Состояние мышечно-связочного аппарата стопы у детей младшего школьного возраста с нарушением психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – исследовать состояние мышечно-связочного аппарата стопы у детей младшего школьного возраста с нарушением психического развития. Задачи исследования:
1) Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2) Исследовать стопу детей младшего школьного возраста с нарушением психического развития.
3) Сравнить результаты исследования, с показателями детей не имеющие отклонения в состоянии здоровья.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..4
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...……………………………………..…..4
1.1.Физиологические особенности детей младшего школьного возраста………….......4
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста……………………………………….11
1.3.Формирование свода стопы у детей младшего школьного возраста……………...18
ГЛАВА II. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….23
2.1. Методика исследования……………………………………………………………23
2.2. Организация исследовния………………………………………………………….26
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………...27
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

aziza.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

 

                                   Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..4

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...……………………………………..…..4

1.1.Физиологические особенности детей младшего школьного возраста………….......4

1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………………….11

1.3.Формирование свода стопы  у детей младшего школьного возраста……………...18

ГЛАВА II. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….23

2.1.    Методика исследования……………………………………………………………23

2.2.    Организация  исследовния………………………………………………………….26

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………...27

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………………

БИБЛИОГРАФИЯ 

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Интеграция в общество детей с нарушениями интеллекта не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте - основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии.

В Российской Федерации, по данным Государственного доклада  о положении детей, наблюдается  большой рост детей в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего  вида, а также в специальных  группах ДОУ общего вида. В 1992 году в этих учреждениях было 152 тыс. детей, в 2003 году - 382,5 тыс. детей.

Современный уровень  знаний о состоянии стопы у  детей требует новых представлении  закономерностей от самато типа и возраста, что является актуальной задачей на сегодняшний день, решение которой имеет не только теоретической, но и практическое значение.

Объект исследования - процесс формирования мышечно-связочного аппарата стопы, детей младшего школьного возраста с нарушением психического развития.

Предмет исследования - методика исследования мышечно-связочного аппарата стопы, детей младшего школьного возраста с нарушением психического развития.

Цель исследования  – исследовать состояние мышечно-связочного аппарата стопы у детей младшего школьного возраста с нарушением психического развития.

Гипотеза - предполагается что у детей с нарушением психического развития, на фоне слабого мышечного тонуса, имеются отклонения в состоянии опорно двигательного аппарата.

Задачи исследования:

1) Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.

2) Исследовать стопу детей младшего школьного возраста с нарушением психического развития.

 3) Сравнить результаты исследования, с показателями детей не имеющие отклонения в состоянии здоровья.

Методы исследования:

  1. Анализ научно методической литературы.
  2. Соматоскопия (осмотр).
  3. Исследование мышечного тонуса стопы.
  4. Тестирование. (плантография)
  5. Педагогический эксперимент.
  6. Математико-статестическая обработка данных.

Практическая значимость. Результаты исследования позволят определить состояние мышечно-связочного аппарата стопы у детей младшего школьного возраста с нарушением психического развития.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех  глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 35 страницах, включает 3 рисунка, 2 таблицы и 2 приложения. Библиографический список насчитывает 16 источников.

 

 

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. Остановимся на анатомо-физиологических и психологических особенностях детей 7-10 лет, т.е. детей, отнесенных к группе младшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 12-13 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг.

Заметно увеличивается  окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь  в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста.

Однако функция дыхания  остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника  относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого). Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию).

В тесной связи с дыхательной  системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию  уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого человека: 4 кг на 1 кг общего веса тела. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин.). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека.

Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм. рт.ст., к 9-10 годам - 105/70 мм рт.ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями.[2]

Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы  спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что  приводит к нарушению осанки. Мышцы  туловища очень слабо фиксируют  позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.

Чаще всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей в младшем школьном возрасте оказывается больше, чем  сила левой стороны туловища и  левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детей асимметричность бывает очень резкой.

К 8-9 годам заканчивается  анатомическое формирование структуры  головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития. В этом возрасте постепенно формируются основные типы "замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга", лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей (типы: лабильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.).

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее  те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых  связана с поступлением в школу. Из "натуральных", по Л. С. Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать "культурными", т. е превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредствованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. В чем же состоят наиболее важные изменения, которые за период младшего школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, речью и мышлением ребенка?

До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления  об известных объектах или событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Дошкольники, например, испытывают трудности, пытаясь представить промежуточные положения падающей палочки между вертикальным и горизонтальным ее положением.

Продуктивные образы-представления  результата новой комбинации некоторых  элементов появляются у детей после 7-8 летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе.[6]

Внимание в младшем  школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в  начальных классах, сильным и  конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов и центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки "детскости". Свой наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка.

В школьные годы продолжается развитие памяти. А.А. Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришел к следующим выводам:

1. с 6 до 14 лет у детей  активно развивается механическая  память на не связанные логически  единицы информации;

2. вопреки распространенному  мнению о существовании увеличивающегося  с возрастом преимущества запоминания  осмысленного материала фактически  обнаруживается обратное соотношение:  чем старше становится младший  школьник, тем меньше у него  преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. Это, по-видимому, связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, и едет к одновременному улучшению всех видов памяти у ребенка, и прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой.

В целом память детей  младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредствованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

Если однако детей  младшего школьного возраста с первых лет обучения в школе специально учить мнемическим приемам, то это; существенно повышает продуктивность их логической памяти. Незнание этих приемов, неумение ими пользоваться на практике является, вероятно, основной причиной слабости произвольной памяти у многих детей данного возраста.

Обучение детей мнемическим  действиям должно проходить через  два этапа. На первом из них детям  необходимо овладеть мыслительными  операциями, нужными для запоминания  и воспроизведения материала, а на втором - научиться пользоваться ими как средствами запоминания в различных ситуациях. В норме это должно произойти еще в старшем дошкольном возрасте, однако можно начать и в основном завершить этот процесс в младших классах школы.

Активному развитию памяти детей в первые школьные годы способствует решение специальных мнемических задач, которые возникают перед детьми в соответствующих видах деятельности.[12]

Младший школьный возраст  содержит в себе значительный потенциал  умственного развития детей, но точно  определить его пока что не представляется возможным. Различные решения этого вопроса, предлагаемые учеными-педагогами и практиками-преподавателями, почти всегда связаны с опытом применения определенных методов обучения и диагностики возможностей ребенка, и нельзя заранее сказать, в состоянии или не в состоянии-будут дети усваивать более сложную программу, если использовать совершенные средства обучения и способы диагностики обучаемости. Те данные которые представлены далее, не следует рассматривать как нормативные. Они скорее указывают на то, чего может добиться нормальный ребенок при не самых лучших методах и средствах обучения, при ныне действующих учебных программах, не всегда учитывающих возможности детей.

Информация о работе Состояние мышечно-связочного аппарата стопы у детей младшего школьного возраста с нарушением психического развития