Науки о здоровье

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:22, реферат

Краткое описание

С самого момента своего появления на Земле человек проявляет особое внимание к познанию самого себя. Однако несмотря на многие тысячелетия упорных усилий, он до настоящего времени не может дать окончательные ответы на многие стороны своей сущности и бытия. Пожалуй, в первую очередь это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности — здоровью. Как это ни парадоксально, но до относительно недавнего времени вообще не существовало науки о здоровье. Лишь в конце XX столетия российский ученый И.И. Брехман одним из первых заострил проблему необходимости

Файлы: 1 файл

реферат науки здороье.docx

— 390.37 Кб (Скачать)

А также некоторые узкие  разделы: радиационная гигиена, промышленная токсикология и др.

Основные задачи гигиены

  • изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей. При этом под внешней средой следует понимать весь сложный комплекс природных, социальных, бытовых, производственных и иных факторов.
  • научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов;
  • научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности. Этому способствуют рациональное питание, физические упражнения, закаливание, правильно организованный режим труда и отдыха, соблюдение правил личной гигиены.

ФАРМАКОЛОГИЯ

Фармакология — медико-биологическая  наука о лекарственных веществах  и их действии на организм; в более  широком смысле — наука о физиологически активных веществах вообще и их действии на биологические системы.

Фармакология подразделяется на общую и частную. Общая Фармакология рассматривает механизмы действия лекарственных веществ (первичные  фармакологические реакции, влияние  на ферменты, биологические мембраны, электрические потенциалы, рецепторные  механизмы); изучает общие закономерности их действия на организм в зависимости  от характера распределения, биотрансформации (окисление, восстановление, гидролиз, дезаминирование, ацетилирование и  т. п.), путей введения (внутрь, подкожно, внутривенно, ингаляционной т. д.), выделения (почками, кишечником).

Кроме того, она характеризует  принципы действия лекарственных веществ (местное, рефлекторное, резорбтивное); условия, определяющие их действие в  организме (химическое строение, физико-химические свойства, дозы и концентрации, время  воздействия, повторность применения лекарств; пол, возраст, масса, генетические особенности, функциональное состояние  организма); принципы комбинированной  лекарственной терапии, вопросы  стандартизации, классификации, изыскания  лекарственных веществ и др.

Предмет частной фармакологии — это отдельные лекарственные  вещества, систематизированные по признаку их главного эффекта в несколько  групп: анестезирующие, снотворные, нейролептические, противосудорожные, раздражающие, сердечно-сосудистые, противобактериальные, противопаразитарные, противоопухолевые и др. Фармакология тесно связана с другими дисциплинами, изучающими лекарственные вещества, прежде всего с фармацевтической химией — наукой об их синтезе, строении и химических свойствах, фармакогнозией и фармацией в целом, токсикологией. Общий — экспериментальный —  метод сближает фармакологию с физиологией  и патологией. Она непосредственно  связана также с биохимией  и биологией.

Разделы общей фармакологии

  • принципы производства лекарственных средств, их состав и свойства.
  • метаболизм — фармакокинетика и Фармакодинамика,
  • токсикология,
  • фармакогенетика и
  • фармакогеномика.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

Эпидемиология  — общемедицинская  наука, изучающая закономерности возникновения  и распространения заболеваний  различной этиологии с целью  разработки профилактических мероприятий (преморбидная, первичная, вторичная  и третичная профилактика). Предметом  изучения эпидемиологии является заболеваемость — совокупность случаев болезни на определенной территории в определенное время среди определенной группы населения.

За весь период развития после бактериологических открытий, эпидемиология сформировалась как  наука, изучающая закономерности эпидемического процесса в интересах ликвидации его и его профилактики. По мере расширения границ профилактики за пределы  инфекционной патологии возникла потребность  в популяционном подходе при  изучении не только инфекционных, но и  неинфекционных заболеваний. Наиболее представительным эпидемиологическим исследованием, которое оценивает  эпидемиологию как инфекционных, так и неинфекционных заболеваний, является проводимое под эгидой Всемирной  организации здравоохранения исследование Global Burden of Disease. В настоящее время  завершается его очередной этап, позволяющий оценить встречаемость, распространенность и летальность  основных групп заболеваний во всем мире и отдельных регионах за период 1980-2010 гг.

Цель эпидемиологии заключается  в выявлении закономерностей  возникновения, распространения и  прекращения болезней человека и  разработке мер профилактики и борьбы с ними.

Задачи эпидемиологии  сводятся к:

    • определению медицинской и социально-экономической значимости болезни, её места в структуре патологии населения;
    • изучению закономерностей распространения болезни во времени (по годам, месяцам и т. п.), по территории и среди различных групп населения (возрастных, половых, профессиональных и т. д.);
    • выявлению причин и условий, определяющих наблюдаемый характер распространения болезни;
    • разработке рекомендаций по оптимизации профилактики;
    • разработке прогноза распространения изучаемой болезни.

Объектом эпидемиологии  инфекционных болезней является эпидемический  процесс, закономерности его развития и формы проявления.

Предметом эпидемиологии  являются:

    • процесс возникновения и распространения любых патологических состояний среди людей (в популяции);
    • состояние здоровья (невозможность возникновения и распространения патологических состояний).

ПСИХОЛОГИЯ

Психология здоровья

Психология здоровья –  это новое научное направление, переживающее период развития и становления, раскрывающее новые способы самосовершенствования  и самопознания. Целью психологии здоровья человека являются: поддержание  и укрепление естественного здоровья, открытие новых возможностей организма  с опорой на духовные основы и психологический  фактор.

Актуальность развития психологии здоровья обуславливается всё возрастающими  нагрузками на нервную систему человека связанные с  информационным прессингом и понижающей поддержки общества. Так же сказывается негатив в  межчеловеческих взаимоотношениях (разобщённость общества, религиозная  и  национальная рознь) - всё это  вызывает эмоциональное напряжение, которое и приводит к возникновению  ряда болезней.

Охрана своего здоровья обязанность  каждого человека, которая не по силам другим.

Вредные привычки, избыточное или недостаточное питание, проживание во вредных экологических условиях приводят организм в плачевное состояние  уже к тридцати годам.

Первостепенное потребность  человека, определяющее его способность  к труду и созиданию это  гармоническое развитие психики  и личности в целом. Оно и является предпосылкой к самопознанию, самоутверждению  и счастью.

Психология здоровья является достаточно новой и активно развивающейся  отраслью психологии.  Она определяется как наука о психологических  причинах здоровья, о методах и  средствах его сохранения, укрепления и развития. Психология здоровья включает практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти. Она  изучает здоровую личность, учитывая разнообразие индивидуальных и социальных норм «здоровья» и «болезни».

Один из главных вопросов прикладной психологии здоровья –  как мотивировать людей на сохранение и укрепление собственного здоровья? Даже для тех, кто декларирует  здоровье как ценность, ответ на вопрос, как заставить себя быть здоровым, выглядит очень размытым.

Другой важной исследовательской  проблемой психологии здоровья является вопрос о способах и возможностях взаимодействия личности и болезни (совладание, управление болью и  т. п.). Существует большое количество материалов, представляющих разнообразные  варианты попыток решения данной проблемы. В частности, исследуются  психологические предикторы выздоровления  и протекания болезни. Было, например, показано, что оптимизм пациентов, проходящих лечение панического расстройства и/или агорафобии, влияет на эффективность лечения, помогает им сопротивляться дистрессу, повышает эмпатию, а также способствует оптимизму врача.

Третьей важной проблемой  для психологии здоровья является проблема саморегуляции.  Даже если у человека присутствуют намерения сделать  свое поведение более ориентированным  на здоровье оно зачастую остается нереализованным. Потому что многие люди так и не переходят от желания  к конкретному поведению. За последние  десятилетия наблюдается изменение  характера заболеваний: меняется соотношение  «не зависящих от поведения человека» (пневмония, туберкулез и т. п.) и «поведенчески  обусловленных» (рак, ВИЧ/СПИД, зависимости) в сторону увеличения последних. Современные исследования показывают, что причиной возникновения многих заболеваний являются курение, пищевое  поведение, употребление алкоголя и  т. п. Люди, даже понимая опасность, вред привычных и часто приятных им способов поведения, не находят в  себе достаточно сил и навыков, чтобы  изменить его.

Психология развития

Возрастная психология —  отрасль психологии, изучающая психологические  изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды  и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические  и психологические факторы, влияющие на его развитие.

Предмет психологии развития и возрастной психологии:

    • Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
    • Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
    • Развитие различных видов деятельности (активности)
    • Формирование качеств личности
    • Возрастные и индивидуальные психологические особенности

Объект психологии развития — сложная динамическая система  взаимосвязанных процессов и  явлений.

Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений  путём постижения их генезиса (происхождения), поэтому она входит в область  общей психологии. Это часть общей  психологии, которая изучает сходство и различия психологического функционирования человека на протяжении всей его жизни.

Задачи психологии развития:

    • Раскрытие общих закономерностей развития
    • Установление причин перехода от одной стадии к другой
    • Периодизация возрастных периодов
    • Психологическая картина каждой стадии
    • Изучение ведущих факторов развития

Функции психологии развития:

    • Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний
    • Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.
    • Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития
    • Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием

Методы исследования:

Организационный метод.

    • сравнительный метод- сопоставление различных групп; данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.
    • лонгитюдный метод- длительный, предполагает несколько методик.Метод применяется в различных видах исследования,например, в выборочном или комплексном исследовании.
    • комплексный- сочетание сравнительного и лонгитюдного метода

Эмперический метод.

    • метод наблюдения
    • эксперементальный метод
    • психологическая диагностика(беседа, тестирование, анкета, опрос)
    • биографический метод
    • обсервационный метод(наблюдение и самонаблюдение)

Интерпритационный метод

    • генетический метод
    • структурный метод

Информация о работе Науки о здоровье