Науки о здоровье

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:22, реферат

Краткое описание

С самого момента своего появления на Земле человек проявляет особое внимание к познанию самого себя. Однако несмотря на многие тысячелетия упорных усилий, он до настоящего времени не может дать окончательные ответы на многие стороны своей сущности и бытия. Пожалуй, в первую очередь это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности — здоровью. Как это ни парадоксально, но до относительно недавнего времени вообще не существовало науки о здоровье. Лишь в конце XX столетия российский ученый И.И. Брехман одним из первых заострил проблему необходимости

Файлы: 1 файл

реферат науки здороье.docx

— 390.37 Кб (Скачать)

 

Клиническая психология

Клиническая психология  — раздел психологии (на стыке с  психиатрией), изучающий психические  явления с точки зрения их взаимосвязи  с болезнями. Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих психологические проблемы, связанные с нарушениями физического здоровья.

Клиническая психология —  специальность широкого профиля, имеющая  межотраслевой характер и участвующая  в решении комплекса задач  в системе здравоохранения, народного  образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога  направлена на повышение психологических  ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую  реабилитацию.

В России долгое время был  принят термин «медицинская психология», определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к  международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и  ту же область психологии, в международной  практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта  и пациента и ряда других узкоспецифических  вопросов, в то время, как клиническая  психология — это целостная научная  и практическая психологическая  дисциплина.

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

    • Психические проявления различных расстройств.
    • Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
    • Влияние различных расстройств на психику.
    • Нарушения развития психики.
    • Разработка принципов и методов исследования в клинике.
    • Психотерапия, проведение и разработка методов.
    • Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических  проблем, а также проблемы определения  нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного  и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Психофизиология - пограничная  область психологии, изучающая роль всей совокупности билогических свойств, и прежде всего свойств нервной  системы, в детерминации психической  деятельности и устойчивых индивидуально-психологических  различий.

    Огромный вклад в развитие психофизиологии внесли следующие ученые: Мюлер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц, Сеченов, Павлов.

    Главная задача - причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов.

    Психофизиология включает несколько областей исследования.

  1. Психофизиология ощущений и восприятий изучает нервные процессы в анализаторах, начиная с рецепторов и кончая корковыми отделами. Установлены специфические аппараты цветового зрения, специфические рецепторы и проводящие пути тактильной и болевой чувствительности, открыты нейроны, реагирующие на отдельные свойства зрительных и слуховых стимулов.
  2.   Психофизиология речи и мышления изучает функциональную роль разных областей мозга и их взаимосвязей в осуществлении речевых процессов. Принципиально важным стало установление тесной связи мыслительных процессов с деятельностью речедвигательного анализатора.
  3. Психофизиология эмоций исследует нейрогуморальные механизмы возниконовения эмоциональных состояний. Открыты нервные "центры" удовольствия и неудовольствия, расположенные в подкорковых областях мозга. Установлено, что важная роль в эмоциональном поведении принадлежит гормонам, выделяемым железами внутренней секреции (гипофизом, корой и мозговым слоем надпочечников и др.), а также различными биологически активными веществами.
  4.    Психофизиология внимания исследует нейрофизиологические корреляты внимания (изменение ЭЭГ и вызванных потенциалов, изменение кожно-гальванической и др. реакций). Психофизиология внимания тесно связана с проблемами изучения ориентировочного рефлекса и второй сигнальной системы.
  5. Психофизиология произвольных действий вскрывает физиологическую структуру и механизмы их осуществления.
  6. Дифференциальная психофизиология изучает зависимость индивидуальных особенностей психики и поведения от индивидуальных различий в деятельности мозга. В развитии дифференциальной психофизиологии В.М.Русалов выделяет 4 этапа: допавловский, павловский (с 1927 г.), тепловско-небылицинский (с 1956 г.) и современный (с 1972 г.). Последний связан прежде всего с развитием системных представлений в психофизиологии.

   Методы психофизиологии:

    Электрофизиологические методы изучения органических функций, основываются на регистрации биопотенциалов, возникающих в тканях живого организма спонтанно или в ответ на внешнее раздражение. Чаще всего используется регистрация биотоков мозга.

Отражение психофизиологических процессов в динамике ЭЭГ. Частотно-амплитудные  изменения электрической активности в связи с:

   1) активацией внимания - блокада ?-ритма, возрастание  ?-ритма, изменение уровня ассиметрии  фаз колебания, концентрация внимания, глубокая депрессия биопотенциалов.

   2) Эмоциональным состоянием - нет единой точки зрения; тревога слабая - усиление 2 ритма, усиление тревоги - десинхронизация основного ритма ЭЭГ, отрицательные эмоции - усиление теста активности, положительные эмоции - ослабление теста активности.

    "Волна ожидания". Изменение психофизиологического состояния отражается на электрофизиологических показателях; высокая эмоциональная напряженность - повышение амплитуды волны; неустойчивое внимание - снижение амплитуды волны.

    Исследование медленных электрических процессов мозга (МЭП). При бурных эмоциях - резкое изменение.

    Изучение динамики наличного кислорода (коры и глубоких структур мозга), т.е. переменное давление в структурах мозга.

    КГР (кожно-гальваническая реакция). Относится к показателям изменения внимания и эмоций. Феномен Краснова - эффект изменения разности потенциалов сопротивления кожи в связи с ориентировочной реакцией и эмоциями.

МЕДИЦИНСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Социология медицины  — область социологии, изучающая  социальную обусловленность здоровья населения, социальные функции, структуру  и кадры организации здравоохранения  и медицины, роль здоровья в функционировании и развитии общества, в формировании и жизнедеятельности личности. Возникшая  на стыке социологии (преимущественно  эмпирических социологических исследований) и медицинских наук (организация  здравоохранения, социальная гигиена, медицинская статистика, медицинская  демография, эпидемиология, деонтология  и др.), социология медицины обретает статус специальной социологической  теории к сер. ХХ в., но и сейчас ведутся  дискуссии относительно предмета и  направлений исследований социологии медицины, что объясняется многообразием ее проблематики, а также сложностью структуры медицинского знания. С предметной неопределенностью социологии медицины связана и традиционность ее названия, восходящего ко времени, когда все проблемы здоровья ассоциировались в общественном сознании с медициной (в настоящее время целесообразнее было бы говорить не о социологии медицины, а о социологии здравоохранения).

  В структуре социологического знания социология медицины связана с социологическими проблемами труда, образа жизни, свободного и внерабочего времени, социологией организаций, охраны окружающей среды и др.; вне его — с медицинской психологией, демографией, теорией физкультуры и спорта, педагогикой, экологией и др. Проблематика исследований социологии медицины, осуществляемых главным образом на теоретико-прикладном и эмпирическом уровнях как социологами, так и специалистами других областей знания, условно распределяется по трем направлениям:

1) роль объективных условий  и субъективного фактора в  охране и укрепления здоровья  населения, социально-психологическая  обусловленность ряда заболеваний  (сердечно-сосудистых, психических), а  также вредных для здоровья  привычек; отношение к здоровью, болезням, медицинскому обслуживанию  различных социально-демографических  и профессиональных групп населения;  условия труда и быта, образ  жизни и стиль поведения; их  влияние на здоровье человека; функции средств массовой информации  в формировании медицинских и  гигиенических знаний, санитарная  культура человека и др.;

2) структура и организация  лечебно-профилактических, санитарно-гигиегических,  санитарно-просветитель-ных, административных  и научно-исследовательских учреждений  здравоохранения и меди-цины, их  субординация и взаимодействие  с целью повышения эффективности  профи-актических и лечебных мероприятий,  реализации комплексных программ  охраны здоровья в условиях  профилактически ориентированного  советского здравоохранения; система  подготовки и повышения квалификации  медицинских кадров; взаимодействие  населения и медицинских работников  в условиях реализации лечебно-профилактических  мероприятий, между медицинским  персоналом, пациентами и больными  в медицинских учреждениях, между  больными и ближайшим ок­ружением;  медицина как форма социального  контроля;

3) разработка средств  повышения эффективности социальных  здравоохранительных мероприятий,  функции здоровья в развитии  общества и формировании личности.

МЕДИЦИНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Медицинская антрополо́гия  — научная дисциплина социально-культурной направленности, представляющая собой  комплекс знаний о медицинских системах, существовавших и существующих в  разных обществах, о традициях врачевания и их формах, о восприятии и переживании  состояний здоровья и болезни  представителями различных социумов, о вариантах сохранения здоровья человеком в культурном контексте  медицинских практик, о разнообразных  социокультурных аспектах создания медицинских знаний.

В 20-е гг. 20 века общими усилиями медиков, антропологов, психологов создается  медицинская антропология. Её создание было предрешено процессом антропологизации научного знания и развития медицины.

По мнению историка медицины Х. Шиппергеса, в медицинской антропологии можно выделить компенсирующую и  конституирующую антропологии. Представители  первой восполняют пробелы медицинской  теории, привлекая биологию, психологию и социологию с целью создания объективной медицины. Представители  конституирующей антропологии разрабатывают  общую систему естественнонаучной медицины как медицинского учения о  сущности болезни. Сюда включаются проблемы антропогенеза, взаимосвязи биопсихосоциальных структур человека,  факторы жизнеустойчивости  человека и популяции.

Человек является естественной самоорганизующейся системой. Современная  классическая медицина во многих случаях  не в состоянии избавить человека от недуга именно в силу того, что  у неё нет технологий лечения  человеческого организма в целом. В системе организма человека взаимодействуют все составляющие её элементы. Так, чувство любви укрепляет  иммунную систему, а депрессивное чувство  её разрушает. Как отделить биологию от психологии? да и надо ли?

Важнейшим принципом медицинской  антропологии является её направленность на человека как целостную систему  – антропологичность. Этот принцип  предполагает учитывать в медицинской  практике специфику организма во всём его многообразии свойств и  качеств. Антропологический подход заключается в учете особенностей строения тела человека, связанных  с антропогенезом, его возрастными, половыми и конституциональными  особенностями. Следствием этого подхода  является связь психобиологической конституции человека с его предрасположенностью к возникновению определенных заболеваний  у людей с определенным самотипом.

Предметом медицинской антропологии становится качество жизни, связанное  со здоровьем. Исследования ведутся  на стыке нескольких научных дисциплин: общей антропологии, медицинской генетики, этнографии, клиники, анатомии и физиологии, психологии и психиатрии, медицинской социологии.

Но что такое качество жизни для медицинской антропологии? Это характеристика функционирование человека на основе его субъективного  восприятия. Такое определение может  служить примером применения в исследовании принципа антропологизма, в котором  сочетается системный анализ и философская  рефлексия, или самопознание человека. Но вот вопрос: насколько соизмеримо научное знание, которое стремиться к объективности, с субъективными  критериями субъекта познания? И как  при этом оценивать действия врача? Эти вопросы носят методологический характер. Для их разрешения необходимо проделать философский анализ, результатом  которого будет онтологические основания  медицинской антропологии, система  методологических принципов, выработка  этических критериев субъекта деятельности – врача, обоснование новой системы  взаимодействия врача и пациента. Другими словами модель медицинской  антропологии.

Информация о работе Науки о здоровье