Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 14:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Спортивная медицина".
Реактивность организма — одна из важных сторон сформировавшегося в процессе эволюции приспособления к внешней среде. От реактивности следует отличать резистентность, под которой понимают устойчивость организма к действию патогенных факторов. Реактивность и резистентность, отражающие основные свойства живого организма, взаимосвязаны. Изменение реактивности ведет к изменению резистентности, но они не всегда однонаправленны, т. е. реактивность может уменьшаться, а резистентность при этом увеличиваться. Сопротивляемость организма воздействию болезнетворных агентов обусловлена его реактивностью. От последней зависят вероятность заболевания человека при попадании в организм инфекционного агента, тяжесть течения у него болезни, наличие осложнений, быстрота выздоровления. Важнейшую роль в реактивности играет состояние высших отделов нервной системы.
Возможные нарушения деятельности желез внутренней секреции, их причины и меры профилактики
К железам внутренней секреции относятся гипофиз, щитовиднаая железа, надпочечник и др. железы.
Гипогонадизм(мужской) - недоразвитие половых желез и половых органов
Причина: возникает при снижении функций половых желез, недостаточная функция гипофиза
Профилактика: заместительная терапия препаратами тестостерона, лечебная физкультура
Гипотиреоз(миксидема) - характеризуется снижением функции щитовидной железы
Причина: поражение ткани щитовидной железы, нарушение функции органов и систем, участвующих в регуляции жизнедеятельности щитовидной железы
Профилактика - витамины А, С, группы В, лечение анемии
Тетиния - снижение функции околощитовидных желез
Причина: понижение кальция в крови и повышение нервно-мышечной возбудимости
Восстановление спортивной работоспособности спортсменов
Под восстановлением понимают возвращение состояния организма к исходному физиологическому статусу или исходному гомеостазу.
В спортивной медицине выделяют следующие виды восстановления:
• текущее - во время выполнения физической нагрузки (тренировки);
• срочное - после окончания тренировочных занятий;
• отставленное - в течение часов или нескольких суток после тренировки.
Сформулировано пять основных принципов восстановительного лечения, позволяющего спортсменам приступить к тренировкам в кратчайшие сроки без ущерба для здоровья.
1. Принцип ургентности (срочности) заключается в экстренном оказании первой помощи, проведении лечебно-диагностических мероприятий, квалифицированном решении экспертных вопросов, возможности продолжать тренировочные занятия или выступления на соревнованиях, а также в срочной госпитализации (по показаниям) спортсмена.
2. Принцип этапности заключается в использовании лечебных средств в соответствии с фазой и стадией заболевания или травматической болезни. Соблюдение этапности в восстановительном лечении сводится к тому, что каждый спортсмен должен в обязательном порядке пройти три этапа: этап медицинской реабилитации, этап спортивной реабилитации и этап спортивной тренировки.
3. Принцип комплексности и системности заключается в использо - вании патогенетически обоснованных медико-биологических и педагогических средств восстановления (медикаментозное лечение, психокоррекция, средства лечебной физической культуры - ЛФК, методы физиотерапии), направленно воздействующих на нормализацию функциональных систем организма спортсмена.
4. Принцип индивидуализации и адекватности состоит в подборе восстановительных средств конкретно для каждого спортсмена с учетом характера заболевания или травмы, сроков, прошедших с момента их возникновения, а также возраста, квалификации, пола и личностных особенностей спортсмена.
5. Принцип дозированности заключается в предъявлении спортсмену физической нагрузки строго определенного объема и интенсивности.
Врачебный контроль на соревнованиях
Соревнования предъявляют к организму спортсмена предельные требования. Поэтому медицинское обеспечение соревнований, имеющее своей целью сохранение здоровья спортсменов, предупреждение травм и заболеваний, создание наиболее благоприятных условий для достижения спортивного результата, имеет очень большое значение и является в нашей стране обязательным.
Тренер наряду с врачом несет прямую ответственность за сохранение здоровья спортсменов в условиях соревнований. Поэтому он должен хорошо знать вопросы организации и содержания медицинского обеспечения соревнований, активно помогать медицинскому персоналу, немедленно принимать меры в тех случаях нарушений правил и условий соревнований, которые грозят здоровью спортсменов, при заболевании или травме немедленно направить пострадавшего к врачу, вместе с ним решить вопрос о возможности продолжения соревнования, уметь оказать пострадавшему первую доврачебную помощь.
Врачебный контроль на тренировках
Наблюдения врача в ходе учебно-тренировочных занятий непосредственно в спортивном зале, на площадке и других местах занятий физкультурой и спортом имеют очень большое значение. Доктор может дать существенные указания преподавателю физкультуры о характере физической нагрузки как для всей группы, так и для отдельных лиц, занимающихся физическими упражнениями. Такая нагрузка может быть чрезмерной, не соответствующей силам и подготовленности физкультурников и спортсменов. В результате наблюдения Доктор может выявить признаки переутомления и своевременно предупредить его вредные последствия .
Осуществляя врачебно-педагогический контроль в процессе занятий спортом, Доктор может оказать помощь тренеру в том случае, если он сам достаточно знаком с основами спортивной тренировки, физиологическими особенностями данного вида спорта, принципами обучения, нормами нагрузок в зависимости от возраста и пола. Такой Доктор будет пользоваться уважением у тренера и всегда найдет общий с ним язык. Только систематически наблюдая за спортсменами на занятиях, во время тренировок и соревнований, Доктор может получить полное представление о постановке учебной работы в физкультурном коллективе и о каждом отдельном спортсмене.
Важнейшей задачей врачебно-педагогического контроля является оказание помощи преподавателям и тренерам в постановке учебно-тренировочного процесса. Анализируя и обобщая свои наблюдения, Доктор может помочь тренеру полнее раскрыть функциональные возможности отдельных спортсменов и подсказать наиболее верные и быстрые пути и средства для повышения их спортивно-технических результатов. Для решения этих вопросов врачу необходимо:
Принципиальным положением врачебного контроля является то, что к спортивной тренировке должны допускаться только абсолютно здоровые дети. Тренеру следует знать, что многие отклонения в состоянии здоровья, не сказывающиеся на работоспособности при обычных занятиях по физическому воспитанию, могут ограничивать показания или служить противопоказанием к занятиям спортом. Большое внимание необходимо уделять выявлению и лечению очагов хронической инфекции у юных спортсменов. Очаги хронической инфекции (кариозные зубы, хронический тонзиллит и др.) нередко являются причиной нарушений сердечного ритма, сосудистых дистоний, перенапряжения и перетренировки. Важно, чтобы очаги хронической инфекции были ликвидированы до интенсивных занятий спортом, иначе они могут быть причиной различных осложнений со стороны сердца, почек и других органов.
Медицинское обследование юных спортсменов проводится в соответствии с методикой, принятой в отечественной спортивной медицине для взрослых спортсменов.
Вторичные факторы риска заболеваний человека
По своей природе, происхождению факторы риска бывают первичные, вторичные, третичные и т.д. К категории первичных факторов риска относят такие, которые обычно действуют первично, являясь причиной заболевания.
Выделяют также различные патологические состояния, которые сами по себе являются заболеваниями и имеют свои первичные факторы риска. Они являются вторичными факторами по отношению к различным заболеваниям, например, артериальная гипертония является вторичным фактором для атеросклероза, ишемической болезни сердца.
В табл. 9 приведены данные ВОЗ о первичных и вторичных больших факторах в риска здоровью (с учетом их “рейтинга”).
Выделительная система человека, ее функция в профилактике заболеваний
Выделительная система – совокупность органов выделения, участвующих в удалении из организма конечных продуктов обмена веществ, избытка воды, солей, органических соединений и ядовитых веществ.
В выделительную систему входят почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, обеспечивающие мочевыделение. Кроме этого, в функции выделения участвуют железы желудочно-кишечного тракта, кожа, сальные и потовые железы.
Потоотделение – один из видов выделения, заключающийся в выходе продукта потовых желёз – пота на поверхности кожи. Осуществляется в ответ на температурные, тактильные, эмоциональные и др. воздействия и обеспечивает терморегуляцию, поддержание водно-солевого баланса организма.
Подразделяется выделительная система на мочеобразующую (почки) и мочевыводящие пути (почечные чашечки, лоханки, мочеточники, мочевой пузырь, мочевыводящий канал).
Противорецидивные
курсы с применением лекарственных растений:
природные антисептики
(клюква, лист брусники, можжевельник,
плоды шиповника, почки березы, плоды тмина,
цветы василька)
-мочегонные травы с
антимикробным действием (лист земляники,
лист брусники, плоды тмина, корни солодки)
Гигиенические требования к занятиям физкультуры
Гигиена мест занятий. При занятиях в помещении не допускается наличие в воздухе даже незначительного количества вредных веществ, пыли, увеличенного процентного содержания углекислого газа. Запрещается курение. Пол должен быть ровным, нескольким, без выступов. Температура воздуха плюс 15–18°С, при хорошей освещенности.
Используя тренажеры и другие технические средства, следует проверять их соответствие гигиеническим нормам.
Наибольший оздоровительный эффект дают занятия на открытом воздухе в любое время года. Во избежание загазованности воздуха места занятий в лесу, лесопарке, скверах выбираются на удалении 300–500 м от автомобильных дорог и магистралей, от производственных зданий, учитывая направление и скорость движения воздуха.
При занятиях на спортивных
сооружениях гигиенические условия обеспечиваются
их администрацией.
Одежда должна отвечать требованиям, предъявляемым
спецификой занятий той или иной системой
физических упражнений или видом спорта.
При занятиях в летнее время одежда состоит из майки и трусов, в прохладную погоду используется хлопчатобумажный или шерстяной, трикотажный спортивный костюм. Во время занятий зимними видами спорта используется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Обычно это хлопчатобумажное белье, шерстяной костюм или свитер с брюками, шапочка. При сильном ветре сверху надевается ветрозащитная куртка.
Обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Она должна быть удобной, прочной, хорошо защищать стопу от повреждений и иметь специальные приспособления для занятий тем или иным видом физических упражнений. Важно, чтобы спортивная обувь и носки были чистыми и сухими во избежание потертостей, а при низкой температуре воздуха – обморожения.
Для занятий зимними видами физических упражнений рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами. Ее размер должен быть чуть больше обычного, что даст возможность использовать теплую стельку, а при необходимости – две пары носков.
На соревнованиях и во время туристских походов следует пользоваться только хорошо разношенной обувью.
Головной мозг: основные отделы, функции
Детский травматизм и его предупреждение
У детей школьного возраста травмы могут быть самыми разнообразными. В быту это могут быть ожоги, падение в лестничный пролет, при катании на перилах, падение с велосипедов, с заборов, крыш, гаражей, деревьев, дорожно-транспортные происшествия. Около 4/5 школьных травм происходит во время перемен, около 1/5 — на уроках физкультуры. Травмы, происшедшие во время перемен, в значительном числе случаев легкие, но имеются и серьезные (переломы, сотрясения мозга). Травмы на уроках физкультуры чаще происходят с учащимися 5-7 классов, в большинстве случаев во время занятий на открытых площадках. Уличный травматизм учащается весной, летом, когда дети большую часть времени проводят на улице. В громадном большинстве случаев детского транспортного травматизма виновным оказывается ребенок. Большую часть своего времени ребенок проводит в обществе родителей и взрослых. Естественно, что примеры поведения на улице он берет, прежде всего, со своих родных.
Для того чтобы предохранить детей от травм, взрослые должны соблюдать следующие правила безопасности:
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Спортивная медицина"