Инородные тела дыхательных путей и ЛОР-органов у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:23, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский травматизм. Объяснение данному факту можно искать и как со стороны халатного поведения взрослых и как со стороны современных тенденций детского развития. Во всех странах детский травматизм становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.........................................…………………………….............. 4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………………..8
ГЛАВА I. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНОРДНЫХ ТЕЛ………….....................8
ГЛАВА II. ИНОРОДНЫЕ ТЕЛА ПОЛОСТИ НОСА ………….................10
2.1. Клиническая картина.......................................................................11
2.2. Диагностика …...................................................................................13
2.3. Лечение................................................................................................13
ГЛАВА III. ИНОРОДНЫЕ ТЕЛА УХА……………………………..............14
3.1. Клиническая картина.......................................................................15
3.2 Диагностика и лечение инородных тел уха..................................17
ГЛАВА IV. ИНОРОДНЫЕ ТЕЛА ГЛОТКИ……………………………......19
4.1. Клиническая картина........................................................................20
4.2. Диагностика инородных тел глотки.............................................. 21
4.3. Лечение.................................................................................................23
ГЛАВА V. ИНОРОДНЫЕ ТЕЛА ГОРТАНИ…………………....................23
5.1. Клиническая картина....................................................................... 24
5.2. Диагностика...................................................................................24
5.3. Лечение..........................................................................................24
ГЛАВА VI. ИНОРОДНЫЕ ТЕЛА БРОНХОВ………………...................25
6.1. Клиническая картина.................................................................26
6.2. Диагностика..................................................................................27
6.3. Лечение..........................................................................................28
ГЛАВА VII. НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ................................................30
7.1. Правила удаления инородного тела из верхних дыхательных путей и ротовой полости способом «Буратино» у младенца…...30
7.2. Правила извлечение инородного тела способом «Буратино» у подростка………………………………………………………………... 31
7.3. Правила извлечение инородного тела
из дыхательных путей ударом под диафрагму
(способ Геймлиха)……………………………………………………...32
7.4. Оказание помощи при попадании на слизистую глотки и гортани тонкой селёдочной косточки, ворсинки или волоска
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ….................................................................34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…47

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (1).doc

— 934.00 Кб (Скачать)

Министерство здравоохранения  Самарской области

министерство образования и науки Самарской области

министерство имущественных отношений Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Самарский медико-социальный колледж»

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«Инородные тела дыхательных путей и           ЛОР-органов у детей»

 

 

 

Выполнила:                                                       Зеленова Крестина Дмитриевна,

500 группа, 060101  Лечебное дело

 

Научный руководитель:

Васина Елена Рюриковна, преподаватель высшей категории

 

Рецензент:

Васина Людмила Юрьевна, главная медсестра ГБУЗ СО СГДКБ № 1 им. Н.Н. Ивановой

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара, 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.........................................……………………………..............   4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………………..8

ГЛАВА I. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНОРДНЫХ ТЕЛ………….....................8

ГЛАВА II. ИНОРОДНЫЕ ТЕЛА ПОЛОСТИ НОСА ………….................10

2.1. Клиническая картина.......................................................................11

2.2. Диагностика …...................................................................................13

2.3. Лечение................................................................................................13  

ГЛАВА III. ИНОРОДНЫЕ ТЕЛА УХА……………………………..............14 

3.1. Клиническая картина.......................................................................15

3.2  Диагностика и лечение  инородных тел уха..................................17   

ГЛАВА IV. ИНОРОДНЫЕ ТЕЛА ГЛОТКИ……………………………......19

4.1. Клиническая картина........................................................................20

4.2. Диагностика инородных  тел глотки.............................................. 21

4.3. Лечение.................................................................................................23

ГЛАВА V. ИНОРОДНЫЕ ТЕЛА ГОРТАНИ…………………....................23

5.1. Клиническая картина....................................................................... 24

5.2. Диагностика...................................................................................24

5.3. Лечение..........................................................................................24

ГЛАВА VI. ИНОРОДНЫЕ ТЕЛА БРОНХОВ………………...................25

6.1. Клиническая картина.................................................................26

6.2. Диагностика..................................................................................27

6.3. Лечение..........................................................................................28

ГЛАВА VII. НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ................................................30

7.1. Правила удаления инородного тела  из верхних дыхательных путей и ротовой полости  способом «Буратино» у младенца…...30

7.2. Правила извлечение инородного тела способом «Буратино» у подростка………………………………………………………………... 31

7.3. Правила извлечение инородного тела  
из дыхательных путей ударом под диафрагму  
(способ Геймлиха)……………………………………………………...32

7.4. Оказание помощи при попадании на слизистую глотки и гортани тонкой селёдочной косточки, ворсинки или волоска

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ….................................................................34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…47

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский травматизм. Объяснение данному факту можно искать и как со стороны халатного поведения взрослых и как со стороны современных тенденций детского развития. Во всех странах детский травматизм становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т.п.

Детский травматизм — это внезапно возникшие повреждения, вызванные внешним воздействием и встречающиеся среди детей разного возраста в аналогичных условиях быта, проведения досуга, обучения и воспитания.                                                                                                             

Дети – это маленькие исследователи. В область их исследований входит абсолютно всё. И они хотят не только видеть, слышать и осязать окружающее, но попробовать все, до чего дотянутся их ручки, на вкус. А дотягиваются эти ручки не всегда только до игрушек. Часто это бывают совсем неподходящие предметы, например, бусины, пуговицы, фасоль или горох, орехи и так далее. Мелкие предметы дети пытаются применить ко всему и чаще всего заталкивают их в самые неподходящие места. И к таким неподходящим местам относятся уши, нос и рот. Какой-то мелкий предмет, который ребенок засунул в рот, во время глубокого вдоха «проскакивает» в гортань. Причиной такого вдоха может служить испуг, плач, крик.

Кроме того, ребенок этого возраста только учится правильно жевать и глотать твердую пищу. И, разумеется, не сразу у него это получается. Поэтому именно в этом возрасте максимальна опасность попадания кусков твердой пищи в дыхательные пути.

Плохо еще и то, что ребенок не всегда может сказать, что именно с ним произошло. И иногда инородные тела в дыхательных путях выявляются слишком поздно.

Проблемой инородных тел дыхательных путей у детей в последние десятилетия занимаются не только отоларингологи, но педиатры, рентгенологи, анестезиологи, эндоскописты и детские хирурги. По мнению большинства врачей, проведение санационно-диагностических бронхоскопий необходимо при малейшем подозрении на аспирацию инородного тела в ранние или отдаленные сроки заболевания, так как риск этого оперативного вмешательства гораздо меньше возможных негативных последствий пребывания инородных тел в дыхательных путях.

Наличие тяжелейших осложнений при аспирации инородных тел в дыхательные пути, возможность возникновения летального исхода, трудности диагностики при неопределенной клинической картине, а также возможность возникновения хронического поражения бронхолегочной системы делают проблему инородных тел дыхательных путей чрезвычайно актуальной, особенно в вопросах ранней диагностики и полноценного лечения детей с инородными телами.                                                                                           

Попадание инородных тел в дыхательные пути ребенка – явление в детском возрасте нередкое. Основными причинами аспирации инородных тел являются нарушения культуры питания и ухода за ребенком, дисфагия, снижение кашлевого рефлекса.

Цель исследования: анализ этиологических факторов, патогенеза, клиники, диагностики и лечения инородных тел органов дыхания и пищеварения у детей.

Объект исследования: учетно-отчетная документация ЛОР-отделения ГБУЗ СО СГДКБ №1 им. Н.И. Ивановой.

Предмет исследования: детский травматизм - инородные тела дыхательных путей и лор-органов.

Гипотеза: рост детского травматизма находится в прямой зависимости от анатомо-физиологических, психологических особенностей детей, халатного поведения взрослых, отсутствия профилактических мероприятий и  своевременной медицинской помощи.

Задачи исследования:

1. Провести сравнительный  анализ частоты встречаемости  инородных тел дыхательных путей  и других органов  у  детей  в различные возрастные периоды.

2. Выявить особенности  клинических проявлений аспирации  ИТ с учетом их природы, локализации и длительности пребывания в дыхательных путях, а также возраста больных.

3. Изучить современные  методы диагностики и лечения  инородных тел.

4. Провести обзор  медицинской литературы по детскому  травматизму.

5. Разработать брошюры  для родителей «Первая помощь ребенку с инородным телом носа», «Первая помощь ребенку с инородным телом уха и глотки».

Методы исследования:

    1. Аналитический
    2. Статистический

Теоретическая значимость: статистический и теоретический материал значительно расширит представление о детском травматизме и его профилактике.

Практическая значимость: данная работа содержит информационный материал, необходимый для практической деятельности фельдшера, направленной на раннюю диагностику, лечение, неотложную помощь и профилактику  детского травматизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА I. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНОРОДНЫХ ТЕЛ

 

Инородное тело (лат. corpus alienum) — с медицинской точки зрения любой чужеродный предмет, попавший внутрь организма, включая вдыхаемую пыль и паразитов.

По механизму обструкции (противодействие нормальной работе) дыхательных путей инородные тела различаются на:

  • необтурирующие просвет. Воздух свободно проходит мимо инородного тела на вдохе и выдохе.
  • полностью обтурирующие просвет. Воздух не проходит вообще.
  • обтурирующие просвет по типу "клапана". На вдохе воздух проходит мимо инородного тела в легкое, а на выдохе инородное тело перекрывает просвет, препятствуя тем самым выходу воздуха из легкого.

Также инородные тела различаются по способу фиксации.

  • Фиксированное инородное тело прочно сидит в просвете бронха и практически не смещается при дыхании.
  • Баллотирующееся инородное тело не фиксировано в просвете и при дыхании может перемещаться из одного отдела дыхательной системы в другое. Его перемещение можно услышать фонендоскопом в виде «хлопанья» при дыхании. Иногда оно слышно даже на расстоянии. Кроме того, баллотирующееся инородное тело опасно ещё и тем, что при ударе им снизу по голосовым связкам возникает стойкий ларингоспазм, приводящий сам по себе к практически полному закрытию просвета гортани.

Инородные тела могут попасть в любую часть дыхательных путей. Но по локализации самое опасное место – это гортань и трахея. Инородные тела в этой области могут полностью перекрыть доступ воздуха. Если не оказать немедленную помощь, то смерть наступает за 1-2 минуты.

Для маленьких детей опаснее всего ситуация, когда инородное тело застревает между складками голосовой щели. Ребенок при этом не может издать ни единого звука. Объясняется это тем, что наступает спазм голосовой щели, который может привести к остановке дыхания и удушью. У ребенка развивается цианоз (посинение) слизистых оболочек и кожи лица.

То, что  ребенок подавился, становится понятно по внезапному кашлю. При этом лицо у человека краснеет, на глазах выступают слезы. А окружающие с готовностью стучат по спине кулаком. Чаще, конечно, крошка, которая попала «не в то горло», удаляется с кашлем. Но если это не крошка, а, допустим, кусок колбасы, яблока или косточка от фрукта? Тогда с каждым ударом кулака по спине этот кусок будет продвигаться все дальше в дыхательные пути. Нормальное дыхание в этом случае сменится на стридорозное, то есть дыхание с характерным сипом на вдохе и с участием мышц лица, шеи и грудной клетки. Но мало того, что кусок перекрывает доступ воздуха. Он ещё раздражает слизистую оболочку гортани или трахеи, а это, в свою очередь, приводит к их отёку и обильному выделению и скоплению слизи. Если инородное тело к тому же имеет  острые края, как, например, косточка от сливы, то оно ранит слизистую оболочку и к слизи добавляется кровь. Состояние пострадавшего прямо на глазах тяжелеет. Лицо, красное сначала, синеет, на шее набухают вены, на вдохе слышен сип и видно западание над- и подключичных ямок. Кашлевые движения становятся все реже, а движения все более вялыми.  И очень быстро человек теряет сознание. Это состояние носит название синей асфиксии.

Если ребенку быстро не оказать помощь, то синяя асфиксия через несколько минут перейдет в стадию бледной асфиксии. Кожные покровы станут бледными с сероватым оттенком, исчезнет реакция зрачков на свет и пульс на сонной артерии. Другими словами, наступит клиническая смерть.

 

 

 

ГЛАВА II. ИНОРОДНЫЕ ТЕЛА ПОЛОСТИ НОСА

Инородными телами полости носа называют предметы, которые попали в носовую полость при травмах лица или случайно и не заметно проникли, что часто бывает с маленькими детьми. Инородные тела полости носа встречаются преимущественно у детей младшего возраста (до 5-7 лет) [1, 436].

Этиология. Наиболее часто с инородными телами носа приходится сталкиваться специалистам в области детской отоларингологии. Дети, играя, преднамеренно вводят себе и друг другу в нос различные предметы (бусинка, ягодная косточка, семечка, мелкая деталь игрушки, комар или другое насекомое, кусочек дерева, пластмассы, еды, ваты или бумаги). Попавшие таким образом в полость носа инородные тела, как правило, находятся в нижнем носовом ходе. Они составляют 80% от общего числа инородных тел носа. Реже наблюдаются чужеродные предметы, одним концом вклинившиеся в носовую перегородку, а другим — в нижнюю носовую раковину. Инородное тело носа, попавшее в него случайным образом, может иметь любую локализацию.

Информация о работе Инородные тела дыхательных путей и ЛОР-органов у детей