Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:09, курсовая работа
Цель исследования – изучить существующую практику лечения верховой ездой в Украине и показать, что иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных соматическими, психическими заболеваниями, реконвалесцентов после травм.
Задачи исследования таковы: изучение содержания и основных задач иппотерапии, отличий лечебной верховой езды от других видов лечебной физкультуры, особенностей ипоотерапии при ДЦП, а так же разработка направлений развития реабилитационных центров иппотерапии в Крымской автономии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ИППОТЕРАПИИ. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ОТЛИЧИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ
1.1. Иппотерапия – понятие, содержание и история появления……5
1.2. Основные задачи лечебной верховой езды и условия для занятий ЛВЕ. Отличие лечебной верховой езды от других видов лечебной физкультуры……………………………………………………………….6
1.3. Детский церебральный паралич – этиология и патогенез………8
РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННОСТИ ИППОТЕРАПИИ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ (ДЦП)………………………………………10
2.1. Патофизиологическое обоснование иппотерапии (ИТ). Особенности иппотерапии при детском церебральном параличе….10
2.2. Методика проведения реабилитационных программ…………...15
2.3. Материальное обеспечение занятий по иппотерапии в реабилитационном центре. Мероприятия по повышению квалификации специалистов……………………………………………19
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТЫ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ИППОТЕРАПИИ……..25
3.1. Иппотерапии как способ реабилитации и вовлечения пациентов в общественную жизнь……………………………………………………………25
3.2. Направления развития реабилитационных центров
иппотерапии……………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..34
Хочется предложить, помимо спортивных занятий, осуществлять групповые конные прогулки. Для этого пациент должен обязательно приобрести значительную независимость от медработника, который, тем не менее, должен обязательно присутствовать. Кроме того, во время групповых прогулок все ощущения усиливаются и расширяются по диапазону, так как здесь добавляется удовольствие от вида окружающего пейзажа, от контакта с природой, радость групповой деятельности.
Хотелось бы, чтобы иппотерапия стала доступной не только для детей, но и для взрослых людей. Показания для занятий ЛВЕ настолько расширены, что ей могут заниматься люди с самой различной патологией. [8, с.18-23]
Заключение
В заключение необходимо подвести некоторый итог по проделанной работе.
Для обездвиженного больного очень важна имитация движений человека, идущего нормальным шагом, так как тело имеет свои компенсаторные механизмы запоминания полученного опыта. А тазобедренная область и нижние конечности при езде на лошади, идущей шагом, имитируют эти сложные трехмерные движения. Это неоднократно было зафиксировано во многих учебных пособиях и фильмах, созданных в разных странах.
При верховой езде у седока задействованы
практически все группы мышц. Человеку,
сидящему верхом на движущейся лошади,
приходится постоянно контролировать
равновесие, а это заставляет синхронизировать
работу мышц спины, туловища и всех остальных
мышц, то расслабляя, то напрягая их. В
результате в работу включаются те мышцы,
которые у обездвиженного инвалида бездействуют,
даже не будучи пораженными.
В процессе адаптации организма к физическим нагрузкам, помимо ЦНС большое участие принимают симпато-адреналовая и гипоталямо-гипофизарная системы, т.е. осуществляется еще и гуморальная регуляция.
Под действием физических
упражнений происходит
Возбуждение симпатической нервной
системы стимулирует обмен
Под действием физических упражнений, через моторно-висцеральные рефлексы изменяются функции внутренних органов.
Совершенствование этих рефлексов при различных заболеваниях внутренних органов и лежит в основе лечебно-профилактического действия физических упражнений.
При действии физических упражнений улучшается двигательная функция, координация между нервными импульсами и увеличивается максимальная производительная сила мышц, даже не тренированных, т.е. имеется эффект «переноса» тренировочных влияний.
Верховая езда, для большинства людей, непривычная форма двигательной деятельности, поэтому, кроме вышеперечисленных воздействий, содержит в себе особые механизмы влияния на занимающихся.
Иппотерапия воздействует на организм человека через два мощных фактора: психогенный и биомеханический. Соотношение удельного веса этих механизмов в каждом отдельном случае зависит от заболевания и задач, решаемых с помощью иппотерапии: так при лечении неврозов, ДЦП, умственной отсталости, детского аутизма, основным воздействующим фактором является психогенный, а при лечении постинфарктных больных, больных с нарушениями осанки, сколиозами, остеохондрозами позвоночника, простатита и т.д. ведущим фактором воздействия оказывается биомеханический, хотя ни в одном из этих случаев не следует недооценивать ни одного из факторов т.к. иппотерапия - это метод, оказывающий одновременное воздействие на физический и психосоциальный статусы занимающегося.
Он складывается из общения с живым организмом – лошадью, крупным, темпераментным и сильным животным, обладание и управление которым дарит больному ощущение победы, повиновения ему такого огромного мощного существа, а также чувство превосходства над окружающими, стоящими внизу, на земле людьми. Кроме этого, необходимо учитывать впечатление, производимое непривычно большим пространством вокруг больного (манеж или плац на открытом воздухе), которое позволяет ему почувствовать себя свободным, раскрепощенным.
Необходимо подчеркнуть, что психогенный фактор по разному раскрывается в конкретных нозологиях. Например, если при неврозах лечебный эффект несет чувство победы, свободы, раскрепощенности, то при ДЦП ведущее значение имеет страх (боязнь не удержаться на лошади и др.)что заставляет больного напрячь все усилия, сконцентрировать внимание, скоррегировать сохраняющие равновесие движения и тем самым непроизвольно подавить патологические очаги возбуждения центров моторики.
Вторым мощным фактором воздействия иппотерапии является уже упомянутый выше, биомеханический фактор, влияние которого обусловлено следующими моментами:
Эти ритмичные колебания
вызывают поочередное
Таким образом, движение разными аллюрами, сидя на лошади, предъявляет организму всадника серьезные требования к уровню координации движения и поведению в целом.
Не будучи инвалидом, невозможно почувствовать, что означает для человека, чьи физические возможности резко ограничены по сравнению со всем остальным миром, оказаться верхом на коне и приобрести способность видеть окружающих с высоты, а не с низкой коляски, и двигаться самостоятельно.
Очень хотелось бы, чтобы центров, подобных центру реабилитации г.Симферополь, было как можно больше. Хочется заметить, что центры лечения верховой ездой труднодоступны, тем более для людей с ограниченными возможностями, не имеющих своего транспорта.
У большинства людей с
Таким образом, кроме положительного
эффекта в отношении моторики,
во всех случаях у пациентов
Что еще человек с ограниченными возможностями получает сидя на лошади? Это и освоение своего тела, и освоение пространства, расширение этого пространства, в частности, за счет изменения угла зрения. Трудно передать самоощущение человека, который обычно сидит в инвалидной коляске и смотрит на всех снизу вверх. И вдруг он оказывается на несколько голов выше самого высокого из окружающих и может независимо от всех передвигаться. Владение навыками верховой езды дает возможность перейти от зависимости к новому качеству – качеству человека, управляющего большим животным, направляющего его в необходимую для себя сторону. Человек начинает гордиться своими успехами, у него повышается самооценка, появляется уважение к себе, улучшается самоконтроль.
Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует.
Таким образом, в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуаций верховой езды в повседневную жизнь.
Список использованной литературы:
1. Васильева В.В. Коссовская Э.Б., Степочкина Н.А. Физиология человека– М.: ФиС, 1997. - 192 с.
2. Внеклассная работа по физической культуре. Под ред. Г.П.Богданова, Просвещение, - М., 1965.
3. Выносливость у юных спортсменов. Под ред. Р.Е. Мотылянской. – М., ФиС, 1969.
4. Георгиева С.А., Беликша Н.В., Прокофьева Л.И. и др. Физиология человека. – М.: Медицина, 1977. – 480 с.
5. Грачев Л.К., И.Ю.Казаченко, И.С.Роберт. «Об опыте деятельности экологического центра «Живая нить». – М.: НИИ семьи, 1997 г. – 80 стр.
6. Гурвич П.Т. «Какие заболевания лечат верховой ездой». Журнал «Коневодство и конный спорт» №1 за 1997 г. – стр.22-23.
7. Гурвич П.Т. «Центр лечения верховой ездой». Журнал «Коневодство и конный спорт» №2 за 1997 г. – стр.26-27.
8. Гуревич Д.А. «Лечебная верховая езда». Журнал «Коневодство и конный спорт» №5 за 1997 г. – стр.27-28.
9. Гурвич П.Т. «Верховая езда как средство лечения и реабилитации в неврологии и психиатрии». Журнал «Неврология и психиатрия» №8 за 1997 г. – стр. 65.
10. Ионатамишвили Н.И, Чхиквишвили Ц.Ш. «Особенности райттерапии при детском церебральном параличе» (Кафедра ЛВК и ВК, кафедра неврологии Тбилисской Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации).
11. Ионатамишвили Н.И. «Реабилитация детей с гипокинетической формой детского церебрального паралича» (Кафедра ЛВК и ВК Тбилисской Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации).
12. Рухадзе М.М. «Патофизиологическое обоснование райттерапии» (Кафедра ЛВК и ВК, кафедра неврологии Тбилисской Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации).