Нормативно-правовое обеспечение здравоохранения и фармацевтической службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:24, контрольная работа

Краткое описание

Контрольная работа содержит подробные ответы на 29 вопросов

Оглавление

1. Тема I. Нормативно-правовое обеспечение здравоохранения и фармацевтической службы. Структура управления здравоохранением и фармацевтической службой.
Вопрос №7. Международные нормы права в области здравоохранения. Документы ВОЗ в области здравоохранения. Документы ЕС в области здравоохранения. Документы международной организации по стандартизации в области здравоохранения.
2. Тема II. Государственное регулирование в сфере обращения лекарственных средств.
Вопрос №18. Порядок осуществления фармацевтической деятельности и розничной торговли лекарственными препаратами.
3. Тема III. Организационно-правовые формы коммерческих организаций
Вопрос №29. Общество с дополнительной ответственностью.
4. Тема IV. Виды аптечных организаций
Вопрос №31. Определение «аптечная организация», «ветеринарная аптечная организация» (ФЗ №61).
5. Тема V. Аптека, обслуживающая население (задачи, функции, требования, состав помещений, оборудование, оснащение, штат).
Вопрос №44. Основной нормативный документ, регламентирующий требования, предъявляемые к аптеке, обслуживающей население. Основные положения.
Вопрос №54. Помещение для хранения товарных запасов. Основные требования, оснащение.
6. Тема VI. Санитарный режим аптечных организаций.
Вопрос №65. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря.
Вопрос №74. Обработка рук персонала.
Вопрос №84. Ситуационные задачи.
7. Тема VII. Порядок назначения лекарственных средств и выписывания рецептов. Порядок отпуска ЛС аптечными организациями.
Вопрос №94. Задачи и функции рецептурно- производственного отдела аптеки.
Вопрос №104. Списки наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров. Нормативный документ.
Вопрос № 114. Специальный рецептурный бланк. Основные и дополнительные реквизиты. ЛС, выписываемые на рецепте. Нормативный документ.
Вопрос №121. Ситуационные задачи.
8. Тема VIII. Предметно-количественный учет ЛС.
Вопрос №139. Требования к оформлению и ведению «Журнала учета отпуска ядовитых, сильнодействующих лекарственных средств и спирта этилового».
Вопрос №143. В РПО аптеки поступил рецепт.
9. Тема IX. Безрецептурный отпуск ЛС и других товаров аптечного ассортимента
Вопрос №156. Оборудование торгового зала аптечной организации, используемое для выкладки товаров аптечного ассортимента.
Вопрос №167. Пациент обратился к провизору с просьбой отпустить таблетки Цифран без рецепта. Ваши действия? Ответ обосновать.
10. Тема X. Лекарственное обеспечение граждан, имеющих право на льготы при амбулаторном лечении
Вопрос №174. Порядок отпуска из аптечных организаций ЛС, предоставляемых бесплатно.
Вопрос №181. В аптеку обратился участник Великой Отечественной войны с рецептами на 6 наименований ЛС, выписанных в один день .Допускается ли отпуск ЛС в данной ситуации? Источники финансирования отпуска ЛС в данном случае.
11. Тема XI. Организация внутриаптечного контроля качества. Организация проведения лабораторных и фасовочных работ.
Вопрос №194. Приемочный контроль. Цели, методика.
Вопрос №183. Права и обязанности провизора-аналитика и провизора-технолога по контролю качества лекарств в аптеке.
Вопрос №212. В середине рабочего дня провизор-технолог подошел к фармацевту, занятому изготовлением лекарств, и решил провести опросный контроль лек. формы, содержащей наркотическое средство, приготовленной в начале дня. Фармацевт отказался отвечать, сославшись на то, что за это время он приготовил десятка два лекарств и уже не помнит, как готовил данную лек. форму.Кто прав? Какой документ регламентирует данную ситуацию? Каков порядок проведения опросного контроля в аптеке.
12. Тема XII. Организация работы отдела запасов в аптеке. Основные принципы хранения отдельных групп лекарственных средств.
Вопрос №224.Заключение договора на поставку товара и его структура.
Вопрос №234. Особенности хранения различных групп лекарственных средств в зависимости от физико-химических свойств.
Вопрос №244. При плановой проверке деятельности городской аптеки комиссия территориального управления Росздравнадзора установила.
13. Тема XIII. Лекарственное обеспечение стационарных больных.
Вопрос №257. Порядок комплектации заказов по требованиям-накладным и отпуск заказов в отделения ЛПУ.
Вопрос №267. Как должно быть оформлено требование на изготовление инфузионного раствора Рингер-Локка в объеме 10л? В размере какой потребности (в днях) будет осуществлен отпуск в отделение ЛПУ этого раствора?
14. Тема XIV. Организация работы предприятий оптовой торговли ЛС. Фармацевтическая логистика.
Вопрос №277. Стандарт деятельности предприятий оптовой торговли лекарственными средствами и его значение в регулировании процесса обращения лекарственных средств.
Вопрос №287. Вы направили поставщику проект договора на поставку перевязочных средств. В ответ пришел подписанный договор с протоколом разногласий. Ваши действия в случае согласия с условиями поставщика, и в случае не согласия с условиями поставщика.
15. Заключение.
16. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Контра по УЭФ.doc

— 938.50 Кб (Скачать)

НД: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 февраля 2007 г. N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания".

Вопрос №121. Ситуационные задачи

   В аптеку поступил рецепт на раствор Катахрома (витаминные глазные капли) с указанием срока годности рецепта 1 год. Как должен быть оформлен рецепт?

Ответ:

   На рецептурном бланке должна быть пометка  врача «Хроническому больному» указан срок действия рецепта и периодичность отпуска лекарственных средств из аптечного учреждения (организации) (еженедельно, ежемесячно и т.п.), заверить это указание своей подписью и личной печатью, а также печатью лечебно-профилактического учреждения "Для рецептов".  (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 февраля 2007 г. N 110  "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания»).

 

Тема VIII. Предметно-количественный учет ЛС.

Вопрос №139. Требования к оформлению и ведению «Журнала учета отпуска ядовитых, сильнодействующих лекарственных средств и спирта этилового».

Ответ:

     Регистрация операций, связанных с отпуском ядовитых, сильнодействующих лекарственных средств и спирта этилового ведется в специально отведенном журнале. Журнал регистрации должен быть сброшюрован, пронумерован и скреплен подписью руководителя юридического лица и печатью юридического лица. Руководитель юридического лица назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов регистрации, в том числе в подразделениях. Записи в журналах регистрации производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение, шариковой ручкой (чернилами) в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции  Нумерация записей в журнале регистрации  осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров. Нумерация записей в новых журналах регистрации начинается с номера, следующего за последним номером в заполненных журналах. Не использованные в текущем календарном году страницы журналов регистрации прочеркиваются и не используются в следующем календарном году. Запись в журналах регистрации каждой проведенной операции заверяется подписью лица, ответственного за их ведение и хранение, с указанием фамилии и инициалов. Исправления в журналах регистрации заверяются подписью лица, ответственного за их ведение и хранение. Подчистки и незаверенные исправления в журналах регистрации не допускаются. Юридические лица ежемесячно проводят в установленном порядке инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ, а также сверку прекурсоров путем сопоставления их фактического наличия с данными учета (книжными остатками). Заполненные журналы регистрации вместе с документами, подтверждающими осуществление операций, связанных с отпуском ядовитых, сильнодействующих лекарственных средств и спирта этилового, сдаются в архив юридического лица, где хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. По истечении указанного срока журналы регистрации подлежат уничтожению по акту, утверждаемому руководителем юридического лица.

(НД: ПП РФ от 04.11.2006 №644)

 

Вопрос №143. В РПО аптеки поступил рецепт:

Rp.: Amyli

        Zinci oxydi

        Talci.........................................ana 15,0

        Aquae purificatae....................250 ml

        Glycerini.................................50,0

        Spiritus aethylici.....................50 ml

        Misce. Da. Signa. Втирать в кожу стоп.

Каковы должны быть профессиональные действия провизора при осуществлении  фармацевтической экспертизы поступившего рецепта? Каковы профессиональные действия материально-ответственного лица в конце календарного месяца и после инвентаризации при осуществлении предметно-количественного учета одного из ингредиентов прописи?

Ответ:

   Так как в рецепте выписан спирт этиловый, подлежащий Предметно количественному учету (ПКУ). Провизор должен (обязан) обратить внимание на форму рецептурного бланка №148-1/у-88, его оформление: основные и дополнительные реквизиты (Штамп ЛПУ, подпись и личная печать врача, треугольная печать ЛПУ «Для рецептов») в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 февраля 2007 г. N 110  "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания». Проверить, не завышена ли норма отпуска в прописи (допускается отпуск  до 50,0 в смеси), подчеркнуть наименование красной ручкой, рецепт остается в аптеке для учета, на руки больному выдается сигнатура. В конце рабочей смены провизор должен сделать выборочный лист (выборку). Выборочный лист подшивается к рецепту и передается руководителю аптеки для отражения в журнале учета. В конце календарного месяца материально ответственное лицо выводит книжный остаток.

     При проведении инвентаризации снимается фактический остаток спирта этилового, который заносят в «журнал учета отпуска ядовитых, сильнодействующих лекарственных средств и спирта этилового». Итоги месяца заверяются подписью материально ответственного лица. Если в результате инвентаризации фактические остатки расходятся с книжными и выявляется недостача, то могут быть применены нормы естественной убыли в соответствии с приказом  МЗ РФ № 284от 20 июля 2001 года « Об утверждении норм естественной убыли ЛС и других медицинских товаров в аптечных учреждениях независимо от организационно-прававой формы».

 

Тема IX. Безрецептурный отпуск ЛС и других товаров аптечного ассортимента

Вопрос №156. Оборудование торгового зала аптечной организации, используемое для выкладки товаров аптечного ассортимента.

Ответ: 

Для выкладки товара используются вертикальные витрины, стеллажи с полками и ящиками,  прилавки «остекленные» и «глухие», гондолы, стойки. Полки  витрин должны быть  расположены  на уровне глаз и пояса.

 

Требования к современному аптечному оборудованию

Аптечное оборудование должно быть:

– совершенным технически

– удобным как для покупателей, так и для работников аптеки

– эстетически приятным для восприятия,

а также:

– выгодно представлять товар с учетом размещения вывески и ценника

– давать возможность хорошо видеть товар покупателям

– облегчать процесс продажи работникам первого стола.

Торговая площадь делится на следующие зоны:

– зона, занятая оборудованием (установочная площадь)

– зона обслуживания посетителей (площадь для прохода покупателей и перемещения товаров)

– зона рабочих мест (для оформления рецептов и отпуска лекарств)

– зона расчетов с посетителями (площадь контрольно-кассового узла)

– зона ожидания и отдыха

– зона, занятая под дополнительные услуги, представляемые аптекой.

Очень важно правильно подобрать и разместить оборудование в торговом зале, потому что это, в свою очередь, дает:

1. Увеличение товарооборота (на м2 торговой площади).

2. Повышение эффективности использования торговой площади.

3. Максимальную обозримость ассортимента.

4. Расширенные возможности выкладки товаров.

5. Условия для эффективного обслуживания покупателей и продуктивной работы персонала аптеки.

Критерии выбора витрины:

– расположение – удобно ли покупателям подходить к витринам, видеть товар, нагибаться, чтобы рассмотреть  его на нижних полках, проходить мимо них с корзинками

– передвижение полок: имеется  ли возможность передвигать полки  в зависимости от выставляемого  товара (обычно от 1,6 до 2,25 м)

– длина – необходимо найти оптимальный вариант для  каждой зоны. Слишком длинные витрины создают однообразие, слишком короткие – беспорядочное нагромождение

– цвет – обычно выбирают цвета, используемые в фирменном  стиле или же нейтральные: зеленый, белый, голубой, бежевый и др.

Что необходимо для оптимальной выкладки товара

При расчете зоны оптимальной выкладки нужно учитывать поле зрения человека (угол в 54 градуса по горизонтали, 27 градусов вверх и 10 вниз от уровня глаз – по вертикали).

Перфорация с фиксированным  шагом на внутренних боковых поверхностях витрин и стеллажей позволяет выкладывать на полках разноформатный товар и варьировать расстояние между полками, значительно увеличивая экспозиционную площадь.

Продуманная система  навигации: рубрикаторы с подсветкой облегчают ориентацию покупателей  и направляют движения покупательских потоков.

Разделители и ценникодержатели дают возможность удобно классифицировать товар и грамотно организовать выкладку.

Все ящики должны быть снабжены надежной системой роликовых  направляющих, обеспечивающих плавный  и беспрепятственный ход.

      

Вопрос №167. Пациент обратился к провизору с просьбой отпустить таблетки Цифран без рецепта. Ваши действия? Ответ обосновать.

Ответ:

    Провизор обязан отказать в отпуске, объяснив, что данный препарат не входит в перечень безрецептурных препаратов. Основанием для отказа будет  приказ МЗ РФ № 578 от 13.09.2005 «Об утверждении перечня ЛС, отпускаемых без рецепта врача».

 

Тема X. Лекарственное обеспечение граждан, имеющих право на льготы при амбулаторном лечении

Вопрос №174. Порядок отпуска из аптечных организаций ЛС, предоставляемых бесплатно.

Ответ:

    Отпуск лекарственных средств в рамках оказания государственной социальной помощи осуществляется при предъявлении правильно оформленного рецепта формы N 148-1/у-04 (л), формы N 148-1/у-06 (л) в количестве трех экземпляров (два экземпляра оригинал и копию пациент предъявляет в аптеку, один экземпляр (копия) подклеивается в амбулаторную карту больного), утвержденной приказом Минздравсоцразвития от 12.02.2007 N 110. При приеме рецепта работник аптеки должен:

1.Проверить соблюдение всех условий страхового случая:

а) рецепт должен быть выписан  в лечебно-профилактическом учреждении к которому прикреплена аптека, включенном в Перечень ЛПУ;

б) рецепт должен быть выписан  врачом, включенным в Перечень врачей;

в) лекарственное средство, выписанное в рецепте, должно быть включено в действующий Перечень лекарственных средств;

г) пациент, указанный  в рецепте, должен быть внесен в Федеральный  Регистр лиц, имеющих право на обеспечение необходимыми лекарственными средствами за счет средств федерального бюджета.

2.  Проверить правильность  заполнения рецепта, обратив внимание  на:

а) срок действия бесплатного  рецепта - 1 месяц со дня выписки (за исключением подлежащих предметно-количественному  учету). Специальные рецепты на наркотическое средство и психотропное вещество действительны в течение 5 дней со дня выписки; рецепты, выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88 - в течение 10 дней;

б) наличие штампа лечебно-профилактического  учреждения с указанием названия ЛПУ, его адреса и телефона, а также кода ЛПУ, соответствующего Основному государственному регистрационному номеру (ОГРН);

в) правильность заполнения кода категории и кода нозологической группы;

г) наличие отметки  об источнике финансирования;

д) соответствие фамилии, имени, отчества и даты рождения пациента страховому номеру индивидуального лицевого счета (СНИЛС), номера страхового медицинского полиса ОМС, адреса или номера медицинской карты пациента (истории развития ребенка).

3.При отпуске лекарственных средств по рецепту врача работник аптечной организации делает отметку на рецепте об отпуске препарата (наименование или номер аптечного учреждения (организации), наименование и дозировка лекарственного средства, отпущенное количество, подпись отпустившего и дата отпуска).

На корешке, который  отдается больному должно быть указана  наименование ЛС (торговое), дозировка, количество, способ применения.

4. В случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, рецепт регистрируется в журнале учета на временно отсутствующие лекарственные средства. Отсроченное   обслуживание организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения  гражданина. На обороте рецептурного бланка ставится штамп аптеки о постановке рецепта на отсроченное обеспечение с указание даты и подписи сотрудника, наименования аптеки.

Вопрос №181. В аптеку обратился участник Великой Отечественной войны с рецептами на 6 наименований ЛС, выписанных в один день . Допускается ли отпуск ЛС в данной ситуации? Источники финансирования отпуска ЛС в данном случае.

Ответ:

В данной ситуации отпуск ЛС допускается, но только в том случае если все шесть рецептов (наименований) заверены ВК (Врачебная комиссия) с указанием даты и номера регистрации и подписями членов комиссии. Источник финансирования федеральный.

(НД: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 февраля 2007 г. N 110  "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания»).

 

Тема XI. Организация внутриаптечного контроля качества. Организация проведения лабораторных и фасовочных работ.

Вопрос №194. Приемочный контроль. Цели, методика.

Ответ:

     Приемочный контроль проводится с целью предупреждения поступления в аптеку некачественных лекарственных средств.

     Приемочный контроль заключается в проверке поступающих лекарственных средств на соответствие требованиям по показателям: "Описание"; "Упаковка"; "Маркировка"; в проверке правильности оформления расчетных документов (счетов), а также наличия сертификатов соответствия производителя и других документов, подтверждающих качество лекарственных средств в соответствии с действующими нормативными документами

Информация о работе Нормативно-правовое обеспечение здравоохранения и фармацевтической службы