Общественное здоровье как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:14, реферат

Краткое описание

В отличие от различных клинических дисциплин общественное здоровье изучает состояние здоровья не отдельных индивидов, а человеческих коллективов, социальных групп и общества в целом в связи с условиями и образом жизни. При этом условия жизни, производственные отношения, как правило, являются определяющими для состояния здоровья людей. Например, социально-экономические преобразования, научно – технический прогресс, могут принести обществу определенные блага, но одновременно могут оказывать и негативное воздействие на его здоровье.

Файлы: 1 файл

Общественное здоровье как наука.docx

— 45.33 Кб (Скачать)

 

 Биологическое никогда  не проявляется в человеке  в чисто природном виде –  оно всегда опосредовано социальным. Проблема соотношения социального и биологического в человеке – это ключ к пониманию природы и характера его здоровья, его болезней, которые следует трактовать как биосоциальные категории.

 

 Здоровье и болезни  человека, по сравнению с животными,  – это новое, опосредованное  социальным, качество.

 

 В документах ВОЗ  неоднократно указывалось, что  здоровье людей – качество  социальное, в связи с чем, для  оценки общественного здоровья  ВОЗ рекомендует следующие показатели:

 

1. Отчисление валового  национального продукта на здравоохранение.

 

2. Доступность первичной  медико-социальной помощи.

 

3. Охват населения медицинской  помощью.

 

4. Уровень иммунизации  населения.

 

5. Степень обследования  беременных квалифицированным персоналом.

 

6. Состояние питания детей.

 

7. Уровень детской смертности.

 

8. Средняя продолжительность  предстоящей жизни.

 

9. Гигиеническая грамотность  населения.

 

 Общественное здоровье  обусловлено комплексным воздействием  социальных, поведенческих и биологических  факторов. Если речь идет о  социальной обусловленности здоровья, то подразумевается первостепенное  по своему значению, а подчас  и решающее воздействие на  него социальных факторов риска.

 

 Социальная обусловленность  здоровья подтверждается многочисленными  медико-социальными исследованиями. Например, доказано, что преждевременные роды встречаются в 4 раза чаще у незамужних женщин, чем у замужних; заболеваемость пневмонией детей в неполных семьях в 4 раза выше, чем в полных. На заболеваемость раком легкого воздействуют курение, экология, место жительства и т.д.

 

 В отличие от непосредственных  причин заболеваний (вирусы, бактерии  и т.д.) факторы риска действуют  опосредованно, нарушают устойчивость  механизмов регуляции, создают  неблагоприятный фон для возникновения  и развития болезней. Таким образом,  для развития патологического  процесса помимо фактора риска  требуется еще и действие конкретного  причинного фактора.

 

 Под воздействием комплекса  факторов величина показателей  общественного здоровья меняется  и порой весьма значительно,  как в пространстве, так и во  времени, они различны у отдельных  возрастных, половых, социальных  групп населения, имеют региональные  особенности и свои закономерности  распространения, т.е. имеют свою  эпидемиологию.

 

 Первоначально эпидемиология  рассматривала закономерности возникновения  и распространения лишь инфекционных  болезней.

 

 В современной литературе  под понятием «эпидемиология»  чаще всего понимают науку,  изучающую закономерности возникновения  и распространения патологических  процессов с целью разработки  мероприятий по профилактике  и оптимальному лечению заболеваний.  Эпидемиология изучает влияние  комплекса различных факторов  на формирование здоровья, распространенность  различных болезней (инфекционных  и неинфекционных) и физиологических  состояний человека.

 

 Обобщив изложенные  выше рассуждения, можно сформулировать  понятие «эпидемиология общественного  здоровья», или «социальная эпидемиология»: – это раздел дисциплины «общественное  здоровье и здравоохранение», изучающий  закономерности распространения  показателей общественного здоровья  во времени, в пространстве, среди  различных групп населения в  связи с воздействием условий  и образа жизни, факторов внешней  среды.

 

 Цель эпидемиологии  общественного здоровья (социальной  эпидемиологии) – разработка  мер политического, экономического, медико-социального и организационного  характера, направленных на улучшение  показателей общественного здоровья. В дальнейшем при использовании  данного термина мы будем вкладывать  в него именно это значение.

 

 

1.2 История развития общественного  здоровья

 

 

 Социально-гигиенические  элементы и предписания встречаются  еще в медицине древних общественно-экономических  формаций, но обособление социальной  гигиены как науки тесно связано  с развитием промышленного производства.

 

 Период от эпохи  Возрождения до 1850 г. стал первым  этапом в современном развитии  общественного здоровья (тогда эта  наука называлась «социальная  гигиена»). В этот период накапливались  серьезные исследования по взаимозависимости  состояния здоровья трудящегося  населения, условий его жизни  и труда.

 

 Первым систематическим  руководством по социальной гигиене  был многотомный труд Франка  «System einer vollstandingen medizinischen Polizei», написанный в период с 1779 по 1819 гг.

 

 Врачи социалисты-утописты, которые занимали руководящие  посты во время революций 1848 и 1871 годов во Франции, пытались  научно обосновать меры общественного  здравоохранения, считая социальную  медицину ключом к оздоровлению  общества.

 

 Буржуазная революция  1848 г. имела важное значение для развития социальной медицины в Германии. Одним из социал-гигиенистов того времени был Рудольф Вирхов. Он подчеркивал тесную связь между медициной и политикой. Его труд «Mitteilungen uber Oberschlesien herrschende Typhus-Epidemie» считается одним из классических в немецкой социальной гигиене. Вирхов пользовался известностью как демократически настроенный врач и исследователь.

 

 Предполагают, что термин  «социальная медицина» был впервые  предложен французским врачом  Жюлем Гереном. Герен считал, что социальная медицина включает «медицинскую полицию, гигиену среды и судебную медицину».

 

 Современник Вирхова  Нойман ввел в немецкую литературу понятие «социальная медицина». В опубликованной в 1847 г. работе «Die offentliche Gesundshitspflege und das Eigentum» он убедительно доказал роль социальных факторов в развитии здравоохранения населения.

 

 В конце XIX века определилось  развитие основного направления  общественного здоровья до наших  дней. Это направление связывает  развитие общественного здоровья  с общим прогрессом научной  гигиены или, с биолого-физической  гигиеной. Основателем этого направления  в Германии был М. фон Петтенкофер. Он включил в изданное им руководство по гигиене раздел «Социальная гигиена», считая ее предметом той сферы жизни, где врач встречается с большими группами людей. Это направление приобрело постепенно реформистский характер, так как не смогло предложить радикальные социально-терапевтические мероприятия.

 

 Основателем социальной  гигиены как науки в Германии  был А. Гротьян. В 1904 г. Гротьян писал: «Гигиена должна… изучать подробно влияния общественных отношений, и социальной среды, в которой люди рождаются, живут, работают, наслаждаются, продолжают свой род и умирают. Так она становится социальной гигиеной, которая выступает рядом с физико-биологической гигиеной как ее дополнение».

 

 По Гротьяну, предметом социально-гигиенической науки является анализ условий, в которых осуществляются отношения между человеком и окружающей средой.

 

 В результате подобных  исследований Гротьян приблизился ко второй стороне предмета общественного здоровья, то есть к разработке норм, которыми регулируются отношения между человеком и общественной средой так, чтобы они укрепляли его здоровье и приносили ему пользу.

 

 В Англии в XIX веке  также были крупные деятели  общественного здравоохранения.  Э. Чедвик видел главную причину  плохого состояния здоровья народа  в их нищете. Его труд «The sanitary conditions of laboring populations», изданный в 1842 г., раскрывал тяжелые условия жизни рабочих в Англии. Дж. Саймон, будучи главным врачом английской службы здравоохранения, провел серию исследований главных причин смертности населения. Однако, первая кафедра по социальной медицине была создана в Англии только в 1943 г. Дж. Райлем в Оксфорде.

 

 Развитию социальной  гигиены в России более всего  способствовали Ф.Ф. Эрисман, П.И.  Куркин, З.Г. Френкель, Н.А. Семашко  и З.П. Соловьев.

 

 Из крупных российских социал-гигиенистов необходимо отметить Г.А. Баткиса, который был известным исследователем и автором ряда теоретических трудов по социальной гигиене, разработавшим оригинальные статистические методики изучения санитарного состояния населения и ряд методов работы медицинских учреждений (новая система активного патронажа новорожденных, метод анамнестических демографических исследований и др.).

 

 

1.3 Предмет общественного  здоровья

 

 

 Характер системы здравоохранения  в каждой стране определяется  положением и развитием общественного  здоровья как научной дисциплины. Конкретное содержание любого  курса по общественному здоровью  изменяется в зависимости от  национальных условий и нужд, а также от дифференциации, достигнутой  различными медицинскими науками.

 

 Классическое определение содержания общественного здоровья, упоминавшееся в дискуссии, организованной ВОЗ по теме «Организация здравоохранения как научная дисциплина»: «…общественное здравоохранение – опирается на «треножник» из социального диагноза, которые исследуются, главным образом, методами эпидемиологии, социальной патологии и социальной терапии, основанной на сотрудничестве между обществом и работниками здравоохранения, а также на административных и медико-профилактических мерах, законах, правилах и т.п. на центральных и местных органах управления».

 

 С точки зрения общей  классификации наук общественное  здоровье находится на границе  между естествознанием и общественными  науками, то есть она использует  методы и достижения обеих  групп. С точки зрения классификации  медицинских наук (о природе, восстановлении  и укреплении здоровья человека, человеческих групп и общества) общественное здоровье стремится  заполнить разрыв между двумя  основными группами клинических  (лечебных) и профилактических (гигиенических)  наук, который сложился в результате  развития медицины. Она играет  синтезирующую роль, развивая объединяющие  принципы мышления и исследования  обоих направлений медицинской  науки и практики.

 

 Общественное здоровье  дает обобщающую картину состояния  и динамики здоровья и воспроизводства  населения и определяющих их  факторов, а отсюда вытекают и  необходимые мероприятия. Такую  обобщающую картину не может  дать ни одна клиническая или  гигиеническая дисциплина. Общественное  здоровье как наука, должна  органически сочетать конкретный  анализ практических проблем  здравоохранения с исследованиями  закономерностей общественного  развития, с проблемами народного  хозяйства и культуры. Поэтому  только в рамках общественного  здоровья можно создать научную  организацию и научное планирование  здравоохранения.

 

 Состояние здоровья  человека определяется функцией  его физиологических систем и  органов с учетом полового, возрастного  и психологического факторов, а  также зависит от воздействия  внешней среды, включая и социальную, причем последней принадлежит ведущее значение. Таким образом, здоровье людей зависит от воздействия сложного комплекса социальных и биологических факторов.

 

 Проблема взаимоотношений  социального и биологического  в жизнедеятельности человека  – коренная методологическая  проблема современной медицины. От ее решения зависит то  или иное толкование явлений  природы и сущности здоровья  и болезни человека, этиологии,  патогенеза и других понятий  в медицине. Социально-биологическая  проблема предполагает выделение  трех групп закономерностей и  соответствующих им аспектов  медицинских знаний:

 

1) социальных закономерностей  с точки зрения их влияния  здоровье, а именно, на заболеваемость  людей, на изменение демографических  процессов, на изменение типа  патологии в различных социальных  условиях;

 

2) общих закономерностей  для всех живых существ, включая  и человека, проявляющихся на  молекулярно-биологическом, субклеточном  и клеточном уровнях;

 

3) специфических биологических  и психических (психофизиологических) закономерностей, присущих лишь  человеку (высшая нервная деятельность  и др.).

 

 Две последние закономерности  проявляются и изменяются только  через социальные условия. Социальные  закономерности для человека  как члена общества являются  ведущими в развитии его как  биологической особи, способствуют  его прогрессу.

 

 Методологическая основа  общественного здоровья как науки  состоит в изучении и правильной  трактовке причин, связей и взаимозависимости  между состоянием здоровья населения  и общественными отношениями,  т.е. в правильном решении проблемы  взаимоотношения социального и  биологического в обществе.

 

 К социально-гигиеническим  факторам, влияющим на общественное  здоровье, следует отнести условия  труда и быта населения, жилищные  условия; уровень заработной платы,  культуру и воспитание населения,  питание, отношения в семье,  качество и доступность медицинской  помощи.

 

 Вместе с тем на  общественное здоровье оказывают  влияние и климато-географические, гидрометеорологические факторы внешней среды.

 

 Значительная часть  названных условий может изменяться  самим обществом в зависимости  от его общественно – политической  и экономической структуры, причем  влияние их на здоровье населения  может быть как отрицательным,  так и положительным.

Информация о работе Общественное здоровье как наука