Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 19:31, лекция
Иначе: основные закономерности возникновения, механизма развития (т.е. патогенез) и исхода болезни (выз-
доровление, реабилитация или смерть). Знание этих общих закономерностей позволяет практическому врачу вести направленный поиск специфических признаков болезни, позволяющих поставить правильный диагноз.
1. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ .- т.е. наука, изучающая жизнедеятельность
больного организма. Иначе: основные закономерности возникнове-
ния, механизма развития (т.е. патогенез) и исхода болезни (выз-
доровление, реабилитация или смерть). Знание этих общих законо-
мерностей позволяет практическому врачу вести направленный по-
иск специфических признаков болезни, позволяющих поставить пра-
вильный диагноз.
Патофизиологию можно разделить на три части:
1. Нозология - общее учение о болезни.
2. Типические патологические процессы - общие закономер-
ности процессов, лежащих в основе многих заболеваний.
3. Частная патофизиология,
изучающая нарушения в
органах и системах.
Объектом патофизиологических исследований является P-
гический процесс. Основной целью - установление базисных зако-
номерностей патологических процессов, механизмов его развития,
коррекции или ликвидации. Клиническая патофизиология - это пре-
имущественно клинико-
задачу входит разработка и использование стандартных методов
диагностики продромальных состояний и контроля за течением за-
болевания, а также учет влияния внешних факторов на организм
человека с позиции патофизиологии.
2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ
В процессе познания _научный эксперимент .выполняет следую-
щие основные функции: 1) посредством вычленения отдельных свойств и сторон предмета дает возможность проникать в его су ность, раскрывать его закономерности; 2) материализуя ту или иную идею, выраженную в теории, гипотезе или предвидении, выс- тупает критерием их истинности, формой проявления общего; 3) выступает в качестве средства получения и накопления новых на- учных данных, является первоисточником новых гипотез и теорий;
4) дает возможность
Для постановки эксперимента необходимо:
I. Формирование рабочей гипотезы.
II. Определение цели и постановка задач исследования.
III. Выбор частных методик, адекватных поставленным зада-
чам.
IY. Проведение эксперимента (серии опытов с контролем).
Y. Фиксация и анализ данных эксперимента.
YI. Обсуждение и выводы.
Экспериментальный метод .: основной метод патофизиологии, основанный на полученных данных в клинику Эксперимент: _острый . - сопровождается вивисекцией воспроизведении болезни у животного, изучение ее, и перенесение например: воспроизведение острой кровопо- тери).хронический . - подразумевает длительное наблю дение за экспериментальным жи вотным введение электродов, трансплантация
-Экспериментальные методики .:
1. Выключения - т.е. удаления какого-либо органа хирурги-
ческим или каким-либо другим воздействием (тепло, холод, радиа-
ция), введение антител, фармакологических препаратов).
2. Раздражения - производится стимуляция первичных струк-
тур для того, чтобы вызвать нарушение функции какого-либо орга-
на.
3. Ученые:
В.В.ПАШУТИН (1845–1901) – один из основоположников
патологической физиологии в России, почетный
член Лондонского королевского общества,
ученик И.М.Сеченова и С.П.Боткина. Он создал
первую в России кафедру патофизиологии
при Казанском университете в 1874 г., а через
5 лет открыл аналогичную кафедру в Военно-медицинской
академии, кардинально переработав курс
общей патологии в новом экспериментально–
В.В.ПОДВЫСОЦКИЙ (1857–1913) – крупный отечественный патофизиолог, основоположник Киевской школы патофизиологов. Владимиром Валерьяновичем опубликовано свыше 90 научных работ, посвященных изучению процесса регенерации железистой ткани, проблеме развития опухолей, исследованиям в области микробиологии, иммунитета и патологии инфекций. Учебник В.В.Подвысоцкого "Основы общей и экспериментальной патологии" получил мировую известность. Его учениками были А.А.Богомолец, Д.К.Заболотный, И.Г.Савченко, Л.А.Тарасевич и др.
В.В.ВОРОНИН (1870–1960) – отечественный патофизиолог, профессор, почетный академик АН Грузии. Владимир Васильевич внес значительный вклад в учение о капиллярах, воспалении, а также в разработку проблем физиологии и патологии кровообращения. Им опубликовано около 70 работ, посвященных вопросам патофизиологии, морфологии, микробиологии, эпидемиологии, применению методов статистики и кибернетики в медицине. В числе его многочисленных учеников были А.А.Богомолец (Воронин получил премию имени АА.Богомольца – своего ученика), П.А.Герцен, В.П.Филатов и др.
А.А.БОГОМОЛЕЦ (1881–1946) – отечественный патофизиолог и общественный деятель, академик АН и АМН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, создатель крупной школы патофизиологов. Основное направление исследований Александра Александровича – изучение реактивности организма в нормальных и патологических состояниях. Его учение о трофической функции соединительной ткани является основой современных представлений о коллагенозах. Он был организатором и руководителем научной разработки консервирования крови.
А.Д.СПЕРАНСКИЙ (1888–1961) – российский патолог, академик АН и АМН СССР, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, ученик И.П.Павлова. Алексей Дмитриевич, развивая идеи нервизма И.П.Павлова, создал оригинальное направление в патологии, выявил общие закономерности развития нервно–дистрофических процессов и их генерализации, выдвинул концепцию о нервной системе как ведущем звене в механизмах заболевания, выздоровления и компенсации.
И.Р.ПЕТРОВ (1893–1970) – российский патофизиолог, академик АМН СССР, генерал–майор медицинской службы. Иоакимом Романовичем успешно разрабатывались проблемы кислородного голодания, кровопотери, шока и терминальных состояний, посттрансфузионных осложнений, электротравмы, профессиональной патологии. Всеобщее признание получили его научные работы по проблеме гипоксии. Им разработана плазмозамещающая жидкость (жидкость Петрова), которая широко использовалась во время Великой Отечественной войны, и принципы терапии шока.
А.М.ЧЕРНУХ (1916–1982) – академик АМН СССР, лауреат Государственной премии СССР. Всемирную известность получили работы Алексея Михайловича в области физиологии и патологии микроциркуляции и воспаления. В его трудах большое место занимает анализ механизмов заболевания и выздоровления, а также вопросы методологии общей патологии и учения о болезни. Им создан Институт общей патологии и патологической физиологии АМН СССР.
А.Д.АДО (род. в 1909 г.) – российский патофизиолог–аллерголог, академик АМН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР. Основное направление трудов – вопросы патофизиологии аллергии, воспаления и иммунитета. Им впервые были проведены исследования по аутоаллергии, а совместно с П.К.Булатовым предложена клинико-патогенетическая классификация форм бронхиальной астмы. Он является автором учебника "Патологическая физиология". Андрей Дмитриевич много внимания уделяет вопросам общего учения о болезни, этиологии и патогенезе. По его инициативе в России создана аллергологическая служба.
П.Д.ГОРИЗОНТОВ (1902–1987)–выдающийся российский патофизиолог, академик АМН СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, крупный организатор медицинской науки. Петр Дмитриевич окончил Омский медицинский институт и работал ассистентом на кафедре патофизиологии последнего в 30-х годах. Он активно разрабатывал наиболее актуальные проблемы теоретической патологии (этиология, патогенез, роль внешней среды в возникновении заболеваний), изучал патогенез лучевой болезни, стресс, разрабатывал методологические аспекты экспериментальной медицины.
4. Патологическая реакция - неадекватный и биологически нецеле-
сообразный (вредный или бесполезный) ответ организма или отдельных
его систем на воздействие обычных или чрезвычайных (патогенных)
раздражителей.
Патологический процесс - закономерная последовательность
явлений, возникающих в
организме при воздействии
фактора и включающая (в различных соотношениях) нарушения нор-
мального течения жизненных
процессов и защитно-
ные реакции.
Патологическое состояние - стойкое отклонение от нормы, имею-
щее биологически отрицательное значение для организма.
Патологическое состояние - болезненные расстройства с ма-
лой динамичностью, медленно развивающийся процесс или его
последствия. При этом собственно болезни может и не быть в свя-
зи с полной компенсацией имеющихся нарушений (например, врож-
денные уродства - косолапость, гипоплазия органа, состояние
после ампутации конечности).
Патологическое состояние - это интегральное выражение па-
тологического процесса в каждый конкретный момент.
Типическим (типовым) является такой патологический про-
цесс, который развивается по общим закономерностям независимо
от вызвавших его причин, локализации и вида живого. Они эволю-
ционно закреплены. К типовым патологическим процессам относятся
воспаление, отек, лихорадка, нарушения микроциркуляции, гипок-
сия и другие процессы.
5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ "ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ, ПРЕДБОЛЕЗНЬ"
Здоровье - это состояние полного физического, психического
и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или
физических дефектов (из преамбулы ВОЗ).
Здоровье - это не только отсутствие болезни и инвалид-
ности, но и наличие полноценного, гармонически развитого физи-
ческого, психического и нравственного состояния человека
(Б.В.Петровский).
Здоровье - это высокоустойчивое состояние саногенетических
механизмов, это выражение не только биологической сущности, но
и социальной стороны...(С.М. Павленко).
Здоровье - биологическая полноценность трудоспособного ин-
дивидуума (О.С. Глозман).
Здоровье - жизнь трудоспособного человека, приспособленного
к изменениям окружающей среды (И.Р. Петров).
Для здорового состояния человека характерно:
1. поддержание устойчивой неравновесности организма и сре-
ды;
2. сохранение целостности организма человека;
3. сохранение трудоспособности.
Норма здоровья - оптимальное состояние живой системы, при ко-
тором обеспечивается максимальная адаптивность, т.е. приспособляе-
мость к условиям жизни.
Норма здоровья - такая форма жизнедеятельности организма, ко-
торая обеспечивает ему наиболее совершенную деятельность и
адекватные условия
Болезнь . - это особый вид страдания, вызванный поражением
организма, отдельных его систем различными повреждающими факто-
рами, характеризующийся нарушением системы регуляции и адапта-
ции и снижением трудоспособности(
Предболезнь - это состояние организма, являющееся следс-
твием ослабления некоторых саногенетических механизмов и их
комплексов (С.М.Павленко).
Предболезнь (т.е. переход от здоровья к болезни) - это
снижение функциональной активности некоторых саногенетических
механизмов или их комплексов, ведущее к расстройству саморегу-
ляции и ослаблению резистентности организма.
Предболезнь формируется под действием факторов внешней
среды, но, в ряде случаев, с опосредованием через внутреннюю
среду организма.
В развитии предболезни можно выделить некоторые общие па-
тогенетические варианты:
1) наследственное (врожденное) состояние предболезни;
2) в ряде случаев на организм начинает действовать пато-
генный фактор, не способный (из-за малой интенсивности) и (или)
достаточности защитных сил организма вызвать развитие болезни.
Однако, при длительном воздействии он постепенно может приво-
дить к снижению саногенетических механизмов - например, запы-
ленность, загазованность, вибрация;
3) чаще встречается иная ситуация, когда состояние предбо-
лезни обусловлено действием одного причинного фактора (N1),
вызвавшего в организме ограничение возможности компенсатор-
но-приспособительных реакций, и на этом фоне может действовать
какой-то другой фактор (N2), который приведет к развитию опре-
деленного заболевания.
Хронический стресс может привести к снижению активности
или дезинтеграции системы иммунного надзора - состояние предбо-
лезни - и на этой основе возможно развитие различных заболева-
ний - инфекции, опухоли, аутоиммунные болезни.
_Преморбидная стадия . отличается возникновением специфичес-
ких, обычно единичных, симптомов, предопределяющих общую нап-
равленность развивающейся патологии - кардиологическую, пульмо-
нологическую, гастроэнтерологическую.
_Донозологическое состояние . проявляется усугублением расс-
тройств поражаемого органа, что приводит к нарастанию числа
специфических синдромов, сочетание которых позволяет определить
возможный нозологический диагноз.
_Факторы риска:
I. По принадлежности:
1. Социально-производственные (материальное обеспечение,
социальный дискомфорт, шум, вибрация, физическое и психическое пере-
напряжение, монотонность и однообразность выполняемых операций, запы-
ленность, микроклимат рабочих помещений, ночные смены и т.д.).
2. Семейно-бытовые (жилищные условия, межличностные взаи-
моотношения в семье, религиозно-воспитательные и санитарно-гигиеничес-
кие критерии, вредные привычки, нарушения режима отдыха, особенности
питания и т.д.).
3. Экологические (загрязнение окружающей среды, радиоак-
тивный фон, метеорологические и геомагнитные воздействия).
II. По механизму действия: