Общественное здоровье как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:14, реферат

Краткое описание

В отличие от различных клинических дисциплин общественное здоровье изучает состояние здоровья не отдельных индивидов, а человеческих коллективов, социальных групп и общества в целом в связи с условиями и образом жизни. При этом условия жизни, производственные отношения, как правило, являются определяющими для состояния здоровья людей. Например, социально-экономические преобразования, научно – технический прогресс, могут принести обществу определенные блага, но одновременно могут оказывать и негативное воздействие на его здоровье.

Файлы: 1 файл

Общественное здоровье как наука.docx

— 45.33 Кб (Скачать)

 

 Примеры применения  интенсивных коэффициентов:

 

 – определение уровня, частоты, распространенности того  или иного явления;

 

 – сравнение ряда  различных совокупностей по степени  частоты того или иного явления  (например, сравнение уровней рождаемости  в разных странах, сравнение  уровней смертности в разных  возрастных группах);

 

 – выявление динамики  изменений частоты явления в  наблюдаемой совокупности (например, изменение распространенности инфекционных  заболеваний населения страны  за несколько лет).

 

Коэффициенты соотношения  – характеризуют численное соотношение  двух, не связанных непосредственно  между собой, независимых совокупностей, сопоставляемых только логически, по их содержанию. Техника вычисления показателей  соотношения аналогична технике  вычисления интенсивных показателей:

 

 Явление А

 

 Показатель соотношения  = – · 1; 100 (1000; 10000 и т.д.)

 

 Явление В

 

 Коэффициенты соотношения  обычно указывают на числовое  соотношение двух явлений, непосредственно  между собой не связанных.

 

Вычисление показателей  соотношения производится следующим  образом. Например: численность детского населения Н-ской области в 2004 году составила – 211.480 человек. Число  врачей-педиатров в области в 2004 году – 471.

 

 Для вычисления обеспеченности  детского населения врачами-педиатрами  необходимо составить и решить  следующую пропорцию:

 

 – 471 471 · 10.000

 

10.000 – Х Х = – = 22,3

 

211.489

 

Заключение: обеспеченность детского населения врачами-педиатрами составила 22,3 на 10.000 детского населения.

 

Экстенсивные коэффициенты – характеризуют распределение  явления на его составные части, его внутреннюю структуру или  отношение частей к целому (удельный вес).

 

 Экстенсивными коэффициентами  можно характеризовать структуру  рождаемости (распределение родившихся  по полу, росту, весу); структуру  смертности (распределение умерших  по возрасту, полу и причинам  смерти); структуру заболеваемости (распределение больных по нозологическим  формам); состав населения по полу, возрасту и социальным группам  и др.

 

Вычисление экстенсивных коэффициентов производится следующим  образом. Например: в 2003 г. население  Н-ской области составило 1318,6 тыс. человек, в том числе мужчин – 605,3 тыс. человек. Если принять все население Н-ской области за 100%, то доля мужчин составит:

 

1.318.600 – 100% 605.300 ·100

 

605.300 – Х Х = – = 45,9%

 

1.318.600

 

Заключение: доля мужского населения  Н-ской области в 2003 г. составляла 45,9%

 

 Характерной чертой  экстенсивных коэффициентов является  их взаимосвязанность, вызывающая  определенный автоматизм сдвигов,  т. к. их сумма всегда составляет 100%. Например, при изучении структуры  заболеваемости удельный вес  какого-нибудь отдельного заболевания  может возрасти в следующих  случаях:

 

1) при подлинном его  росте, т.е. при увеличении интенсивного  показателя;

 

2) при одном и том  же его уровне, если число других  заболеваний в этот период  снизилось;

 

3) при снижении уровня  данного заболевания, если уменьшение  числа других заболеваний происходило  более быстрыми темпами.

 

 Экстенсивные коэффициенты  дают представление об удельном  весе того или иного заболевания  (или класса болезней) только в  данной группе населения и  только за определенный период.

 

Коэффициенты наглядности  – применяются с целью более  наглядного и доступного сравнения  рядов абсолютных, относительных  или средних величин. Они представляют технический прием преобразования цифровых показателей.

 

 Этот коэффициент получают  путем преобразования ряда величин  по отношению к одной из  них – базисной (любой, не обязательно  начальной). Эта базисная величина  принимается за 1; 100; 1000 и т.п., а  остальные величины ряда, при  помощи обычной пропорции, пересчитываются  по отношению к ней (табл. 2.4).

 

 

 Таблица 2.4. Рождаемость  в России за 1997 и 2000 гг. (на 1000 нас.)

 

 Годы 

Интенсивный

 

Коэффициент Коэффициенты наглядности (уровень рождаемости в 1997 году принят за 100%)

 

1997

 

2000 

8,6

 

8,3 

100,0%

 

96,5%

 

 

 

 Коэффициенты наглядности  могут быть применимы для демонстрации  тенденций динамических сдвигов  и изменений в изучаемом процессе (в сторону увеличения или уменьшения).


Информация о работе Общественное здоровье как наука