Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:22, реферат
С самого момента своего появления на Земле человек проявляет особое внимание к познанию самого себя. Однако несмотря на многие тысячелетия упорных усилий, он до настоящего времени не может дать окончательные ответы на многие стороны своей сущности и бытия. Пожалуй, в первую очередь это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности — здоровью. Как это ни парадоксально, но до относительно недавнего времени вообще не существовало науки о здоровье. Лишь в конце XX столетия российский ученый И.И. Брехман одним из первых заострил проблему необходимости
ВАЛЕОЛОГИЯ
С самого момента своего появления на Земле человек проявляет особое внимание к познанию самого себя. Однако несмотря на многие тысячелетия упорных усилий, он до настоящего времени не может дать окончательные ответы на многие стороны своей сущности и бытия. Пожалуй, в первую очередь это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности — здоровью. Как это ни парадоксально, но до относительно недавнего времени вообще не существовало науки о здоровье. Лишь в конце XX столетия российский ученый И.И. Брехман одним из первых заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (как производное от латинскою valeo «здоровье», «быть здоровым»). С тех нор валеология как научное направление и как учебная дисциплина получает все более широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами.
К настоящему времени можно следующим образом определить основные понятия, характеризующие валеологию:
Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом заключается одно из важнейших отличии валеологии от профилактических медицинских дисциплин, большинство из которых разрабатывает всеобщие для данного контингента рекомендации.
Объектом валеологии является
практически здоровый, а также
находящийся в состоянии
Методом валеологии является качественная и количественная оценка здоровья н резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Количественная оценка индивидуального здоровья является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет лежащий в основе медицины качественный анализ. Характеристика здоровья на количественной основе дает возможность динамической оценки уровня индивидуального здоровья и соответствующих корректив являющегося его базисом образа жизни.
Целью валеологии является максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней п внешней среды. В этом отношении в теоретическом плане целью валеологии является изучение закономерностей формирования здоровья и разработка путей моделирования н достижения здорового образа жизни. В практическом же плане цель валеологии заключается в разработке мер и путей сохранения, укрепления и формирования здоровья.
Задачами валеологии являются:
Взаимосвязь валеологии с другими
науками. Каждому этапу развития
человеческого общества свойственен
определенный прогресс развития науки.
В значительной степени это относится
к наукам о здоровье человека. Однако
сами понятия здоровья и обеспечивающих
его факторов настолько сложны и
многогранны, что оказались предметом
рассмотрения многих наук, каждая из которых
изучает лишь определенные аспекты
этих основополагающих вопросов. В
результате изучение проблем здоровья
и путей его обеспечения
Особенно тесные взаимоотношения складываются у валеологии с медициной, которая включает в себя отрасли, занимающиеся отдельными вопросами обеспечения здоровья, в частности санологию и гигиену. Но валеология, как уже отмечалось, имеет свои собственные характеристики как самостоятельная наука (проблему, предмет, объект, метод и т.н.), поэтому между этими науками существуют и принципиальные различия (табл. 1)
Таблица 1. Сопоставление определяющих признаков наук о здоровье человека
Определяющие признаки науки |
Медицина (клиническая, теоретическая, экспериментальная) |
Гигиена (общая, коммунальная, социальная, радиационная, питания, труда, подростковая) |
Валеология (медицинская, педагогическая, психологическая, экологическая, возрастная) |
Основные направления науки |
Избавление человека от заболеваний, их диагностика, лечение и предупреждение |
Исследование и поддержание здоровых условий жизнедеятельности человека и среды его обитания |
Формирование, укрепление и сохранение здоровья человека |
Основная концепция, доктрина |
Человек и его заболевания |
Человек в оптимальных условиях
жизнедеятельности и среды |
Человек и его здоровье, здоровый образ жизни |
Объект изучения |
Человек, подверженный заболеваниям |
Среда обитания и условия жизнедеятельности человека |
Практически здоровый человек |
Предмет исследования |
Болезни человека, их причины и механизмы развития; диагностика, лечение и профилактика заболеваний |
Здоровые условия |
Здоровье человека и его резервы; их оценка, развитие и укрепление функциональных возможностей человека |
Методы исследования |
Методы диагностики, лечения и предупреждения заболеваний человека |
Методы исследования, создания и поддержания оптимальных для здоровья характеристик среды и условий жизнедеятельности |
Методы количественной и качественной оценки резервов здоровья, профилактики их снижения и коррекции их отклонений от нормы |
Пути достижения цели и результатов |
Снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения |
Снижение заболеваемости, травматизма и инвалидизации населения |
Укрепление здоровья через формирование ЗОЖ населения |
Как видно из представленной таблицы, валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека. Это отличие заключается в том, что в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек в то время, как у медицины болезнь и больной, а у гигиены среда обитания и условия жизнедеятельности человека. Вот почему, как отмечает В.П. Петленко (1996), валеология должна взять основные посылки Сократа («человек — познай себя») и Конфуция («человек — сотвори себя») и определить своей основной стратегией «Человек, познай и сотвори себя!».
Следовательно, валеология
переносит акцент в решении основополагающих
проблем здоровья с чисто медицинских,
определяемых воздействием на человека
соответствующих подходов, на самого
человека, на его ответственность
за свое здоровье! Однако следует отметить,
что между валеологией и
Таким образом, анализ основных исходных признаков валеологии показывает ее принципиальную специфику и определяет ее место как в проблеме здоровья человека, так и в системе наук о человеке.
Классификация валеологии
Несмотря на свою очевидную молодость, в валеологии, находящейся на стыке многих наук, происходит заметная дифференциация, отражающая прежде всего специфику интересов ученых, пришедших в валеологию из различных отраслей научного знания.
Направления валеологии
В настоящее время в валеологии можно выделить следующие ее основные направления.
Общая валеология представляет собой основу, методологию валеологии как науки или области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, задачи, историю ее становления. Сюда же следует отнести и вопросы биосоциальной природы человека и ее роли в обеспечении здоровья.
От общей валеологии, которую можно рассматривать как ствол дерева науки, отходят се ветви, отрасли валеологии.
Медицинская валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает методы и критерии оценки состояния здоровья населения и отдельных социально-возрастных групп и методы использования резервных возможностей организма для устранения начавшейся болезни, исследует внешние и внутренние факторы, угрожающие здоровью, разрабатывает рекомендации по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека.
Возможно, уже в ближайшее время медицинская валеология должна будет приобрести особое место в подготовке семейных врачей, деятельность которых во многом будет ориентирована на первичную профилактику.
Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах возрастного развития. Сейчас эта отрасль валеологии развивается наиболее динамично, что обусловлено, по крайней мере, следующими обстоятельствами:
Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое образование, валеологическое обучение, валеологическое воспитание, валеологическая культура.
Возрастная валеология изучает особенности возрастного становления здоровья человека, его взаимоотношения с факторами внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды и адаптацию к условиям жизнедеятельности.
Профессиональная валеология изучает вопросы, связанные с проблемой обеспечения здоровья через профессиональное тестирование и профессиональную ориентацию посредством построенныех на научно обоснованных методах оценки индивидуальных типологических свойств личности. Кроме того, она рассматривает особенности влияния профессиональных факторов на здоровье человека, определяет методы и средства профессиональной реабилитации как в процессе трудовой деятельности, так и в течение всей жизнедеятельности.
Специальная валеология исследует особенности влияния различных особых, опасных для жизни человека и экстремальных факторов на здоровье человека и критерии безопасности этих факторов, определяет методы и средства сохранения и восстановления здоровья в течение и в результате воздействия таких факторов. Специальная валеология тесно связана с дисциплиной «основы безопасности жизнедеятельности».
Семейная валеология изучает роль и место семьи и каждого из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает рекомендации путей и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом. Этот раздел валеологии имеет большое будущее, так как формирование здоровья — от подготовки к деторождению до воспитания осознанного отношения к здоровью — целенаправленно и последовательно может осуществляться именно в семье.
Экологическая валеология исследует влияние природных факторов и последствий антропогенных изменений в природе на здоровье человека, определяет поведение человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья. В связи с этим ва- леолошя должна, с одной стороны, изучать характер влияний измененной окружающей среды на здоровье человека, а с другой разрабатывать рекомендации об оптимальном с точки зрения здоровья поведении человека в складывающихся экологических условиях.
Социальная валеология ставит своей целью изучение здоровья человека в социуме, в его многообразных отношениях социального характера с людьми и с обществом. В сфере интересов социальной валеологии и изучение состояния здоровья в социальных группах (постоянных или временных) как в целом (коллективы, группы), так и каждого из ее элементов.
ГИГИЕНА
Гигиена — наука, изучающая
влияние факторов внешней среды
на организм с целью оптимизации
благоприятного и профилактики неблагоприятного
воздействия. Как следствие, гигиена
имеет два объекта изучения —
факторы среды и реакцию
Прикладной раздел гигиены, направленный на разработку мероприятий по оптимизации и профилактике, называется санитария. Эти мероприятия реализуются в комплексе: архитектурно-планировочное, санитарно-техническое, медико-профилактическое, организационно-планировочное, санитарно-законодательное и др. направления.
Результатом санитарно-законодательного
направления являются существующие
гигиенические нормативы —
В рамках гигиены выделяют следующие основные разделы: