Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 14:55, курсовая работа
Гипотезой данного исследования являются факторы личностного адаптационного потенциала выпускника, оценивание и развитие следующих особенностей личности:
1. Нормативно – психическая устойчивость личности
2. Коммуникативные особенности личности.
3. Моральная нормативность личности.
Введение………………………………………………………….........стр.3-4
Глава 1. Обзор литературы вопросов профессиональной адаптации молодого специалиста……………………………………...............стр.5
1.1.Общие представления о профессиональной адаптации (виды, типы, адаптационный потенциал и т.д.).............................................стр.5-8
1.2.Организационные и социально-психологические условия
профессиональной деятельности ……………………...............стр.9-11
1.3.Значение личностного фактора профессиональной адаптации................................................................................................стр.12-14
1.4.Критерии успешности профессиональной адаптации…….стр.15
Глава 2. Исследование психологических особенностей личности автора курсовой работы в контексте профессиональной адаптации…………...............................................................................стр.16
2.1.Результаты исследования профессионально важных качеств личности «Самооценка личности» О.И.Моткова…………...............стр.16-20
2.2.Результаты исследования адаптационного потенциала по опроснику «Адаптивность» А.Г.Маклакова, С.В.Чермяниной........стр.21-33
2.3. Анализ личностных особенностей выпускников, ориентированный на выявление и оценку проблем………..….........стр.34-36
Глава 3. Определение направлений совершенствования личностных качеств выпускника (автора курсовой работы) в контексте профессиональной адаптации (выводы и предложения)...................................................................................стр.37-38
Заключение……………………………….…………………………..стр.39-40
Список литературы………………………………….…….........…....стр.41
Адаптация социально-организационная — приспособление к среде, включающее административно-правовые, социально-экономические, управленческие рекреационно-творческие аспекты. [3]
Профессиональную адаптацию специалистов можно определить как процесс вхождения в новую трудовую ситуацию, в которой личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива. Поступая на работу, молодой специалист активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри организации, усваивает новые нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами производства.
Поэтому для молодого сотрудника важно, чтобы его личностные особенности максимально соответствовали тем организационным условиям, которые для него предлагаются на новом месте работы. Психологи отмечают, что становление человека как профессионала непосредственно связано с его развитием как личности.
В то же время специалист должен осознавать, что влияние организационных факторов опосредуется личностными особенностями самого работника и в связи с этим учитывать особенности организации, в которую он устраивается на работу и предвидеть проблемы, которые могут возникнуть в процессе адаптации к новым условиям предприятия.
В процессе адаптации активно изменяются как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности. Психоаналитики большое значение придают социальной адаптации личности.
Структура общества, процесс разделения труда и место человека в обществе в совокупности определяют возможности адаптации, а также (частично) и развитие. Структурой общества, частично с помощью обучения и воспитания, определяется, какие формы поведения с большей вероятностью обеспечат адаптацию.
1.3.Значение личностного фактора профессиональной адаптации.
Личностные факторы являются основой для формирования ориентированности у подростков и молодежи в профессиональной адаптации.
Профессиональный интерес признается важнейшей движущей силой деятельности людей. Интерес к определенной работе обычно зарождается еще в школьный период, присутствует на этапе выбора профессии и почти всегда является «романтическим». Чтобы усилить формирование интереса к профессии, важны следующие условия: общение, готовность к совместной деятельности, широта культурных интересов, связанных с жизненным самоопределением.
Профессиональная установка обусловливает формы поведения человека. На нее влияет осознание критических моментов профессиональной деятельности; объективные представления о собственных психологических и психофизиологических возможностях, потребности в данной трудовой деятельности. Существуют два вида профессиональных установок: установки на трудовое поведение (выполнение профессиональных задач) и установки на особенности организационной среды (престижность профессии, зарплата, продвижение по службе, условия труда, взаимоотношения в коллективе).
Профессионально важные качества влияют на эффективность профессиональной деятельности и в ней совершенствуются. Именно от них во многом зависит достижение вершин профессиональной культуры и мастерства. Профессионально важные качества проявляются в деятельности через справедливое, доброжелательное отношение к окружающим, а также в таких, непосредственно влияющих на профессиональную деятельность качествах, как профессиональная работоспособность, творческое отношение к работе. Важны также показатели ума, воли, эмоциональность и положительные качества характера.
Склонность определяет направленность на конкретную деятельность, усиливает ее продуктивность, отражает профессиональный интерес. Склонности нельзя сводить к знаниям, умениям, навыкам. Выделены основные признаки проявления склонности: длительное и устойчивое стремление личности к этому виду деятельности, успешность выполнения этой деятельности, творческий характер деятельности, устойчивость интереса к данной профессии, стремление к постоянному накоплению этих знаний. Важно также проявление воли, настойчивости, готовности пожертвовать чем-то ради успеха профессиональной деятельности.
Способности — сложное синтетическое образование, включающее в себя ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности. Основу способностей к профессиональной деятельности составляют задатки, еще не развитые, но проявляющиеся уже на первых порах работы. Отмечается, что не любой человек может соответствовать своей выбранной профессии, требующей определенных психофизиологических особенностей, притом что любой человек со средними способностями может всесторонне развить свою личность и проявить талант в данном виде деятельности. Успешность профессиональной деятельности зависит от различных способностей: организаторских, коммуникативных и конструктивных; психомоторных, экспрессивных и социально-интеллектуальных. Недостающие способности возможно компенсировать. В теории обобщены виды компенсации профессиональных способностей: приобретенными знаниями и умениями, стилем деятельности, другой способностью, более развитой и не связанной с первой.
Темперамент может влиять на свойства личности, изменяя их в соответствии с требованиями профессии. Известно, что специалист-холерик по типу темперамента ищет виновника своих неудач, для сангвиника наиболее типично в негативных ситуациях обеспечение задачи деятельности, меланхолик реагирует на фрустрацию обвинениями и упреками самому себе, у флегматика, имеющего трудности переключения с одного вида деятельности на другой, при неблагоприятных условиях чаще развивается вялость, проявляется низкая эмоциональность и выполнение однообразных действий.
Характер - система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношении педагога к себе и к окружающим, к профессиональной деятельности. Черты характера определяют особенности познавательных процессов и чувств. Известно, что профессия может существенно изменять характер человека, приводя как к положительным, так и отрицательным последствиям. [4]
1.4.Критерии
успешности профессиональной
Критерии успешности профессиональной адаптации:
1. Объективные:
• быстрота приобретения и
повышение квалификационного
• степень взаимодействия и согласованности специалиста с коллегами и руководителем;
• стабильность количественных показателей труда:
- систематическое выполнение
- продуктивность деятельности (высокая
производительность при
- отсутствие нарушений.
2. Субъективные:
• удовлетворенность работой в целом и специальностью;
• адекватная оценка своих профессиональных способностей и умений;
• стремление к
Успешность адаптации зависит от ряда факторов:
- личностные факторы - социально-демографические характеристики; социально-обусловленные факторы (образование, стаж, квалификация); психологические факторы (уровень притязания, восприятия самого себя) и др.;
-
производственные факторы –
- социальные факторы: нормы взаимоотношений в коллективе; правила трудового распорядка и др.;
- экономические факторы: размер заработной платы; Различные дополнительные выплаты и др.
Об уровне адаптированности молодого специалиста можно судить
по степени проявления объективных и субъективных критериев, рассматривая их в единстве. Адаптированность молодого специалиста как результат процесса адаптации проявляется значительно позднее (через несколько лет) и в первые годы работы, как правило, не сказывается на результатах профессиональной деятельности. [5]
Глава 2. Исследование психологических особенностей личности автора курсовой работы в контексте профессиональной адаптации.
Объектом исследования является выпускник Краева Мария Николаевна на этапе адаптации к рабочему месту.
Предмет исследования – самооценка личности и адаптационный потенциал выпускника.
ФИО: Краева Мария Николаевна.
Пол: Женский.
Возраст: 19 лет.
Место обучения: ГБОУ СПО НО «НМБК»
Специальность: Фармация.
Курс: 4
Методами исследования является проведение опроса.
В качестве психодиагностического комплекса методик, направленных на исследование успешности адаптации выпускника в организации, были использованы методики: "Самооценка личности" О.И.Моткова и многоуровневый личностный опросник «Адаптивность" (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина.
2.1.Результаты исследования
Данная методика позволяет определить общий уровень самооценки позитивного развития личности и самооценку отдельных факторов и качеств испытуемых. Психологически здоровый человек имеет такой уровень общей самооценки выраженности позитивных аспектов и качеств личности, при котором на высоком уровне обязательно должны быть выражены такие ценностные ориентации как:
1.Ценностные ориентации – 2,3,6,9
2.Воля – 4,7,15,16
3.Способность к самообучению и самовоспитанию - 12,13,14,24
4.Творческие способности– 5,17,19,21
5.Гармоничность (согласие с самим собой) - 11,20,22,23
6.Коммуникативные способности - 1,8,10,18
ИНСТРУКЦИЯ: Оцените, пожалуйста, степень проявления у вас личностных качеств, составляющих приводимый ниже список. Оценивайте ближайший год жизни. Выбирайте один ответ из пяти возможных, представленных в Шкале возможных ответов, ставя напротив оцениваемого качества соответствующую цифру в колонке с данным ответом. Отвечайте искренне.
Шкала возможных ответов:
1 – очень слабая выраженность качества,
2 – слабая выраженность качества,
3 – средняя выраженность качества,
4 – высокая выраженность качества,
5 – очень высокая выраженность качества.
СПИСОК ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
№ |
КАЧЕСТВО |
ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ | |||||
1 |
Активность |
+ |
|||||
2 |
Воспитанность (уважение к людям) |
+ |
|||||
3 |
Доброжелательность |
+ | |||||
4 |
Жизнестойкость |
+ |
|||||
5 |
Инициативность (выдвижение идей) |
+ |
|||||
6 |
Искренность, правдивость |
+ |
|||||
7 |
Настойчивость |
+ |
|||||
8 |
Общительность |
+ | |||||
9 |
Отзывчивость (сочувствие, помощь другому) |
+ |
|||||
10 |
Оптимизм, жизнерадостность (вера в лучшее) |
+ | |||||
11 |
Покладистый характер (легкий, гибкий, идущий на сотрудничество и компромисс) |
+ |
|||||
12 |
Разумность ( учет реальной ситуации) |
+ |
|||||
13 |
Самокритичность (способность видеть у себя и плюсы, и минусы) |
+ |
|||||
14 |
Самостоятельность (чаще - опора на себя) |
+ |
|||||
15 |
Сдержанность |
+ |
|||||
16 |
Собранность (неотвлекаемость) |
+ |
|||||
17 |
Творческость (оригинальность) |
+ |
|||||
18 |
Уверенность |
+ |
|||||
19 |
Увлеченность чем-то интересным |
+ |
|||||
20 |
Уравновешенность (спокойствие) |
+ |
|||||
21 |
Чувство красоты |
+ |
|||||
22 |
Чувство меры (в желаниях, в поведении) |
+ |
|||||
23 |
Гармоничность (согласие с собой и с внешним миром) |
+ |
|||||
24 |
Независимость суждений |
+ |
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
КЛЮЧ
№ |
ФАКТОРЫ (АСПЕКТЫ) ЛИЧНОСТИ |
№№ пунктов |
Число пунктов |
Сумма |
Средний балл |
1 |
Ценностные ориентации |
2, 3, 6 , 9 |
4 |
16 |
4 |
2 |
Воля |
4, 7, 15, 16 |
4 |
14 |
4 |
3 |
Способность к самообучению и самовоспитанию |
12, 13, 14, 24 |
4 |
14 |
4 |
4 |
Творческие способности |
5, 17, 19, 21 |
4 |
13 |
3 |
5 |
Гармоничность (согласие с самим собой) |
11, 20, 22, 23 |
4 |
13 |
3 |
6 |
Коммуникативные способности |
1, 8, 10, 18 |
4 |
16 |
4 |
7 |
Общая самооценка позитивных аспектов личности |
все пункты 1 - 24 |
24 |
86 |
4 |
Выводы:
1. данная методика позволяет выявить общую самооценку позитивных аспектов личности выпускника, имеющих влияние на процесс адаптации на новом рабочем месте.