявить средства и методы для исследования стопы у детей младшего школьного возраста с нарушением психического развития.  Было использовано 16 литературных источников.

2.1.2.Соматоскопия:

При наружном осмотре программа исследования физического развития включает: оценку развития мускулатуры, степени жироотложения и костной системы, определение формы позвоночника и грудной клетки, ног и стоп. Описательные признаки оцениваются по трехбалльной системе: 1, 2, 3, или «малая», «средняя», «большая» выраженность признака. Мышечная система оценивается по степени ее развития, выраженности рельефа отдельных мышечных групп и их упругости (тонус). «Малая» – когда рельеф мускулов слабо выражен, «большая» – ясно выражен, «средняя» – промежуточная между этими двумя оценками.

Стопы, как правило, имеют  нормальную форму, но могут быть уплощенными  и плоскими. Плоскостопием называют деформацию стопы, обусловленную уплощением ее сводов. Различают 5 видов плоскостопия: паралитическое, рахитическое, травматическое и статическое. Первые четыре вида плоскостопия встречаются редко. О причинах развития этих видов плоскостопия говорят сами названия. Все дети до 3 – 4 лет, как правило, имеют уплощенную стопу. Часто встречается статическое плоскостопие, причинами которого считают хроническую перегрузку стоп, слабое развитие мышц сводов, и пользование обувью, не отвечающей гигиеническим требованиям.

Для проведения саматоскопии пациент становится коленями на стул спиной к окну, стопы отвисают от стула, мышцы ног расслаблены, в такой позе плоскостопие хорошо диагностируется.

2.1.3.Исследование  тонуса мышц стопы

Мышечный  тонус - это степень упругости  мышц и то сопротивление. Мышечный тонус может быть нормальным, повышенным или пониженным.

При оценке мышечного тонуса  необходимо, взяв стопу больного в свои руки, произвести пальпацию мышцы. Тонус мышц оценивается по 3 бальной системе.

Повышенный  тонус:

3 балла  – деревянистой плотности; 

2 балла  – палец продавливается на 3-4 мм;

1 балл – легкое повышение плотности мышц.

Пониженный  тонус:

3 балла  – желеобразность;

2 балла  – продавливается до кости;

1 балл  – легкое понижение тонуса  мышц.

2.1.4. Метод подометрии по Фридланду.

Метод подометрии по Фридланду – это, вычисление отношения  в процентах высоты стопы к ее длине. Высота свода стопы, выраженная в миллиметрах, умножается на показатель 100, затем полученную величину необходимо разделить на длину стопы, измеренную от кончика большого пальца до наиболее выступающей задней части пятки, также выраженную в миллиметрах. Нормальный подометрический индекс по Фридланду составляет от 29 до 31. Индекс, равный 27–29, свидетельствует о снижении свода стопы.

2.1.5.Тестирование (плантография):

Плантография — это  метод получения графического «отпечатка»  подошвенной по-верхности стопы на бумаге. Отпечаток получают на специальном устройстве — плантографе, представляющем собой рамку, затянутую резиновой мембраной. Перед каждым измерением нижняя поверхность мембраны смазывается типографской краской. Затем под мембрану подкладывается лист бумаги, пациент встаёт на мембрану, а врач очерчивает специальным «шпателем» периметр стопы.

На получаемом отпечатке вручную соединяют определённые реперные точки и рассчитывают показатели, количественно характеризующие состояние стоп пациента. Степень изменений при плоскостопии оценивается по величине соотношения нагружаемой и ненагружаемой частей стопы (от 0 до 1 – нормальные показатели; от 1,1 до 2 – некоторое уплощение свода стопы; более 2 – клиника плоскостопия).

2.1.6. Педагогический эксперимент:

Педагогический эксперимент проводился с целью исследования стоп у детей младшего школьного возраста с нарушением психического развития.

Для его проведения были исследованы 20 детей младшего школьного возраста.

2.1.7. Математическая обработка полученных данных:

Статистические данные, которые были получены в ходе анализа педагогического тестирования контрольной и экспериментальной  групп, обрабатывалась  с использованием  персонального компьютера с помощью программы EXEL.

При обработке данных определили следующие статистические показатели: среднее значение (М), среднеквадратическая ошибка (σ ±), стандартное отклонение (m ±).

 2.2. Организация исследования

Для решения поставленных задач было организовано исследование, которое проходило в четыре этапа.

Информация о работе Состояние мышечно-связочного аппарата стопы у детей младшего школьного возраста с нарушением психического развития