Шпаргалка по дисциплине "Спортивная медицина"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 14:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Спортивная медицина".

Файлы: 1 файл

Спорт медна2.docx

— 386.94 Кб (Скачать)

Вторую, наибольшую, группу составляют причины, связанные с занятиями спортом. Эту группу можно разделить на 2 подгруппы. К первой относятся причины, зависящие от неправильной организации тренировочного процесса, нерационального использования средств и методов тренировки, от отсутствия или недостаточной индивидуализации степени физической нагрузки на тренировках, что приводит к перегрузке и перенапряжению отдельных систем и органов.

Однако заболевания у спортсменов могут возникать и при правильной организации и методике тренировки, но при определенных условиях.

Причин, могущих вызвать заболевания у спортсменов, в первой подгруппе много. Они зависят от неправильных действий как спортсмена, так и тренера. К неправильным действиям спортсмена нужно прежде всего отнести нарушение предписаний тренера и врача в отношении режима. Современная тренировка требует от спортсмена строгого и неуклонного выполнения как режима тренировочного процесса, так и режима отдыха, регулярного, полноценного и достаточного питания и т. д. Любые нарушения режима, особенно при тренировках с повышенными нагрузками, могут быть причиной возникновения болезней.

Уместно обратить внимание на режим спортсмена при выходе из спорта. Этот вопрос, к сожалению, совершенно не разработай, хотя он представляет большой интерес, так как нередко резкое прекращение спортивной тренировки вызывает различные неблагоприятные изменения в организме.

Роль занятий физической культурой в жизни человека

Значение физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего состояния человека трудно преувеличить. С малых лет родители, педагоги, средства массовой информации - радио и телевидение - внушают ребенку уникальную полезность физической активности и побуждают детей активно заниматься спортом. В этом возрасте занятия спортом проходят как правило под наблюдением опытных тренеров и специалистов, следящий за правильным и гармоничным развитием растущего организма. В школьном возрасте эту роль в основном выполняют учителя физической культуры в школе.

К 16-ти годам самосознание человека достаточно сформировывается. Именно с этого момента игровой характер занятия спортом превращается в серьезное и полное осознание индивида всей полезности и радости, которую приносят ему физические упражнения. Он осознает, что ловкость, гибкость и изящество прекрасны, а они так же, как энергичность и сила, развиваются в результате занятий спортом.

Кроме того, есть еще один положительный аспект : спорт помогает встретится с интересными людьми, налаживать дружеские взаимоотношения, испытывать радость общения и чувствовать себя раскованным и обновленным. Вместе с этим приходит и необходимость самостоятельной оценки своих физических возможностей и, в соответствии с этим, реально рассчитывать свои силы.

Хотелось бы еще упомянуть, что физические нагрузки, активное движение очень благотворно сказываются на успехах в умственном труде, что отнюдь не лишнее для учащихся, студентов, рабочих и служащих, и даже пенсионерам.

Человеку, хоть раз испытавшему заряд энергии и бодрости, приливающих к телу после физической активности, очень трудно в дальнейшем себя этого лишить (естественно, если в борьбу не вступает такой отрицательный фактор, как лень) . Поэтому и в 20, и в 30, и в 50, и даже в 70 лет человек стремится к спорту. Естественно, 60-летний человек не сможет так же быстро и долго бегать трусцой, как он это делал в 20 лет. А если в 20 он этого вообще не делал? Здесь можно употребить достаточно избитую фразу : "Лучше поздно, чем никогда! ".Заниматься спортом можно начать в любом возрасте, только делать это надо с умом и с расчетом. Наверняка у пожилого человека найдется с десяток различных заболеваний. Поэтому общепринятые упражнения и нагрузки (они даются на среднего здорового человека) будут не приемлемы.

Занятия физической культурой - это прежде всего профилактика различных заболеваний и в первую очередь гипертонии и ишемической болезни сердца. Эти болезни требуют длительного лечения. Но, увы, оно не всегда ведет к выздоровлению. Значительно большой эффект дает их профилактика.

Для того, чтобы добиться профилактического эффекта, необходимо заниматься физической культурой не менее 2-х раз в неделю по 30 минут с высокой интенсивностью, подходящей именно для конкретного возраста занимающегося, при условии, что в выполнении упражнений будут участвовать не менее 23 мышц всего тела. Для предупреждения болезней опорно-двигательного аппарата ( позвоночника, суставов ) следует делать гимнастические упражнения, которые выполняются с участием всех суставов да еще с большей амплитудой.

Роль профессора К. М.Саркизова-Серазини в становлении отечественной медицины

И.М. Саркизов-Серазини советский учёный, один из основоположников лечебной физкультуры и спортивной медицины в СССР, доктор медицинских наук (1938),профессор (1946), заслуженный деятель науки РСФСР (1957). Окончил медицинский факультет Московского университета (1922). С 1923 работал в институте физкультуры в Москве (ныне Государственный центральный институт физической культуры), в 1944—1964 заведующий кафедрой лечебной физкультуры и спортивного массажа.

Основные труды по методике лечебной физкультуры, спортивному массажу, вопросам курортологии, физиотерапии, климатологии и климатотерапии, закаливания и борьбы с преждевременной старостью. Автор учебных пособий для институтов физкультуры (в том числе «Основ закаливания»), выступал как беллетрист. В 1960 передал в дар государству коллекцию картин известных русских художников19 в. (около 100 полотен) и библиотеку (около 10 тыс. книг и рукописей).

Иван Михайлович не был коммунистом, но правительство Советского Союза объективно высоко оценило его успехи в научно-педагогической и общественной деятельности как заслуженного деятеля науки, профессора, наградив его двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, «Красная Звезда», «Знак Почета» и тремя медалями. Кроме того, он был награжден знаком «Отличник здравоохранения», почетными грамотами Наркомздрава СССР, Управления эвакогоспиталей, Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР и других организаций.

Профессор И. М. Саркизов-Серазини, сочетавший большую научно-педагогическую и общественную работу, отдавший все свои знания и опыт народу, может служить примером настоящего русского ученого. Любовь к людям, исключительная жизнерадостность, большое трудолюбие – вот качества, которые красной нитью прошли через всю его жизнь.

Скелет туловища: анатомические особенности костей туловища, виды соединения костей

Скелет (от греч. skeletos — высохший, высушенный) представляет собой комплекс костей, выполняющих множество функций: опорную, защитную, локомоторную, формообразующую, преодоления силы тяжести. Общая масса скелета — от 1/7 до 1/5 массы тела человека. В состав скелета человека входит более 200 костей, 33-34 кости скелета не парные. Это позвонки, крестец, копчик, некоторые кости черепа и грудина, остальные кости парные. Скелет условно подразделяют на две части: осевой и добавочный. К осевому скелету относится позвоночный столб (26 костей), череп (29 костей), грудная клетка (25 костей); к добавочному — кости верхних (64) и нижних (62) конечностей.

Кости скелета являются рычагами, приводимыми в движение мышцами. В результате этого части тела изменяют положение по отношению друг к другу и передвигают тело в пространстве. К костям прикрепляются связки, мышцы, сухожилия, фасции, являющиеся элементами мягкого остова или мягкого скелета, который также принимает участие в удержании органов возле костей, образующих твердый (жесткий) скелет. Скелет образует вместилище для органов, защищая их от внешних воздействий: в полости черепа расположен головной мозг, в позвоночном канале — спинной мозг, в грудной клетке — сердце, крупные сосуды, легкие, пищевод и др., в полости таза — мочеполовые органы.

Соединения между костями черепа неподвижны и прочны благодаря плотному вхождению зубцов одной кости в выемки другой. Эти соединения называют швами. Напротив, суставы — соединения подвижные. Например, сустав между бедренной костью и костями таза, между плечевой костью и лопаткой напоминают по форме шаровой шарнир. Их называют шаровыми суставами. Такая форма делает совершенно свободными движения вперед и назад, достаточно широкие движения в стороны, вращение внутрь и наружу.

Спортивный травматизм. Оказание первой медицинской помощи

Классификация спортивных травм бывает разной, поэтому рассмотрим несколько вариантов. Спортивные травмы делятся на:

  • Первичные. Такие повреждения возникают внезапно, причиной может стать механическое воздействие, неосторожность и пр. к ним относятся ушибы, растяжения, переломы, разрывы связок, травмы глаз, черепно-мозговые травмы;
  • Вызванные перегрузками. Чаще всего повреждения такого вида встречаются у детей, если они слишком много перегружают кости и мышцы. Это опасно тем, что может негативно повлиять на развитие костной системы. Среди таких повреждений встречаются спортивные травмы локтя (теннис), плеча (плаванье, бросание мяча), голени (бег), колена и позвоночника (гимнастика, тяжелая атлетика, борьба, футбол) ;
  • Повторные. Полная реабилитация после спортивных травм поможет избежать их повторения. Если же спортсмен не полностью восстановился, то он будет нагружать не только место повреждения, но и заставлять организм работать сильнее, компенсируя свою слабость, что повысит риск получения другой травмы. Также снизить риск повторного повреждения поможет хорошая разминка и отдых между нагрузками.

Объем первой помощи определяется характером и локализацией повреждений. Наиболее частыми травмами головы являются ушибы, сотрясение мозга, переломы костей носа и нижней челюсти, рассечение кожи в области надбровной дуги. При ушибах лица происходит кровоизлияние в подкожную клетчатку скуловой дуги, отмечается отек одной или обеих половин лица и окологлазничной клетчатки. Для ушиба характерны выраженная локальная болезненность, кровоизлияние под кожей. При оказании первой помощи к месту ушиба следует приложить холод (пузырь со льдом), сделать орошение хлорэтилом или анальгетиком (миоспреем), наложить давящую повязку. При ссадинах следует обработать перекисью. При переломах обеспечить неподвижность конечности до приезда врача. При кровотечении пережать конечность, но не более 2ух часов.

Средства реабилитации спортсменов.

При лечении травм и заболеваний, снятии утомления и восстановлении трудоспособности, а также для предупреждения возникновения ряда предпатологических (и патологических) изменений в тканях ОДА у спортсменов, артистов балета и цирка, у рабочих различных специальностей широко применяются массаж, физио- и гидротерапия, ЛФК, мануальная терапия, мази, оксигенотерапия, тейпы, упражнения на растягивание и др.

Для эффективного применения средств реабилитации необходимо знать механизмы их воздействия на функциональные системы и ткани организма больного, а у спортсменов, кроме того, — функциональное состояние, вид спорта, возраст и пол.

Практика и клинические исследования показали, что этиопатогенез травм и заболеваний ОДА у спортсменов, артистов балета и цирка, а также у рабочих различных специальностей протекает аналогично.

Исследования также показали, что раннее применение физио- и гидротерапии, мазей, оксигенотерапии, различных видов массажа, тейпов, ЛФК в комплексной системе реабилитации способствует более быстрой регенерации травмированных тканей, уменьшению (ликвидации) боли, отека, ускорению метаболизма тканей, восстановлению трудоспособности (работоспособности) и снижению периода нетрудоспособности (а у спортсменов — работоспособности) и т. д.

 

Содержание газов во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе неодинаково. Во вдыхаемом воздухе содержится почти 21% кислорода, около 79% азота, примерно 0,03% углекислого газа, небольшое количество водяных паров и инертных газов. В выдыхаемом — 16% кислорода, 4% углекислого газа, увеличивается содержание паров, количество азота и инертных газов остается неизменным.

Строение и функции дыхательной системы, регуляции дыхания, газообмен в легких и тканях.

Основные функции — дыхание, газообмен.

Кроме того, дыхательная система участвует в таких важных функциях, как терморегуляция, голосообразование, обоняние, увлажнение вдыхаемого воздуха. Лёгочная ткань также играет важную роль в таких процессах, как: синтез гормонов, водно-солевой и липидный обмен. В обильно развитой сосудистой системе лёгких происходит депонирование крови. Дыхательная система также обеспечивает механическую и иммунную защиту от факторов внешней среды.

Кровь, которая течет к легким от сердца (венозная), содержит мало кислорода и много углекислого газа; воздух в альвеолах, наоборот, содержит много кислорода и меньше углекислого газа. Вследствие этого через стенки альвеол и капилляров происходит двусторонняя диффузия —. кислород переходит в кровь, а углекислый газ поступает из крови в альвеолы. В крови кислород проникает в эритроциты и соединяется с гемоглобином. Кровь, насыщенная кислородом, становится артериальной и по легочным венам поступает в левое предсердие.

У человека обмен газами завершается в несколько секунд, пока кровь проходит через альвеолы легких. Это возможно благодаря огромной поверхности легких, сообщающейся с внешней средой. Общая поверхность альвеол составляет свыше 90 м3.

Обмен газов в тканях осуществляется в капиллярах. Через их тонкие стенки кислород поступает из крови в тканевую жидкость и затем в клетки, а углекислота из тканей переходит в кровь. Концентрация кислорода в крови больше, чем в клетках, поэтому он легко диффундирует в них.

Концентрация углекислого газа в тканях, где он собирается, выше, чем в крови. Поэтому он переходит в кровь, где связывается химическими соединениями плазмы и отчасти с гемоглобином, транспортируется кровью в легкие и выделяется в атмосферу.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Спортивная медицина"