Иппотерапия для детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить существующую практику лечения верховой ездой в Украине и показать, что иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных соматическими, психическими заболеваниями, реконвалесцентов после травм.
Задачи исследования таковы: изучение содержания и основных задач иппотерапии, отличий лечебной верховой езды от других видов лечебной физкультуры, особенностей ипоотерапии при ДЦП, а так же разработка направлений развития реабилитационных центров иппотерапии в Крымской автономии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ИППОТЕРАПИИ. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ОТЛИЧИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ
1.1. Иппотерапия – понятие, содержание и история появления……5
1.2. Основные задачи лечебной верховой езды и условия для занятий ЛВЕ. Отличие лечебной верховой езды от других видов лечебной физкультуры……………………………………………………………….6
1.3. Детский церебральный паралич – этиология и патогенез………8
РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННОСТИ ИППОТЕРАПИИ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ (ДЦП)………………………………………10
2.1. Патофизиологическое обоснование иппотерапии (ИТ). Особенности иппотерапии при детском церебральном параличе….10
2.2. Методика проведения реабилитационных программ…………...15
2.3. Материальное обеспечение занятий по иппотерапии в реабилитационном центре. Мероприятия по повышению квалификации специалистов……………………………………………19
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТЫ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ИППОТЕРАПИИ……..25
3.1. Иппотерапии как способ реабилитации и вовлечения пациентов в общественную жизнь……………………………………………………………25
3.2. Направления развития реабилитационных центров
иппотерапии……………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..34

Файлы: 1 файл

Серг иппотерапия расп.doc

— 158.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

Раздел 1. Понятие и содержание иппотерапии. Основные задачи и отличия лечебной верховой езды

1.1. Иппотерапия – понятие, содержание и история появления……5

1.2. Основные  задачи лечебной верховой езды и условия для занятий  ЛВЕ. Отличие лечебной верховой езды от других видов лечебной физкультуры……………………………………………………………….6

1.3. Детский церебральный  паралич – этиология и патогенез………8

Раздел II. Особенности иппотерапии при Детском Церебральном Параличе (ДЦП)………………………………………10

2.1. Патофизиологическое обоснование иппотерапии (ИТ). Особенности иппотерапии при детском церебральном параличе….10

2.2. Методика  проведения реабилитационных программ…………...15

2.3. Материальное обеспечение занятий по иппотерапии в реабилитационном центре. Мероприятия по повышению квалификации специалистов……………………………………………19

Раздел III. Направления совершенствования улучшения работы реабилитационных центров иппотерапии……..25

3.1. Иппотерапии  как способ реабилитации и  вовлечения пациентов в общественную жизнь……………………………………………………………25

3.2. Направления развития реабилитационных центров

иппотерапии……………………………………………………………….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...29

Список  использованной литературы…………………..34

ПРИЛОЖЕНИЕ

          Введение

Темой исследования работы является применение метода иппотерапии для лечения детей – инвалидов.

Физическая реабилитация как медицинская специальность  призвана обеспечить восстановительное лечение и возвращение к труду больных с хроническими заболеваниями. Кроме того, реабилитация призвана возвратить больного к исходному состоянию, выявить и активизировать его функциональные резервы и обеспечить  использование на оптимальном уровне. Методы реабилитации способствуют активизации защитно – приспособительных (саногенетических) механизмов, необходимых организму для борьбы с болезнью, что также играет важную роль в быстрейшем восстановлении трудоспособности.

Паралич детский церебральный - непрогрессирующее нарушение статики и моторики, психики, речи, обусловленное поражением головного мозга на ранних этапах жизни. Причинами заболевания являются нарушения внутриутробного развития, гипоксия и родовая травма, ядерная желтуха, травмы и инфекционные заболевания в первые месяцы жизни. Морфологически обнаруживаются разнообразные пороки развития головного мозга (микро- и макрогирия, гетеротопии, порэнцефалии), атрофия долей или целого полушария, изменения подкорковых узлов, атрофия мозжечка.

Актуальность исследования работы обусловлена следующим. Отличительной чертой лечебной верховой езды является высокая эффективность и уникальность реабилитационно-абилитационного воздействия ЛВЕ на физическую и психическую сферу ребенка. Иппотерапия как одна из форм лечебной физкультуры позволяет решать следующие основные задачи: противодействовать отрицательному влиянию гипокинезии, обусловленной болезнью; развивать физическую активность больного; способствовать восстановлению нарушенных функций;  улучшать или восстанавливать утраченные навыки; обеспечивать профессиональную реабилитацию, формировать новые или восстанавливать утраченные навыки.

Гипотеза исследования заключена  в следующем. Специалисты центров реабилитации  считают, что лечебная верховая езда особенно эффективна в детской реабилитационной практике, в частности в работе с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата и психосоциального статуса.

Предметом исследования работы лечебная верховая езда и эффективность ее применения в детской реабилитационной практике.

Объектом исследования выступают реабилитационные центры иппотерапии, в частности, реабилитационный центр лечебной верховой езды в г.Симферополь.

Цель исследования – изучить существующую практику лечения верховой ездой в Украине и показать, что иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия  на больных соматическими, психическими заболеваниями, реконвалесцентов после травм.

Задачи исследования таковы: изучение содержания и основных задач иппотерапии, отличий лечебной верховой езды от других видов лечебной физкультуры, особенностей ипоотерапии при ДЦП, а так же разработка направлений развития реабилитационных центров иппотерапии в Крымской автономии.

Структура курсовой работы представляет собой три взаимосвязанных раздела, введение, заключение, приложение, содержащее рисунки, список использованных источников, содержащий двенадцать наименований литературных источников. Общий объем курсовой работы составляет тридцать шесть страниц.

 

 

Раздел 1. Понятие и содержание иппотерапии. Основные задачи и отличия лечебной верховой езды

 

1.1. Иппотерапия – понятие, содержание и история появления

 

Иппотерапия является признанным средством  реабилитирующего воздействия  на больных  соматическими, психическими заболеваниями, реконвалесцентов после травм. Она  может применяться при сердечных, желудочно-кишечных и еще множестве других заболеваний и отклонений в состоянии здоровья.

С древнейших времен известно благотворное влияние на здоровье человека езды  и общения с лошадьми. Еще античный врач Гиппократ утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом.

 В современной Европе  Лечебная Верховая Езда (ЛВЕ) стала  развиваться в последние 30-40 лет:  сначала в Скандинавских странах,  затем в Германии, Франции, Голландии,  Швейцарии, Великобритании, Польше  и др.

Центры по ЛВЕ стали  открываться  во многих странах. Так в США работает более 1000, а в Великобритании около 700 групп иппотерапии, в которых оздоравливаются  более 26000 человек с самой разнообразной патологией. В Польше работают около 60 подобных центров.

Толчком к распространению  ЛВЕ в странах Северной Европы, а потом и в других странах мира послужила история датчанки Лиз Хартел. Лиз была спортсменкой. Она занималась конным спортом, пока однажды не заболела полиомиелитом (случай довольно редкий для взрослого человека). Болезнь приковала Лиз к инвалидной коляске. Спортсменка уже не надеялась когда-нибудь сесть на лошадь. В итоге через несколько месяцев занятий верховой ездой Лиз Хартел выздоровела и снова стала заниматься конным спортом и в результате на соревнованиях по выездке во время Олимпийских игр в Хельсинки завоевала серебряную медаль.

В настоящее время  в 45 странах мира действуют центры  ЛВЕ - самостоятельные или при  клубах верховой езды, выделяющих небольшие  манежи и лошадей для занятий  с инвалидами.  

 

1.2. Основные  задачи лечебной верховой езды и условия для занятий  ЛВЕ. Отличие лечебной верховой езды от других видов лечебной физкультуры

 

Отличительной чертой лечебной верховой езды является высокая эффективность и уникальность реабилитационно-абилитационного воздействия ЛВЕ на физическую и психическую сферу ребенка.

Иппотерапия как одна из форм лечебной физкультуры позволяет  решать следующие основные задачи:

  1. противодействовать отрицательному влиянию гипокинезии, обусловленной болезнью;
  2. развивать физическую активность больного;
  3. способствовать восстановлению нарушенных функций;
  4. улучшать или восстанавливать утраченные навыки;
  5. обеспечивать профессиональную реабилитацию, формировать новые или восстанавливать утраченные навыки.

Специалисты центров реабилитации  считают, что ЛВЕ особенно эффективна в детской  реабилитационной практике, в частности в работе с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата и психосоциального статуса.

Применение иппотерапии требует  соблюдения следующих обязательных условий:

А) врачебный контроль за адекватностью и эффективностью физических нагрузок, их коррекция в случае необходимости;

Б) последовательное наращивание  физической активности больного;

В) применение  патогенетически  обоснованного  комплекса  методов  ЛФК-ЛВЕ, лечебной гимнастики, массажа и др.;

Г) активное и сознательное участие больного в реабилитационном процессе;

Д) рациональное сочетание  ЛФК и других методов комплексной  реабилитации (медикаментозных, психотерапевтических, педагогических и др.).

Иппотерапия, по сути, является особой формой лечебной физкультуры. Здесь в качестве спортивного снаряда выступает живая лошадь, но этим отличия ЛВЕ от других форм ЛФК не исчерпываются.

Принципиальное отличие ЛВЕ  от всех других видов лечебной физкультуры (ЛФК) заключается в том, что здесь, как нигде более, обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку, сидя на лошади, двигаясь вместе с нею и на ней, пациент в течение всего сеанса инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные болезнью мышцы своего тела.

Кроме того, ни один из спортивных снарядов не обладает возможностью возбуждать у пациента такую сильнейшую, разнонаправленную мотивацию, которая сопутствует занятиям ЛВЕ: ребенок испытывает огромное желание сесть  на лошадь, почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Эта мотивация способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, с помощью которой достигается не только подавление чувства страха, но и одновременно уменьшение количества   и   объема   гиперкинеза при  (ДЦП), что, в свою очередь, дает возможность обучать пациента правильному построению основного поведенческого фона.

Не менее важно то обстоятельство, что при использовании ЛВЕ  успех лечения во многом зависит  от созвучного взаимодействия двух живых  существ, участвующих в этом действе: пациента и лошади. Отсюда немаловажно  правильно, оптимальным образом подобрать пару «пациент-лошадь», и это является актуальной темой иппотерапевтической теории на современном этапе.

 

1.3. Детский церебральный  паралич – этиология и патогенез

 

Паралич детский церебральный - непрогрессирующее нарушение статики и моторики, психики, речи, обусловленное поражением головного мозга на ранних этапах жизни. Причинами заболевания являются нарушения внутриутробного развития, гипоксия и родовая травма, ядерная желтуха, травмы и инфекционные заболевания в первые месяцы жизни. Морфологически обнаруживаются разнообразные пороки развития головного мозга (микро- и макрогирия, гетеротопии, порэнцефалии), атрофия долей или целого полушария, изменения подкорковых узлов, атрофия мозжечка.

Клиническая картина. Отмечается уменьшение силы и амплитуды произвольных движений. Повышаются сухожильные и надкостничные рефлексы, расширяются зоны их вызывания, появляются патологические рефлексы, иногда клонус стоп и коленных чашечек. Возникает спастическое повышение тонуса мускулатуры. При поражении рук тонус повышается в двуглавой мышце, вследствие чего рука оказывается согнутой в локтевом суставе, кисть сжатой в кулак, а большой палец прижатым к ладони. При поражении ног в первую очередь повышается тонус приводящих мышц бедра, икроножных мышц и разгибателей голени, в результате чего ноги приобретают вытянутое положение с оттянутыми вниз стопами. С течением времени спастическое напряжение мышц приводит к тугоподвижности в суставах и мышечным контрактурам. Иногда наблюдаются ригидность мускулатуры, при пассивных движениях ощущается напряжение (как при сгибании, так и при разгибании). Возможно изменение тонуса (дистония). Возникновение дистонии, ригидности и насильственных движений (атетоз и хореоатетоз) обусловлены поражением подкорковых образований мозга.

Клиническая картина меняется с  возрастом ребенка. Гипотония мышц первых дней жизни позже переходит  в гипертонию. Часто возникают  дистония, атетоз, т. е. гиперкинез, выражающийся медленными насильственными движениями пальцев рук и мимической мускулатуры. Иногда в клинической картине доминируют атаксия, тремор. При атаксии мышечный тонус может быть сниженным. Различают следующие клинические формы церебрального паралича:

1) спастическая диплегия— тетрапарез с преимущественным поражением ног;

2) двойная гемиплегия — тетрапарез с преимущественным поражением рук;

3) гемиплегия — преимущественно  одностороннее поражение конечностей; 

4) гиперкинетическая форма, чаще  всего в виде синдрома двойного  атетоза; 

5) атонически-астатическая — гипотония  (с гиперрефлексией) и нарушение координации движений.

Прогноз. Полной нормализации двигательных функций добиться не удается, за исключением легких случаев. Степень улучшения движений в значительной мере определяется состоянием интеллекта ребенка. Дети с тяжелыми дефектами психики нуждаются в устройстве в специализированные учреждения органов здравоохранения и социального обеспечения. [12, с.15-17]

Раздел II. Особенности иппотерапии при Детском Церебральном Параличе (ДЦП)

 

2.1. Патофизиологическое обоснование иппотерапии (ИТ). Особенности иппотерапии при детском церебральном параличе

 

Лечение больных ДЦП проводиться  комплексно: лечебная гимнастика, иппотерапия  и массаж. В результате лечения  у больных наблюдалось уменьшение спастического синдрома. Следовательно, улучшение наблюдалось при всех формах ДЦП, что объясняется тем, что иппотерапия улучшает статико-локомоторную функцию за счет урегулирования мышечного тонуса в связи с частичным снижением спастичности. Но наилучший результат получен при гиперкинетической форме, где наблюдалось уменьшение объема и амплитуды непроизвольных движений за счет максимальной мобилизации воли.

Информация о работе Иппотерапия для детей