Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 07:16, курсовая работа
Актуальность темы: обусловлена наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья.
Цель: Изучить эффективность методов по оздоровлению и профилактике заболеваний в различных дошкольных учреждениях города Тюмени.
Задачи: 1.Изучить состояние вопроса.
2.Выполнить сравнительный анализ методов по оздоровлению детей
в различных дошкольных учреждениях города Тюмени.
3.Использование различных методов при обследовании детей.
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы: обусловлена наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья.
Цель: Изучить эффективность методов по оздоровлению и профилактике заболеваний в различных дошкольных учреждениях города Тюмени.
Задачи: 1.Изучить состояние вопроса.
2.Выполнить сравнительный
в различных дошкольных
3.Использование различных методов при обследовании детей.
Дошкольный
возраст - от рождения ребенка до поступления
в школу - наиболее ответственный
период развития организма и один
из важнейших в становлении
В системе всестороннего воспитания детей дошкольного возраста физическое воспитания имеет особо важное значение. Организм ребенка в этот период быстро растет и развивается, в тоже время сопротивляемость неблагоприятным влияниям среды еще низкая, ребенок легко заболевает. Поэтому на первый план выдвигается забота о здоровье.
На протяжении дошкольного возраста человек меняется так быстро и сильно, как ни в одно последующее семилетие. Деление возраста на периоды отражает ступени биологического развития и одновременно удовлетворяет требованиям воспитательного процесса в дошкольных учреждениях .
Дошкольный возраст подразделяют на:,0023
новорожденный - 1- 10-й дни;
грудной - 10 дней- 1 год;
раннее детство - 1-3 года;
первое детство - 4-7 лет.
В практике дошкольных учреждений в связи с этим употребляют термины:
а) младшие дошкольники (2-4 года) - 1-я и 2-я младшие группы;
б) средние дошкольники (4-5 лет) - средняя группа;
в) старшие дошкольники (5-6 лет) - старшая группа.
Состояние здоровья дошкольников в настоящее время стремительно ухудшается. Это подтверждается и данными официальной статистики и результатами выборочных научных исследований. Выборочные углубленные обследования в ДОУ, свидетельствуют о еще большей по сравнению с данными поликлиник распространенности среди детей дошкольного возраста функциональных отклонений, нарушений физического развития, снижения иммунитета, снижение иммунобиологических возможностей.
Особую тревогу вызывает множественность функциональных отклонений у дошкольников. Причем нарушения, как правило, затрагивают несколько систем организма: костно-мышечную, иммунную, пищеварительную, органы зрения.
Сложившаяся ситуация требует внедрения и реализации комплексной программы профилактики и укрепления здоровья детей непосредственно в образовательных учреждениях. К факторам, которые благоприятно влияют на растущий детский организм можно отнести: гигиенически оптимальную окружающую среду, сбалансированное питание, закаливание, адекватный двигательный режим, ведение здорового образа жизни, рациональный суточный режим. Для воспитанников 3- 7 лет, характерна высокая частота острых респираторных вирусных инфекционных болезней( из-за незрелости иммунной системы).Своевременное выявление и изоляция больного ребенка, строгое соблюдение карантинных мероприятий могут уменьшить количества заболевших детей.
Фактором, оказывающим негативное влияние на состояние здоровья дошкольников, является недостаток двигательной активности, хотя она и значительно выше, чем у школьников. Гиподинамия приводит к снижению уровня физической подготовленности, физической работоспособности и способствуют в развитии отклонений в состоянии здоровья детей.
Значительную роль в формировании здоровья дошкольников играет сбалансированное питание, принимая во внимание распространенность функциональных нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта, питание должно носить профилактическую направленность. В питании целесообразно использовать продукты с повышенной биологической ценностью, продукты влияющие на рост и развитие(продукты обогащенные витаминами и минеральными добавками).
Наиболее перспективным путем улучшения здоровья дошкольников является профилактика нарушений непосредственно на базе дошкольного учреждения. Профилактическую работу, закаливающие мероприятия целесообразно осуществлять по основному месту воспитания.
Эффективность
этой работы достигается путем
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Рост, длина тела - один из важнейших показателей физического развития ребенка. Именно поэтому при рождении ребенка фиксируется не только его вес, но и рост. В последующем при развитии ребенка по изменению, прежде всего его роста можно будет судить о том, как он развивается. Именно рост будет потом определять уровень его физического развития, тогда как масса тела, будет говорить о гармоничности или не гармоничности развития ребенка.
На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение роста происходит относительно равномерно около 6-8 см в год. С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год. Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков. Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения. У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см. После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет у девочек он почти заканчивается, у мальчиков - к 20 годам.
Генетические показатели: определяют пределы биологического потенциала роста ребенка, а так же темпы роста. Они очень тесно связаны с внешнесредовыми факторами, влияющими на рост. То есть, если родители ребенка низкорослые, то вероятность невысокого роста у ребенка также довольно велика, но при благоприятных внешних условиях - хорошем питании, отсутствии заболеваний, негативно сказывающихся на росте, благоприятном социальном и эмоциональном фоне в семье, можно рассчитывать на значительно больший рост у ребенка, по сравнению с его родителями. Установлено, что благоприятное воздействие на рост ребенка, вопреки его неутешительной генетике, оказывают специальные физические упражнения, с помощью которых можно стимулировать зоны роста длинных трубчатых костей и позвоночника, увеличивая темпы роста.
Внешнесредовые факторы: К ним относятся: Повреждающие воздействия во время внутриутробного развития или после родов, нарушающие рост и развитие. Они могут быть химической, физической, иммунологической природы или являться результатом инфекции. Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами. Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей.
Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного влияния на него многих факторов, как генетических, так и внешнесредовых.
Нормы роста. Важность оценки роста ребенка, делает очень актуальным вопрос о том, какие цифры роста являются нормальными для ребенка в том или ином возрасте, а так же, какие цифры позволяют заподозрить те или иные отклонения в развитии. Наиболее простым и общедоступным способом определения норм роста являются формулы. Они просты в обращении и любой человек, не имея медицинского образования, может ориентировочно определить соответствуют ли норме цифры роста его ребенка.
Рост детей от года до восьми: Для детей младше 8лет: 130см - 7см х n, где n - число лет до 8; то есть, если ребенку 6лет, то его приблизительный рост должен быть 130см - 7см х 2 = 116см .
Отставание в росте. Родителей всегда волнует физическое развитие своего ребенка, одним из главных показателей которого является рост, точнее отклонение роста в ту или иную сторону. Обычно тревогу вызывает ситуация, когда ребенок ниже своих ровесников. Под маленьким ростом ребенка понимается значительное отставание в росте по сравнению со средним значением показателя роста для одного возраста, пола или национальности. В частности, отставанием в росте считается рост, когда ребенок, не имея медицинских проблем, ниже 97%-ов его сверстников того же пола.
Причины замедления роста. Если ваш ребенок растет слишком медленно или совсем не растет, то необходима консультация врача. В этом случае может быть назначено тщательное обследование и лечение. Есть ряд причин, с которыми могут быть связаны проблемы замедления роста ребенка.
Питание. Особенно тормозит темпы роста неправильное или недостаточное питание ребенка в грудничковый период и в период полового созревания.
Психологические стрессы. Тяжелые стрессы могут замедлить рост ребенка, особенно если они случаются в дошкольном возрасте.
Хронические болезни ребенка. Хронические болезни, вовлекающие сердце, легкие, кишечник или почки могут немного замедлить темпы роста ребенка. Ранняя диагностика и правильное лечение - самые эффективные средства ускорения роста у таких детей.
Масса тела. Это лабильный показатель, который может изменяться под влиянием конституциональных особенностей, нервно-эндокринных и соматических нарушений; он также зависит от экзогенных причин (питание, режим).
Наиболее интенсивная прибавка массы тела ребенка отмечается на первом году жизни и в пубертатном периоде.
Средняя масса тела новорожденных мальчиков 3494 г, девочек — 3348 г. Масса тела ребенка к 4—4,5 мес. удваивается, к году утраивается. В первый месяц жизни ребенок прибавляет 600 г, во второй и третий — по 800 г. Норму прибавки массы тела ребенка после третьего месяца за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая от прибавки предыдущего месяца 50 г, или по формуле: X = 800 — 50 х (П — 3), где X — ожидаемая ежемесячная прибавка массы тела, П — число месяцев.
Темп увеличения массы тела у детей после года ослабевает и в среднем составляет 2 кг ежегодно.
Ожидаемую массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по формуле: Р = масса тела ребенка в 1 год + 2 кг х (П — 1), где Р — ожидаемая масса, П — число лет. Массу тела ребенка старше 10 лет можно определить с помощью формулы И. М. Воронцова: масса тела детей старше 10 лет = возраст х 3 + последняя цифра числа лет.
Недостаток массы тела- это гипотрофия , чаще всего развивается в результате недостаточного питания, когда ребенок систематически недополучает необходимых ему питательных веществ, чаще всего белка и витаминов. В связи с этим развиваются дистрофические изменения, которые в свою очередь приводят к нарушению работы пищеварительной системы. Уменьшается выработка пищеварительных соков, снижается их активность, нарушаются переваривание и всасывание пищевых веществ, развивается так называемый диcбактериоз (нарушение микрофлоры кишечника). В результате у ребенка отмечается остановка или даже потеря массы тела. В питание таких детей следует вводить максимальное количество свежих овощей, фруктов, ягод, а при их недостатке — витаминные препараты. В первую очередь витамин С , который благотворно влияет на общий жизненный тонус, улучшает обменные процессы, повышает сопротивляемость инфекциям. Препарат витамина С можно давать детям в течение круглого года, но особенно важно это делать в зимне-весенний период, когда в натуральных продуктах очень мало этого витамина. Также полезно провести повторные курсы приема поливитаминных препаратов (по назначению врача).
Ожирение
— заболевание, сопровождающееся возникновением
различных патологических состояний:
заболеваний сердечно-
При ожирении чаще развиваются осложнения после оперативных вмешательств, родов. Все это может повлечь за собой сокращение продолжительности жизни людей, имеющих избыточную массу тела. У детей и подростков, страдающих ожирением, остро переживающих свой физический недостаток нередко возникает чувство ущербности, что может привести к формированию патологической личности, психо-невротическим реакциям.