ДЕФЕКТОЛОГИЯ
Дефектология  — наука 
о психофизических особенностях 
развития детей с психическими и 
(или) физическими недостатками, закономерностях 
их обучения и воспитания. В дефектологию 
входит ряд разделов специальной 
педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, 
олигофренопедагогика и логопедия) 
и специальной психологии (сурдопсихология, 
тифлопсихология, олигофренопсихолгия 
и логопсихология).
Дефектология изучает 
также проблемы психофизического развития, 
обучения и воспитания детей с 
задержкой психического развития, нарушениями 
эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного 
аппарата, а также со сложной структурой 
дефекта.
В задачи дефектологии входит 
разработка эффективных средств 
и методов обучения, воспитания, 
коррекции, компенсации, трудовой и 
социальной адаптации категории 
детей, которым требуется коррекция.
В СССР и постперестроечной 
России главным научным центром 
дефектологии был научно-исследовательский 
институт дефектологии АПН СССР (НИИ 
дефектологии РАО) — в настоящее 
время НИИ коррекционной педагогики 
РАО (г. Москва).
Дефектология как наука 
и сфера социальной деятельности 
имеет большую, богатейшую фактами, 
достижениями, персоналиями и весьма 
интересную историю, переплетённую 
с развитием отечественной психологии, 
детской психиатрии, детской неврологии, 
направлений общей и специальной 
педагогики (логопедии, сурдопедагогики, 
тифлопедагогики, олигофренопедагогики, 
сурдотифлопедагогики и др.).Одна из самых 
актуальных проблем дефектологии в России 
интегрированное обучение.
Основные направления 
дефектологии
  - логопедия — изучение различных нарушений и дефектов речи и методов их коррекции
 
  - сурдопедагогика — воспитание и обучение людей с недостатками слуха
 
  - тифлопедагогика — воспитание и обучении людей с нарушениями зрения
 
  - сурдотифлопедагогика — воспитание и обучение слепоглухонемых людей
 
  - амблиология — адаптация и социальная реабилитация слепых и слабовидящих пациентов
 
  - олигофренопедагогика — воспитание и обучение умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  - Айдаркин Е.К. Возрастные основы 
  здоровья и здоровьесберегающие образовательные 
  технологии. – Ростов н/Д: ЮФУ, 2008. – 175 
  с.
 
  - Архангельский В. И., Мельниченко 
  П. И. Гигиена. - Издательство: ГЭОТАР-Медиа. 
  – 2012. – 242 с.
 
  - Бобрович П.С. Психология здоровья. 
  - Издательство: Современная школа. – 2011. 
  – 272 с.
 
  - Здоровьесберегающие аспекты 
  школьного образования / А.И. Бурханов 
  и др. – Уфа: Вост. ун-т, 2009. – 145 с.
 
  - Здоровьесберегающие технологии 
  в образовательном процессе / авт.-сост. 
  С.А. Цацыбина. – Волгоград: Учитель, 2009. 
  – 172 с.
 
  - Использование здоровьесберегающих 
  и здоровьеразвивающих технологий в учебно-воспитательном 
  процессе ВУЗа: монография / И.Г. Алмазова, 
  В.Ю. Бабайцева, В.В. Гарбенко и др. – Елец: 
  ЕГУ, 2007. – 91 с.
 
  - Кожин А. А., Кучма В. Р., Сивочалова 
  О. В. Здоровый человек и его окружение. 
  - Издательство: Академия. – 2006. – 400 с.
 
  - Левченко А.В. Здоровьесберегающие 
  технологии в профессиональной подготовке 
  студентов педагогического университета: 
  монография. – Самара: Офорт, 2005. – 171 с.
 
  - Мархоцкий Я. Л. Валеология. 
  - Издательство: Высшая школа. – 2010. – 288 
  с.
 
  - Медик В. А., Юрьев В. К. Общественное 
  здоровье и здравоохранение. - Издательство: 
  ГЭОТАР-Медиа. – 2009. – 608 с.
 
  - Митяева А.М. Здоровьесберегающие 
  педагогические технологии: учеб. пособие 
  для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 
  2008. – 192 с.
 
  - Орехова И.Л. Организационно-содержательно-технологическое 
  обеспечение подготовки педагогов к оздоровительной 
  работе в общеобразовательных учреждениях. 
  – СПб.: Астерион, 2009. – 254 с.
 
  - Система работы по внедрению 
  здоровьесберегающих технологий в образовательном 
  учреждении / Сост. Т.А. Мирошниченко. – 
  Волгоград: Корифей, 2007. – 95 с.
 
  - Соловьев Г.М. Здоровьесберегающая 
  система в обеспечении качества образования, 
  здоровья и формирования культуры здорового 
  образа жизни учащейся молодежи: монография. 
  – М.: Илекса, 2009. – 263 с.
 
  - Степанова Г.А. Здоровьесберегающие 
  основы образовательного процесса учащихся 
  и студентов. – Сургут: РИО Гур ГПУ. – 2006. 
  – 223 с.