Иппотерапия для детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить существующую практику лечения верховой ездой в Украине и показать, что иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных соматическими, психическими заболеваниями, реконвалесцентов после травм.
Задачи исследования таковы: изучение содержания и основных задач иппотерапии, отличий лечебной верховой езды от других видов лечебной физкультуры, особенностей ипоотерапии при ДЦП, а так же разработка направлений развития реабилитационных центров иппотерапии в Крымской автономии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ИППОТЕРАПИИ. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ОТЛИЧИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ
1.1. Иппотерапия – понятие, содержание и история появления……5
1.2. Основные задачи лечебной верховой езды и условия для занятий ЛВЕ. Отличие лечебной верховой езды от других видов лечебной физкультуры……………………………………………………………….6
1.3. Детский церебральный паралич – этиология и патогенез………8
РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННОСТИ ИППОТЕРАПИИ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ (ДЦП)………………………………………10
2.1. Патофизиологическое обоснование иппотерапии (ИТ). Особенности иппотерапии при детском церебральном параличе….10
2.2. Методика проведения реабилитационных программ…………...15
2.3. Материальное обеспечение занятий по иппотерапии в реабилитационном центре. Мероприятия по повышению квалификации специалистов……………………………………………19
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТЫ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ИППОТЕРАПИИ……..25
3.1. Иппотерапии как способ реабилитации и вовлечения пациентов в общественную жизнь……………………………………………………………25
3.2. Направления развития реабилитационных центров
иппотерапии……………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..34

Файлы: 1 файл

Серг иппотерапия расп.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Все это благотворно влияет на ребенка  в целом, вырабатывая интерес  к иппотерапии, при которой, в  отличие от других форм ЛФК ребенок  активно взаимодействует с лошадью, одновременно соподчиняясь с ней в процессе лечения.

Таким образом, кроме положительного эффекта в отношении моторики, во всех случаях у детей появляется, что немаловажно, самостоятельность, уверенность в своих возможностях и негласное соревнование друг с другом, заинтересованность и огромное желание самим участвовать в процессе лечения, что явилось огромной движущей силой в их оздоровлении.

Лечебная верховая езда (райттерапия, иппотерапия) является одной из форм лечебной физкультуры. Ее условно делят на иппотерапию-лечение с помощью лошади, и реабилитационную верховую езду

Круг заболеваний, при которых  применяют лечебную верховую езду, очень широк:

  • нарушение двигательной сферы в результате параличей, полиомиелита и т. д.;
  • поражение органов чувств – слепота, глухота;
  • психические заболевания – аутизм, неврозы, некоторые формы шизофрении;
  • умственная отсталость – олигофрения, синдром Дауна и др.;
  • различные нарушения социальной адаптации
  • послеоперационная реабилитация.

Основной механизм воздействия иппотерапии на организм человека (больного), тот же, что у любой другой формы ЛФК, т. е. он основан на концепции лечебно-профилактического влияния физических упражнений.

Современная физиология рассматривает  любую деятельность организма человека, как единого целого,  совокупность физических и психических свойств и взаимоотношений с окружающей средой.

Иппотерапия опирается на лечебно-профилактический характер влияния верховой езды, воздействие  на организм человека осуществляется через нервно-гуморальный механизм и, подчиняется законам адаптации к физическим нагрузкам и формирования двигательных навыков.

Под влиянием лечебно-профилактического  воздействия физических упражнений в организме происходит активная перестройка функций.

Температура тела лошади выше человеческой на 1,5 градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют спастичные мышцы ног всадника, усиливая кровоток в конечностях. Улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга.

Кроме того, для обездвиженного больного очень важна имитация движений человека, идущего нормальным шагом, так как тело имеет свои компенсаторные механизмы запоминания полученного опыта. А тазобедренная область и нижние конечности при езде на лошади, идущей шагом, имитируют эти сложные трехмерные движения. Это неоднократно было зафиксировано во многих учебных пособиях и фильмах, созданных в разных странах.

При верховой езде у седока задействованы  практически все группы мышц. Человеку, сидящему верхом на движущейся лошади, приходится постоянно контролировать равновесие, а это заставляет синхронизировать работу мышц спины, туловища и всех остальных мышц, то расслабляя, то напрягая их. В результате в работу включаются те мышцы, которые у обездвиженного инвалида бездействуют, даже не будучи пораженными.                        

В процессе адаптации организма  к физическим нагрузкам, помимо ЦНС  большое участие  принимают симпато-адреналовая  и гипоталямо-гипофизарная системы, т.е. осуществляется еще и гуморальная  регуляция.   

 Под действием физических  упражнений происходит активация висцеральных органов и систем, а механизм активации заключается в повышении функции симпатической нервной системы и ретикулярной формации под регулирующим управлением коры головного мозга.

Возбуждение симпатической нервной  системы стимулирует обмен веществ – катаболизм и способствует быстрому и эффективному расходу энергии.

Под действием физических упражнений, через моторно-висцеральные рефлексы изменяются функции внутренних органов.

Совершенствование этих рефлексов  при различных заболеваниях внутренних органов и лежит в основе лечебно-профилактического действия физических упражнений.

При действии физических упражнений улучшается двигательная функция, координация  между нервными импульсами и увеличивается  максимальная производительная сила мышц, даже не тренированных, т.е. имеется эффект «переноса» тренировочных влияний.

Верховая езда, для большинства  людей, непривычная форма двигательной деятельности, поэтому, кроме вышеперечисленных  воздействий, содержит в себе особые механизмы влияния на занимающихся.

Иппотерапия воздействует на организм человека через два мощных фактора: психогенный и биомеханический. Соотношение удельного веса этих механизмов в каждом отдельном случае зависит от заболевания и задач, решаемых с помощью иппотерапии: так при лечении неврозов, ДЦП, умственной отсталости, детского аутизма, основным воздействующим фактором является психогенный, а при лечении постинфарктных больных, больных с нарушениями осанки, сколиозами, остеохондрозами позвоночника, простатита и т.д. ведущим фактором воздействия оказывается биомеханический, хотя ни в одном из этих случаев не следует недооценивать ни одного из факторов т.к. иппотерапия - это метод, оказывающий одновременное воздействие на физический и психосоциальный статусы занимающегося.

Он складывается из общения с  живым организмом – лошадью, крупным, темпераментным и сильным животным, обладание и управление которым  дарит больному ощущение победы, повиновения  ему такого огромного мощного  существа, а также чувство превосходства  над окружающими, стоящими внизу, на земле людьми. Кроме этого, необходимо учитывать впечатление, производимое непривычно большим пространством вокруг больного (манеж или плац на открытом воздухе), которое позволяет ему почувствовать себя свободным, раскрепощенным.

Необходимо подчеркнуть, что психогенный  фактор по разному раскрывается в  конкретных нозологиях. Например, если при неврозах лечебный эффект несет  чувство победы, свободы, раскрепощенности, то при ДЦП ведущее значение имеет  страх (боязнь не удержаться на лошади и др.), что  заставляет больного напрячь все усилия, сконцентрировать внимание, скоррегировать сохраняющие равновесие движения и тем самым непроизвольно подавить патологические очаги возбуждения центров моторики.

Вторым мощным фактором воздействия иппотерапии является уже упомянутый выше, биомеханический фактор, влияние которого обусловлено следующими моментами:

  1. Влияние колебаний возникающих и идущих от спины движущейся лошади в 3-х взаимоперпендикулярных плоскостях. Эти колебания имеют среднюю амплитуду и навязываются больному, будучи разными при различных аллюрах.

 Эти ритмичные колебания  вызывают поочередное напряжение  и         относительное   расслабление мышц туловища, что  обуславливает удержание тела  больного на лошади во время  ее движения.

  1. Биомеханический фактор способствует созданию у больных новых рефлексов, развитию равновесия, координации движений. Развитие равновесия сопровождается в человеческом организме развитием симметрий, а именно симметричного развития мышц туловища, конечностей, суставно-связочного аппарата, т.е. всего опорно-двигательного аппарата, а также симметричных внутренних органов. В то же время, выработка баланса всадника на лошади, на разных аллюрах, способствует возникновению и закреплению  новых условных и безусловных рефлексов. Все это вместе взятое способствует формированию нового двигательного навыка. Кроме того, развитие равновесия играет решающую роль при лечении некоторых форм сколиоза (нефиксированных), начальных формах остеохондроза (дискоз), при асимметричных конечностях и асимметрично развившимися, в связи с  этим мышцами, что чревато многими неприятными последствиями в состоянии здоровья, а также с асимметричным гипертонусом отдельных групп мышц при ДЦП и других подобных нарушениях.

Таким образом, движение разными аллюрами, сидя на лошади, предъявляет организму всадника серьезные требования к уровню координации движения и поведению в целом.

 

2.2. Методика проведения реабилитационных программ

 

Врач центра иппотерапии, при направлении к нему пациентов, страдающих ДЦП:

А)  выясняет диагноз, возраст, уровень психофизических  возможностей будущих пациентов, наличие  или отсутствие противопоказаний к  занятиям ЛВЕ, после чего принимает  предварительное решение о целесообразности применения ЛВЕ. В случае положительного решения ребенок с родителями приглашается на прием с предупреждением о необходимости предоставить в центр справку от лечащего врача, подтверждающую отсутствие противопоказаний к применению ЛВЕ, и амбулаторную карту, из которой делается необходимая выписка (подробный анамнез, примененные ранее методы лечения и реабилитации и др.);

Б) осматривает на приеме больного ребенка (включает определение  параметров, по динамике которых в  дальнейшем будет отслеживаться  эффективность ЛВЕ для данного  пациента); заполняет медицинскую карту по утвержденной форме, вносит в нее необходимые сведения из амбулаторной карты пациента; принимает окончательное решение о целесообразности  назначения ЛВЕ в данном случае; в случае положительного решения направляет больного после предварительной консультации с методистами к одному из них, сообщив все необходимые сведения о больном и записав назначения в медкарту;

В) знакомит родителей  со способами и особенностями  метода ЛВЕ, с «Правилами безопасности», предупреждает о возможных непредсказуемых ситуациях, которые могут возникнуть в ходе занятий на лошадях даже при самом скрупулезном соблюдении «Правил», и предлагает им оставить расписку в том, что они, ознакомившись с «Правилами безопасности», обязуются соблюдать их, посещая с детьми занятия ЛВЕ, а также не предъявлять претензий в случае падения с лошади или травмирования их ребенка, если оно произошло не в следствие нарушения «Правил безопасности», утвержденных в центре реабилитации;

Г) совместно с иппотерапевтом, в группу которого зачислен пациент, обсуждает задачи и направления процесса реабилитации в зависимости  от уровня психофизических возможностей пациента и избирает оптимальный путь для решения этих проблем.

Медицинская сестра приходит с аптечкой на место проведения занятий  ЛВЕ (манеж, плац) за 5-10 минут до их начала с тем, чтобы:

         А) удостоверится в готовности  манежа (плаца) к проведению занятий  по иппотерапии и в отсутствии  каких бы то ни было нарушений  «Правил безопасности»; при обнаружении  нарушений медсестра (самостоятельно или с чьей-либо помощью) принимает меры по их устранению, отменяя или задерживая в случае необходимости проведение занятий до устранения помехи;

         Б) убедиться в том, что ни  пациенты, ни их родители, ни сотрудники  не страдают острыми респираторными заболеваниями, а если таковые обнаруживаются, отстраняет их от занятий и отправляет домой;

         В) помочь иппотерапевту, если  имеются сомнения в состоянии  здоровья пациента, решить вопрос  о целесообразности проведения  с ним занятий по ЛВЕ.

  1. Наблюдает за общей ситуацией на месте проведения занятий и, заметив отступление от правил безопасности, принимает соответствующие меры (предупреждает иппотерапевта или родителей о необходимости принять меры предосторожности, останавливает занятия и т.п.), оказывая, если это нужно, посильную помощь иппотерапевту в устранении опасных моментов.
  2. Оказывает в случае надобности первую медицинскую помощь обратившимся к ней участникам занятий по ЛВЕ или прочим присутствующим на занятиях.
  3. Регистрирует в журнале посещаемости детей, пришедших на занятия по ЛВЕ.
  4. Беседует с пациентами и их родителями, сообщает им назначения или советы врачей.
  5. Записывает или докладывает врачам обо всех экстраординарных ситуациях, имевших место во время дежурства.

В своей повседневной деятельности методист руководствуется настоящей должностной инструкцией, решениями правления центра и непосредственно подчиняется председателю правления центра реабилитации.

Во время занятий ЛВЕ методист несет полную ответственность за жизнь и здоровье пациентов, строго соблюдает правила безопасности и требует их соблюдения от коновода и родителей пациентов.

Проводя занятия по ЛВЕ, методист:

А) обеспечивает безопасность своих пациентов с помощью  профессионально выполняемой страховки;

Б) способствует достижению положительных сдвигов в физическом и психосоциальном статусе пациентов, применяя для каждого из них индивидуально подобранные упражнения, методические приемы и режимы ЛВЕ;

В) отслеживает динамику психофизических  параметров своих подопечных, ведя специальную анкету, принятую в центре. Работа с анкетами ведется под контролем и с помощью врача, который помогает оценивать полученные результаты и, в случае необходимости вносит коррективы в режим ЛВЕ.

Методист составляет ежедневные индивидуальные планы занятий  с каждым больным, ведет дневник о проделанной (ежедневно) работе, где фиксирует также свои впечатления по поводу проведения уроков с каждым из пациентов.

Методист приходит на место занятия  за 5 минут до начала  занятия, чтобы  убедиться:

А) в соответствии обстановки на манеже (на плацу) требованиям «Правил  безопасности»;

 Б) в готовности  к работе коновода и лошади.

После прибытия пациента методист обязан убедиться в том, что тот вполне готов по состоянию  здоровья нести нагрузку по ЛВЕ, в  случае каких-либо отклонений в его состоянии совместно с медработником решает вопрос о целесообразности проведения с пациентом урока ЛВЕ.

Во время занятий  методист руководит действиями коновода, отдавая краткие и четкие команды.

Проводя занятия по заранее  составленному плану, методист внимательно наблюдает за поведением и состоянием подопечного и, заметив признаки сильного утомления или другие негативные явления, вносит изменения в намеченный план, снижая или вовсе прекращая нагрузку (по совету медработника).

После занятия методист помогает пациенту «поблагодарить» (угостить) лошадь, следя при этом, чтобы  угощение подавалось с открытой ладони; обменивается с пациентом и его  родителями впечатлениями и информацией. После занятий делает записи в дневнике.

В случае своей болезни или отсутствия по другой уважительной причине методист временно передает своих пациентов коллеге, подробно проинструктировав его по поводу каждого из них и предварительно известив о замене родителей своих подопечных.

Информация о работе Иппотерапия для детей