Науки о здоровье

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:22, реферат

Краткое описание

С самого момента своего появления на Земле человек проявляет особое внимание к познанию самого себя. Однако несмотря на многие тысячелетия упорных усилий, он до настоящего времени не может дать окончательные ответы на многие стороны своей сущности и бытия. Пожалуй, в первую очередь это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности — здоровью. Как это ни парадоксально, но до относительно недавнего времени вообще не существовало науки о здоровье. Лишь в конце XX столетия российский ученый И.И. Брехман одним из первых заострил проблему необходимости

Файлы: 1 файл

реферат науки здороье.docx

— 390.37 Кб (Скачать)

ВАЛЕОЛОГИЯ

С самого момента своего появления на Земле человек проявляет  особое внимание к познанию самого себя. Однако несмотря на многие тысячелетия  упорных усилий, он до настоящего времени  не может дать окончательные ответы на многие стороны своей сущности и бытия. Пожалуй, в первую очередь  это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности  — здоровью. Как это ни парадоксально, но до относительно недавнего времени  вообще не существовало науки о здоровье. Лишь в конце XX столетия российский ученый И.И. Брехман одним из первых заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (как производное от латинскою valeo «здоровье», «быть здоровым»). С тех  нор валеология как научное направление  и как учебная дисциплина получает все более широкое признание  не только в России, но и далеко за ее пределами.

К настоящему времени можно  следующим образом определить основные понятия, характеризующие валеологию:

    • Валеология есть межнаучное направление, в основе которого лежит представление о генетических и функциональных резервах систем организма и организма в целом, обеспечивающих устойчивость психофизиологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды.
    • Валеология как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы  здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом заключается  одно из важнейших отличии валеологии от профилактических медицинских дисциплин, большинство из которых разрабатывает  всеобщие для данного контингента рекомендации.

Объектом валеологии является практически здоровый, а также  находящийся в состоянии предболезни  человек. Подобная характеристика валеологии ставит ее в особое положение, потому что именно такой контингент людей  не является объектом изучения ни одной другой науки.

Методом валеологии является качественная и количественная оценка здоровья н резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Количественная оценка индивидуального  здоровья является сугубо специфичной  для валеологии и успешно развивает  и дополняет лежащий в основе медицины качественный анализ. Характеристика здоровья на количественной основе дает возможность динамической оценки уровня индивидуального здоровья и соответствующих корректив являющегося его базисом образа жизни.

Целью валеологии является максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности  человека и поддержание на высоком  уровне возможностей его адаптации  к условиям внутренней п внешней  среды. В этом отношении в теоретическом  плане целью валеологии является изучение закономерностей формирования здоровья и разработка путей моделирования  н достижения здорового образа жизни. В практическом же плане цель валеологии заключается в разработке мер  и путей сохранения, укрепления и формирования здоровья.

Задачами валеологии являются:

  • Изучение закономерностей формирования здоровья человека.
  • Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.
  • Формирование установки на здоровый образ жизни.
  • Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.

Взаимосвязь валеологии с другими  науками. Каждому этапу развития человеческого общества свойственен  определенный прогресс развития науки. В значительной степени это относится  к наукам о здоровье человека. Однако сами понятия здоровья и обеспечивающих его факторов настолько сложны и  многогранны, что оказались предметом  рассмотрения многих наук, каждая из которых  изучает лишь определенные аспекты  этих основополагающих вопросов. В  результате изучение проблем здоровья и путей его обеспечения оказалось  предметно разорванным. Вобрав в  себя достижения многих наук (рис. 1) и  взяв за основу достижения науко человеке биологии, генетики, физиологии, психологии и многих других сторон его жизнедеятельности  валеология создает интегральное знание по диагностике, прогнозу и управлению здоровьем человека.

 

Особенно тесные взаимоотношения складываются у валеологии с медициной, которая включает в себя отрасли, занимающиеся отдельными вопросами обеспечения здоровья, в частности санологию и гигиену. Но валеология, как уже отмечалось, имеет свои собственные характеристики как самостоятельная наука (проблему, предмет, объект, метод и т.н.), поэтому между этими науками существуют и принципиальные различия (табл. 1)

 

Таблица 1. Сопоставление  определяющих признаков наук о здоровье человека

Определяющие признаки науки

Медицина

(клиническая, профилактическая,

теоретическая, экспериментальная)

Гигиена (общая, коммунальная,

социальная, радиационная, питания, труда, подростковая)

Валеология

(медицинская, педагогическая, психологическая,  экологическая, возрастная)

Основные направления науки

Избавление человека от заболеваний, их диагностика, лечение и предупреждение

Исследование и поддержание  здоровых условий жизнедеятельности  человека и среды его обитания

Формирование, укрепление и сохранение здоровья человека

Основная концепция, доктрина

Человек и его заболевания

Человек в оптимальных условиях жизнедеятельности и среды обитания

Человек и его здоровье, здоровый образ жизни

Объект изучения

Человек, подверженный заболеваниям

Среда обитания и условия жизнедеятельности  человека

Практически здоровый человек

Предмет исследования

Болезни человека, их причины и  механизмы развития; диагностика, лечение  и профилактика заболеваний

Здоровые условия жизнедеятельности  человека и оптимальные характеристики среды его обитания

Здоровье человека и его резервы; их оценка, развитие и укрепление функциональных возможностей человека

Методы исследования

Методы диагностики, лечения и  предупреждения заболеваний человека

Методы исследования, создания и  поддержания оптимальных для  здоровья характеристик среды и  условий жизнедеятельности

Методы количественной и качественной оценки резервов здоровья, профилактики их снижения и коррекции их отклонений от нормы

Пути достижения цели и результатов

Снижение заболеваемости, инвалидизации  и смертности населения

Снижение заболеваемости, травматизма  и инвалидизации населения

Укрепление здоровья через формирование ЗОЖ населения


 

Как видно из представленной таблицы, валеология принципиально  отличается от других наук, изучающих  состояние здоровья человека. Это  отличие заключается в том, что  в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек  в то время, как у медицины болезнь  и больной, а у гигиены среда  обитания и условия жизнедеятельности  человека. Вот почему, как отмечает В.П. Петленко (1996), валеология должна взять  основные посылки Сократа («человек — познай себя») и Конфуция («человек — сотвори себя») и определить своей основной стратегией «Человек, познай и сотвори себя!».

Следовательно, валеология переносит акцент в решении основополагающих проблем здоровья с чисто медицинских, определяемых воздействием на человека соответствующих подходов, на самого человека, на его ответственность  за свое здоровье! Однако следует отметить, что между валеологией и медицинскими науками в отдельных аспектах трудно провести четкую грань, разделяющую  их, гак что интересы валеологии порой довольно тесно взаимопронизываются  с интересами, например, гигиены, санологии  и патологии.

Таким образом, анализ основных исходных признаков валеологии показывает ее принципиальную специфику и определяет ее место как в проблеме здоровья человека, так и в системе наук о человеке.

Классификация валеологии

Несмотря на свою очевидную  молодость, в валеологии, находящейся  на стыке многих наук, происходит заметная дифференциация, отражающая прежде всего  специфику интересов ученых, пришедших  в валеологию из различных отраслей научного знания.

Направления валеологии

В настоящее время в  валеологии можно выделить следующие  ее основные направления.

Общая валеология представляет собой основу, методологию валеологии как науки или области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, задачи, историю ее становления. Сюда же следует отнести и вопросы биосоциальной природы человека и ее роли в обеспечении здоровья.

От общей валеологии, которую  можно рассматривать как ствол  дерева науки, отходят се ветви, отрасли  валеологии.

Медицинская валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает методы и критерии оценки состояния здоровья населения и отдельных социально-возрастных групп и методы использования резервных возможностей организма для устранения начавшейся болезни, исследует внешние и внутренние факторы, угрожающие здоровью, разрабатывает рекомендации по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека.

Возможно, уже в ближайшее  время медицинская валеология должна будет приобрести особое место в  подготовке семейных врачей, деятельность которых во многом будет ориентирована  на первичную профилактику.

Педагогическая  валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах возрастного развития. Сейчас эта отрасль валеологии развивается наиболее динамично, что обусловлено, по крайней мере, следующими обстоятельствами:

  • потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека через воспитание у него культуры здоровья;
  • проблемой негативного влияния образовательной среды на здоровье детей
  • относительной дешевизной введения и реализации валеологических программ для оздоровления населения.

Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое  образование, валеологическое обучение, валеологическое воспитание, валеологическая  культура.

Возрастная валеология изучает особенности возрастного становления здоровья человека, его взаимоотношения с факторами внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды и адаптацию к условиям жизнедеятельности.

Профессиональная  валеология изучает вопросы, связанные с проблемой обеспечения здоровья через профессиональное тестирование и профессиональную ориентацию посредством построенныех на научно обоснованных методах оценки индивидуальных типологических свойств личности. Кроме того, она рассматривает особенности влияния профессиональных факторов на здоровье человека, определяет методы и средства профессиональной реабилитации как в процессе трудовой деятельности, так и в течение всей жизнедеятельности.

Специальная валеология исследует  особенности влияния различных  особых, опасных для жизни человека и экстремальных факторов на здоровье человека и критерии безопасности этих факторов, определяет методы и средства сохранения и восстановления здоровья в течение и в результате воздействия  таких факторов. Специальная валеология тесно связана с дисциплиной  «основы безопасности жизнедеятельности».

Семейная валеология изучает роль и место семьи и каждого из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает рекомендации путей и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом. Этот раздел валеологии имеет большое будущее, так как формирование здоровья — от подготовки к деторождению до воспитания осознанного отношения к здоровью — целенаправленно и последовательно может осуществляться именно в семье.

Экологическая валеология исследует влияние природных факторов и последствий антропогенных изменений в природе на здоровье человека, определяет поведение человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья. В связи с этим ва- леолошя должна, с одной стороны, изучать характер влияний измененной окружающей среды на здоровье человека, а с другой разрабатывать рекомендации об оптимальном с точки зрения здоровья поведении человека в складывающихся экологических условиях.

Социальная валеология ставит своей целью изучение здоровья человека в социуме, в его многообразных  отношениях социального характера  с людьми и с обществом. В сфере  интересов социальной валеологии и  изучение состояния здоровья в социальных группах (постоянных или временных) как в целом (коллективы, группы), так и каждого из ее элементов.

ГИГИЕНА

Гигиена  — наука, изучающая  влияние факторов внешней среды  на организм с целью оптимизации  благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействия. Как следствие, гигиена  имеет два объекта изучения —  факторы среды и реакцию организма, и пользуется знаниями и методами физики, химии, биологии, географии, гидрогеологии  и др. наук, изучающих окружающую среду, а также физиологии, анатомии и патофизиологии.

Прикладной раздел гигиены, направленный на разработку мероприятий  по оптимизации и профилактике, называется санитария. Эти мероприятия реализуются  в комплексе: архитектурно-планировочное, санитарно-техническое, медико-профилактическое, организационно-планировочное, санитарно-законодательное  и др. направления.

Результатом санитарно-законодательного направления являются существующие гигиенические нормативы — предельно  допустимая концентрация (ПДК), предельно  допустимый уровень (ПДУ), а также  такие, как ОБУВ, ПДД, ДКМ. По сути, именно гигиена обеспечивает безопасность существования индивидуума, предотвращая воздействие вредных факторов.

В рамках гигиены выделяют следующие основные разделы:

  • Гигиена окружающей среды — изучающая воздействие природных факторов — атмосферного воздуха, солнечного излучения и т. п.
  • Гигиена труда — изучающая воздействие производственной среды и факторов производственного процесса на человека.
  • Коммунальная гигиена — в рамках которой разрабатываются требования к градостроительству, жилищу, водоснабжению и т. п.
  • Гигиена питания — изучающая значение и воздействие пищи, разрабатывающая мероприятия по оптимизации и обеспечении безопасности питания (часто этот раздел путают с диетологией).
  • Гигиена детей и подростков — изучающая комплексное воздействие факторов на растущий организм.
  • Военная гигиена — направлена на сохранение и повышение боеспособности личного состава.
  • Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

Информация о работе Науки о здоровье