Общественное здоровье как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:14, реферат

Краткое описание

В отличие от различных клинических дисциплин общественное здоровье изучает состояние здоровья не отдельных индивидов, а человеческих коллективов, социальных групп и общества в целом в связи с условиями и образом жизни. При этом условия жизни, производственные отношения, как правило, являются определяющими для состояния здоровья людей. Например, социально-экономические преобразования, научно – технический прогресс, могут принести обществу определенные блага, но одновременно могут оказывать и негативное воздействие на его здоровье.

Файлы: 1 файл

Общественное здоровье как наука.docx

— 45.33 Кб (Скачать)

 

 Следовательно, с социально-гигиенической  точки зрения здоровье населения  можно характеризовать следующими  основными данными:

 

1) состоянием и динамикой  демографических процессов: рождаемостью, смертностью, естественным приростом  населения и другими показателями  естественного движения;

 

2) уровнем и характером  заболеваемости населения, а также  инвалидности;

 

3) физическим развитием  населения.

 

 Изучение и сравнение  этих данных в различных общественно-экономических  условиях позволяет не только  судить об уровне общественного  здоровья населения, но и анализировать  социальные условия и причины,  оказывающие влияние на него.

 

 В сущности, вся практическая  и теоретическая деятельность  в области медицины должна  иметь социально-гигиеническую направленность, поскольку любая медицинская  наука содержит определенные  социально-гигиенические аспекты.  Именно общественное здоровье  обеспечивает социально-гигиенический  компонент медицинской науки  и образования, подобно тому, как  физиология обосновывает их физиологическое  направление, реализуемое на практике  многими медицинскими дисциплинами.

 

 

1.4 Методы общественного  здоровья

 

 

 Общественное здоровье, как и другие научные дисциплины, имеет свои методы исследования.

 

1) Статистический метод  как основной метод общественных  наук широко используется в  области общественного здоровья. Он позволяет устанавливать и  объективно оценивать происходящие  изменения в состоянии здоровья  населения и определять эффективность  деятельности органов и учреждений  здравоохранения. Кроме того, он  широко применяется в медицинских  научных исследованиях (гигиенических,  физиологических, биохимических,  клинических и др.).

 

Метод экспертных оценок служит дополнением к статистическому, основной задачей которого является определение косвенным путем тех или иных поправочных коэффициентов.

 

 Общественное здоровье  использует количественные измерения,  применяя статистику и эпидемиологические  методы. Это позволяет осуществлять  прогнозы на основе предварительно  сформулированных закономерностей,  например, вполне возможно предвидеть  будущую рождаемость, численность  населения, смертность, смертность  от онкологических заболеваний  и т.п.

 

2). Исторический метод  строится на основе изучения  и анализа процессов общественного  здоровья и здравоохранения на  различных этапах человеческой  истории. Исторический метод –  это дескриптивный, описательный  метод.

 

3). Метод экономических  исследований дает возможность  устанавливать влияние экономики  на здравоохранение и, наоборот, здравоохранения на экономику  общества. Экономика здравоохранения  является составной частью экономики  страны. Здравоохранение в любой  стране располагает определенной  материально-технической базой,  которая включает больницы, поликлиники,  диспансеры, институты, клиники и  др. Исследуются и анализируются  источники финансирования здравоохранения,  вопросы наиболее эффективного  использования этих средств.

 

 Для изучения влияния  социально-экономических факторов  на здоровье людей используются  методы, применяемые в экономических  науках. Эти методы находят непосредственное  применение при изучении и  разработке таких вопросов здравоохранения,  как учет, планирование, финансирование, управление здравоохранением, рациональное  использование материальных ресурсов, научная организация труда в  органах и учреждениях здравоохранения.

 

4). Экспериментальный метод  – это метод поиска новых,  наиболее рациональных форм и  методов работы, создание моделей  медицинской помощи, внедрение передового  опыта, проверка проектов, гипотез,  создание опытных баз, медицинских  центров и т.д.

 

 Эксперимент можно  проводить не только в естественных, но и в социальных науках. В  общественном здоровье эксперимент  может использоваться не часто  из-за связанных с ним административно-законодательных  трудностей.

 

 В области организации  здравоохранения развивается метод  моделирования, который состоит  в создании моделей организации  для экспериментальной проверки. В связи с экспериментальным  методом большие надежны возлагаются на экспериментальные зоны и центры здравоохранения, а также на экспериментальные программы по отдельным проблемам. Экспериментальные зоны и центры можно назвать «полевыми лабораториями» по проведению научных исследований в области здравоохранения. В зависимости от целей и проблем, ради которых они созданы, эти модели значительно варьируют по объему и организации, бывают временными или постоянными.

 

5. Метод наблюдения и  опроса. Для пополнения и углубления, этих данных могут быть предприняты  специальные исследования. Например, для получения более глубоких  данных о, заболеваемости лиц  определенных профессий используют  результаты, полученные при медицинских  осмотрах этого контингента. Для  выявления характера и степени  влияния социально – гигиенических  условий на заболеваемость, смертность  и физическое развитие могут  быть использованы методы опроса (интервью, анкетный метод) отдельных  лиц, семей или групп людей  по специальной программе.

 

 Методом опроса (интервью) можно получить ценную информацию  по самым различным вопросам: экономическим, социальным, демографическим  и др.

 

6. Эпидемиологический метод.  Важное место среди эпидемиологических  методов исследования занимает  эпидемиологический анализ. Эпидемиологический  анализ представляет собой совокупность  методов изучения особенностей  эпидемического процесса с целью  выяснения причин, способствующих  распространению данного явления  на данной территории, и разработки  практических рекомендаций по  его оптимизации. С точки зрения  методики общественного здоровья, эпидемиология представляет собой  прикладную медицинскую статистику, которая в этом случае выступает  как основной, в значительной  степени специфический, метод.

 

 Использование эпидемиологических  методов в разных областях  здравоохранения на больших популяциях  позволяет выделить различные  составляющие эпидемиологии: клиническую  эпидемиологию, экологическую эпидемиологию,  эпидемиологию неинфекционных заболеваний,  эпидемиологию инфекционных заболеваний  и т.д.

 

 Клиническая эпидемиология  является основой доказательной  медицины, позволяющей с использованием  строго научных методов на  основании изучения клинического  течения болезни в аналогичных  случаях составлять прогноз для  каждого конкретного пациента. Цель  клинической эпидемиологии –  разработка и применение таких  методов клинического наблюдения, которые дают возможность делать  объективные заключения, избегая  влияния ранее допущенных ошибок.

 

 Эпидемиология неинфекционных  заболеваний изучает причины  и частоту возникновения неинфекционных  заболеваний с целью разработки  мер профилактики и снижения  уровня распространенности этих  болезней.

 

 Эпидемиология инфекционных  заболеваний изучает закономерности  эпидемического процесса, причины  возникновения и распространения  инфекционных заболеваний с целью  разработки мер борьбы с этими  болезнями, их предупреждения  и ликвидации.

 

 Говоря об общественном  здоровье, выделяют эпидемиологию  показателей общественного здоровья.

 

 Для изучения различных  проблем в области общественного  здоровья необходимо пользоваться  всеми указанными методами исследования. Они могут быть использованы  не только самостоятельно, но  и в самых различных сочетаниях, благодаря чему могут быть  достигнуты последовательность  и доказательность результатов  социально-гигиенических исследований.

 

 Главной целью общественного  здоровья является создание рациональной  общественной службы здравоохранения  с высоким коэффициентом полезного  действия. Поэтому для нее особое  значение имеют исследования, связанные  с усовершенствованием работы  органов и учреждений здравоохранения,  с научной организацией труда  медицинского персонала и т.д.  Темами таких исследований могут  быть: оценка характера и объема  потребностей населения в медицинской  помощи; исследование влияния различных  факторов, определяющих эти потребности;  оценка эффективности существующей  системы здравоохранения; разработка  путей и средств ее улучшения;  составление прогнозов обеспечения  населения медицинской помощью.

 

 

2. Основы медицинской  статистики

 

 

2.1 Статистика. Предмет и  методы исследования. Медицинская  статистика

 

 

 Слово «статистика»  происходит от латинского слова  «status» – состояние, положение. Впервые это слово в середине XVIII века применил немецкий ученый Ахенваль при описании состояния государства (нем. Statistik, от итал. stato – государство).

 

Статистика:

 

1) вид практической деятельности, направленной на сбор, обработку,  анализ и публикацию статистической  информации, характеризующей количественные  закономерности жизни общества (экономики,  культуры, политики и др.).

 

2) отрасль знаний (и соответствующие  ей учебные дисциплины), в которой  излагаются общие вопросы сбора,  измерения и анализа массовых  количественных данных.

 

Статистика как наука  включает разделы: общая теория статистики, экономическая статистика, отраслевые статистики и др.

 

 Общая теория статистики  излагает общие принципы и  методы статистической науки.

 

 Экономическая статистика  изучает при помощи статистических  методов народное хозяйство в  целом.

 

 Отраслевые статистики  изучают статистическими методами  различные отрасли народного  хозяйства (отрасли статистики: промышленная, торговая, судебная, демографическая,  медицинская и т.д.)

 

 Статистические методы  широко применяют в различных  областях знаний: в математике, физике, биологии, медицине и т.д.

 

 Как каждая наука,  статистика имеет свой предмет  исследования – массовые явления  и процессы общественной жизни,  свои методы исследования –  статистические, математические, разрабатывает  системы и подсистемы показателей,  в которых отражаются размеры  и качественные соотношения общественных  явлений.

 

 Статистика изучает  количественные уровни и соотношения  общественной жизни в неразрывной  связи с их качественной стороной. Математика также изучает количественную  сторону явлений окружающего  мира, но абстрактно, без связи  с качеством этих тел и явлений.

 

 Статистика возникла  на базе математики, и широко  пользуется математическими методами. Это выборочный метод исследования, основанный на математической  теории вероятности и законе  больших чисел, различные методы  обработки вариационных и динамических  рядов, измерение корреляционных  связей между явлениями и др.

 

 Статистика разрабатывает  и специальную методологию исследования  и обработки материалов: массовые  статистические наблюдения, метод  группировок, средних величин,  индексов, метод графических изображений.

 

 В литературе, как правило,  не проводят разграничения математических  и статистических методов, применяющихся  в статистике.

 

 Главная задача статистики, как и всякой другой науки,  заключается в установлении закономерностей  изучаемых явлений.

 

 Одной из отраслей  статистики является медицинская  статистика, которая изучает количественную  сторону массовых явлений и  процессов в медицине.

 

Статистика здоровья изучает  здоровье общества в целом и его  отдельных групп, устанавливает  зависимость здоровья от различных  факторов социальной среды.

 

Статистика здравоохранения  анализирует данные о медицинских  учреждениях, их деятельности, оценивает  эффективность различных организационных  мероприятий по профилактике и лечению  болезней.

 

 Требования, предъявляемые  к статистическим данным, можно  сформулировать в следующих положениях:

 

1) достоверность и точность  материалов;

 

2) полнота, понимаемая  как охват всех объектов наблюдения  за весь исследуемый период, и  получение всех сведений по  каждому объекту в соответствии  с установленной программой;

 

3) сравнимость и сопоставимость, достигаемая в процессе наблюдения  единством программы и номенклатур  и в процессе обработки и  анализа данных – применением  унифицированных методических приемов  и показателей;

 

4) срочность и своевременность  получения, обработки и представления  статистических материалов.

 

 Объектом любого статистического  исследования является статистическая  совокупность – группа или  множество относительно однородных  элементов, т.е. единиц, взятых  вместе в конкретных границах  времени и пространства и обладающих  признаками сходства и различия

Информация о работе Общественное здоровье как наука