ДЕФЕКТОЛОГИЯ
Дефектология — наука
о психофизических особенностях
развития детей с психическими и
(или) физическими недостатками, закономерностях
их обучения и воспитания. В дефектологию
входит ряд разделов специальной
педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)
и специальной психологии (сурдопсихология,
тифлопсихология, олигофренопсихолгия
и логопсихология).
Дефектология изучает
также проблемы психофизического развития,
обучения и воспитания детей с
задержкой психического развития, нарушениями
эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного
аппарата, а также со сложной структурой
дефекта.
В задачи дефектологии входит
разработка эффективных средств
и методов обучения, воспитания,
коррекции, компенсации, трудовой и
социальной адаптации категории
детей, которым требуется коррекция.
В СССР и постперестроечной
России главным научным центром
дефектологии был научно-исследовательский
институт дефектологии АПН СССР (НИИ
дефектологии РАО) — в настоящее
время НИИ коррекционной педагогики
РАО (г. Москва).
Дефектология как наука
и сфера социальной деятельности
имеет большую, богатейшую фактами,
достижениями, персоналиями и весьма
интересную историю, переплетённую
с развитием отечественной психологии,
детской психиатрии, детской неврологии,
направлений общей и специальной
педагогики (логопедии, сурдопедагогики,
тифлопедагогики, олигофренопедагогики,
сурдотифлопедагогики и др.).Одна из самых
актуальных проблем дефектологии в России
интегрированное обучение.
Основные направления
дефектологии
- логопедия — изучение различных нарушений и дефектов речи и методов их коррекции
- сурдопедагогика — воспитание и обучение людей с недостатками слуха
- тифлопедагогика — воспитание и обучении людей с нарушениями зрения
- сурдотифлопедагогика — воспитание и обучение слепоглухонемых людей
- амблиология — адаптация и социальная реабилитация слепых и слабовидящих пациентов
- олигофренопедагогика — воспитание и обучение умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Айдаркин Е.К. Возрастные основы
здоровья и здоровьесберегающие образовательные
технологии. – Ростов н/Д: ЮФУ, 2008. – 175
с.
- Архангельский В. И., Мельниченко
П. И. Гигиена. - Издательство: ГЭОТАР-Медиа.
– 2012. – 242 с.
- Бобрович П.С. Психология здоровья.
- Издательство: Современная школа. – 2011.
– 272 с.
- Здоровьесберегающие аспекты
школьного образования / А.И. Бурханов
и др. – Уфа: Вост. ун-т, 2009. – 145 с.
- Здоровьесберегающие технологии
в образовательном процессе / авт.-сост.
С.А. Цацыбина. – Волгоград: Учитель, 2009.
– 172 с.
- Использование здоровьесберегающих
и здоровьеразвивающих технологий в учебно-воспитательном
процессе ВУЗа: монография / И.Г. Алмазова,
В.Ю. Бабайцева, В.В. Гарбенко и др. – Елец:
ЕГУ, 2007. – 91 с.
- Кожин А. А., Кучма В. Р., Сивочалова
О. В. Здоровый человек и его окружение.
- Издательство: Академия. – 2006. – 400 с.
- Левченко А.В. Здоровьесберегающие
технологии в профессиональной подготовке
студентов педагогического университета:
монография. – Самара: Офорт, 2005. – 171 с.
- Мархоцкий Я. Л. Валеология.
- Издательство: Высшая школа. – 2010. – 288
с.
- Медик В. А., Юрьев В. К. Общественное
здоровье и здравоохранение. - Издательство:
ГЭОТАР-Медиа. – 2009. – 608 с.
- Митяева А.М. Здоровьесберегающие
педагогические технологии: учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия,
2008. – 192 с.
- Орехова И.Л. Организационно-содержательно-технологическое
обеспечение подготовки педагогов к оздоровительной
работе в общеобразовательных учреждениях.
– СПб.: Астерион, 2009. – 254 с.
- Система работы по внедрению
здоровьесберегающих технологий в образовательном
учреждении / Сост. Т.А. Мирошниченко. –
Волгоград: Корифей, 2007. – 95 с.
- Соловьев Г.М. Здоровьесберегающая
система в обеспечении качества образования,
здоровья и формирования культуры здорового
образа жизни учащейся молодежи: монография.
– М.: Илекса, 2009. – 263 с.
- Степанова Г.А. Здоровьесберегающие
основы образовательного процесса учащихся
и студентов. – Сургут: РИО Гур ГПУ. – 2006.
– 223 с.