Плоскостопие

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 07:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы: обусловлена наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья.
Цель: Изучить эффективность методов по оздоровлению и профилактике заболеваний в различных дошкольных учреждениях города Тюмени.
Задачи: 1.Изучить состояние вопроса.
2.Выполнить сравнительный анализ методов по оздоровлению детей
в различных дошкольных учреждениях города Тюмени.
3.Использование различных методов при обследовании детей.

Файлы: 1 файл

1глава дипломной работы.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

В настоящее  время это заболевание достигло среди школьников 20—25 %, среди детей  дошкольного возраста — 2—6 %.

Установлено, что 80 % лиц с ожирением в детском возрасте остаются тучными и в дальнейшем. Становится очевидной необходимость профилактики ожирения с раннего детства в связи с тем, что у детей раннего возраста объем жировой ткани лабилен и истощается быстрее, чем у взрослых. При организации питания детей более старшего возраста, отнесенных к группе риска по ожирению, как и на первом году жизни, большое значение имеет правильный режим питания. При этом для детей, склонных к ожирению, рекомендуются более частые приемы пищи — до 5—6 раз в день, с соответствующим уменьшением объема и калорийности каждого кормления. Суточная калорийность и рекомендуемый набор продуктов для этих детей должны находиться в пределах возрастных норм. Распределение калорийности пищи в течение суток может быть следующим: 1-й завтрак — 20%, 2-й завтрак—15%, обед — 35%, полдник — 15%, ужин — 15%. При шестикратном приеме пищи можно на ночь дать стакан кефира без сахара с соответствующим уменьшением калорийности 1-го или 2то завтрака.

При построении рационов питания детей старше года, склонных к ожирению, следует уделять внимание широкому вовлечению в их рационы различных овощей (преимущественно капусты), несладких соков, фруктов, ягод, кисломолочных продуктов. Рекомендуется несколько ограничить употребление углеводистых блюд (каши не более 1 раза в день) и особенно легко усвояемых углеводов (сахар, сладости), а также копченостей, тугоплавких жиров. Из хлебобулочных изделий следует отдавать предпочтение продукции из муки грубого помола (хлеб ржаной, зерновой, докторский, барвихинский и др.). В рационы детского питания необходимо включать блюда с пониженной энергетической ценностью с добавлением пшеничных и ржаных отрубей, содержащих до 50 % пищевых волокон, повышающих перистальтику кишечника и создающих чувство насыщения. Отруби, как показывают специальные исследования, способствуют снижению холестерина в крови.

Говоря  о профилактике ожирения, следует  отметить, что по данным литературы тучные дети примерно в 3 раза чаще встречаются  в семьях, где имеет место неудовлетворительная, конфликтная ситуация. При наличии такой травмирующей ребенка обстановки, а также при чрезмерно суровом воспитании и недостатке родительской ласки, еда иногда может явиться для ребенка одним из средств утешения или успокоения.

Особое  место в физическом развитии дошкольников имеет профилактика и коррекция плоскостопия. Плоскостопие рассматривается, как нарушение функции стопы, которое внешне проявляется в опущении свода стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением связок. Некоторые авторы под плоскостопием понимают деформацию стопы, заключающуюся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки, супинационной контрактурой переднего отдела стопы.В результате опускания медиальный край стопы патологически растягивается, изменяется положение костей, мышцы супинаторы ослабевают и атрофируются.Иногда плоскостопие сочетается с вальгусным положением стопы.При плоскостопии одновременно с уменьшением сводов происходит скручивание стоп, в связи с чем основная нагрузка приходится на уплощенный внутренний свод. Рессорные свойства стопы резко снижаются. Различают продольное плоскостопие и поперечное. Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела, чем больше масса и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие. Определяют плоскостопие в возрасте 5-6 лет, 3% приходится на врожденное плоскостопие. Различают- врожденное, рахитическое, травматическое, статическое. Чтобы стопа функционировала нормально, связки и мышцы должны быть крепкими. Если они ослабевают по какой-то причине, возникает плоскостопие.

Диагностика плоскостопия – плантография, получение отпечатков с подошвенной поверхности стопы; подометрия  (метод Фридлянда)-определение процентного соотношения высоты стопы к ее длине; рентгенография выполняется в двух проекциях в положении стоя с нагрузкой. Определяют угол (в норме 125-130 градусов) и высоту в норме(39 мм.) продольного свода стопы.

При внешнем  осмотре смотрят вид сзади, с  боку, спереди, осматривают подошвенную  часть стопы. Легко можно определить только в  запущенных случаях, при вальгусной постановке пяток. Для более точного нужно использовать следующие методы: метод Фридлянда (подометрический) измеряют циркулем высоту стопы, то есть расстояние от пола до верхней поверхности ладьевидной кости, которая хорошо прощупывается приблизительно на один палец кпереди от голеностопа. Величину расхождения ножек циркуля определяют по измерительной линейке, после чего измеряют длину стопы от кончика первго пальца до задней округлости пятки, выражают обе величины в миллиметрах, умножают высоту стопы на 100 и полученную цифру делят на длину стопы. Полученная величина является искомым подометрическим индексом. В норме от 31-29, индекс 29-27- пониженный свод стопы, 25- значительное плоскостопие.

Можно установить степень плоскостопия если знать высоту свода стопы от пола до мягких тканей свода стопы, для чего применяют плантографию- получение подошвенного отпечатка стопы. В настоящее время предложено несколько объективных и технически простых методов плантографии: М.О.Фридлянда; С.Ф.Годунова; В.П. Юрко; В.А.Яралова- Яралянца; В.А. Шритер. При плантографии стопу можно смазывать раствором люголя, пациента просят встать на лист бумаги, йодид калия и йод, входящие в состав раствора люголя, при контакте с целлюлозой дают интенсивное бурое окрашивание. Стопа практически остается чистой. В норме отпечаток середины стопы не должен пересекать границу средней  и латеральной трети перпендикуляра, проведенного от середины линии, соединяющий края пятки и основания I пальца. При продольном плоскостопии понижается продольный свод стопы, включается в нагрузку ее медиальный отдел. Очень распространенный метод плантографии наиболее прост как по исполнению, так и по оценке результатов. Способ характеризует  отпечаток рельефа мягких тканей подошвенной поверхности стопы в горизонтальной плоскости. Нужно помнить, что у детей первого года жизни и у взрослых со значительным развитием подкожно- жирового слоя в области свода стопы на отпечатках стоп свод нередко не выявляется. Для получения плантограмм исследуемый наступает на площадку с тонким слоем типографской краски, а затем на лист бумаги. В обычных условиях достаточно наступить мокрой стопой на лист бумаги. На отпечатке проводят среднюю линию, проходящую через наиболее выступающую кзади точку контура пятки первый межпальцевый промежуток. При нормально развитой стопе средняя линия разделяет отпечаток на 2 части, из которых наружная часть составляет примерно 1/3, а внутренняя примерно 2/3 общей ширины свода. При уменьшении или увеличении высоты свода эти пропорции нарушаются. При уплощении свода I степени закрашивается часть свода, расположенная внутри от средней линии, при II степени остается не закрашенной лишь внутренняя треть свода, а при плоскостопии III степени область свода полностью окрашивается.

Плантограф-это  деревянная рамка ,высотой 2 см, размером 30х30см, на которую натянуто полотно  или мешковина, сверху полиэтиленовая пленка. Полотно смачивается штемпельной краской или чернилами для авторучек. Проводится две линии, одна от середины пятки до второго межпальцевого промежутка, вторая линия от середины пятки до основания большого пальца. Если контур отпечатка стопы в серединной части не перекрывает эти линии- стопа нормальная. Если первая линия проходит внутри отпечатка- уплощение свода стопы. Если обе линии расположены внутри контура отпечатка – стопа плоская.

Подометрия  по методу Фридлянда. На плантограмме проводят прямую линию через центр пятки и между отпечатками III и IV пальце, условно отделяя нарушенный свод стопы, образуемый пяточной и IV –V плюсневыми костями. Если оттиск не выходит за пределы этой линии на середине отпечатка, уплощения средней части стопы нет. Измерения делаются в мм. Отношение закрашенной части к установленной ширине наружного свода характеризует степень плосокостопия(С.Ф.Годунов).Нормальная стопа – 0,51-1,0; пониженный свод-1,11- 1,20; I степень- 1,21-1,30; II степень – 1,31-1,50; III степень- 1,51 и более.

Определение индекса свода стопы по (М.Ф.Фридлянду)- измерить высоту стопы в мм., расстояние от пола до верхней точки поверхности  ладьевидной кости, и длину стопы  от кончика I пальца до задней окружности пятки. Умножить высоту в мм. на 100 и разделить на длину стопы. Индекс нормального свода колеблется от 31-27, от 27 и ниже плоскостопие.

1.2 Характеристика основных  физических качеств  и изучение их  развития у дошкольников.

В физическом воспитании дошкольников необходимо решать следующие  задачи: образовательные - формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

Двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко. Большинство движений (ползанье, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) используются детьми в обычной жизни для передвижения, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию. Ребенок, научившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, лучше узнают свойства снега, ветра. При плавании дети знакомятся со свойствами воды.

Правильное выполнение тех или иных физических упражнений благотворно влияет на растущий организм ребенка. Происходит правильное развитие : мышц, связок, суставов, костно-мышечного аппарата.

Если удается  правильно сформировать навык выполнять  то или иное упражнение, то ребенок  это делает легко, с желанием, большое количество раз, тем самым мы можем легко тренировать сердечнососудистую, дыхательную системы, наиболее эффективно развиваем двигательные качества.

В процессе формирования навыков и умений у детей вырабатывается способность легко овладевать более  сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения.

Формируя двигательные навыки и умения в дошкольном возрасте, мы создаем прочный фундамент, для  их дальнейшего развития, совершенствования. У детей дошкольного возраста необходимо формировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения), а также спортивные упражнения. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (теннис, бадминтон, городки), выполнять элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.)

Объем двигательных навыков и умений изложен в  типовой программе воспитания детей  в детском саду, но если у дошкольного  образовательного учреждения имеется  материальная база, педагоги соответствующей квалификации, то физическое воспитание расширяется, за счет нетрадиционных методик и рабочих программ.

У детей с  раннего возраста необходимо развивать  двигательные качества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость и пр.).

У детей дошкольного  возраста необходимо формировать умение сохранять правильное положение  тела, когда они сидят, стоят, ходят. Правильная осанка имеет большое  значение для нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребенка. Она во многом зависит от развития костно-мышечного аппарата, но это навык, который важно своевременно формировать.

Основными двигательными  качествами человека принято считать  ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них. Например, при беге на короткие дистанции – быстрота, при беге на длинную дистанцию – выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега – сила в сочетании с быстротой. В дошкольном возрасте особое внимание нужно уделить развитию : ловкости, быстроты, глазомеру, гибкости и равновесию.

Быстрота –  это способность совершать двигательное действие с минимальной затратой времени.[    ]

Из-за пластичности нервных центров у дошкольников достаточно легко развить  это  качество. Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).

Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью).

Для развития быстроты нужно использовать хорошо изученные, знакомые детям упражнения, в ходе  занятия обязательно следить  за состоянием здоровья ребенка.

Ловкость- это  способность человека обеспечивать продуктивную двигательную деятельность, умение целесообразно строить движения, управлять ими и в случае необходимости быстро перестраивать их.[  ]

Развитию ловкости у детей способствует разучивание с ними новых упражнений, за счет этого улучшаются координационные способности детей, дети учатся менять свои движения в новых меняющихся условиях. Хорошо развивается ловкость при проведении спортивных игр, с мячом, там возникают постоянно меняющиеся ситуации, ребенок учиться принимать решения в усложненных условиях. Даже катания на санках с горы, катание на лыжах способствуют развитию ловкости.

Глазомер – способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений [17].

Для того, чтобы сделать глазомер достаточно точным  нужны специальные упражнения или игры – упражнения. Организовывая такие игры необходимо сосредоточить внимание  ребенка на тех элементах игр, которые формируют это качество.

Существует очень  много специальных игр- «Логово», «Проверь потом отмерь», «Крышки на банки».

Можно развивать  глазомер с помощью простых упражнений – метание мяча в цель, при перестроении в колонну определить расстояние до впереди стоящего человека.

Гибкость –  способность выполнять движения с максимальной амплитудой.

Развитие гибкости зависит от функционального состояния  центральной и периферической нервной  системы, от морфологического состояния  суставов, от психологического настроя.

Информация о работе Плоскостопие