Иппотерапия для детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить существующую практику лечения верховой ездой в Украине и показать, что иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных соматическими, психическими заболеваниями, реконвалесцентов после травм.
Задачи исследования таковы: изучение содержания и основных задач иппотерапии, отличий лечебной верховой езды от других видов лечебной физкультуры, особенностей ипоотерапии при ДЦП, а так же разработка направлений развития реабилитационных центров иппотерапии в Крымской автономии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ИППОТЕРАПИИ. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ОТЛИЧИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ
1.1. Иппотерапия – понятие, содержание и история появления……5
1.2. Основные задачи лечебной верховой езды и условия для занятий ЛВЕ. Отличие лечебной верховой езды от других видов лечебной физкультуры……………………………………………………………….6
1.3. Детский церебральный паралич – этиология и патогенез………8
РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННОСТИ ИППОТЕРАПИИ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ (ДЦП)………………………………………10
2.1. Патофизиологическое обоснование иппотерапии (ИТ). Особенности иппотерапии при детском церебральном параличе….10
2.2. Методика проведения реабилитационных программ…………...15
2.3. Материальное обеспечение занятий по иппотерапии в реабилитационном центре. Мероприятия по повышению квалификации специалистов……………………………………………19
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТЫ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ИППОТЕРАПИИ……..25
3.1. Иппотерапии как способ реабилитации и вовлечения пациентов в общественную жизнь……………………………………………………………25
3.2. Направления развития реабилитационных центров
иппотерапии……………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..34

Файлы: 1 файл

Серг иппотерапия расп.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

 

2.3. Материальное обеспечение занятий по иппотерапии в реабилитационном центре. Мероприятия по повышению квалификации специалистов

 

Для занятий по лечебной верховой езде необходимо наличие:

  1. лошади,
  2. места для занятий,
  3. оборудования и приспособлений,
  4. экипировки для занимающихся.

 

Для работы по ЛВЕ пригодны лошади любой породы, если они спокойны, добронравны и обладают уравновешенной нервной системой. Однако, предпочтение следует отдавать не высококровным, породистым лошадям, которые, как правило, отличаются качествами, малопригодными для ЛВЕ, а простым и беспородным. Если же лошадь все-таки породистая, то желательно, чтоб в прошлом она не участвовала в скачках или бегах.

Лошади не должны быть слишком высокими, чтоб методисту было не тяжело с  ними работать. Нежелательна высокая  костистая холка, так как на такую лошадь нельзя будет посадить ребенка без седла, а этот способ широко применяется в ЛВЕ.

По возрасту для занятий наиболее подходят лошади между 5-6 и 13-14 годами. К 5-6 годам лошадь уже сложилась  и физически и эмоционально, поэтому можно не опасаться неожиданного проявления  каких-либо нежелательных качеств.

Выбирая лошадь, необходимо достоверно убедиться в том, что она не боится щекотки, спокойно реагирует  на прикосновение к ушам, хвосту, пояснице, паху, что не препятствует сидящему на ней всаднику поворачиваться во все стороны, ложиться ей на круп, садиться задом наперед и т.д.

Заниматься иппотерапией можно:

А) летом – на обычном плацу  на открытом воздухе. Плац должен иметь  соответствующие размеры (не меньше чем 60х40 м) и быть огороженным, хотя бы невысоким заборчиком. Грунт на плацу должен быть ровным, мягким, хорошо впитывающим влагу;

Б) для занятий в зимнее время  года необходим специальный крытый манеж стандартных (60х40 м) или произвольных размеров 60х40 м.

В составе оборудования для занятий ЛВЕ в первую очередь следует назвать пандус, с которого очень удобно и безопасно сажать в седло пациентов. Они (пандусы), к сожалению, не предусмотрены в манежах в России, поэтому занятия по ЛВЕ проводятся в обычных, рассчитанных только на здоровых всадников, манежах.

Если нет пандуса, можно использовать монтуар (лесенку с тремя-четырьмя ступеньками), который делает посадку ребенка на лошадь более удобной и частично облегчает задачи методиста.

В составе оборудования можно назвать  также разноцветные пластмассовые или другие предметы (ведра, конусы и др.), с помощью которых проводится обучение элементам управления лошадью, а также мячи, пластмассовые обручи, кегли, кольца, мешочки с горохом и другие предметы для манипуляций с ними во время занятий. В выборе предметов, применяемых с этой целью, можно проявить полную свободу.

Конское снаряжение для ЛВЕ состоит  из обычного снаряжения для верховой езды – седла со всеми принадлежностями и трензельного оголовья с поводом  – и специального, очень разнообразного в зависимости от его назначения и вида инвалидности занимающегося пациента. Специальное снаряжение включает страховочные пояса с ручками и самые разнообразные седла, мягкие и жесткие насадки на них, приспособления, изменяющие форму и площадь седла, поддерживающие бедра и колени или спину всадника, овечью шкуру, заменяющую седло, специальные модифицированные стремена («девонширский башмак»), раздельные, разноцветные и разделенные узелками на участки поводья и многое другое, созданное для удобства и частичной компенсации физических и других недостатков, мешающих при занятиях ЛВЕ.

Верхняя одежда должна соответствовать  времени года и погоде, не быть слишком  теплой или слишком легкой при  низкой температуре воздуха; она  не должна также стеснять движений. Желательно, чтобы даже летом верхняя одежда имела длинные рукава, позволяющие избежать повреждения кожи при падении.

Брюки не должны скользить по седлу (например, для них не годятся  болоньевые ткани).

На ноги лучше всего надевать кожаные или резиновые сапоги с нескользкой подошвой и достаточно высокими голенищами.

В момент занятий лица, не имеющие  непосредственного отношения к  проходящему в данный момент занятию (ожидающие или закончившие свой сеанс, переодевающиеся дети, их родители, зрители и др.), должны находиться на безопасном расстоянии от лошадей, от их рабочего маршрута, в специально отведенном для этого месте.

К работе по реабилитации детей-инвалидов  с использованием лечебной верховой езды допускаются только лица, прошедшие  обучение по методике страховки пациентов во время ЛВЕ и имеющие соответствующие свидетельства.

Занятия по иппотерапии и экитерапии разрешены только в помещениях (манеже) или на открытом воздухе (плацу), где  полностью соблюдены условия, установленные  «Правилами безопасности»; они проводятся только в присутствии медперсонала, обеспеченного комплектом медикаментов, необходимых для оказания первой медицинской помощи.

Коновод, приводящий лошадь в манеж (на плац), уводящий ее после занятий, должен быть предельно собран, внимательно следить за ситуацией и предупреждать возможные опасные случайности.

Методист перед сеансом ЛВЕ  обязан:

        А) убедиться  в готовности лошади и коновода  к началу работы, в наличии  необходимого оборудования для  начала занятия;

        Б) выяснить, нет ли у его пациента каких-либо отклонений в состоянии здоровья или в настроении, несовместимых с занятиями ЛВЕ. В каждом подобном случае решение о целесообразности занятий принимается совместно с медработником;

        В) проверить  соответствие одежды пациента  требованиям его безопасности, а также наличие правильно надетого и застегнутого страховочного шлема.

Если пациент «тяжелый» (в прямом и переносном смысле), методисту  рекомендуется воспользоваться, во избежание опасной ситуации, помощью  коллеги или одного из родителей, предварительно проинструктировав их.

Посадка пациента на лошадь и ссаживание его в конце занятий – самые  ответственные и опасные моменты, поэтому перед тем, как посадить ребенка на лошадь, полезно еще  раз убедиться в безопасности ситуации, спокойствии лошади и готовности коновода.

  Во время посадки пациента:

  • коновод становится перед лошадью лицом к ней, держа повод врастяжку и слегка поигрывая трензелем;
  • методист становится вполоборота у левого плеча лошади, держа пациента поближе к себе, и применяя наиболее подходящий способ, уверенными движениями осуществляет посадку.

В процессе занятий методист внимательно  наблюдает за состоянием пациента и, заметив какие-либо тревожные симптомы (явные признаки утомления или  что-либо еще), обязан прекратить занятия и посоветоваться с медработником по поводу дальнейших действий (рис. 2.1 Приложения).

При возникновении во время занятий  непредвиденных, чреватых опасностью для любого из участников сеанса обстоятельств  методист немедленно прекращает сеанс, поступая далее по обстоятельствам.

При возникновении опасных ситуаций во время занятий по экитерапии (падение  одного из всадников, неповиновение  одной или нескольких лошадей  и т.д.) тренер подает команду «Стой». Помощник (коновод) становится перед  лошадью с поводом врастяжку и старается успокоить ее. Дальнейшие действия зависят от обстоятельств, решение принимает тренер.

           По окончании занятий, во время «угощения» лошади, коновод следит за тем, чтобы, во-первых, «угощение» было подходящим, а во-вторых, чтобы лошадь стояла спокойно, а дети и родители не находились в опасной близости к ее ногам и зубам; методист помогает ребенку правильно и без риска «угостить» лошадь.

          Специалисты  реабилитационного центра иппотерапии постоянно повышает свою профессиональную квалификацию:

А) занимаясь на проводимых в центре реабилитации обучающих семинарах по проблемам ЛВЕ;

Б) посещая семинары, конференции, «круглые столы» и другие мероприятия, организуемые на базе как реабилитационного, так и родственных организаций;

В) участвуя в проводимых в центре занятиях по различным аспектам ЛВЕ,  медицины, педагогики и смежных дисциплин.

  1. Совершенствует свои знания и умения в области верховой езды.
  2. Активно участвует в научно-практической работе по объективному отслеживанию результатов воздействия ЛВЕ, в работе по подготовке методических разработок и рекомендаций по применению ЛВЕ в реабилитационной практике, в составлении банка упражнений и др.

По договоренности с администрацией принимает участие в обучении стажеров методам страховки и проведению занятий по ЛВЕ, проводит практические занятия по ЛВЕ во время обучающих семинаров, организуемых на базе реабилитационного центра. [6, с.21-25]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел III. Направления совершенствования улучшения работы реабилитационных центров иппотерапии

 

3.1. Иппотерапии как способ реабилитации и вовлечения пациентов в общественную жизнь

 

Иппотерапия – конная реабилитация, а еще проще – лечение с  помощью лошади. Чтобы убедить  скептиков, достаточно показать результаты, достигнутые этой дисциплиной, разработанной  специалистами высочайшего уровня, в лечении таких патологий, как  церебральный паралич, мозговые травмы и параличи ног. Шаг за шагом, под неустанным наблюдением медиков многие инвалиды приобретают возможность установить нормальные отношения с окружающим миром и улучшить свое физическое состояние.

Направление реабилитации, использующее конный спорт как терапевтическое средство, которое в некоторых случаях может считаться следующим этапом формировании больного человека как личности, ставит перед собой задачу добиться улучшения состояния пациентов, страдающих тяжелыми поведенческими расстройствами и трудностями в отношении с ближними. Эта цель может быть достигнута именно потому, что животное, не имеющее культурной надстройки, часто затрудняющей человеческие взаимоотношения, принимает пациента таким, как он есть, и позволяет установить простые, но внушающие уверенность отношения.

Во время лечения пациент  должен заниматься также уходом за животным, кормить его, следить за сбруей до и после сеанса терапии.

Введение инвалида в нормальную спортивную среду (конный спорт для  инвалидов) представляет собой важнейший шаг для вовлечения в общественную жизнь. Естественно, не все пациенты приходят к этому этапу, но те, кому это удается, получают огромное удовлетворение от возможности быть частью нормального мира, и это в  невероятной степени улучшает их отношения с людьми.

 

3.2. Направления развития реабилитационных центров иппотерапии

 

Расширение деятельности центров  реабилитации и улучшение качества лечения пациентов невозможно без привлечения средств спонсоров и благотворительных организаций. Для этого предлагается интенсифицировать работу по информированию населения и потенциальных спонсоров о деятельности реабилитационных центров, результатах лечения пациентов методом иппотерапии путем размещения рекламных и информационных материалов в средствах массовой информации, телевидении, радио, международной компьютерной сети Интернет и т.п.

Хочется заметить, что зарубежные центры иппотерапии широко используют средства спонсоров и благотворительных организаций для улучшения своей деятельности и развития.

С целью улучшения качества лечения и обслуживания пациентов предлагается расширение центров путем организации филиалов в различных точках Крымского полуострова. Это позволит увеличить количество пациентов, сделать услуги центров реабилитации более доступными, так как пациент сможет выбрать для лечения филиал, наиболее близко расположенный к его месту жительства. Филиалы могут быть созданы на базе уже существующих организаций, например, туристических конных баз в п. Лучистое и Парагельмен, имеющих отношение к коневодству и конному спорту, что позволит снизить финансовые затраты.

Для улучшения финансового положения центров реабилитации предлагается ввести платные услуги по прокату лошадей и обучению верховой езде для всех желающих. Полученные средства можно применить для расширения и улучшения работы реабилитационных центров, увеличения заработной платы персонала и т.д. Такой метод привлечения денежных средств, кстати, не требует ввода в штат центра новых должностей, является достаточно эффективным и также широко используется зарубежными иппотерапевтическими организациями. Непременное условие – коммерческая деятельность не должна быть помехой для осуществления основной цели реабилитационных центров – лечению пациентов методом иппорерапии.

Для улучшения качества обслуживания пациентов предлагается организовать в рамках центров реабилитации службу доставки пациентов. В ее задачи входила бы доставка пациентов с ограниченными физическими возможностями на место занятий и к месту жительства после занятий. Не секрет, что многие из них не могут применять лечение иппотерапией в следствие того, что просто не имеют возможности добраться до центра и обратно. Это улучшит качество лечения пациентов и увеличит их количество.

Как уже говорилось выше, для занятий  конным спортом вообще и иппотерапией в частности необходимо большое количество специальной экипировки, требующей подчас индивидуального изготовления и подгонки. Более того, для занятий иппотерапией требуется оборудование, (специальные седла с рукоятками, подставки и т.п.), которое практически невозможно купить. Тем не менее оно необходимо. Для изготовления и ремонта специального оборудования предлагается организовать мастерскую. Это представляется целесообразным, так как улучшит качество лечения, повысит удобство и степень независимости от сторонних организаций.

С целью обмена опытом, методиками работы и лечения пациентов, рабочими материалами и т.п. предлагается расширять и углублять контакты с зарубежными организациями, аналогичными реабилитационными центрам Украины, в частности г. Симферополь. За рубежом иппотерапия применяется уже длительное время, накоплен определенный опыт работы и выживания в условиях рыночной экономики, следовательно, такие контакты должны оказаться полезными для реабилитационных центров Крыма и других аналогичных центров в Украине.

Информация о работе Иппотерапия для детей